Научная статья на тему 'Современное состояние рынка удалённой торговли в России: тенденции и проблемы развития'

Современное состояние рынка удалённой торговли в России: тенденции и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1881
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / УДАЛЁННАЯ ТОРГОВЛЯ / РЫНОК УДАЛЁННОЙ ТОРГОВЛИ / DISTANCE TRADE / ELECTRONIC COMMERCE / MARKET OF DISTANCE TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдейчикова Е. В.

Статья посвящена современному направлению в развитии торгового бизнеса дистанционной торговле. Автор приводит новое содержание термина "удалённая торговля". Представляет анализ рынка удалённой торговли в России, выявив основные тенденции и проблемы его развития, а также предлагает направления решения выявленных проблем исследуемого сегмента рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary situation on the market of distance trade in Russia: tendencies and problems of development (Russia, Omsk)

The article focuses on a contemporary direction in trade business known as distance trade; the author describes the new understanding of the term, analyzes the market of distance trade in Russia, and offers a range of solutions to overcome the existing problems on this market

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка удалённой торговли в России: тенденции и проблемы развития»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УДАЛЁННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Е.В. Авдейчикова,

профессор кафедры коммерции и логистики, Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,

кандидат технических наук nauka_oirgteu@mail.ru

Статья посвящена современному направлению в развитии торгового бизнеса — дистанционной торговле. Автор приводит новое содержание термина «удаленная торговля». Представляет анализ рынка удаленной торговли в России, выявив основные тенденции и проблемы его развития, а также предлагает направления решения выявленных проблем исследуемого сегмента рынка.

Ключевые слова: дистанционная торговля, электронная коммерция, удалённая торговля, рынок удалённой торговли.

УДК 339.13

Торговля, являясь одним из последних этапов в системе распределения готового продукта, занимает промежуточное положение между производством и потреблением. Торговая отрасль является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В 2011 г. объём розничного товарооборота в России достиг 19,08 трлн. руб. что, составляет 107% к предыдущему 2010 г. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В настоящее время торговая деятельность претерпевает значительные изменения в связи с развитием научно-технического прогресса, информационных технологий и доступа в интернет. Наряду с традиционной стационарной и нестационарной торговлей, ранее известной и изученной, появляются новые технологии реализации товаров, дополняющие традиционные, которые сами по себе достаточно экономически и социально эффективные. К ним относятся: интернет-торговля, телемагазины, торговля через почтовые каталоги, вендинг и прочие, так называемые дистанционные способы продажи товаров [1].

На сегодняшний день понятие дистанционного способа продажи товаров представлено в четырёх документах: в статье 497 Гражданского кодекса РФ, в статье 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», в постановлении Правительства РФ от 27.09.2007г № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», а также в ГОСТР 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». В соответствии с последним нормативным документом: «Дистанционный способ реализации товаров осуществляется посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, интернет-торговля, электронный магазин) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара. Дистанционный способ реализации товаров предполагает оказание услуг по доставке товаров путём их пересылки покупателям почтовыми отправлениями или иными способами» [2]. В «Правилах продажи товаров дистанционным способом» также имеет место понятие: «продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо © ПСЭ, 2013

образцом товара при заключении такого договора» [3]. В этом же документе, в п.20 приведены условия заключения договора между покупателем и продавцом: «Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара» [3].

Необходимо отметить, что в торговой деятельности не просто встречаются продавец и покупатель, но и заключается договор купли-продажи, происходит переход права собственности на товар. В законе РФ «О защите прав потребителей» ст.26 приводится следующее разъяснение: «Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товаров (дистанционным способом продажи) [4]. В соответствии со ст.497 Гражданского кодекса РФ «договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя-юридического лица» [5].

