Научная статья на тему 'Роль высшего профессионального образования в формировании престижа профессии библиотекаря'

Роль высшего профессионального образования в формировании престижа профессии библиотекаря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИБЛИОТЕКАРЬ / ПРЕСТИЖ / HIGHER EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / LIBRARIAN / PRESTIGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликова Ольга Валентиновна

В современной системе высшего образования все большее применение находят компьютерные технологии и телекоммуникации: мультимедиа, информационные системы, веб-страницы и др. Использование новых информационных технологий не только повышает уровень компетентности будущего библиотекаря, но и престижность самой профессии. Освоив применение информационных технологий в библиотечной сфере, выпускники будут стремиться в профессиональной деятельности использовать полученный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of higher education in the formation of the prestige of the profession of librarian

The need to use information and communication technologies in the educational process of high school is predetermined not only the development of technical systems, programming tools, the development of new multimedia technologies, but also the whole process of the formation of information society, the entry of Russian education in the global information and educational space. As a basis for constructing a model of information-educational environment of students training areas «Library and Information Activities» accepted system of disciplines, combining the traditional knowledge of librarianship and information technology, and presented as information products (automated library systems, information and referral systems, information retrieval systems, enterprise portals), and as a way of learning (presentations, online testing, placement of teaching materials on the university site, etc.). The effective use of computer technology in the educational information and educational environment in «Tambov State University named after GR Derzhavin» represented not only state support in the acquisition of computers, projectors, interactive whiteboards (in the framework of the national project «Education»), but supported by a grant to build information systems, databases and data banks, providing access to various online library systems. This attitude reflects the educational institution implementing the new paradigm of education, which is characterized by pereneseniev leading directions of development of education with learning great volumes of information, in order to accumulate its future, for the development of methods for the continuous production of new knowledge and the formation of ability to learn independently; prio-breteniev skills with any information with heterogeneous contradicting data, and the formation of critical and reproductive kind of thinking; focus on the principle of "form professional competence", raising the prestige of their future profession. Prestigious status of the library profession is determined not so much by economic factors as a way of life, behavior and world outlook of its representatives, carried out in collaboration with the community. The key problem of raising the prestige is low public awareness of the possibilities of modern libraries and their staff. The modern approach of higher education to prepare librarians to market allows qualified specialists not only know their business, but also represents the development direction of library sphere, its computerization and updating, including the youth, thereby enhancing the prestige of the profession and the librarian and library domain in general.

Текст научной работы на тему «Роль высшего профессионального образования в формировании престижа профессии библиотекаря»

Вестник Томского государственного университета. _Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)_

УДК 02:37

Б01 10.17223/22220836/17/8

О.В. Жуликова

РОЛЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЯ1

В современной системе высшего образования все большее применение находят компьютерные технологии и телекоммуникации: мультимедиа, информационные системы, веб-страницы и др. Использование новых информационных технологий не только повышает уровень компетентности будущего библиотекаря, но и престижность самой профессии. Освоив применение информационных технологий в библиотечной сфере, выпускники будут стремиться в профессиональной деятельности использовать полученный опыт.

Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии, библиотекарь, престиж.

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза предопределена не только собственно развитием технических устройств, средств программирования, разработкой новых мультимедийных технологий, но и формированием целостного процесса информатизации общества, вхождением российского образования в мировое информационное и образовательное пространство.

Многофакторность развития современной образовательной системы вуза требует соответствующего уровня структуризации информации, создания доступных информационных сетей, соответствующего уровня состояния образовательной сферы в области коммуникативно-информационных технологий. Информатизация образования предоставляет обширные возможности для решения проблем сохранения и приумножения образовательного потенциала. Но стремительное усовершенствование компьютерной техники и технологий приводит к тому, что получаемые в учебных учреждениях знания и навыки успевают морально устареть, прежде чем выпускники получать, дипломы или аттестаты.

Процесс продуктивного обучения в университете с активным использованием компьютерных мультимедийных технологий связан с будущей профессиональной деятельностью субъекта, формами приема, переработки и усвоения информации. В качестве основы построения модели информационно-образовательной среды студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» принимается система дисциплин, сочетающая традиционное библиотековедческое знание и новые информационные технологии, представленные и как информационные продукты (автоматизированные библиотечные системы, информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, корпоративные порталы), и как способы обучения (презентации, интернет-тестирование, размещение учебно-методических комплексов на сайте университета и т. д.).

1 Работа поддержана грантом РГНФ, проект № 14-13-68004.

Каждый преподаватель университета создал электронные учебно-методические комплексы по читаемым дисциплинам, подготовил системы электронных тестовых заданий. В университете внедрена система дистанционного обучения еЬеагшп§, благодаря которой в рамках учебного процесса реализован комплекс компьютерной коммуникации «преподаватель - студент», включающая самообразование и самоконтроль студента по материалам, предоставляемым преподавателем в электроном виде на сайт вуза в рамках данной системы.

Эффективное использование компьютерных образовательных технологий в информационно-образовательной среде в ФГБОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» представлено не только государственной поддержкой в приобретении компьютеров, проекторов, интерактивных досок (в рамках национального проекта «Образование»), но поддержкой грантов по созданию информационных систем, баз и банков данных, предоставлению доступа к различным библиотечным интернет-системам.

По данным опроса, более 54% студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина посетили сайт университета и ознакомились с учебно-методическими комплексами по изучаемым дисциплинам. Данные материалы являются особенно полезной информацией для студентов-заочников, которые благодаря интернет-технологиям могут ознакомиться с основными информационными материалами по изучаемым дисциплинам, не приезжая непосредственно в вуз.

