Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты формирования содержания учебного материала на основе интерактивных технологий'

Научно-методические аспекты формирования содержания учебного материала на основе интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE MEANS OF TEACHING / INTERACTIVE EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина М. С.

В статье представлены интерактивные средства обучения, среди которых можно выделить интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Раскрыты научно-методические основы отбора содержания учебного материала учебных предметов, где активно внедряются и применяются интерактивные средства обучения. Сформулированы концептуальные положения применения интерактивных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TEACHING METHODS ASPECTS OF COMPOSING THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS ON THE BASIS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The interactive methods of teaching, from which it is possible to distinguish an interactive educational set and interactive equipment, are presented in the article. The scientific and teaching related basics of choosing of the contents for training materials of school subjects including the use of interactive means of education are studied. The researcher formulates the conceptual statements of the use of interactive teaching techniques.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты формирования содержания учебного материала на основе интерактивных технологий»

щихся, имеющая определенную стабильность, зависящую от уровня сформированности познавательных способностей;

- познавательная активность рассматривается в рамках умственной познавательной деятельности;

- познавательная активность имеет внешние проявления, анализируя которые можно с достаточной степенью достоверности судить о её содержании и характеристике.

Библиографический список

Таким образом, формирование познавательной активности будущих педагогов в процессе профессионального обучения будет осуществляться более эффективно через специально организованную практическую деятельность, где сочетаются две составляющие активности - внешняя и внутренняя, взаимосвязь и взаимовлияние которых является движущей силой саморазвития и самосовершенствования студента.

1. Андриенко, Е.В. Самоактуализация студентов педвузов // Психологический Университет РАО: материалы симпозиума. - М. - 2002. № 1.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: учебник: в 2 т. - М., 1983. - Т. 1.

4. Крупская, Н.К. Познавательная активность как средство борьбы со схоластикой и формализмом // Педагогические соч.: в 6 т. М., 1979. - Т. 2.

5. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2004.

Bibliography

1. Andrienko, E.V. Samoaktualizaciya studentov pedvuzov // Psikhologicheskiyj Universitet RAO: materialih simpoziuma. - M. - 2002. - № 1.

2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Deyateljnostj i psikhologiya lichnosti. - M., 1980.

3. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: uchebnik: v 2 t. - M., 1983. - T. 1.

4. Krupskaya, N.K. Poznavateljnaya aktivnostj kak sredstvo borjbih so skholastikoyj i formalizmom // Pedagogicheskie soch.: v 6 t. - M., 1979.

- T. 2.

5. Dzhurinskiyj, A.N. Istoriya zarubezhnoyj pedagogiki. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 19.02.14

УДК: 37.02

Artyukhina M.S. SCIENTIFIC AND TEACHING METHODS ASPECTS OF COMPOSING THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS ON THE BASIS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES. The interactive methods of teaching, from which it is possible to distinguish an interactive educational set and interactive equipment, are presented in the article. The scientific and teaching related basics of choosing of the contents for training materials of school subjects including the use of interactive means of education are studied. The researcher formulates the conceptual statements of the use of interactive teaching techniques.

Key words: interactive technologies, interactive means of teaching, interactive equipment.

М.С. Артюхина, канд. пед. наук, доц. Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета

им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: marimari07@mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*

В статье представлены интерактивные средства обучения, среди которых можно выделить интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Раскрыты научно-методические основы отбора содержания учебного материала учебных предметов, где активно внедряются и применяются интерактивные средства обучения. Сформулированы концептуальные положения применения интерактивных средств обучения.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные средства обучения, интерактивное оборудование.

С внедрением информационных и коммуникационных технологий процесс образования осуществляется в принципиально другой среде. Это означает, что технология теперь не просто дополнение, она преобразует образование в соответствии с потребностями информационного общества со значительными последствиями для школьной системы в организации учебного процесса, методах преподавания и содержании обучения.

Среди технологий, использующих средства ИКТ, интерактивные технологии (ИТ) являются наиболее перспективными за счет того, что они предоставляют возможность организовать активное и открытое обсуждение учебного материала, видоизменить его и дополнить в процессе обсуждения в режиме реального времени.