Таким образом, в настоящее время привести общее понятие для всего многообразия форм дистанционной торговли не представляется возможным. Мы полагаем, что необходимо выделить удалённую торговлю — как инновационную технологию ведения торгового бизнеса. Следует отметить, что «электронная коммерция» шире понятия «удалённая торговля». Так, в учебном пособии Кобелева О.А. представлены разнообразные направления (сферы деятельности) электронной коммерции:

• торговля реальными товарами и услугами; программным обеспечением, видео-аудиопродукцией, играми, мультимедийными приложениями и т.д.;

• дистрибуция (управление доставкой и её отслеживание; для физических продуктов непосредственная доставка);

• услуги информационного характера (поиск, установление и поддержание контактов с клиентами);

• банкинг и платёжные системы (электронные платежи, кредитные карточки, интерактивное банковское обслуживание физических лиц);

• туризм и ресторанно-гостиничный бизнес (бронирование, покупка туров и размещение в отелях на определённую дату);

• связь;

• дистанционное образование;

• досуг и развлечение;

• обслуживание государственного заказа [6].

Российскую электронную коммерцию эксперты характеризуют

в её нынешнем состоянии как низкоконкурентную, так как уровень консолидации (доля крупных и средних игроков) не превышает 50% в структуре всех интернет-продаж.

В специальной литературе нередко встречается понятие «электронная торговля». На наш взгляд, необходимо различать понятия: «удалённая торговля» и «электронная торговля» так, как к удалённой торговле кроме торговли через интернет относится продажа через почтовые каталоги, телемагазины, вендинг и прочее. К электронной торговле относят, прежде всего, новый способ реализации товаров посредством интернет, информационных технологий.

Таким образом, в контексте настоящего исследования можно сформулировать следующее определение «удалённая торговля — сфера торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем, при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее».

Рынок удалённой торговли, где реализация товаров осуществляется дистанционным способом, за десятилетие в России вырос в 20 раз. Объём продаж в 2010 г составил 394 млрд руб [7]. Наибольший объём рынка в 2010 г. приходится на интернет-торговлю — 192 млрд руб, что составляет около 50% всей удалённой торговли. На (рис.1) [8] представлена динамика удаленной торговли по данным аналитической компании Euromanitor International за период 2005-2010 гг. Следует отметить, что по классификации, которой придерживается аналитическая компания Euromanitor International, к удалённой торговле относятся: интернет-торговля, торговля по каталогам, через телемагазины с последующей почтовой доставкой, прямые продажи и продажи через торговые автоматы (вендинг). Анализ данных демонстрирует увеличение оборота удаленной торговли в 2,96 раза, т.е. со 133 млрд руб. в 2005 г до 394 млрд руб. в 2010 г.

Рис.1. Динамика удаленной торговли.

Наибольший прирост среди всех форм удалённой торговли занимает интернет-торговля — в 3,84 раза. В целом в России растут и другие, новые для российского рынка, формы розничной торговли — торговля на дому (homeshopping) и торговля через автоматы (vending). По консолидированным данным Euromanitor International и Высшей школы экономики, с 2005 по 2010 гг. продажи homeshopping увеличились в 3 раза с 31 млрд руб. до 93 млрд руб., оборот рынка торговли через автоматы составил 12,6 млрд руб. в 2010 г., что в 2,6 раза выше, чем в 2005 г. (справочно в 2005 г. — 4,8 млрд руб.).

В настоящее время Россия по сравнению с другими зарубежными странами имеет невысокую долю удалённой торговли в структуре розничных продаж. Например, доля рынка удалённой торговли в структуре российского ритейла составляет всего — 4,3%. Необходимо отметить, что этот показатель увеличился с 2006 г. почти в 2 раза, что можно увидеть на (рис.2) [8].

При этом доля удалённой торговли в общем товарообороте в мире составляет — 6,4%, в странах ЕС — 6%, а в Германии и Франции этот показатель занимает около — 12%. Между тем, аудитория потребителей удалённой торговли в России уже велика. Услугами покупок через интернет в России пользуются более 45 млн. чело-1 40

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Доля удаленной торговли в объеме оборота.

век в год. Ежегодный прирост этой аудитории составлял чуть менее 30% в 2009-й и 2010-й гг. и вряд ли снизится в ближайшие 4-5 лет. Потребителями покупок через интернет являются в первую очередь люди с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным потребительским поведением, т.е. составляют весьма привлекательную целевую группу для всего торгового бизнеса. По числу интернет-пользователей, совершающих покупки онлайн — 53% соотечественников регулярно что-либо покупают, треть — 34% делают покупки раз в месяц и чаще, 23% респондентов в России покупают раз в 2-6 месяцев и 43% ещё реже [9, с.7]. Рост оборота торговли через интернет зафиксирован около 19% в год, а через торговые автоматы — 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие формы удалённой торговли увеличивается в среднем на 12% в год [10, с.37].

