УДК 101.1::316; 323
Шерстянкина Татьяна Владимировна
Sherstyankina Tatyana
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
RUSSIAN NATIONAL SECURITY IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION:
SYSTEM-SYNERGETIC METHOD
Рассматриваются проблемы обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. В качестве методологической основы используется системно-синергетический подход. Делается вывод о том, что национальная безопасность Российской Федерации - открытая система со своими внутренними связями и связями с окружающей средой
The article considers the issues of Russian national security in conditions of globalization. System-synergetic approach is used as the methodological basis. The author comes to a conclusion that the Russian Federation national security is an open system with its interior connections with an environment
Ключевые слова: глобализация, национальная безо- Key words: globalization, national security of Russia, na-пасность России, национальные интересы, угрозы, tional interests, threats, system-synergetic method
системно-синергетический подход
Система международных отношений находится в процессе многофакторных трансформаций под влиянием глобализации. Это неотъемлемая категория современной ситуационной картины мира, без учета которой невозможны рассмотрение и анализ процессов, происходящих в мире, а также прогнозирование дальнейшего развития цивилизации.
Процесс глобализации, затрагивая фундаментальные принципы мироустройства, детерминирует изменения в подходах к обеспечению безопасности как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств.
Сегодня безопасность чаще всего рассматривается как «состояние защищенности» общества и его составляющих от внутренних и
внешних угроз, что нашло, в частности, закрепление в законе Российской Федерации «О безопасности» [5; С. 5]. В то же время она трактуется как свойство, атрибут социальной системы, выражающийся в ее целостности, относительной самостоятельности и устойчивости, как «надежность существования и устойчивость развития любых предметов социальной природы» [8; С. 17], как «реальная способность быть свободным от внешней опасности» [10; С. 5].
Однако, на наш взгляд, более продуктивным является рассмотрение национальной безопасности и проблем ее обеспечения с точки зрения системно-синергетического подхода. В этом случае безопасность видится как системное свойство государства, позволяющее
ему сохранять устойчивость в условиях столкновения интересов различных социальных групп, возникновения противоречий между обществом и природой, в условиях неопределенности и риска.
«Призма», через которую рассматриваются все аспекты и стороны безопасности, - гармоничное развитие в пределах системы, а ее элементами являются человек, социум, природа [1; С. 79]. Целостность этой системы достигается при условии ее органичного включения в систему более высокого порядка. Так, национальная безопасность Российской Федерации оказывается включенной в систему безопасности глобального мира. Являясь подсистемой более сложной организации, она в то же время представляет собой систему, функционирование которой зависимо от характера безопасности на нижележащем уровне организации мира - региональной безопасности.
Таким образом, национальная безопасность - сложное системное образование. С точки зрения синергетики, ее сложность связана не столько с большим количеством входящих в нее элементов и подсистем, не столько со сложностью взаимодействия между ними, сколько с особенностями создания единого организма, функционирующего на разных уровнях - глобальном, национальном, региональном. Поэтому выражение «целое больше суммы частей» может быть объективно отнесено к национальной безопасности. Она качественно иная по сравнению с частями, которые в нее интегрированы, более того, способна видоизменять элементы и подсистемы, входящие в ее состав [4; С. 11].
Синтез простых эволюционирующих систем (экономической, экологической, информационной и др.) в одну сложную систему происходит посредством установления общего темпа их эволюции. Причем, чтобы возникла единая сложная система, необходима определенная степень открытости подсистем. При чрезмерной закрытости элементы системы будут развиваться, «не чувствуя» друг друга, что противоречит законам глобализации и создает
угрозу национальной безопасности.
В ходе функционирования национальная безопасность России проявляет себя в различных сферах и предстает как синхронизация процессов структуризации и функционирования экономической, политической, информационной, экологической, социокультурной подсистем, обеспечивающих оптимальный режим развития российских регионов посредством самоорганизации и адаптивного управления [1; С. 79].