Интерактивность - широкое по содержанию понятие, с помощью которого в современной науке раскрывают характер и степень взаимодействия между объектами, а в методике используют для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом [1].

Специфика интерактивных средств обучения (ИСО) заключается в диалоговом режиме связи учебного материала с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Осуществление разнообразных по форме и содержанию связей с обучаемым: информативная, справочная, кон-

сультирующая, результативная, вербальная, невербальная (графика, цвет, аудио и видео). Наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, когда она выбирается из памяти интерактивного средства обучения либо самим обучаемым, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых обучаемым в ходе работы. Изучение или контроль одного и того же материала может осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности. Учет большого числа параметров при работе с интерактивным средством обучения (затраченное время, количество ошибок или попыток и пр.).

Условно интерактивные средства обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование [2].

Интерактивный учебный комплект представляет собой учебно-методический комплекс: интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности. В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства

информационных технологий. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования.

Характерной чертой отличающей все средства интерактивного учебного комплекта от традиционных средств обучения (в том числе и на компьютерной основе), является незамедлительная обратная связь между обучающимся и средством обучения или интерактивный диалог. Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с учебной системой (программно-аппаратной), характеризующееся (в отличии от просто диалогового, который предполагает обмен текстовыми командами, вопросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным наборов символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним [3]. Интерактивный режим взаимодействия со средством обучения характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие средства и, наоборот, «реплика» последней требует реакции пользователя.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие обучающегося с образовательным интерактивным учебным комплектом. Такие средства должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция интерактивного учебного комплекта на действие обучающих и обучаемых. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия обучающихся, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

Разработка интерактивных комплектов - сложный процесс, объединяющий в себе педагогический, методический и технологический аспекты. В настоящее время общепризнанна необходимость привлечения к созданию интерактивных средств обучения разноплановых специалистов:

- автора учебных и методических материалов;

- методиста, владеющего как особенностями учебного процесса, так и спецификой создания интерактивных комплектов;

- программиста, дизайнера, разработчика мультимедийных компонентов.

Интерактивный учебно-методический комплект должен обеспечивать полноту и непрерывность дидактического цикла: предоставлять обучаемому теоретический материал, обеспечивать активную тренировочную деятельность, строить индивидуальные учебные задания, осуществлять пооперационный контроль действий обучающегося, реализовывать обратную связь, выдавать оценку. Интерактивные учебные комплекты должны удовлетворять потребностям образовательной деятельности и пси-холого-педагогическим требованиям, при этом дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса

и, соответственно, дидактическим принципам обучения.

Представленный интерактивный учебный комплект, его программная составляющая должны быть представлены на соответствующем оборудовании. Целесообразно применение интерактивного оборудования, такого как интерактивная доска, планшет, проектор и т.п.

Формирование современной образовательной системы определяется взаимодействием трех интегрированных факторов:

- новых технических средств образовательных технологий (технологическая основа);

- новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогическая основа);

- новых организационных структур и институциональных форм в области образования (организационная основа).

Внедрение интерактивных средств обучения имеет два основных направления. Первое направление - это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения. В этом случае интерактивные средства обучения выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучающихся. Второе направление представляет собой активное использование интерактивных средств обучения в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах, что в конечном итоге повышает качество и эффективность обучения в целом.

Рассмотрим второе направление внедрения интерактивных средств обучения в учебном процессе. Поскольку методическая система обучения любого учебного предмета, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения [4]. Уточним особенности методической системы обучения, в контексте использования интерактивных средств обучения. Здесь содержание обучения зависит от дидактических возможностей средств обучения и определяет методы и формы проведения занятий. Так, в зависимости от имеющихся в учебном процессе компонентов интерактивного учебного комплекта, педагог может варьировать содержание (обычно в сторону расширения и углубления) в рамках определяемых образовательным стандартом.

Таким образом, методическая система обучения с использованием интерактивных средств обучения и ориентированная на максимальное использование их дидактических возможностей видоизменится в области методического обеспечения (рис. 1.)