Такое отношение образовательного учреждения отражает реализацию новой парадигмы образования, которая характеризуется перенесением ведущего направления развития образования с усвоения значительных объемов информации с целью накопления ее впрок на освоение методик непрерывного получения новых знаний и формирование умения учиться самостоятельно; приобретение навыков работы с любой информацией, с неоднородными, противоречивыми данными, формирование критичного, а не репродуктивного типа мышления; ориентацию на принцип «формировать профессиональную компетентность», повышая престижность будущей профессии.

Полученное высшее образование позволит библиотекарю на практике реализовать совокупность следующих параметров:

- квалифицированный подход к поиску новой информации;

- функциональную грамотность (культура чтения и восприятия информации);

- умение культивировать массивы информации;

- информационную грамотность (знание разнообразных источников информации (текстовых, машиночитаемых); знания причин и способов использования разнообразных источников информации; критическую оценку информации);

- умение эффективно представлять результаты собственной деятельности;

- знание норм использования интеллектуальной собственности.

В свою очередь, указанные параметры предъявляют выпускнику такие новые требования, как способность формулировать информационную потребность и умение продуцировать информационные запросы; умение находить и эффективно использовать информационные ресурсы; знание возможно-

64

О.В. Жуликова

стей библиотеки как информационной системы и умения максимально использовать ее потенциал в образовательной и научной деятельности; способность самостоятельно вести информационный поиск и критически оценивать полученную информацию; находить неординарные творческие решения посредством использования информационно-коммуникационных технологий [1].

Таким образом, конечной направленностью высшего образования в целом является формирование компетентного специалиста в сфере библиотечно-информационной деятельности с использованием новых информационных технологий. Решение комплекса практических задач по подготовке специалиста-библиотекаря с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий подразумевает: формирование навыка поиска и обработки профессиональной информации; формирование у студентов умений и навыков использования прикладного программного обеспечения при проведении учебного, научного, организационного исследования; формирование умения создавать конечный продукт; формирование устойчивых знаний по работе в системах электронного документооборота, программах обеспечивающих документационное обеспечение управления, автоматизированных систем, таких как АБИС «Руслан», АБИС «Библиотека 3.0», СПС КонсультантПлюс, СПС Гарант, ЭБС «КнигоФонд» и др.

Престижный статус профессии библиотекаря определяется не столько экономическими факторами, сколько образом жизнедеятельности, поведением, мировоззренческими установками ее представителей, реализующихся во взаимодействии с обществом. Ключевая проблема повышения уровня престижности заключается в низкой информированности общества о возможностях современных библиотек и их сотрудников.

Современный подход высшего образования к подготовке библиотекарей позволяет выпускать на рынок труда квалифицированного специалиста, не только знающего свое дело, но и представляющего направление развития библиотечной сферы, ее информатизацию и актуализацию, в том числе в молодежной среде, тем самым повышая престижность профессии библиотекаря и библиотечной сферы в целом.

Литература

1. Жуликов С.Е. Компьютерная компетентность как компонент современной подготовки специалиста / C.E. Жуликов, О.В. Жуликова // Вести. Тамбов. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. 2010. № 1, т. 15. С. 293-294.

Zhulikova Olga KTambov State University (Tambov, Russian Federation). E-mail: oltamb@yandex.ru. DOI 10.17223/22220836/17/8

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION OF THE PRESTIGE OF THE PROFESSION OF LIBRARIAN

Key words: higher education, information technology, librarian, prestige.

The need to use information and communication technologies in the educational process of high school is predetermined not only the development of technical systems, programming tools, the development of new multimedia technologies, but also the whole process of the formation of information society, the entry of Russian education in the global information and educational space.

As a basis for constructing a model of information-educational environment of students training areas «Library and Information Activities» accepted system of disciplines, combining the traditional knowledge of librarianship and information technology, and presented as information products (auto-

mated library systems, information and referral systems, information retrieval systems, enterprise portals), and as a way of learning (presentations, online testing, placement of teaching materials on the university site, etc.).

The effective use of computer technology in the educational information and educational environment in «Tambov State University named after GR Derzhavin» represented not only state support in the acquisition of computers, projectors, interactive whiteboards (in the framework of the national project «Education»), but supported by a grant to build information systems, databases and data banks, providing access to various online library systems.

This attitude reflects the educational institution implementing the new paradigm of education, which is characterized by pereneseniev leading directions of development of education with learning great volumes of information, in order to accumulate its future, for the development of methods for the continuous production of new knowledge and the formation of ability to learn independently; prio-breteniev skills with any information with heterogeneous contradicting data, and the formation of critical and reproductive kind of thinking; focus on the principle of "form professional competence", raising the prestige of their future profession.

Prestigious status of the library profession is determined not so much by economic factors as a way of life, behavior and world outlook of its representatives, carried out in collaboration with the community. The key problem of raising the prestige is low public awareness of the possibilities of modern libraries and their staff.

The modern approach of higher education to prepare librarians to market allows qualified specialists not only know their business, but also represents the development direction of library sphere, its computerization and updating, including the youth, thereby enhancing the prestige of the profession and the librarian and library domain in general.

References

1. Zhulikov S.E. Computer competence as a component of modern training of the expert. Vestnik Tambovskogo universiteta. Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov Univesity Reports. Natural and Technical Sciences, 2010, no. 1, vol. 15, pp. 293-294. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.