Научная статья на тему 'Состав и структура дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения'

Состав и структура дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактические умения / сетевое интерактивное средство обучения / didactic skills / network interactive learning tool

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Сергей Валерьевич

В статье дано понятие о сетевом интерактивном средстве обучения, представление о подготовке будущих учителей с применением данного средства обучения. Показаны необходимые дидактические умения для применения сетевого интерактивного средства обучения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION AND STRUCTURE OF DIDACTIC SKILLS FOR APPLICATION OF NETWORK INTERACTIVE TRAINING AIDS

The article presents a summary of the network interactive training aids, the introduction of training of future teachers with using of this means of teaching. The necessary didactical skills for application of a network of interactive training aids in the process of study are shown.

Текст научной работы на тему «Состав и структура дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения»

7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

СОСТАВ И СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЕТЕВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Кузьмин Сергей Валерьевич

канд. пед. наук, ассистент кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»,

РФ, г. Калининград E-mail: SKuzmin@kantiana.ru

COMPOSITION AND STRUCTURE OF DIDACTIC SKILLS FOR APPLICATION OF NETWORK INTERACTIVE TRAINING AIDS

Sergey Kuzmin

Candidate ofpedagogical Sciences, Assistant of the Department of Pedagogy and Educational Technology of the Higher School of Pedagogy,

Immanuel Kant Baltic Federal University,

Russia, Kaliningrad

АННОТАЦИЯ

В статье дано понятие о сетевом интерактивном средстве обучения, представление о подготовке будущих учителей с применением данного средства обучения. Показаны необходимые дидактические умения для применения сетевого интерактивного средства обучения в учебном процессе.

ABSTRACT

The article presents a summary of the network interactive training aids, the introduction of training of future teachers with using of this means of teaching. The necessary didactical skills for application of a network of interactive training aids in the process of study are shown.

Кузьмин С.В. Состав и структура дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2510

Ключевые слова: дидактические умения, сетевое интерактивное средство обучения.

Keywords: didactic skills, network interactive learning tool.

В связи с принятием профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного и среднего общего образования необходимо уделить особое внимание дидактической подготовке будущих учителей в аспекте применения современных информационных средств обучения. Дидактическая подготовка является составной частью подсистемы процесса их профессиональнопедагогического становления, и тем не менее выпускники вузов испытывают значительные трудности при организации учебного процесса, обнаруживают недостаточный уровень дидактических умений по применению современных информационных средств обучения.

В проекте концепции и содержания профессиональных стандартов педагога указано: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. <...> Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» [5].

Требования к профессиональным качествам педагога значительно расширились в связи с введением ФГОС и необходимостью активного использования компьютеров и сети Интернет. И, на наш взгляд, наиболее

важными являются организаторские, дидактические и коммуникативные умения учителя:

• организаторские — умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями;

• дидактические — умения подобрать и подготовить учебный материал, в том числе наглядный, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей; повышать учебно-познавательную активность и т. п.;

• коммуникативные — умения устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

В настоящее время учителя активно используют сервисы Интернета для организации учебного процесса. На данный момент для образовательных учреждений одним из самых крупных провайдеров технологий Веб 2.0 является компания Google.

Сервисы Google для образования позволяют более качественно выстраивать образовательное пространство и эффективно взаимодействовать его субъектам. В образовательном сообществе самыми востребованными на данный момент можно назвать следующие сервисы Google: GoogleBlogger (блог) — сетевой дневник, GoogleArtroject — интерактивно представленные популярные музеи мира, GoogleCalendar — oнлайновый календарь, GoogleDocs — онлайновый офис, Gmail — бесплатная электронная почта, GoogleKnol — викиэнциклопедия, GoogleMaps — набор карт, GoogleSites — бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, GoogleTranslate — переводчик, YouTube — видеохостинг, LearnBoost — журнал успеваемости и др. [2].

