Научная статья на тему 'Нарушения прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров'

Нарушения прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОДАЖА ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ / CONSUMER SERVICES / DISTANCE TRADE / SALE OF GOODS REMOTELY METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переверзев В.В.

В статье исследуются проблемы правового регулирования продажи товаров дистанционным способом. Автор выделяет наиболее распространенные случаи нарушения прав потребителей в этой сфере и предпринимает попытку определить пути их недопущения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров»

Переверзев В.В. ©

Ассистент, кафедра истории России,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ

ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

Аннотация

В статье исследуются проблемы правового регулирования продажи товаров дистанционным способом. Автор выделяет наиболее распространенные случаи нарушения прав потребителей в этой сфере и предпринимает попытку определить пути их недопущения на практике.

Ключевые слова: защита прав потребителей, дистанционная торговля, продажа товаров дистанционным способом.

Keywords: consumer services, distance trade, sale of goods remotely method.

Под продажей товаров дистанционным способом понимается «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром» [1].

Все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая, что его несомненными достоинствами являются быстрый поиск нужного товара, возможность выбора из широкого ассортимента, более низкая цена, доставка на дом в удобное время. Однако доля дистанционной торговли в России значительно ниже, чем в развитых странах. Это во многом связано с отсутствием доверия со стороны потребителей, поскольку законодательное регулирование в данной сфере предоставляет относительно низкий уровень защиты прав потребителей. Отсюда стало возможным появление на рынке недобросовестных продавцов, действия которых зачастую могут квалифицироваться как мошенничество.

Можно выделить три основных вида мошенничества при дистанционном способе продажи товара. Наиболее простым является фиктивный интернет-магазин. Цель его организатора - получить деньги, не предоставив товар и скрыться (или создать другой сайт). Основными признаками данного «интернет-магазина» являются: высокие цены на товар, отсутствие склада и службы доставки, предоплата как единственная форма оплаты, низкая информативность сайта. Шансы потребителя возвратить товар или предъявить претензии в случае, если товар был получен, но имеет недостатки, фактически равны нулю. Применение ст. 159 УК РФ (Мошенничество) в данной ситуации осложняется, как правило, быстрым исчезновением сайта во Всемирной паутине [4, 124].

Вместе с тем в России встречаются и более сложные типы фиктивных интернетмагазинов. Например, имеет место деятельность магазинов, существующих на рынке несколько лет. Их цены обычно приемлемы. Однако основная проблема этих магазинов -отсутствие регистрации в установленном законом порядке, т.е. они не платят налоги. Для поддержания низких цен в таких интернет-магазинах может продаваться конфискованный, нерастаможенный или списанный по причине брака товара. В этих случаях потребитель вероятнее всего получит товар, но его качество не всегда будет соответствовать заявленной продавцом информации. Потребителям в такой ситуации сложно защитить свои права,

© Переверзев В.В., 2015 г.

поскольку им не выдается надлежащим образом оформленный товарный чек, а отвечая на телефонные запросы операторы магазина просят подождать или сообщают, что «менеджер еще не успел передать руководству суть проблемы». В дальнейшем звонки потребителей игнорируются и они, как показывает статистика, в 50% случаев прекращают свою борьбу. Главными признаками подобных фиктивных интернет-магазинов является отсутствие на сайте информации о месте нахождения офиса или склада, отсутствие регистрационных данных (ИНН), юридического адреса, достаточно низкие цены на товар [4, 126-127].

Интернет-магазинов, работающих с нарушениями законодательства о защите прав потребителей довольно много. По данным исследователя Александра Юрьевича Зака на 2012 год порядка 30% интернет-магазинов, зарегистрированных в службе market.yandex.ru («Яндекс маркет»), вообще не определяют на своем сайте ни юридический адрес, ни полное наименование продавца. Ряд магазинов (еще около 30%) сообщают адрес, однако наименование сайта и продавца, указанного на сайте, и наименование продавца по чеку не совпадают [2].