Выделим дидактические возможности интерактивных средств обучения:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

- обогащают круг представлений обучающихся, удовлетворяют их любознательность;

- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам обучающихся;

Содержание обучения

Интерактивный учебный комплекс

Дидактические возможности интерактивных средств обучения

зк:

Методы обучения

Средства обучения

Рис. 1. Методическое обеспечение обучения с использованием интерактивного учебного комплекта и учетом его дидактических возможностей

Рис. 2. Отбор содержания обучения работе с интерактивным средством обучения

- создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации;

- усиливают интерес обучающихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, приборов, оборудования;

- делают доступным для обучающихся такой материал, который без интерактивного оборудования недоступен;

- активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- иллюстрируют связь теории с практикой;

- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию педагога и обучающихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Практика показывает, что при планировании учебного процесса дидактические возможности интерактивных средств обучения либо учитываются неполно, либо совсем не учитываются. Именно учет дидактических возможностей и полная их реализация при планировании учебного процесса являются скрытым резервом повышения качества и эффективности учебного процесса. Выделим основные этапы отбора содержания обучения, где планируется использовать новое интерактивное средство обучения, это может быть программный продукт, или техническое устройство или система в комплексе. Для этого на первом этапе проводится анализ содержания учебного предмета, например, математики, где планируется применение новой технологии и дидактических возможностей данной технологии. Здесь определяется перечень тем, где эти технологии целесообразно использовать и ожидается педагогический эффект. На основании этого анализа разрабатываются методические материалы по выделенным темам. Затем осуществляется апробация в реальной практике обучения с использованием методических материалов, в ходе которой становится понятно, правильно ли были выбраны темы, в которых оправданно применение новой технологии, следует ли дополнить список тем, исключить какие-то темы из списка, какие темы раскрыты неполностью в учебном курсе и где новая технология позволит расширить и углубить содержание курса без существенного увеличения учебного времени, где имеются иные скрытые резервы повышения качества и эффективности обучения. Данный процесс носит итерационный характер и является сходящимся. После нескольких итераций должно сформироваться рациональное содержание обучения с применением интерактивных технологий, учитывающее дидактические возможности этих технологий и ориентированное на их эффективное применение.

Для отбора содержания материала учебных предметов, где активно внедряются и применяются интерактивные средства обучения, были разработаны следующие концептуальные положения:

Формировать навыки работы с новой технологией необходимо в курсе информатики.

Введение нового содержания по современным интерактивным технологиям не должно существенно изменять сложившееся содержание курса информатики, а напротив, расширять и углублять его.

Учебный материал по обучению работе с новым интерактивными средствами в курсе информатики должен ориентироваться на опережение учебного материала других дисциплин: где планируется применять данную технологию.

Необходимо осуществление комплекса организационнометодических мер, направленных на апробацию, доработку и внедрение нового комплекса методического обеспечения обучения информатике, и других учебных предметов с использованием современных интерактивных технологий;

повышение квалификации педагогов в области методики применения современных интерактивных технологий в конкретных учебных предметах;

освещение опыта в периодической педагогической печати.

Согласно разработанной концепции применения интерактивных технологий, обучение работе с новым средством обучения должно осуществляться в курсе информатики и носить опережающий характер по отношению к содержанию других учебных предметов. В этом случае отбор содержания обучения с использованием новой технологии должен охватывать два направления: обучение работе с самой технологией и применение этой технологии в обучении соответствующей дисциплине (рис. 2).

Из представленной модели видно, что после определения перечня тем, в которых целесообразно использование новой технологии, формируется содержание в области обучения работы с ней. Затем на основе полученного содержания разрабатывается методика обучения работе с интерактивным средством обучения в курсе информатики, которая должна носить опережающий характер к учебному материалу предметов, на которых будет применяться. Здесь формируются только навыки работы с технологией, не углубляясь в суть предметов. Затем полученные знания умения и навыки работы с технологий будут применяться для изучения конкретных предметов. Этот процесс также носит итерационный характер. После серии итераций должна быть создана рациональная методика обучения с использованием интерактивных средств обучения, которая позволит значительно повысить качество и эффективность обучения.

