Научная статья на тему 'Характеристика информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения модели дополнительного образования учителей для решения задач модернизации малокомплектных школ'

Характеристика информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения модели дополнительного образования учителей для решения задач модернизации малокомплектных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / DISTANT EDUCATION / UNGRADED SCHOOL / EDUCATIONAL AND METHODICAL SETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стась Андрей Николаевич, Сухачев Г. А.

В статье описываются основные направления информационно-коммуникационного обеспечения организации профессионального роста педагогов в Томском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стась Андрей Николаевич, Сухачев Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE REQUIRED TO CREATE AN EXTENDED EDUCATION MODEL FOR TEACHERS AIMED AT FINDING SOLUTIONS TO MODERNIZE UNGRADED SCHOOLS

The article describes major areas of activities for teachers to obtain information and communication means to organize their professional development efforts in Tomsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Характеристика информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения модели дополнительного образования учителей для решения задач модернизации малокомплектных школ»

УДК: 378.046.4; 378.1

А. Н. Стась, Г. А. Сухачев

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

В статье описываются основные направления информационно-коммуникационного обеспечения организации профессионального роста педагогов в Томском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: дистанционное обучение, малокомплектная школа, дистанционные учебно-методические комплексы.

С июня 1997 г. Минобразованием России был начат эксперимент в области дистанционного образования (ДО). В эксперименте приняли участие вузы с различными формами собственности, успешно реализующие подготовку по программам высшего и дополнительного профессионального образования в традиционных формах обучения с использованием дистанционных технологий.

Область эксперимента была определена следующими основными задачами:

- реализовать основные программы высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами с использованием дистанционных образовательных технологий;

- апробировать и развивать разнообразные дистанционные технологии обучения;

- создать и апробировать электронные учебные материалы, методику и дидактику их применения в дистанционном учебном процессе;

- показать, что расширение доступности образования, получаемого с использованием дистанционных технологий обучения, не приводит к снижению качества образования;

- убедить широкие слои населения и академическое сообщество в полезности и необходимости развития и широкомасштабного применения дистанционных технологий в образовании при непременном обеспечении его высокого качества;

- определить необходимые параметры материального, технического и информационного оснащения дистанционного образовательного процесса, которые могут быть использованы при разработке лицензионных нормативов, аккредитационных требований и процедуры оценки качества подготовки выпускников при аттестации вуза;

- определить необходимые изменения и дополнения, которые следует внести в действующие законы и подзаконные акты, чтобы легализовать применение технологий дистанционного обучения.

В ходе эксперимента была проделана значительная работа по изучению состояния дел в области дистанционного образования в стране:

- проанализированы различные подходы к ДО и особенности дистанционных технологий, применяемых вузами;

- собран значительный фактический материал об оригинальных методах и разработках вузов -участников в области организации, учебно-методического обеспечения и администрирования дистанционного учебного процесса;

- выявлены существенные проблемы, серьезно сдерживающие дальнейшее развитие этого важнейшего направления, во многом определяющего уровень современного образования;

- определены перспективные программные средства, предоставляющие значительные возможности по созданию и поддержке электронных учебно-методических материалов и их использованию в дистанционном учебном процессе.

Основные интегральные результаты, полученные за время проведения эксперимента, заключаются в разработке моделей и технологий дистанционного образования, связаны с развитием комплексных кейс-технологий, Интернета (сетевые) и телевизионно-спутниковые методы ДО, которые различаются по следующим признакам:

- уровень предоставляемого профессионального образования (среднее, высшее, дополнительное);

- базовый принцип организации образовательной среды;

- доля и преимущественные виды очных занятий;

- приоритетная ориентация, состав и степень интерактивности учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемым;

- роли и функции преподавателей и студентов;

- преимущественно используемые технические и программные средства, обеспечивающие контакт со студентом.

Основными задачами опытно-экспериментальной работы Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) стали: изменение технологии обучения через внедрение учебно-методических комплексов (ИКТ-основа) по профессиональным образовательным программам; широкое использование технологий дистанционного

обучения; подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского, инженерно-технического и учебно-вспомогательного состава университета в целях разработки учебно-методических комплексов (ИКТ-основа), а также эффективного использования информационных обучающих технологий; создание информационно-образовательной среды (ИОС) университета.

