Научная статья на тему 'Национальная стратегия экономической модернизации в условиях кризисного развития'

Национальная стратегия экономической модернизации в условиях кризисного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коврыжко В. В.

В статье исследуется экономическое содержание понятий «трансформация» и «модернизация», рассматриваются основные направления стратегии экономической модернизации в условиях кризисного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия экономической модернизации в условиях кризисного развития»

общественно-политического и экономического устройства, местом и значением государства, механизмами принятия решений о финансировании крупных научно-исследовательских проектов и т.д. Поскольку такие проекты требуют значительных капиталовложений, то их подготовка и реализация требует учета интересов основных участников инновационного процесса (представителей профильных и отраслевых министерств, крупных политических сил, корпораций, университетов, малого инновационного бизнеса и др.). Такое взаимодействие обусловливает необходимость перманентной модернизации механизмов согласования стратегических целей и интересов государства, бизнеса и общества.

Как известно, наличие у системы цели упорядочивает её развитие и повышает устойчивость [5, с.10]. В связи с этим достижение стратегических целей общественно-экономического развития возможно при их самоидентификации всеми субъектами (государством, бизнесом, обществом), выстраивании и гармонизации общесистемной иерархии разноуровневых целей. Механизмом согласования поливекторных интересов является целенаправленная политика государства, реализующего рыночно-демократический сценарий социально-экономического развития страны. Приоритетным направлением государственной научно-технической и образовательной политики выступает обеспечение благоприятных институционально-экономических условий для инновационного роста. Мировой опыт свидетельствует, что успешная реализация инновационной политики позволяет значительно повысить национальную конкурентоспособность, устойчивость и безопасность развития.

Рассмотрим один из алгоритмов разработки, согласования и синхронизации целей и интересов власти, бизнеса и общества. На начальном этапе стороны рассматривают и гармонизируют набор целей. Затем определяется их приоритетность в целом с учетом конкретной ситуации. Каждая из сторон самоидентифицирует цели, по которым выигрыш для неё является более значимым, чем для остальных. После этого находится Парето-оп-тимальное решение, которое позволяет обеспечить выигрыш для каждой из сторон по ключевым для нее инте-^ ресам и проигрыш по менее важным целям. На основе проведенных итераций разрабатываются управленчес-Ь кие решения, гармонизирующие заданные интересы, проверяется их сбалансированность. При необходимости ^ - если интересы одной из сторон удовлетворены в меньшей мере - решения корректируются путем введения X дополнительных условий взаимодействия государства и бизнеса, балансирующих интересы.

Решение проблем целеполагания и взаимосогласования интересов экономических субъектов всех уровней, связанной с различиями целей деятельности, находится в плоскости пересечения интересов субъектов и определяет направления взаимодействия хозяйствующих субъектов и политических акторов и учёт их интересов в процессе постановки и достижения целей социально-экономического развития. Формирование в России институциональной среды, необходимой для осуществления инновационной модернизации, позволит перейти от за-Ь имствования социально-экономических институтов к их взращиванию с учетом национальных особенностей. 00

О ЛИТЕРАТУРА

¡=у 1. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990.

ф 2. Белокрылова О.С., Своеволин В.Ю. Рациональная открытость трансформационной экономики. Ростов-н/Д.: 0 Изд-во Ростовского университета, 2004.

ф 3. Капелюшников Р. Где начало того конца? (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Воп-ё росы экономики. 2001. №1.

о. 4. Медоуз Д.Л. За пределами роста. М.: Прогресс, Пангея, 1994.

ЕЕ 5. Своеволин В.Ю. Рациональная открытость трансформационной экономики как фактор её развития. Авторе-х ферат диссертации на соискание учёной степени к.э.н. Ростов н/Д, 2003. о 6. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Z

ш

о

0

1 I

ф

со I—

О

а

£ национальная стратегия экономической модернизации

о в условиях кризисного развития

9 КОВРЫЖКО В.В.