Эти сервисы отличает простота, доступность и надёжность, возможность создавать собственные учебные материалы как индивидуально, так и коллективно, использовать эту учебную информацию в режимах офлайн и онлайн. Сервисы Google могут быть использованы для обучения:

преподаватель со студентами на базе бесплатных сервисов создают учебнопрофессиональный блог курса, который включает индивидуальные действия студентов и их коммуникации между собой и с преподавателем; учебно -методические и дидактические материалы по дисциплине, и результаты этой деятельности открыты для просмотра и изменения.

Проделанный анализ организации сетевого интерактивного образовательного взаимодействия субъектов образовательного процесса позволил нам ввести новое понятие — «сетевое интерактивное средство обучения» (СИСО) — как средство обучения, в котором интегрируются сервисы Google (сервис электронной почты Gmail, сетевой дневник (блог) — сервис Blogger, сервис Google Диск (сетевые документы), видеосервис YouTube, фотосервис Picasa, сервис поиска и сервис-переводчик) и дидактические информационные ресурсы (учебные материалы, которые должны быть представлены в цифровом формате и использоваться для решения педагогических задач, например, таких как информационная поддержка учебного процесса, контроль знаний, наглядность представленного материала и т. д.) [3] (рис. 1).

0рмаци0^

дневнид. В/о,,

^5

( ‘'Pune'

Сетевое

интерактивное

средство

обучения

"оиска

Фотосервис

Picasa

Вилеосервис YouTube /

/ Сервис электронной почты \ Gmail

Рисунок 1. Схема сетевого интерактивного средства обучения

Данное средство следует рассматривать как предмет изучения будущими педагогами в двух аспектах — как собственное средство для участия в учебном

процессе и как дидактическое (профессиональное) средство для организации учебного процесса своих учеников. Для успешного использования в образовательном процессе любого средства обучения, в том числе и сетевого интерактивного средства обучения, необходимо обладать определёнными

дидактическими умениями по его применению.

Применение сетевого интерактивного средства обучения в учебной

деятельности студентов расширит возможности для становления их дидактических умений по применению этого средства в будущей профессиональной деятельности при решении педагогических задач в новых информационных условиях.

К.К. Платонов предложил процесс формирования умений условно разделить на следующие этапы (табл. 1) [4].

Таблица 1.

Этапы формирования умений

Этап Содержание этапа

1. Первоначальное умение Понимание цели действия и поиск способов его выполнения с опорой на ранее приобретенный опыт; действия выполняются методом проб и ошибок

2. Частично умелая деятельность Сформированность умений выполнять отдельные приемы, операции; уточнение необходимой системы знаний; появление творческих элементов деятельности

3. Умелая деятельность Творческая деятельность по применению знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умением на уровне тактики профессиональной деятельности

4. Мастерство Овладение умением на уровне стратегии профессиональной деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью

Это позволяет определить некоторые особенности в овладении умениями в ходе учебного процесса. Например, необходимо создать условия для активной самостоятельной деятельности студентов: требуется понимание того, что формирование умения — это процесс индивидуальный и в значительной степени определяется индивидуальными особенностями студента, уровнем его развития и подготовки, а также зависит от того, как обучающийся относится к этой

деятельности, чем и как мотивируется у него данная деятельность. Кроме того, формирование дидактических умений будет более продуктивным только в том случае, если студент не останется сторонним наблюдателем, а включится в активную реальную профессиональную деятельность.

Придерживаясь классификации дидактических умений

О.И. Бульвинской [1], мы дополняем структуру дидактических умений умениями, необходимыми для применения сетевого интерактивного средства обучения в учебной деятельности, и определяем их как специальные дидактические умения.

Рассматривая проблемы применения нового сетевого интерактивного средства обучения в образовательном процессе, мы направляем внимание на определение дидактических умений, которые должны быть сформированы у будущего педагога с целью создания условий для успешного овладения им ключевыми компетенциями.

