Научная статья на тему 'Использование интернет-технологий в образовательной деятельности регионального университета'

Использование интернет-технологий в образовательной деятельности регионального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / INTERNET / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES / ONLINE TESTING / ELECTRONIC LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликов Сергей Евгеньевич, Жуликова Ольга Валентиновна

Рассмотрены возможности применения интернет-технологий в высшей школе. Выявлены положительные и негативные стороны процесса внедрения Интернета в образовательную среду вуза. Раскрыт опыт использования интернет-технологий в образовательном процессе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERNET TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF REGIONAL UNIVERSITIES

The possible uses of internet technologies in higher education are considered. The positive and negative aspects of the process of implementation of the Internet in the educational environment of the university are identified. The experience of using Internet technology in the educational process of TSU named after G.R. Derzhavin is disclosed.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-технологий в образовательной деятельности регионального университета»

УДК 519.85+378.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

© С.Е. Жуликов, О.В. Жуликова

Ключевые слова: Интернет; дистанционное обучение; электронные учебно-методические комплексы; интернет-тестирование; электронные библиотеки.

Рассмотрены возможности применения интернет-технологий в высшей школе. Выявлены положительные и негативные стороны процесса внедрения Интернета в образовательную среду вуза. Раскрыт опыт использования интернет-технологий в образовательном процессе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Расширение сферы использования новых информационных технологий в образовании напрямую связано как с развитием самого общества и технологий, так и с постоянно возрастающими требованиями к качеству подготовки выпускника вуза, к уровню и числу осваиваемых им компетенций [1, с. 3].

Современный этап развития общества большинство ученых считают информационным, где большая часть секторов экономики реализована в сфере оказания информационных услуг. Действительно, информационные технологии и устройства, обеспечивающие их реализацию, получили массовое распространение, вытеснив традиционные средства коммуникации и взаимодействия. Электронная почта, скайп, интернет-телевидение, электронные деньги - все это стало неотъемлемой и привычной частью нашей жизни. С легкостью осваивая данные технологии на бытовом уровне, большинство пользователей старается привнести их в профессиональную среду. И в этом плане сфера университетского образования не исключение.

Важным элементом развития единого коммуникативного механизма университета выступает форма его виртуального представления в информационном пространстве. Электронный образ выступает конституирующим элементом современной культуры. Он не только воссоздает структуру и облик университетской корпорации, но и обеспечивает развитие коммуникационных традиций в образовательной среде, открывая новые горизонты в опыте межличностного и межкор-поративного общения.

Стала уже привычной работа с текстами студенческих научных работ - статей, курсовых, дипломных, в электронном виде, где взаимодействие студент - преподаватель осуществляется посредством электронной почты. Такой подход позволяет сократить время обмена информацией, избежать постоянного переноса исправлений с бумаги в компьютер и обратно.

Современные студенты зачастую отказываются от традиционного конспектирования лекций в тетрадях, пользуясь планшетами, фотографируя записи и рисунки, создаваемые преподавателем на доске.

При этом и преподаватели стремятся в своей профессиональной деятельности активно использовать

современные информационные технологии. Стало традиционным сопровождать лекцию презентацией, где зафиксированы основные тезисы и представлен графический и видеоматериал.

Современный учебно-методический комплекс по дисциплине подготавливается преподавателем в электронном виде и включает в себя рабочую программу, курс лекций, материалы семинаров, задания для самостоятельной работы студентов, оценочный материал, включающий тесты, вопросы к зачету и/или экзамену, тематику рефератов и курсовых работ, перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина данные учебно-методические комплексы в электронном виде являются частью фонда научной библиотеки, а также частично представлены в системе дистанционного обучения Мооіііе.

Электронная система дистанционного обучения позволяет студентам знакомиться с материалами лекций, заранее готовиться к семинарам, лабораторным работам, а также поддерживать с преподавателем постоянную связь посредством электронной почты и скайпа, обсуждая проблемные вопросы по изучаемой дисциплине. Одной из интересных форм дистанционного обучения является обсуждение темы семинара в виде интернет-форума, где преподаватель задает тему обсуждения, а каждый студент может поучаствовать в дискуссии.

Тестирование стало одной из популярных форм промежуточного и итогового контроля. В этой связи интернет-тестирование обладает несомненными преимуществами. Система индивидуализирует тестовые задания для каждого студента, составляя уникальную последовательность вопросов и порядок ответов в каждом из них, что значительно облегчает труд преподавателя и повышает качество самого теста. С точки зрения студента, интернет-тестирование тоже имеет немало преимуществ, позволяя проходить тестирование в любое удобное время. Результаты тестирования сразу же доступны в электронном виде как студенту, так и преподавателю. По желанию преподавателя могут быть даны комментарии к ответам, рекомендации при последующем прохождении данных тестов.

Многие преподаватели, кроме того, разрабатывают и издают - регистрируют в Информрегистре - электронные учебные пособия, включающие курс лекций, практические задания, тесты, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, а также наглядный материал - рисунки, схемы, презентации, видео-ролики. Данные пособия используются и самим преподавателем в ходе профессиональной деятельности, и студентами - при выполнении практических заданий, подготовке курсовых и дипломных работ.