Экономическая безопасность, имеющая достаточно сложную внутреннюю структуру, предполагает обеспечение экономического развития с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан страны при рациональном использовании национальных ресурсов, достаточного оборонного потенциала, а также защиту национальных интересов.
Анализ трансформационных процессов глобализирующегося экономического пространства РФ позволяет вычленить три важнейших элемента:
1) экономическую независимость, гарантирующую в условиях взаимозависимости национальных экономик возможность контроля государством национальных ресурсов, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научнотехническими достижениями;
2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;
3) способность к саморазвитию и прогрессу, неизбежным в условиях динамично развивающегося мира. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становят-
ся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Указанные составляющие играют существенную роль в генезисе внутри- и межрегиональных изменений, ликвидации реальных и потенциальных угроз национальной безопасности России.
В экономической безопасности, в свою очередь, выделяются следующие виды: военная (оборонная), оборонно-промышленная, продовольственная, энергетическая, финансовая [9; С. 19]. Они способны вступать в разного рода обменные процессы с политической, информационной, социокультурной, экологической составляющими, участвуя в процессах построения сложного эволюционного целого.
В XXI столетии качественно новое измерение приобретает политическая безопасность. Она исключает доминирующее значение военной силы, с помощью которой государства реализовывали свои интересы, и оказывается в зависимости от невоенных факторов (экономического могущества, конкурентоспособной индустрии, состояния здоровья нации, способности государства бороться против сепаратизма, терроризма и др.), что увеличивает количество точек пересечения политической системы с остальным миром. В свою очередь, со стороны окружающей среды наблюдается воздействие на политическую систему. Наличие обратных связей неизбежно ведет к появлению неравновесности, которая, согласно синергетической трактовке развития, является необходимым условием становления новых относительно устойчивых структур и новых соотношений со средой [2; С. 106].
Сложность социально-политических процессов глобализирующейся России проявляется в формировании нового типа федеративных отношений, что обусловлено воздействием ряда реальных и латентных факторов, формирующих угрозы безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем в складывающихся отношениях немаловажную роль играют региональные пробле-
мы развития. Например, сепаратистские устремления ряда субъектов РФ порождают негативные процессы в экономике и политике, способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях центра и регионов, представляя угрозу федеративному устройству. Это обусловливает необходимость осмысления принципов, норм и правил согласования общенациональной и региональной политики.
Придать новый импульс развитию государства в условиях глобализации не представляется возможным без политических усилий, государственной поддержки, без преодоления конфликтного поля во взаимоотношениях центра и регионов, регионов между собой. В настоящее время один из главных источников опасности политической стабильности находится внутри самой России.
В нашем государстве сложилась парадоксальная ситуация: в системе национальной безопасности еще не сформировались необходимые предпосылки для перерастания политической сферы в организованную подсистему, поэтому она не имеет больших возможностей для влияния на процесс глобализации.
В связи с этим возникает необходимость формирования действенной политики обеспечения национальной безопасности на основе синергизма познающего субъекта и окружающей его среды, учитывая наличие в системе бифуркационных механизмов (точек раздвоения дальнейшего развития) и практическую непредсказуемость вариантов развития системы.
Становление в России полноценной государственности, эффективное экономическое и политическое развитие, формирование демократических отношений невозможны без интеграции в глобальное информационное пространство. Не случайно общественно-исторический процесс в настоящее время характеризуется переходом к новому качеству - становлению постиндустриального общества.
На современном этапе цивилизационного развития информация выступает «локомотивом» прогресса, стратегическим национальным ресурсом, безопасность которого возмож-
но обеспечить посредством качественной реализации государственной политики, направленной на защиту интересов страны.
Информационная подсистема нацио-
нального уровня характеризуется таким неотъемлемым свойством сложных систем, как открытость. Она и не может быть иной, в противном случае придет к состоянию максимальной энтропии, будет не способна к какой-либо организации. Однако наряду с позитивным содержанием необходимо отметить ряд отрицательных последствий, которые представляют угрозу национальной безопасности: чрезмерная информационная открытость; незаконное вторжение и попытки постороннего контроля и управления информационными потоками страны другими мировыми силами и др. Незащищенность от опасных информационных воздействий «ведет к снижению общей культуры населения, развитию бездуховности, безнравственности, распространению антигуманных идей и т.д.» [6; С. 13].
