практически со всеми видами периферийных устройств, обмен данными между различными приложениями операционной системы.
Программа «Тест-123» состоит из двух модулей (модуль конструктора тестов и модуль тестирования). Для создания нового теста необходимо в главном меню программы выбрать пункт «Создание нового теста» или нажать на иконку, на которой изображен белый бланк. После этого будет доступно окно для ввода названия дисциплины, по которой будет формироваться тест, или название отдельной темы выбранной дисциплины. В программе имеется система установки обратной связи. Данная система предназначена для того чтобы установить критерий оценки тестируемого. Таким образом, используя возможность модуля конструктора тестов, можно создать тест знаний по различным темам дисциплины «Устройства приема и обработки сигналов» или для всей дисциплины в целом.
Модуль тестирования программы «Тест-123» предназначен непосредственно для организации процедуры тестирования. Выполнение тестового задания заключается в выборе правильных ответов на вопросы. Число вариантов ответа по каждому вопросу может варьироваться. При каждом тестировании вопросы располагаются случайным образом, что помогает избежать списывания. По ходу
выполнения теста на экран выводится информация о том, сколько вопросов содержит тест и какое по счету задание выполняется. Во время ответа программа выдает комментарий, был ли правильным выбор ответа или нет, однако отменить свои действия испытуемый не может. По окончании выполнения теста для испытуемого выводится результат тестирования в соответствии с установленным критерием.
Таким образом, разработанная программа «Тест-123» позволяет подготавливать тесты и проводить тестирование на современном уровне с соблюдением конфиденциальности и в привлекательной форме. При этом значительно облегчается процесс обработки результатов и выставления оценок. Интуитивно-понятный интерфейс и развитая система помощи делает программу доступной широкому кругу пользователей. Данная разработка может найти широкое применение в учебных заведениях различного профиля.
Литература
1. Гагкуев Р.Г. ОСОКО - вот кто измерит температуру вузам России // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 54-55.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
УДК 378.16
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Л.А. Пронина, И.В. Федорова
Авторами раскрывается состав внешних и внутренних ресурсов информационно-образовательной среды вуза, раскрывается роль научной библиотеки в структуре среды на примере научной библиотеки ТГУ имени Г.Р. Державина.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, внешние и внутренние информационные ресурсы вуза, научная библиотека вуза.
Информационно-образовательная среда является одним из важнейших компонентов структуры современного университета, поэтому проблема ее модернизации и оптимизации на сегодняшний день является настоятельным требованием времени.
В настоящее время информационнообразовательная среда вуза представляет собой совокупность баз и банков данных, спра-
вочно-информационных фондов, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, программных и технических средств, средств управления образовательным процессом и средств организационного и методического обеспечения. Современная среда богата различными видами информационных ресурсов, гармонично дополняющих друг друга: традиционными, электронными, муль-
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
тимедийными, сетевыми и т.д., которые можно условно поделить на внутренние и внешние. Внутренние информационные ресурсы - это все те ресурсы, которые создаются, накапливаются и используются в пределах университета, во всех его отделах и подразделениях (официальный сайт университета, традиционная научная библиотека, система каталогов, нормативные документы, кадровые документы, базы данных, ресурсы кафедр, методических кабинетов, библиографические ресурсы, электронная библиотека и др.).
Центральное место в информационнообразовательном пространстве принадлежит научной библиотеке вуза. Именно она накапливает традиционные и электронные ресурсы и является библиотекой гибридного типа (традиционной и электронной одновременно), обеспечивает доступ к ним. Одновременно научная библиотека - «окно» во внешние ресурсы, обеспечивает доступ и к бесплатным информационным ресурсам, и к некоторым платным, выступая как посредник, помогает ориентироваться в них. При переходе к реализации стандартов третьего поколения проблема информационного обеспечения актуализируется: в стандартах дается перечень периодических изданий и некоторых сетевых информационных ресурсов, доступ к которым становится обязательным. Следовательно, в ближайшие годы информационно-образовательная среда вуза подвергнется качественным изменениям.