Выделим основные дидактические требования, предъявляемые к осуществлению профессионально-педагогической деятельности

с применением средств информационных технологий:

• мотивированность в целесообразности использования различных средств информационных технологий в учебном процессе;

• четкое определение роли, сферы, места и времени использования средств информационных технологий;

• взаимосвязь средств информационных технологий с другими видами применяемых технических средств обучения;

• органичное сочетание предъявляемых с помощью средств информационных технологий обучения материалов с содержанием и логикой занятия;

• учет педагогических аспектов использования информационных технологий в обучении;

• комплексное соединение традиционных форм обучения с информационными технологиями обучения и построение на этой основе целостной эффективной дидактической системы;

• соответствие методики обучения с применением средств информационных технологий общей стратегии проведения учебного занятия;

• обеспечение устойчивой обратной связи между преподавателем и обучаемым;

• обеспечение высокой степени индивидуализации и дифференциации обучения [6].

На основе представленных дидактических требований, предъявляемых к осуществлению профессионально-педагогической деятельности

с применением средств информационных технологий, нами были определены дидактические умения по использованию сетевого интерактивного средства обучения для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дидактические умения по применению сетевого интерактивного средства обучения мы представили в виде следующих четырёх основных групп (табл. 2).

Таблица 2.

Кодовая запись дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения

Кодовая запись дидактического умения Содержание дидактического умения

ДУ1 Умение создать и применить в профессиональной деятельности программную основу сетевого интерактивного средства обучения -сервис Google Blogger (блог)

ДУ2 Умение разработать различные виды заданий с применением сетевого интерактивного средства обучения

ДУ3 Умение проводить мини-исследования с помощью сетевого интерактивного средства обучения

ДУ4 Умение учитывать при работе с сетевым интерактивным средством обучения возрастные и индивидуальные особенности учащихся

В контексте деятельностного подхода содержательным аспектом формирования у студентов дидактических умений являются знания, приобретаемые в процессе освоения учебных дисциплин. В проведенном нами исследовании формирование у студентов дидактических умений

по применению сетевого интерактивного средства обучения осуществлялось поэтапно в рамках изучения следующих учебных дисциплин

профессионального цикла по направлению подготовки «Физикоматематическое образование», профиль «Информатика» со 2-го по 4-й курс на протяжении четырех учебных годов: «Информационные

и коммуникационные технологии в образовании», «Цифровые образовательные ресурсы в педагогической практике», «Социальные сервисы Интернет в образовании». Соотношение между получаемыми при освоении этих дисциплин знаниями и выделенными группами умений по применению сетевого интерактивного средства обучения представлены на рисунке 2.

ДУпо

применению

СИСО

Знания

Дисциплина

Правила коммуникации в сети Интернет

Правила применения сетевого интерактивного средства обучения с учетом возрастных особенностей учеников

ДУ1

ДУ2

ДУЗ

ДУ4

Правила настройки

сервисов

Представление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информации в разных

форматах

Защита авторского права в сети Интернет

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Цифровые

образовательные ресурсы в педагогической практике

Возможности сервиса

Google Диск (сетевых

документов)

Социальные сервисы

Интернет в образовании

Рисунок 2. Взаимосвязь дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения и знаний, получаемых при изучении

учебных предметов дисциплин

Взаимосвязь знаний, приобретаемых студентами при изучении учебных дисциплин, с дидактическими умениями, которые сформированы на основе

этих знаний, показаны на схеме стрелками. Как видно из рисунка 2, чтобы овладеть выделенными нами группами дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения как в учебной, так и педагогической деятельности, необходимо иметь знания по разным учебным дисциплинам. При этом становится понятно, что каждая группа включает в себя ряд частных умений. Например, умение создать и применить в профессиональной деятельности программную основу сетевого интерактивного средства обучения — сервис Google Blogger (блог) содержит:

• умение представить информацию в сети Интернет с помощью сервиса Google Blogger (блог);

• умение сформировать у другого знания и умения по представлению информации в сети Интернет с помощью сервиса Google Blogger (блог);

• умение оформлять учебные материалы в едином стиле, а также наполнять их наглядно-демонстрационными материалами;