Это может считаться одним из основных противоречий современной эпохи. От его разрешения зависит, быть человечеству или не быть, продолжить движение к глобальной антропологической катастрофе или изменить историю цивилизации в направлении выживания и становления ноосферы как формы социо-природной коэволюции.
В России, обладающей уникальным разнообразием геополитических, климатических, ландшафтных условий, все большую актуальность приобретает обеспечение экологической безопасности. Определяющим фактором дестабилизирующего развития являются события природного происхождения, повышение удельного веса которых создает реальные угрозы национальной безопасности. Скачкообразное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, загрязнение почвы, внутренних водоемов, морей, океанов, интенсивное попадание в атмосферу «тепличных газов», угроза экологической катастрофы и конца цивилизации на планете предполагают принятие срочных и действенных мер всего
мирового сообщества по их устранению и создание новой модели обеспечения безопасности.
А. Д. Урсул и А.Л. Романович в качестве таковой предлагают самоорганизационно-опережающую модель, которая позволит решать проблемы обеспечения безопасности уже на стадии превращения потенциальных угроз в реальные. В новой модели, соединяющей в одно системно-синергетическое целое развитие и безопасность, предусмотрена система предотвращения и элиминации реальных угроз и опасностей [4; С. 119].
В области экологии данная модель актуализируется в двух взаимодополняющих направлениях:
1) экологобезопасное хозяйствование, подразумевающее предотвращение угроз по разрушению среды обитания общества при крайне недостаточном экономическом обеспечении защиты окружающей среды. Данный подход способствует созданию комплекса мер по рациональному использованию земельных ресурсов, развитию сельского хозяйства и лесопользования, а также производства;
2) качественная трансформация технологического обеспечения мероприятий, направленных на достижение устойчивости и надежности экосистем за счет совершенствования технологий по предотвращению вредных воздействий на природные объекты, преимущественно в топливно-энергетической отрасли и промышленности.
Отсутствие или ограниченное использование природосберегающих технологий, низкая экологическая культура, слабая развитость законодательной основы природоохранной деятельности ослабляют одну из сторон национальной безопасности, делают уязвимыми общество и человека, создавая угрозы государственной стабильности. Поэтому необходим переход к новой цивилизационной модели, при которой на неопределенно долгое время станет возможным сохранение и совместное гармоничное развитие (коэволюция) общества и природы. Это, в свою очередь, может
привести к постепенному (эволюционному) становлению устойчивого общества, или ноосферы.
Глобальные изменения в политике, экономике и других сферах жизнедеятельности сопровождаются межэтническим и межкон-фессиональным взаимодействием народов на уровне мирового сообщества, что неизбежно влечет за собой формирование цивилизационного семантического ядра, включенного в сложную систему межкультурных коммуникаций. Это обстоятельство вызывает появление еще одной подсистемы национальной безопасности - социокультурной.
В исследовании проблем социокультурного управления миром хаотических перемен, миром спонтанных социальных порядков начинает широко применяться синергетическая парадигма, что дает возможность выстраивать системы комплексной (интегральной) безопасности и ее составляющих.
Стабильность традиционной социокультурной системы призвана обеспечивать утверждение национальной самоценности, национальных идей. Однако их сохранению препятствует набравший силу процесс глобализации. Так, стремление унифицировать национальные культуры и пути национального развития вызывает разрушение прежней модели общественного устройства и влечет за собой социальную напряженность. Отсутствие концептуальных стратегий в области национальных интересов приводит к неопределенности в сфере безопасности общества, а главное, к культурному обезличиванию.