о _

са

R ЮФУ, аспирант экономического факультета, кафедры экономической теории, e-mail: verulya@mail.ru

О о.

^ В статье исследуется экономическое содержание понятий «трансформация» и «модернизация», рас-

х сматриваются основные направления стратегии экономической модернизации в условиях кризисного

О развития.

Ф со

>s Ключевые слова: экономическая модернизация; кризисное развитие; экономический рост

Коды классификатора JEL: B49, O 11, P11

О Ф т

§ Экономическое развитие России на этапе перехода от трансформации к модернизации отличалось при-^ нципиальной спецификой осуществляемых преобразований. Рост ВВП, улучшение качественных показателей уровня жизни и постепенная переориентация российской экономики с сырьевого варианта развития на

1 э

инновационный свидетельствовало о стремительном вступлении России на стадию экономической модернизации. Мировой финансовый кризис заставил пересмотреть все существующие прогнозы, снизив при этом темпы роста экономических показателей. Все это предопределило актуальность исследования национальной стратегии экономической модернизации в условиях кризисного развития.

Детерминируем понятия трансформации и модернизации. Трансформация, по-нашему мнению, представляет собой качественное изменение существующей структуры любой системы, в том числе экономической, изменение структуры связей элементов и механизма их воспроизводства, что приводит к разрушению прежнего системного фундамента. Модернизация не столь обширное понятие - выступает в качестве «переходного» этапа между системными трансформациями, являясь своего рода точкой бифуркации, в процессе которой накапливаемые изменения приводят систему к новому этапу своего развития (если система обладает неустойчивыми связями элементов), т.е. трансформации, либо, если связи системы прочные, то «фундамент» системы не нарушается. Под экономической модернизацией понимаются структурные, технологические и институциональные изменения в социально-экономической системе, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности.

Стратегия национальной модернизации - это государственная экономическая политика, главной целью которой является повышение конкурентоспособности страны: товаров и услуг, ресурсов и институтов.

Предлагаемые правительством РФ программы и стратегии модернизации российской экономики, предполагают три сценария развития: инерционный, экспортно-сырьевой, инновационный, или, как еще их называют: оптимистичный, пессимистичный и базовый. Причем во всех сценариях делается ставка на оптимистичный или инновационный тип развития в условиях устойчивого экономического роста российской экономики. При этом ни один из сценариев не учитывает давно предсказываемый мировой финансовый кризис, поставивший под сомнение реализацию оптимистичного сценария и поступательный экономический П рост [2, с.10]. Сценарии социально-экономического развития России в 2011-2020 гг. предполагают следую- ^ щие среднегодовые проценты прироста ВВП: О

- инерционный - 3,2%;

- экспортно-сырьевой - 5,0-5,7%; ^

- инновационный - 6,3-6,6%. □

Три названных сценария не следует рассматривать как альтернативы, скорее они представляют собой ^

последовательные этапы движения российской экономики к новому качеству. Благоприятный вариант раз- ^ вития событий означает переход от инерционного сценария к экспортно-сырьевому и на его основе (учитывая австралийский опыт) - к наращиванию инновационных механизмов социально-экономического развития. Иными словами, первый и второй сценарии - этапы на пути решения стратегических задач российского (д развития. Однако эти сценарии могут стать и альтернативами, если не удастся осуществить переход от одной □ модели роста к другой. ^

О

Ш

О о

I—

ш

В то же время мировая экономика движется по траектории к резкому замедлению. По прогнозам МВФ, мировой ВВП в 2009 г. вырастет всего на 3% (против 5% в 2007 г.) [5, с.6], что в масштабах мировой экономики означает рецессию. Российский экономический рост в 2009 г. составит 3% вместо запланированных в базовом сценарии социально-экономического развития России 6%.

