Научная статья на тему 'Национальная культура как объект исторического и информационного осмысления в отечественной журналистике'

Национальная культура как объект исторического и информационного осмысления в отечественной журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
454
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / NATIONAL CULTURE / JOURNALISM / PERIODICAL PRESS / HISTORIC AND INFORMATION COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

В настоящей статье предлагается рассмотрение двух направлений функционирования в публикациях периодических изданий понятия национальной культуры, определено значение этнокультуры в аспекте журналистского осмысления посредством выявления закономерного взаимодействия между способом ее интерпретации и выбором жанровой формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE AS THE OBJECT OF THE HISTORIC AND INFORMATION COMPREHENSION IN THE JOURNALISM OF OUR COUNTRY

This article describes two directions of functioning of the concept of national culture in publications of periodicals. The value of ethnoculture in the aspect of journalistic comprehension by means of identification of the natural interaction between the way of its interpretation and the choice of a genre form is also defined.

Текст научной работы на тему «Национальная культура как объект исторического и информационного осмысления в отечественной журналистике»

УДК 070 (075.8):930.85

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

© 2012 Е.К.Рева

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского

Статья поступила в редакцию 21.06.2012

В настоящей статье предлагается рассмотрение двух направлений функционирования в публикациях периодических изданий понятия национальной культуры, определено значение этнокультуры в аспекте журналистского осмысления посредством выявления закономерного взаимодействия между способом ее интерпретации и выбором жанровой формы.

Клюжевые слова: национальная культура, журналистика, периодическая печать, историческое и информационное осмысление.

Исследовать национальную культуру в средствах массовой информации, рассмотреть особенности ее репрезентации - важная и актуальная задача науки о журналистике. Это позволяет увидеть значение СМИ в интеграционных процессах между культурологией и журналистикой, а значит по-новому оценить исторический медийный опыт в межнациональном и межкультурном дискурсе. Историко-инфор-мационно-культурный процесс развития Российской Федерации определил журналистике исключительную роль: она позиционируется не только как средство идеологического влияния, но как мощное культурологическое средство с широким внедрением в сознание массовой аудитории многовековых духовных ценностей. В связи с этим тема национальной культуры в средствах массовой информации является одной из самых подвижных. Притом, что этнокульту-ра как константный элемент конкретного общества сама по себе статична, информационное осмысление и отражение ее, в сущности, неоднородно и динамично. В основном это обусловлено геополитическими процессами, влияющими на интерпретацию образа нации, а, следовательно, и на истолкование ее культуры: межэтнические конфликты, войны, дальнейшее их урегулирование и установление дипломатических отношений в значительной степени оказывают влияние на способ информирования массовой аудитории о национальной культуре. Информация, исходя из субъективно-объективных причин позиции и мышления журналиста, вбирает в себя конкретное историческое содержание, соответственно, оказывает определенное воздействие на сознание реципиента.

Рева Екатерина Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики. E-mail: ekaterina. re@rambler. ru

Справедливо рассматривая национальный аспект в истории отечественной периодической печати, Р.П.Овсепян подчеркивает политическое, социальное давление на средства массовой информации, которое не могло не сказаться на формировании взгляда на этносы и их самобытную культуру. Так, говоря о периоде 80-90-х годов двадцатого столетия, историк журналистики отмечает: «В печати, на телевидении и радио шел серьезный разговор об исторической памяти. С ней связывали историю национальной государственности, споры в области исторической географии, в ней видели предмет национального притеснения, источник формирования «образа врага»1. Максимально приближенное к сегодняшнему дню суждение Р.П.Ов-сепяна в аспекте занимаемой журналистикой политической позиции касается русско-чеченского конфликта: «До событий в Чечне практически вся политическая пресса Российской Федерации разделялась на два лагеря - «президентский» и критикующий исполнительную власть. Чеченский кризис изменил отношение «Известий», «Комсомольской правды», «АиФ» к главе исполнительной власти. Лояльность к президенту сменилась требованиями прекращения военных действий в Чечне, вывода оттуда воинских подразделений»2. Последовало более толерантное освещение происходящего в северокавказском регионе, что объясняется вступлением журналистики в новый виток своей истории: «Воссоединились две ветви российской прессы, слившись в единый информационно-публицистический процесс, доминирующее ме-

1 Ахмадулин Е.В., Овсепян Р.П. История отечественной журналистики XX века. - Ростов н/Д: 2008. - С. 355.

2 Там же. - С. 395.

сто в котором заняли общегуманитарные, общечеловеческие цели и идеи»3.