30,0%

25,0%

20,0%

15,0%

10,0%

5,0%

Рис. 3. Темпы прироста удаленной торговли.

На рис.3 [8] приведены темпы роста удалённой торговли в России в сравнении с другими зарубежными странами. Следует отметить, что, несмотря на низкий объём продаж удалённой торговли в России по сравнению с развитыми странами, темпы роста данный сегмент розничного рынка демонстрирует достаточно высокие. Так, в 2011 г. рост продаж удалённой торговли в мире зафиксирован на уровне — 11,4%, в странах ЕС — 13%, а в России этот показатель составил — 19,8%. Обращает внимание и тот факт, что темп роста удалённой торговли в России даже в условиях кризиса — в 2008 г. демонстрирует более высокую динамику по сравнению с другими странами. Все это позволяет говорить об удалённой торговле как об активно развивающемся сегменте розничного рынка со значительным потенциалом.

По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаила Яценко, объём реализации товаров дистанционным способом в Российской Федерации может достичь по оптимистическому прогнозу 3% ВВП страны, а по пессимистическому прогнозу 3% оборота розничной торговли [8].

В развитии удалённой торговли можно выделить некоторые тенденции, характерные для этого сегмента рынка в России:

• Рынок удалённой торговли заявил о себе на всех уровнях власти, бизнеса и общества как значимая часть экономики. Несмотря на низкую долю удалённой торговли в системе продаж, в России наметилась устойчивая положительная динамика этого сегмента рынка.

• Российский рынок удалённой торговли по прогнозам экспертов в ближайшие пять лет (2011-2015 гг.) вырастет минимум в 2,3 раза. При этом онлайн-продажи в Москве и Петербурге будут расти менее чем на 15% в год, а более активный рост ожидается в регионах.

• Развитие электронной торговли перевел интернет из информационного канала в канал продаж для многих российских компаний.

• На первом месте у жителей России в списке покупок через интернет занимают книги; на втором месте находятся музыка, фильмы, видеоигры и т.д.

• Развитие рынка удалённой торговли способствует развитию рынка почтовых услуг. По собственным данным ФГУП «Почта России», доля доходов от торговли дистанционными способами реализации товаров в структуре годового оборота компании, к середине 2011 г. достигла — 20%. Эти доходы формирует рассылка письменной корреспонденции каталожного оператора, пересылка самих товаров и осуществление приёма платежей за отправленный товар.

• Россия, как страна с широким географическим охватом территории и рассредоточенным населением, имеет все предпосылки стать лидирующей страной Европы по объёму рынка удалённой торговли.

• Крупные ответственные игроки данного сегмента розничного рынка, стремясь максимально защитить потребителей от мошенников и их недобросовестных действий, создают отраслевые общественные организации.

• Российский рынок удалённой торговли менее конкурентен, чем западный, поэтому хорошие перспективы для начала бизнеса и роста в этом сегменте имеют предприятия малого и среднего бизнеса;

Однако необходимо отметить, что наряду с развитием данного сегмента рынка растут и проблемы его регулирования. Так, например, на дистанционную торговлю распространяется российское законодательство в области защиты прав потребителей. В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» ст.26 п.4 «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течении 7 дней. Если сохранён товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки товара» [4]. Однако этих мер на наш взгляд, недостаточно и необходимо более детально регламентировать требования к разным формам удалённой торговли.

Именно об этом в марте 2012 г. в г. Омске шла речь на круглом столе «Рынок удаленной торговли: роль и место в региональных экономиках». Дискуссия была организована Комитетом ТПП РФ по развитию потребительского рынка, в рамках которого создана рабочая группа по удалённой торговле. Интерес к этому мероприятию был вызван тем, что с целью повышения эффективности государственного регулирования удалённой торговли очень важно участникам рынка выработать консолидированные предложения по актуальным вопросам развития этого рынка.