Более сложным видом дистанционного обмана является деятельность большинства телемагазинов. Они при осуществлении дистанционной торговли зачастую предлагают товар, реальные функции и характеристики которого значительно отличаются от заявленных. Основными признаками недобросовестных телемагазинов являются: эксклюзивность

предлагаемого товара, количество которого ограниченно; отсутствие информации о возможных противопоказаниях, о почтовом и юридическом адресе продавца; неразборчивость данных товарного чека; нежелание курьера, доставившего товар присутствовать при его проверке. На этапе ознакомления потребителя с товаром потребитель, как правило, замечает первые недостатки в вещи или впервые узнает о противопоказаниях в медицинском приборе. Тактикой продавца будет полное игнорирование. Так, при звонке по телефону потребителю будет сказано перезвонить по другому номеру (который не отвечает), либо автоответчиком будет сообщено, что потребителю перезвонят из гарантийной мастерской. Действия продавца подобных телемагазинов должны расцениваться как обман потребителя, за который ст. 14.7. КоАП предусмотрен штраф в размере до 20 тысяч рублей. Вместе с тем, этого в настоящее время не происходит.

Наиболее сложным видом дистанционного мошенничества является покупка товара через систему «Пост Шоп» («Товары почтой»). Продажа товаров в данном случае происходит путем заманчивых предложений поучаствовать в конкурсах, лотереях и розыгрышах, победив в которых, потребитель может получить автомобиль или несколько миллионов рублей. Главное условие - заполнить анкету и приобрести какой-либо товар. Предлагается купить, как правило, эксклюзивный, произведенный на закрытом оборонном заводе или заряженный энергией потомственного целителя товар. После этого покупатель получает письмо, в котором сообщается, что он почти выиграл главный приз, но необходимо приобрести еще несколько вещей по каталогу. Данная цепочка может быть бесконечной. Подобные акции выдаются их организаторами как маркетинговые, в связи с чем юристы сетуют на отсутствие правовых механизмов привлечения их к административной или уголовной ответственности [3, 13].

Для того, чтобы не пострадать от недобросовестного продавца при заключении договора купли-продажи дистанционным способом потребитель, на наш взгляд, должен проявлять бдительность до оформления заказа. А именно:

1. Изучить всю информацию на сайте, и прежде всего о регистрации магазина-продавца в качестве юридического лица (или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица), ИНН, ОГРН, адрес юридический, адрес офиса и почтовый адрес, адрес склада.

2. Обращать внимание на информативность сайта интернет-магазина. Сведения должны быть достоверными и исключить малейшую возможность введения покупателя в заблуждение. Если информация очень скудная или ее нет вовсе, необходимо поискать товар в другом магазине.

3. Сравнить цены аналогичного товара у других продавцов. Если разница достигает более 50%, нужно быть осторожным с этим продавцом.

4. Узнать условия оплаты. Если в интернет-магазине действует только предоплатная система расчетов, то потребителю не следует идти на риск.

5. При передаче товара, заказанного дистанционным способом получить чек и требовать доставочного листа.

6. По возможности, проверять товар в присутствии курьера [4, 145-146].

7. Отказаться от приобретения товаров через телемагазины и каталоги ООО «Почта сервис» («Товары почтой»).

Вышеизложенное дает основание утверждать что видов, способов, методов и уловок профессиональных мошенников и просто недобросовестных продавцов довольно много. С течением времени, развитием новейших технологий, в том числе компьютерных, меняются и варианты мошенничества, обман становится изощреннее. Поэтому для того, чтобы не стать жертвой мошенников, промышляющих под видом продавцов товаров, необходимо помнить правила безопасного совершения покупок дистанционным способом.

Кроме того, необходимо на законодательном уровне признать данную проблему и принять ряд нормативно-правовых актов, которые бы уменьшили, а в идеале свели на нет возможность дистанционного мошенничества. Прежде всего, во-первых, следовало бы ввести институт преддоговорной ответственности в российское гражданское право, так как в настоящее время не всегда возможно установить момент заключения договора купли-продажи при дистанционной форме торговли. Во-вторых, нужно оговорить в Правилах продажи товаров дистанционным способом, что при продаже товаров и услуг через Интернет, телемагазин или каталоги полную информацию, которая должна быть предоставлена потребителю в соответствии с законодательством, следует размещать таким образом, чтобы потребитель имел к ней непосредственный доступ и был ознакомлен с ней до оформления заказа. Это позволило бы повысить доверие российских граждан к дистанционной торговле в целом, поскольку ее достоинства очевидны.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС КонсультантПлюс.

2. А.Ю. Зак - Нарушения прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора дистанционной продажи в Интернете и способы их преодоления // Современное право. - 2010. -№ 8. - С. 78 - 83.

3. Л. Махонина. - У виртуального продавца виртуальное качество // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 46. -

С. 13.

4. Г.М. Соколова - Интернет-покупки: права потребителя. - М.: Омега-Л, 2012. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.