Глобализация интенсифицирует утрачивание человеком внутреннего культурного ядра, сущностной самости, что облегчает возможность вмешательства в его систему ценностей, навязывание ему чуждых функций. Вследствие этого одна из составляющих целостной системы - личность - теряет органические связи с внешним миром, оказавшись в искусственных, лишенных духовного содержа-
ния условиях. Усиливающийся нравственный регресс, появление возможности направлять активность человека на решение глобальных задач в интересах Запада приводят к национальному обезличиванию, появлению реальных угроз национальной безопасности.
В качестве основополагающих социокультурных факторов, способствующих безопасному развитию России, Р.Г. Власов выделяет идеологию, национальный и региональный менталитет, социогеографический фактор, цивилизационный аспект [3; С. 71-90].
Итак, становится очевидным, что национальная безопасность реформирующейся России представляет собой открытую социальную систему. Она имеет свои внутренние связи и связи с окружающей средой, реализация которых затрудняется сложностью и непредсказуемостью мирового развития.
Системно-синергетический характер обеспечения безопасности через переход к устойчивому развитию не исключает противоречий между основными ее компонентами, и на различных этапах данного перехода на приоритетное место будет выдвигаться какая-либо одна из составляющих. Например, в России в ближайшие годы - экономика, а не экология. Однако каждая из подсистем сложнейшим образом взаимодействует с другими, и задача современного российского государства, как и всего мира, состоит в том, чтобы выработать системную стратегию мышления и действий, адекватно отражающую сложную диалектику безопасного устойчивого развития.
Таким образом, национальная безопасность России в условиях глобализации с позиций системно-синергетического подхода направлена на обеспечение стабильного существования и функционирования отдельно взятого объекта безопасности - государства, региона, общества, личности, и одновременно способствует обеспечению глобальной безопасности.
1. Абрамов, Ю.Ф. Основы теории устойчивого безопасного развития России и региона {Текст] /Ю.Ф. Абрамов, О.В. Бондаренко, В.К. Ду-шутин. - Иркутск: ИГУ, 2006. - 284 с.
2. Абрамов, Ю.Ф. На пути к глобальному регионализму [Текст] / Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева. - Иркутск: ИГУ, 2005. - 182 с.
3. Власов, Р.Г. Социокультурные основы региональной безопасности: сущность, содержание, условия реализации (социально-философский анализ): дис. канд. филос. наук [Текст] /Р.Г. Власов. -Омск, 1996.
4. Урсул, АД. Гглобализация, устойчивое развитие и безопасность: системно-синергетический подход [Текст] / АД. Урсул, АЛ. Романович // Гглобализация: синергетический подход. В 2-х ч. Ч. 1. - М.: РАГС, 2002. - С. 106 - 123.
5. Закон РФ «О безопасности» // Российская газета. - 06.05.1992. - № 103 (439). - С. 5.
Коротко об авторе________________________________
Шерстянкина Т.В., ст. преподаватель каф. «Востоковедение», Читинский государственный университет (ЧитГУ) [email protected]
Научные интересы: социальная философия, национальная безопасность Российской Федерации, регионо-ведение России
__________________________________Литература
6. Комов, С.А. О концепции информационной безопасности страны [Текст] I С.А. Комов II Военная мысль. - 1994. - № 4. - С. 12 - 17.
7. Рубанов, В.А. Безопасность в переходный период (методологический и политологический анализ): дис. канд. полит. наук [Текст] I В.А. Рубанов. - М., 1994.
в. Рудаков, А.В. Проблемы внешней и внутренней безопасности: теория и практика [Текст] I А.В. Рудаков, В.В. Стрельченко. - М.: РАГС, 2005. - 220 с.
9. Сенчагов, В.К. Методология обеспечения экономической безопасности [Текст] I В.К. Сенчагов II Международная безопасность России в условиях глобализации. - М.: РАГС, 2007. - С. 15 -32.
10. Ушаков, Н.А. Проблемы теории международного права [Текст] I Н.А. Ушаков. - М.: Наука, 1988. - 186 с.
___________________________Briefly about author
Sherstyankina Т., Lecturer of Oriental Studies Department, Chita State University
Scientific interests: social philosophy, national security of the Russian Federation, Russian studies