В условиях гуманизации информационной политики современного общества проблема освещения национальной культуры в журналистике требует к себе особого внимания. Как и любая система, этнокультура складывается из совокупности компонентов, находящихся между собой в интеграционных отношениях, закрепляющихся исторически и этически. Историко-этическая основа национальной культуры проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. В зависимости от информационного повода журналист выбирает тот или иной элемент обозначенной основы конкретной этнокультуры.

Определяя национальную культуру как исторически обусловленную категорию, ставшую основой для журналистского произведения, характерную для определенного этапа истории страны и соответственно журналистики, имеющую функциональные признаки в медиатексте, отражающую закономерности развития информационно-исторического процесса и мировоззрения автора, выделим аспекты, которые могут быть использованы при анализе журналистского материала.

Национальная культура в периодической печати может выступать как: 1) абстрактное понятие, обозначающее совокупность определенных и устойчивых признаков для конкретной этнической общности; 2) историческое понятие, отражающее колорит определенной эпохи в зависимости от историко-культурной ситуации в государстве и тенденций в межнациональной политике; 3) понятие, выполняющее вспомогательную функцию при освещении каких-либо межэтнических событий в политическом контексте; 4) национальная культура как понятие, характеризующее определенную этническую общность или связанные с нею процессы и явления, отраженные в журналистском произведении и, следовательно, в сознании его автора.

Таким образом, понятие национальной культуры в журналистке наряду с сохранением постоянных признаков, присущих этнической общности, изменчиво в силу своей функциональности в информационной среде. Степень владения знаниями об индивидуальных особенностях культуры этноса, интерпретация их автором определяют преломление национальной

3 Там же. - С. 412.

культуры в журналистском тексте (традиции, образ поведения и мышления, религиозные взгляды напрямую ассоциируются с «портретом» нации) и объясняют причины возможной интолерантной подачи информации. Так или иначе, журналистика способна отражать национальный колорит общества, который репрезентируется в средствах массовой информации посредством характеристики культурных ценностей нации или этноса.

В журналистике отражение национальной культуры может иметь разножанрово представленные два вектора движения: исторический и информационный. Исторический способ предполагает апеллирование к таким категориям, как историческая память этноса, судьба этноса, генезис этноса, национальный характер. Как правило, историческое осмысление национальной культуры реализуется в специализированных изданиях. Наряду со статьями о духовных ценностях российского общества, в журналах поднимается вопрос о национальной культуре республик Северного Кавказа. Так, журнал «Родина», являющийся, пожалуй, самым читаемым историко-публицистическим изданием, в одном из своих выпусков обращается к сложной исторической теме Кавказской войны. Наряду с обширными этнографическими, историческими статьями и исследованиями, рассматривающими развитие русско-кавказских отношений в XIX веке, в публикациях представлены и актуальные материалы, касающиеся национальной культуры северокавказских народов.

В ракурсе рассмотрения этнокультуры Северного Кавказа важное место занимает здесь религиозная проблематика, без которой образ нации будет неполноценен. В ряде публикаций авторы «Родины» берут во внимание влияние исламского фактора в северокавказском регионе и его роль в межнациональных и межконфессиональных отношениях с Россией. Таково интервью с известным этнографом С.А.Арутюновым, который отмечает, что религиозный фактор «действует географически неравномерно: чем дальше с запада на восток, тем больше влияние ислама. В Адыгее, в Северной Осетии роль ислама невелика. В Дагестане и Чечне ислам всегда был традиционно силен. На Западном же Кавказе позиции ислама несильны, зато сильны связи с диаспорой - с абхазами и чеченцами, живущими в Турции, а среди этой диаспоры ислам, в том числе фундаменталистский, достаточно влиятелен»4. Ученый озабочен пропагандой идеи толерантности: «Противопоставить исламскому фундаментализму может

4 Спирин П. Семена добра и зла // Родина. - 1994. -

№ 3 - 4. - С. 149.

только ислам же - но ислам либеральный, просвещенный, экуменический, лояльный по отношению к иноверцам, во всяком случае к другим людям Писания - христианам и иудеям»5. Журнал помогает читателю отличить проявления ислама в политической ситуации как на международной арене событий, так и в пределах одного полиэтнического и многоконфессионального государства.

Достоинством журнала «Родина» является печатание толкового словаря, сопровождающего обилие исторического материала. Словарь имеет не только историческую, но и культурную ценность, включая понятия, относящиеся к национальной (и религиозной) культуре северокавказских народов: адаты - у народов, исповедующих ислам, неписанный закон, основанный на обычае; газават - частный случай джихада, имеющий обозначение «война за веру», «священная война»; джихад - любая борьба на пути к Аллаху; имам - руководитель общей молитвы в мечети, стоящий впереди всех; мюрид - мусульманин, ищущий путь к спасению, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя сближения с Богом; суфизм - мистико-аскетическое учение в исламе, призывающее к смирению и уходу от мирской суеты; тарикат - метод мистического познания истины, особый свод морально-этических положений и психологических приемов, позволяющих мюриду подняться до духовного и внутреннего поклонения Богу; шариат - закон, предписания, установленные в качестве обязательных для всех мусульман6.