• умение использовать при публикации учебного материала оригинальные элементы мультимедиа, усиливающие содержательную часть представленной информации и помогающие восприятию наиболее сложных вопросов;

• умение сделать дизайнерское оформление блога и его информационное наполнение, которое представляет собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление о блоге;

• умение не только создавать информационные материалы на блоге с соблюдением авторских прав, но и защищать свои права на создаваемые в рамках учебной среды электронные ресурсы;

• умение настроить работу с комментариями в личном блоге (установить защиту от спама, организовать малый круг общения), а также умение научить других, как правильно писать комментарии в блоге;

• умение публиковать краткие, информационно полные, эмоционально насыщенные сообщения и комментарии, которые имеют индивидуальные особенности; и др.

Умение разработать различные виды заданий с применением сетевого интерактивного средства обучения содержит:

• умение разрабатывать задания и вопросы, требующие ответа с помощью комментариев к сообщениям;

• умение разрабатывать задания и вопросы, требующие ответа не только с помощью комментариев, но и с применением сервиса Google Диск — Документы (Форма), и умение размещать их в блоге;

• умение разрабатывать задания и вопросы с помощью сервиса Google Диск — Документы, требующие коллективной работы учащихся.

Умение проводить мини-исследования с помощью сетевого интерактивного средства обучения содержит:

• умение проводить опросы с помощью инструментария блога;

• умение создавать простые по своей структуре и объёму тесты, опросы или анкеты с помощью сервиса Google Диск - Документы (Форма) и умение размещать их в блоге;

• умение создавать сложные, многоуровневые тесты, опросы, анкеты, а также анализировать полученные данные своего исследования, размещать основные выводы и результаты у себя в блоге.

Умение учитывать при работе с сетевым интерактивным средством обучения возрастные и индивидуальные особенности учащихся содержит:

• умение разрабатывать задания и вопросы для определённой возрастной категории учащихся;

• умение создавать блоги для разных возрастных категорий, учитывая соответствующее дизайнерское оформление и информационную составляющую;

• умение учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и на конкретном примере организовать обучение по индивидуальной программе.

Таким образом, в ходе процесса овладения будущими педагогами дидактическими умениями по применению сетевого интерактивного средства

обучения для организации учебно-познавательной деятельности учеников необходимо осуществить интеграцию знаний, полученных при освоении дисциплин профессионального цикла. Это означает, что студенту недостаточно изучить содержание учебной дисциплины: необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы будущий педагог мог овладеть выделенными дидактическими умениями. Для этого на первом этапе сетевое интерактивное средство обучения должно применяться как инструмент педагога и обеспечивать студентам решение их учебных задач. Затем через выполнение студентами специальных заданий формируются умения по разработке такого средства обучения, представления о нем как о средстве взаимодействия субъектов учебного процесса, что позволяет выработать у будущих педагогов умения использовать это средство как дидактическое, т. е. необходимо, чтобы у студента вырабатывались целевая направленность применения данного средства в педагогической деятельности, понимание его функциональных возможностей и пр. На завершающем этапе важно сформировать дидактические умения по применению сетевого интерактивного средства для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также для контроля и оценки выполнения ими учебных задач.

Список литературы:

1. Бульвинская О.И. Формирование дидактических умений у студентов педагогических университетов Украины: Дис. ... канд. пед. наук. — Киев, 1998. — 185 с.

2. Денисова И.А. Облачные сервисы в образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.nauteh-joumal.ru/index.php/ru/--gn12-09/687-a (дата обращения: 24.06.2015).

3. Кузьмин С.В. Формирование у будущих педагогов дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения: Дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2014. — 211 с.

4. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М.: Медицина, 1970. — 264 с.

5. Профессиональный стандарт педагога / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 22.07.2015).

6. Фролов И.Н., Егоров А.И. Методология применения современных

технических средств обучения: учебно-методическое пособие /

[Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: //www.rae. rn/monographs/42 (дата обращения: 15.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.