В структуре Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина успешно функционирует Научная библиотека. В настоящее время ее фонд универсален и содержит более 1,5 миллиона документов на бумажных и электронных носителях (книг, периодических изданий, трудов преподавателей, сборников, библиографических пособий, дисков и др.). Библиотека полностью автоматизирована, оснащена необходимым телекоммуникационным, электронным и мультимедийным оборудованием, средствами связи, копировально-множительной техникой, имеет свободный доступ в сеть Интернет (в том числе точку доступа Wi-Fi в читальном зале), что позволяет поддерживать на должном уровне технологические процессы по формированию, обработке и предоставлению информационно-библио-
течных ресурсов. Библиотека имеет как традиционный, так и электронный каталог, который доступен на сайте Научной библиотеки (http://tsutmb.ru/lib/). Помимо использования информации из различных источников, библиотека создает собственные информационные ресурсы. Так, сотрудники библиотеки занимаются подготовкой различного рода традиционных (на бумажных носителях) и электронных информационных ресурсов, которые также доступны на сайте библиотеки. К ним относятся:
- библиографические базы данных;
- электронные коллекции метаданных о периодических и информационнобиблиографических изданиях ведущих библиотек и информационных центров страны, имеющихся в фондах библиотеки;
- сводный электронный каталог медицинских журналов библиотек г. Тамбова;
- электронный путеводитель по федеральным, университетским, республиканским, областным, краевым и иностранным библиотекам в сети Интернет с использованием гиперссылок;
- база данных «Труды ученых и сотрудников ТГУ »;
- рекомендательные библиографические списки;
- электронные коллекции фотодокументов;
- электронная библиотека и др.
Научная библиотека предоставляет доступ на договорной основе к внешним информационным ресурсам, а именно:
- доступ к виртуальному читальному залу и к электронной библиотеке диссертаций РГБ;
- доступ к научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU;
- доступ к научным журналам издательства American Physical Society (APS);
- доступ к базе данных Американского математического общества MathSciNet (MSN);
- доступ к электронно-библиотечной системе «КнигаФонд» (http://www.kmga-fund. ru/) по индивидуальным паролям;
- доступ к проекту «Полпред» (http://www.polpred.com/) - обзор прессы, справочные ресурсы, аналитика с полными текстами сообщений ведущих информационных агентств.
С каждым годом информационно-образовательная среда Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина модернизируется, значительно пополняются базы данных, обновляется программное обеспечение и оборудование, оптимизируется деятельность сайтов университета, пополняются информационные ресурсы. По-прежнему богата коллекция периодических изданий, расширяется перечень сетевых ресурсов.
На сегодняшний день Научная библиотека активно занимается продвижением сайта библиотеки, систематически пополняет существующие базы данных и оптимизирует свою деятельность. Также библиотека организует мероприятия, на которых сотрудники представляют презентации научно-информационных изданий, научной периодики, электронных и сетевых ресурсов библиотеки ТГУ, что позволяет преподавателям, студентам и сотрудникам университета легче ориентироваться в информационно-образовательной среде университета. Для совершенствования образовательного процесса необ-
ходимо создать электронные путеводители по образовательным ресурсам сети Интернет. Поскольку информации присущи достаточно быстрые темпы старения и не вся представленная в сети Интернет информация является достоверной, электронные путеводители помогут студентам, аспирантам, преподавателям ориентироваться в мировом информационном пространстве, а также использовать качественные и проверенные источники для пополнения своих знаний. Использование новейших информационных технологий, фондов печатных, электронных документов и сетевых информационных ресурсов в развитии информационно-образовательной среды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина позволяет увеличить объем предоставляемой информации, изменить ее и качественно расширить перечень информационных услуг, обеспечить пользователям доступ в глобальное информационное пространство и содействовать формированию и подготовке высокопрофессиональных специалистов.
УДК 37.08
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Р.Рахманкулов
В статье рассмотрены механизмы разработки и внедрения модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.
Ключевые слова: электронный портфолио, повышение качества образования.
Традиция создавать портфолио учителя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя - мониторинг эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, оно важно для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Разработка и внедрение модели электронного портфолио как средства повышения качества образования и индивидуальным прогрессом учителя необходимо для работы в соответствии с ФГОС в рамках Модернизации общего образования.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать зада-
чи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [2].
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.