В условиях мирового кризиса в качестве антикризисных мер будут использованы не только международные резервы, но и средства национальных фондов. Средства Фонда национального благосостояния на- ® правляются на внутренний рынок, обеспечивают кредиты банкам. Резервный фонд будет использован в 2009 г. на компенсацию снижения нефтегазовых доходов и поддержку трех внебюджетных фондов: пенсионно- ^ го, медицинского и социального страхования [1]. Объем расходования резервного фонда зависит от цен на нефть. Влияние мирового финансового кризиса затронуло не только нефтегазовые доходы, но и привело к удешевлению других товаров российского экспорта, что впоследствии обусловит падение производства и ш замедление экономики. £ Индексация социальных выплат на уровень инфляции также будет осуществляться за чет средств ре- ^ зервного фонда. В итоге в 2009 г. прогнозируется дефицит госбюджета, что нарушит положительный тренд ^ устойчивого роста российской экономики. о Снижение мировых цен на нефть еще раз свидетельствует о необходимости пересмотра модели развития 2 российской экономики и, прежде всего, устранении зависимости от уровня цен на углеводороды и дешевые 2 иностранные кредиты банкам и предприятиям. ^ Кризис затронул практически все сферы экономической и политической жизни, заставив пересмотреть ^ программы социально-экономического развития. Причем все оптимистичные прогнозы пересмотрены в пес- ^ симистичную сторону. И говорить о масштабной модернизации российской экономики без предварительного о ее восстановления, на наш взгляд, пока преждевременно. ^ Системный кризис не был неожиданным, но при планировании и прогнозировании развития российского 1 национального хозяйства были проигнорированы фундаментальные законы не только экономики (например, о цикличность развития), но и диалектики (развитие по спирали: любая теория или модель в определенный & исторический момент изживает себя).

Как известно, любая социально-экономическая система, самоорганизующаяся и имеющая возможность о

прогрессивно развиваться, должна удовлетворять, по крайней мере, следующим требованиям [3, с.43-44]: ^

- система должна быть открытой, т.е. обмениваться со средой веществом, энергией или информацией; |

- процессы, происходящие в ней, должны быть кооперативными (корпоративными), т.е. действия её ком- о понентов должны быть согласованными друг с другом; о

- система должна быть динамичной, находясь вдали от состояния равновесия. О

Особое место среди названных условий занимает условие открытости и неравновесности, поскольку, если оно соблюдено, остальные требования выполняются почти автоматически. О неравновесности экономики можно судить по своеобразным индикаторам, многие из которых одновременно являются и факторами его установления и поддержания. К последним можно также отнести: изменение денежной массы в стране, изменение процентов по депозитам и ставки процента по кредитам, вмешательство государства в экономическую жизнь, прирост населения, изменение объема и направленности инвестиций и объема и способов хранения сбережений, наличие конкуренции, изменение политической и социальной организации и др.

Российская экономика удовлетворяет вышеназванным условиям, являясь открытой, динамичной и неравновесной, о чем свидетельствует высокая скорость и масштабность распространения кризиса. Чувствительность национальной экономики к колебаниям, её уязвимость тем больше, а устойчивость - тем меньше, чем менее диверсифицированной является её структура. Таково же, при прочих равных условиях, влияние территории страны: чем она больше, тем меньше её чувствительность к колебаниям. Примером тому служит экономика Китая, ориентированная в основном на американский экспорт. В структуре китайской экономики доля экспорта составляет около 30%, остальное - внутреннее потребление. Именно поэтому мировой кризис оказал такое разрушительное воздействие на китайскую экономику.

Однако зависимость между степенью диверсификации и территорией страны нелинейна. До определенных пределов экономическая система может подавлять колебания различного характера, чему способствует устойчивость её структуры в эволюционный период, в первую очередь устойчивость институтов. Однако лишь колебания, достигшие определенной силы, будут оказывать заметное влияние на национальную экономику и способны подтолкнуть её к точке бифуркации, вызвав самоорганизационные процессы или организующие воздействия среды. Когда значения колеблющихся параметров превысят критические значения и мощность П стабилизирующих компонентов, наступает момент, когда сколь угодно малое изменение параметров приво-^ дит к скачкообразному переходу экономики в качественно иное состояние. Таким образом, наступает точка О бифуркации - момент ветвления вариантов развития экономики, в котором она наиболее удалена от состояния равновесия. Примером достижения колеблющихся параметров критических значений является феномен «перегрева» экономики и последующая за ним фаза «охлаждения». ^ Устойчивые темпы роста (с 2001 г.), обусловленные благоприятными фундаментальными макроэконо-2 мическими условиями, превышали долгосрочный потенциал российской экономики (согласно оценкам, он щ составлял 6-7%), привели к появлению признаков перегрева. Рост инфляции, сокращение безработицы, по-2 вышение коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальной

0 заработной платы значительно опережал рост производительности - все эти признаки свидетельствовали о перегреве экономики в условиях ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложе-

® ние.

□ Стремительное развитие мирового финансового кризиса (в России с середины 2008 г.) и падение цен на

01 нефть привели к резкому ухудшению перспектив развития мировой экономики, вызвав «охлаждение» рос-О сийской экономики (как результат достижения критических значений).

о Признаки «охлаждения» российской экономики первоначально были обусловлены возросшими ограничениями производственных мощностей (после достижения ценами на нефть исторического максимума), увеличением затрат на факторы производства и реальным укреплением рубля. Падение мирового спроса и ^ снижение цен на нефть ускорили процесс замедления экономического роста, что, на наш взгляд, будет весьма ^ ощутимо в 2009 г.

^ Причины скачкообразности процесса развития экономики связаны в основном со следующим. Во-пер-о вых, динамика национальной экономики находится в зависимости от накопления капитала, а оно носит

0 скачкообразный характер: накапливаемые в амортизационном фонде амортизационные отчисления долгое

1 время могут не использоваться или может быть использована лишь ничтожная их часть, а капитализация ® большей части этих средств происходит одномоментно и представляет собой изменения, отражающиеся на о всей системе. Во-вторых, скачкообразно появляются научные открытия и изобретения. В-третьих, вследс-о твие этих и других причин внедрение новой техники и технологии тоже происходит крайне неравномерно: ^ инновации появляются сразу в большом количестве, что заметил еще Й. Шумпетер [6]. Эти процессы ведут к ^ возникновению в национальной экономике противоречий, разрешаемых в точке бифуркации переходом на ^ новый аттрактор.

^ За последние годы институциональных реформ в России сложилась неустойчивая институциональная £3 матрица, породившая новые институциональные формы, необходимые для догоняющего развития, замены § плановых институтов рыночными и для достижения макроэкономической стабилизации. Тем не менее сло-

0 жившаяся институциональная структура ограничивает жесткими рамками деятельность всех экономических £ агентов - и предпринимателей, и работников, и государство [7, с.6]. Система не позволяет экспериментиро-^ вать и невосприимчива к нововведениям и технологическим инновациям. Появление в России жесткой инс-

1 титуциональной системы обусловлено высоким уровнем коррупции и взаимного недоверия экономических

о агентов.

ф т

^ Тем не менее на этапе восстановления национального хозяйства и догоняющего развития сложившаяся система способствовала макроэкономической стабилизации и созданию условий для устойчивого экономией ческого роста. Однако в дальнейшем она из-за своей недостаточной гибкости будет входить в противоречие ^ с его целями. Поэтому необходимо создавать новые институты более адекватные задачам развития, в том Ц числе и инновационного.

о В условиях резкого нарастания неэффективности систем государственного регулирования, роль госу-

о дарства как регулятора должна быть пересмотрена. В глобальной, открытой экономике, механизмы регули-

(1) рования должны быть глобальными, т.к. необходимо устранить существующий разрыв между глобальным

ф

I—

о

характером основных экономических процессов в моноцентричном мире и локальным характером регуля-торных систем, которые в итоге оказались неустойчивы и уязвимы перед потрясениями, выходящими за пределы национально-государственных пространств.