Видный историк В.Г.Гаджиев апеллирует к Корану: «Нигде в Коране не сказано о насильственном обращении в мусульманство. Вообще, Коран нельзя переводить на другие языки, не потеряв важнейших смысловых оттенков»7. Согласно Мухаммеду, в Коране каждое слово обозначает 76 смыслов, и ученый резюмирует: «Трагедия в том, что мусульманство до сих пор считают религией отсталой, а мусульманские народы - дикими, агрессивными»8 (в историко-информационном процессе развития российского общества примечательно то, что данный номер журнала «Родина» вышел в 1994 году, во время начала русско-чеченского конфликта; при этом позиция издания характеризуется как нейтральная, исторически объективная). В февральском номере за 2011 год была опубликована статья Ч.Гусейнова «Письма о Коране»,

5 Там же.

6 Наш толковый словарь // Родина. - 1994. - № 3 -4. - С. 152 - 153.

7 Олейников Д., Бондарев В. Перевернутый мир бесконечной войны // Родина. - 1994. - № 3-4. - С. 20.

8 Там же.

где проведена мысль о том, что неправильное толкование Корана зачастую приводит к экспансии агрессии и насилию9. Таким образом, проблема национальной культуры становится не только объектом коммуникативного процесса, но и приобретает прочное научное обоснование, что говорит о глубине и достоверности при ее подаче массовой аудитории.

Посредством этнокультуры реализуется также информационное содержание журналистского произведения. Информационные жанры кодируют в себе элементы культуры конкретного народа, и первостепенной здесь является событийная сторона в медиатексте. Примером может служить заметка в рубрике «Путешествия» в одном из номеров журнала «Русский репортер». Здесь представлены сведения о столице Чеченской Республики Грозный, ее улицах, зданиях, в том числе религиозных10. Рассказывая, в частности, о том, где можно пообедать, автор прибегает к национальным особенностям мусульманского общества: «В центре города, в первую очередь на проспекте Путина, много кафе и ресторанов. Но в священный месяц Рамадан почти все они будут закрыты»11.

Другой компонент национальной культуры реализуется в статье «Парад отречений», опубликованной в журнале «Коммерсантъ. Власть»12. Статья носит сугубо политический характер, рассматривая вопрос о переименовании должностей региональных президентов многих субъектов Российской Федерации. Обращают на себя внимание суверенные гимны, послужившие своеобразной иллюстрацией к этой статье. Надо сказать, что гимн - это не только государственный атрибут, но и один из основных национальных символов. Понимание массовой аудиторией содержания представленного в указанной статье Гимна Чечни безотносительно к культурному контексту истории Чеченской Республики может быть существенно затруднено. Однако эта составляющая чеченской национальной культуры также является здесь вспомогательным элементом основной информации, предложенной читателю.

Таким образом, нами выявлены два вектора функционального значения национальной культуры в медиатексте, определена роль этнокуль-туры как объекта журналистского осмысления в процессе закономерного взаимодействия между способом ее интерпретации и выбором жанро-

9 Гусейнов Ч. Письма о Коране // Наука и религия. -2011. - № 02. - С. 37-39.

10 Чукаев П. Грозный // Русский репортер. - 2011. -№ 4 (182). - С. 83.

11 Там же.

12 Камышев Д. Парад отречения // Коммерсантъ. Власть. - 2010. - № 33 (887). - С. 28.

вой формы. Этот аспект изучения журналистики, по нашему мнению, представляет один из перспективных путей анализа репрезентации национальных культурных ценностей в перио-

дической печати, а также вносит вклад в исследование жанровой структуры журналистского произведения.

NATIONAL CULTURE AS THE OBJECT OF THE HISTORIC AND INFORMATION COMPREHENSION IN THE JOURNALISM

OF OUR COUNTRY

© 2012 E.K.Reva V.G.Belinsky Penza State Pedagogical University

This article describes two directions of functioning of the concept of national culture in publications of periodicals. The value of ethnoculture in the aspect of journalistic comprehension by means of identification of the natural interaction between the way of its interpretation and the choice of a genre form is also defined. Keywords: national culture, journalism, periodical press, historic and information comprehension.

Ekaterina Konstantinovna Reva, Candidate of Philology, assistant professor in Journalism. E-mail: ekaterina. re@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.