Интерактивные средства обучения интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Они открывают принципиально новые методические подходы в системе образования. Имеющиеся программные продукты, в том числе интерактивный учебный комплект позволяют повысить эффективность обучения.

Применение интерактивных средств бучения в учебном процессе позволяет

- решить задачи гуманизации образования;

- повысить эффективность учебного процесса;

- развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

- развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет поставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет интерактивное средство обучения;

- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

- осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

Интерактивные средства обучения уже доказали свою эффективность в учебном процессе. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, обеспечивая качественно новый уровень обучения.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-36-01223

Библиографический список

1. Пекшева, А.Г. Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала // Информатика и образование. - 2012. - № 10.

2. Помелова, М.С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. - 2011. - № 4. - Сер.: Педагогика.

3. Рабинович, П.Д. О техносфере нашей новой школы // Образовательная политика. - 2010. - № 11-12.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Peksheva, A.G. Ispoljzovanie sredstv IKT dlya interaktivnoyj kognitivnoyj vizualizacii uchebnogo materiala // Informatika i obrazovanie. - 2012.

- № 10.

2. Pomelova, M.S. Interaktivnihe sredstva obucheniya v innovacionnoyj obrazovateljnoyj srede // Vestnik MGOU. - 2011. - № 4. - Ser.: Pedagogika.

3. Rabinovich, P.D. O tekhnosfere nasheyj novoyj shkolih // Obrazovateljnaya politika. - 2010. - № 11-12.

4. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. Novihyj kurs: uchebnik dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. - M., 1999. - Kn. 1: Obthie osnovih. Process obucheniya.

Статья поступила в редакцию 13.02.14

УДК. 370.622

Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON. In the work the results of the theoretical analysis of a problem of understanding of the educational environment in the modern pedagogy are presented. The author analyzes definitions of the concept of «educational environment» and observes the views of the scientific community on the notion of «educational environment». The pedagogical importance and specific features of a military institute are noted.

Key words: educational environment, professional training of cadets, military institute, pedagogical environment, components of the environment.

В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, г. Новосибирск, E-mail: v.belovolov@mail.ru; Т.И. Султанбеков, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, г. Новосибирск, E-mail: sultanbekovti@bk.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания образовательной среды в современной педагогике, анализируются основные дефиниции понятия «образовательная среда». Рассматриваются представления научного сообщества о понятии «образовательная среда». Отмечается педагогическое значение, раскрываются особенности и специфика образовательной среды военного института.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональная подготовка курсантов, военный вуз, педагогическая среда, компоненты среды.

Система военного образования России, по мнению многих авторов [1; 2], является уникальным социальным явлением. Именно для военного образования важным является бережное отношение к позитивным результатам военных реформ. Исследователи [3] полагают, что изучение отечественного опыта подготовки офицерских кадров, творческое использование таких его компонентов, как создание оптимальной сети военно-учебных заведений, мощного научно-педагогического потенциала, бережное использование военно-исторического наследия, многовекового служебно-боевого опыта, традиций военного образования, возможностей образовательной среды военного вуза являются важнейшими факторами, эффективной профессиональной подготовки военных кадров.

При рассмотрении профессиональной подготовки курсантов в военном вузе внутренних войск МВД России необходимо, прежде всего, осуществить теоретическое обоснование понятия «образовательная среда» как социально-педагогического феномена.

В рамках предмета нашего исследования представляют научный интерес труды зарубежных и отечественных ученых

(Л.Б. Буева, Г.А. Андреева, Я.А. Кан, П.А. Сорокин, В.А. Лекторский, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, Ж.-Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, Ю.С. Мануйлов и др.), в которых образовательная среда рассматривается как неотъемлемая часть общественной системы. Авторы отмечают связь образования и среды в различные исторические периоды.

В основе содержания термина «образовательная среда» лежит понятие «среда». С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка дают следующее определение понятия «среда»: 1) вещество, заполняющее пространство, а так же тела окружающие что-нибудь; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; 3) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий [4].

В научной литературе понятие среды раскрывается через категории: пространство, окружение, условия.

Пространство понимается философами как форма бытия и ориентирует нас на взаимодействие как внутри пространства, так и вне его. Взаимодействие осуществляется через событие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.