Таким образом, современная экономическая система характеризуется высокой степенью неопределенности, что обусловлено асимметричностью информации и цикличным характером развития рыночной экономики. Основным фактором экономического развития выступают инновации, а процесс их производства характеризуется высокой степенью неопределенности. Поэтому трансформационная экономика парадиг-мально описывается в рамках общей теории систем, прежде всего, теории экономической синергетики.

Экономическая модернизация национальной экономики в условиях кризисного развития должна сопровождаться следующими этапами:

1. Институциональной модернизацией - созданием новых институтов более адекватных задачам развития, в том числе инновационного, пересмотр роли государства как регулирующего экономического механизма.

2. Проведение структурных реформ, направленных на повышение производительности и улучшения делового климата, укрепление нефтяной налоговой базы российской экономики. Дальнейший экономический рост может быть обеспечен только путем диверсификации при обеспечении открытости экономики, повышения макроэкономической стабильности, расширении использования новейших технологий и достижений научно-технического прогресса, увеличении прямых иностранных инвестиций и построении сильной банковской системы.

3. Структурная диверсификация экономики и укрепление институтов для достижения устойчивого долгосрочного роста. Необходима адаптация экономики к снижению экспортных доходов, что позволить обеспечить социально-экономическую устойчивость и развивать перспективные несырьевые отрасли. ^

4. Продолжение интеграции российской экономики в мировую, что обеспечит поток иностранных ин- ^ вестиций в российскую экономику. Ь

5. Формирование новой системы регулирования финансовых рынков, которая сместит баланс их де- щ ятельности в сторону общественно необходимой цели - поддержки развития реального сектора эко- Т номики. Другая цель, которая вышла на первый план в последние годы, - возможность быстрого ^Г обогащения самих операторов финансового рынка - должна уйти на второй план. ^

6. Создание новых возможностей для среднего и малого бизнеса, деблокирование административных барьеров, финансовая поддержка.

7. Переход государства и крупных корпораций к разработке и финансированию стратегических проек- о тов, которые могут быть финансово неприбыльными, но выгодными социально и долгосрочно целе- ^ сообразными. ®

8. Проведение взвешенной социальной политики через создание социальных «подушек безопасности», □ способных устранить острые дисбалансы в благосостоянии. Социальная поддержка населения должна Ш базироваться на прочном экономическом фундаменте. «Для того, чтобы стать по-настоящему конку- О рентоспособными, надо увеличить производительность труда в ключевых отраслях в три, а то и в че- о тыре раза, поднять долю инновационной продукции в общем объеме производства с нынешних 5% до ш 25%, а лучше 30-35%». При этом энергоемкость экономики нужно снизить не менее чем на 45% [4]. ^

9. Рост удельного веса человеческого фактора и интеллекта в экономике, которая уже не сможет экс- о. плуатировать различные объективные тренды без субъективного, творческого и критического под- т хода к ним. На первое место среди предпосылок экономического развития выходит человеческая х

способность к творческому труду.

Ш

>

Поэтому национальная стратегия экономической модернизации должна исходить из новых предпосы- о лок и принимать во внимание законы самоорганизации и самоупорядочивания систем с учетом последствий х мирового финансового кризиса. Социальная компонента модернизационных преобразований обеспечит не- $ обходимую социальную стабильность как фактор снижения предпринимательских рисков, воспроизводство о интеллектуального капитала, уменьшение социального неравенства и, наконец, переход на инновационный путь развития. Только правильный выбор стратегии развития может обеспечить комплексную модернизацию ^ страны и повышение благосостояния населения, что позволит России занять достойное место в мире.

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

ЛИТЕРАТУРА ^

I—

о

1. Кувшинова О. Богатая Россия, 2008. // www.vedomosti.ru m

2. МауВ.В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пригожин И., СтенгерсИ. Порядок из хаоса. М., 1986. g

4. Путин В.В. О Производительности труда // www.itar-tass.ru ю

5. Шлюпка против шторма // Эксперт. 2008. № 40. g

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М, 1982. о

7. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. о 2008. №5. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.