Вопрос использования интернет-ресурсов очень актуален в современном вузе. Стремясь получить в первую очередь готовую учебную информацию в предельно простой форме, представители студенческой аудитории не упускают возможности обратиться к информационным источникам низкого качества. К сожалению, большинство студентов не осознает проблему достоверности информации в Интернете и зачастую пользуется сомнительными источниками - банками рефератов, сообщениями из блогов, чатов и форумов, википедией. Хотя в Интернете немало качественных источников информации - научные библиотеки, в т. ч. вузовские; электронные энциклопедии и словари, являющиеся цифровой копией бумажных изданий; справочные правовые, кадровые и бухгалтерские информационные системы; электронные журналы и электронные копии журнальных статей, представленные на сайтах издательств, и многое другое.

Соответственно, можно говорить о том, что роль информационной функции Интернета в сознании студента достаточно сильно завышена. Доверием студентов пользуются все получаемые по запросу в поисковых интернет-системах источники информации без проверки их валидности и актуальности. Студенты не склонны тратить время на обращение к априори достоверным источникам - библиотекам вузов, электронным книгам, учебно-методическим пособиям преподавателей и т. п. Простота и скорость получения ответа на запрос мешает формированию критического восприятия получаемой информации, проведению сравнительного анализа различных источников. Это приводит к тому, что пользователи не замечают альтернативных возможностей получения качественной информации из Интернета. Необходимо целенаправленно обучать студентов методам оценки достоверности сетевой информации [2].

Подключение вуза к системе «Антиплагиат» позволяет повысить качество студенческих научных работ, их самостоятельность, а также грамотность при оформлении цитат и заимствований, что может быть обеспечено использованием первоисточников. Кроме того, осознание студентами того факта, что научная работа будет проверяться на плагиат, заставляет серьезнее относиться к ее выполнению и не искать «легких путей».

В этой связи одним из направлений модернизации современного вуза выступает развитие научной библиотеки - формирование ее электронного фонда, доступного посредством Интернета. На сайте фундаментальной библиотеки ТГУ им. Г.Р. Державина представлен электронный каталог библиотеки, открыт доступ к электронным изданиям преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина, а также к таким электронным ресурсам, как ЭБС «КнигаФонд», библиотека диссертаций РГБ, научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, обзор СМИ Polpred.com, American Physical Society,

MathSciNet, Springer, Wiley Online Library, Institute of Physics, Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, архивы научных журналов.

Кроме того, в качестве информационных источников студенты ТГУ им. Г.Р. Державина могут использовать справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант», установленные во многих компьютерных классах вуза.

Еще одной формой использования Интернета и информационных технологий как образовательной среды вуза является создание групп в социальных сетях с целью обмена информацией по изучаемой дисциплине между преподавателем и студентами. Сетевые группы делают процесс обучения для студентов более комфортным [3]. Современные сетевые информационные технологии имеют легкий в освоении интерфейс и широкие технологические возможности. Сопровождение процесса обучения организацией учебных сетевых сообществ позволяет повысить эффективность обучения и, как результат, профессиональную компетентность студентов.

Таким образом, в условиях университета процесс освоения интернет-практик выступает одним из перспективных направлений развития педагогики высшего образования, в который включается подавляющее большинство всех участников процесса, притом что характер подготовки, мотивации и целей часто оказывается различным.

Несмотря на активное развитие информационных технологий, современный студент имеет «библиотечную» информационную культуру, в рамках которой он, в первую очередь, ориентирован на учебный текст и его воспроизводство как на конечный продукт учебной деятельности, чем обусловлен ряд конкретных проблем, таких, например, как представление на проверку чужих реферативных и исследовательских работ. При этом Интернет как социальный феномен воспринимается студентами двояко: и как разновидность библиотеки, и как принципиально другой мир информационной среды, в которой они представлены как члены социальных сетей или участники онлайн-игр. Превалирование коммуникативной и масс-медийной функций использования образовательных интернет-ресурсов вуза позволит стать им для студента эффективной образовательной средой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рупасов Н.Ю. Интернет-технологии как социальный механизм взаимодействия субъектов образования в развитии регионального университета: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004. 17 с.

2. Зубец В.В., Ильина И.В. Оценка достоверности сетевой информации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 209-212.

3. Жуликов С.Е., Жуликова О.В. Феномен социальных сетей: от математической теории к социальной реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 157-158.

Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.

Zhulikov S.E., Zhulikova O.V. USE OF INTERNET TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF REGIONAL UNIVERSITIES

The possible uses of internet technologies in higher education are considered. The positive and negative aspects of the process of implementation of the Internet in the educational environment of the university are identified. The experience of using Internet

technology in the educational process of TSU named after G.R. Key words: Internet; distance learning; electronic educational-

Derzhavin is disclosed. methodical complexes; online testing; electronic library.

Жуликов Сергей Евгеньевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерного и математического моделирования, e-mail: kmm@tsu.tmb.ru

Zhulikov Sergey Evgenyevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Computer and Mathematical Simulation Department, e-mail: kmm@tsu.tmb.ru

Жуликова Ольга Валентиновна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: kmm@tsu.tmb.ru

Zhulikova Olga Valentinovna, Tambov State University name after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of Library and Information Work Department, e-mail: kmm@tsu.tmb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.