На сегодняшний день наиболее значимыми проблемами развития удалённой торговли в России на наш взгляд являются:

• Неразвитая логистическая инфраструктура, которая порождает проблемы доставки товаров потребителям. Компании прогрессивных форм внемагазинной торговли вынуждены выстраивать собственную логистическую инфраструктуру в крупных городах. Доставка в небольшие города и удаленные территории осуществляется в длительные сроки и имеет высокую стоимость. На сегодняшний день только ФГУП «Почта России» является федеральным оператором, который может осуществить доставку по всей стране. При этом возможности этого национального оператора не распространяются на все необходимые операции по работе с клиентами, а также ограничиваются товарами, небольшими по весу и объему. Другие логистические операторы имеют региональные представительства, но пока не могут претендовать на статус федеральных с точки зрения обеспечения необходимых объемов операций для компаний, использующих удаленную торговлю.

• Недостаточно развита, функционирующая в онлайне электронная система платежей. Около 30% российских интернет-потребителей отдают предпочтение оплате наличными. Подобный выбор обусловлен, прежде всего, огромным риском кредитных махинаций.

• Низкая информированность потенциальных потребителей и представителей малого бизнеса о возможностях и преимуществах удаленной торговли.

• Несовершенство нормативно-правового регулирования и недобросовестность отдельных участников рынка приводит к случаям мошенничества. По данным правозащитных организаций, в интернет-торговле наблюдается самая острая ситуация с нарушением прав потребителей. Это обусловлено низкими барьерами входа и выхода из бизнеса, правовыми особенностями оформления интернет-магазинов, затрудняющими контроль и административное преследование нарушителей. Эти факторы свидетельствуют о значении саморегулирования как необходимого защитного механизма. В настоящее время рынок интернет-торговли крайне неконсолидирован. На крупнейшие 10 интернет-магазинов приходится менее 10% рыночной доли. Но уже сейчас ведутся дискуссии

о формировании этических норм работы интернет-магазинов, требования которых обязательны для магазинов-членов подобной са-морегулируемой организации. Возможно, интернет-рынок возьмет на вооружение принципы, уже используемые на рынке прямых продаж, где с 2009 г. действует этический кодекс Ассоциации прямых продаж (АПП), который устанавливает правила игры, создающие устойчивую практику работы добросовестных участников рынка с потребителями и партнерами. В значительной степени благодаря принятому этическому кодексу за 2010 г. на компании-членов АПП не было подано ни одной жалобы.

Среди основных проблем рынка удаленной торговли можно выделить следующие:

• Несовершенство законодательного регулирования этого рынка. Так, закон «О защите прав потребителей» в некоторых своих положениях не учитывает возможности предприятий и всю специфику торгового бизнеса в удалённой торговле.

• Высокая налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей, которые только начинают строить свой бизнес.

• Отсутствие единой информационной системы для унифицированного и последовательного сбора отраслевой информации. На сегодняшний день сложно выявить влияние на экономику страны сегмента удалённой торговли из-за отсутствия статистических данных такого рода деятельности.

• Одна из проблем интернет-торговли — отказы покупателей, т.е. возвраты. В России, по мнению специалистов, этот показатель составляет около 20%.

• Если говорить о торговле по каталогам, то здесь существует проблема отсутствия современной инфраструктуры и слабой конкуренции на рынке почтовых услуг, а также отказ покупателей от схем предоплаты.

• В торговле через автоматы (вендинг) имеют место бюрократические трудности, связанные с оформлением разрешений на установку торговых автоматов, высокая налоговая нагрузка на компании, осуществляющие торговлю через автоматы, сложности финансирования торговой деятельности, недоверие покупателей к автоматизированным системам продажи товаров.

Таким образом, анализ рынка удалённой торговли позволил выделить ряд проблем и сформулировать пути их решения следующим образом:

Во-первых, на всех уровнях власти и бизнес сообщества необходимо вырабатывать подходы к решению выделенных проблем в контексте развития рынка удалённой торговли в новых формирующихся условиях — Таможенного союза, ЕврАзЭС, ВТО. Анализ материалов встреч исполнительных органов власти и бизнеса регионов России выявил, что участники готовы к обсуждению проблем рынка удаленной торговли с тем, чтобы сформулировать предложения по оптимизации условий работы в этом секторе экономики.