Предпосылкой успешного решения поставленных задач стало создание в педагогическом университете единой системы, объединяющей усилия структурных подразделений университета (факультетов, кафедр, технических и административных служб) в развитии и поддержке информационнокоммуникационных технологий.

При этом информационные обучающие технологии не заменяют технологий, традиционно применяемых при существующих формах обучения, а гибко и органично интегрируются с ними.

Выделяются основные этапы развития системы дистанционного обучения в педагогическом университете:

Этап 1. Создание локальной информационнообразовательной среды университета.

Этап 2. Создание корпоративной информационно-образовательной среды.

Этап 3. Создание информационно-образовательных округов.

Разработка в университете сертифицированных учебно-методических материалов, пользующихся рыночным спросом, позволяет расширить присутствие университета на рынке ДО сибирского региона и России. Актуальность учебного материала будет возможна за счет того, что элементы ИОС позволяют сравнительно экономично, быстро и часто обновлять их содержание по сравнению с традиционными полиграфическими формами представления учебного материала.

Возможность прохождения обучения по индивидуальной траектории (как по содержанию обучения, так и по времени обучения) и комфортность обучения и преподавания достигаются за счет возможности как обучающемуся, так и преподавателю проводить процесс обучения в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламен-тированный отрезок времени на освоение курса предоставляет педагогам возможность освоения курса как за меньшее, так и за большее время по сравнению с жестко регламентированным по времени традиционным курсом. Для преподавателя уменьшается доля аудиторной учебной нагрузки.

Доступность достигается за счет снижения стоимости обучения и возможности получения образования населением различных географических регионов в различных образовательных учреждениях.

Информационно-образовательная среда педагогического университета объединяет такие компоненты, как: современные технологии, предоставляемые возможностями Интернета; методические рекомендации и разработки; интеллектуальные ресурсы (профессорско-преподавательский состав); созданные и создаваемые в рамках различных научно-технических программ телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы; средства поддержки пользователей.

ИОС педагогического университета обеспечивает независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической политики; все информационные ресурсы заведения размещаются на его сервере, принадлежат и администрируются исключительно только этим заведением; равноправность всех учебных заведений в части административной, маркетинговой и прочей деятельности, направленной на обеспечение качественного проведения учебного процесса (при создании информационно-образовательных округов); конфиденциальность информации каждого учебного заведения; функционирование системы консалтинга и обучения для обмена опытом между профессорско-преподавательским составом, административными и техническими сотрудниками образовательных учреждений по методикам ведения сетевого учебного процесса в информационно-образовательной среде.

ИОС является распределенной и имеет единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возможность быстро и простыми доступными средствами найти список учебных заведений, обеспечивающих получение образования по конкретной образовательной программе по дистанционной технологии; любой информационный обучающий ресурс, зарегистрированный в среде, независимо от места его физического нахождения.

Мониторинг качества усвоения знаний слушателями реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний: оперативное

лекционное тестирование, индивидуальный компьютерный тренинг, модульное контрольное тестирование; письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Тем не менее можно констатировать, что перспективными направлениями развития системы интерактивного образования ТГПУ будут являться разработка адекватного запросам управленческо-педагогических команд малокомплектной школы психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения, повышение контроля качества организации профессионального роста педагогов.

Стась А. Н., кандидат технических наук, доцент кафедры информатики.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: stasan@tspu.edu.ru

Сухачев Г. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 18.08.2010.

A. N. Stas, G. A. Sukhachev

DISTINCTIVE FEATURES OF INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE REQUIRED TO CREATE AN EXTENDED EDUCATION MODEL FOR TEACHERS AIMED AT FINDING SOLUTIONS

TO MODERNIZE UNGRADED SCHOOLS

The article describes major areas of activities for teachers to obtain information and communication means to organize their professional development efforts in Tomsk State Pedagogical University.

Key words: distant education, ungraded school, educational and methodical sets.

Stas A. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: stasan@tspu.edu.ru

Sukhachev G. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.