Во-вторых, минпромторгу РФ на федеральном уровне необходимо инициировать реализацию системного статистического учета удаленной торговли в России, сформулировав задачу Росстату по методологии сбора статистических данных.

В-третьих, участникам рынка необходимо выработать общее понимание терминологии рынка, что должно найти отражение в законе РФ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», «Правилах продажи отдельных групп товаров» (Постановление №55), «Правилах продажи товаров дистанционным способом» и государственных стандартах торговой деятельности: ГОСТ Р 51303-99»Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». Требуется внести изменения в общероссийские классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

В-четвёртых, продолжить осуществлять дальнейшее реформирование ФГУП «Почты России», так как компания, во-первых, как и другие операторы не готова к большим объёмам отправлений, а во-вторых, предлагает по доставке товаров высокие тарифы, которые составляют до 20-40% от розничной цены.

В-пятых, продвигать принципы ответственного бизнеса и стандартов работы с клиентами и партнёрами в удаленной торговле.

В заключение необходимо отметить, что удалённая торговля — это активно развивающийся сегмент розничного рынка, имеющий значительный потенциал, который, безусловно, продолжит своё развитие, несмотря на все проблемы и трудности. Являясь составляющей в построении мультиканальных схем распределения, удалённая торговля способна обеспечить предприятию дополнительную аудиторию потребителей, устойчивый рост спроса,

1 4 1

а также позволяет оптимизировать расходы на распределение. ти, так и за счет доступности товаров и услуг. В целом, развитие

Государство через поддержку удалённой торговли, прежде все- удалённой торговли будет способствовать развитию рынка почто-

го формированием нормативно-правовой базы, сможет поднять вых и логистических услуг, платежной системы, а также инвестиций

социальный статус населения страны, как за счет роста занятос- в экономику России.

Литература

1. Авдейчикова Е.В. Формирование современных каналов распределения в практике российских компаний. «Flexibility and adaptability of global supply chains» Tagungsband des 7. Deutsch -Russischen Logistik Worksshop / D. Ivanov, B. Sokolov, J. Kaeschel. — Sankt Petersburg, 2012. — Р. 154-161.

2. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». — М.: Стандартинформ, 2010. — 8 с.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 07.09.2007 г. № 612.

4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», от 07.02.1992, № 2300-1.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая):по состоянию на 20.02.2008 г. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 528 с.

6. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие / Под ред. С.В.Пирогова. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2012.. — 684 с.

7. Немагазинная торговля // Современная торговля. — 2011. — № 3. — С. 4-6.

8. Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование. [Электронный ресурс]http://www.tpprf.ru/common/upload/kom27_analitic_VMT_06.2011.pdf (дата обращения 20.09.2012).

9. Скворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции // Поволжский торгово-экономический журнал. — 2011. — № 6(22). — С. 6-11.

10. Зимин В.А. Перспективы и стратегия развития российской торговли // Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг&логистика. — 2010. — № 4. — С. 36-40.

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Д.А. Виноградов,

аспирант кафедры экономической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

petroval4@yandex.ru

asterion@asterion.ru

В статье рассматриваются процессы стандартизации в области корпоративной социальной ответственности российского бизнеса. Проводится сравнение и выявляется взаимосвязь особенностей постепенного появления различных корпоративных стандартов устойчивого развития на Западе и в России.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), устойчивое экономическое развитие, управление предприятием, экономическая социология

УДК 316 ББК 60.5

Процесс становления корпоративной социальной ответственности связан с комплексной работой различных групп общества. Бизнес не способен одномоментно выстроить социальный вектор по собственной инициативе, по просьбе своих потребителей или же по одному только требованию со стороны чиновников. Тем не менее, западный опыт показывает, что основную роль в этом процессе должны все же играть представители власти (существование соответствующих государственных органов, регулирующих деятельность бизнеса на основе соответствующих документов). По крайней мере, история западной системы КСО показала эффективность регулирующих действий руководства европейских государств и сегодня все крупнейшие международные корпорации располагают значимым вектором социальной политики в рамках своей корпоративной стратегии развития. И даже если представить, что завтра государственные структуры внезапно прекратят контроль и проявление инициативы в области влияния на бизнес, направленные на стимулирование развития его социальной ответственности, то предприниматели все равно не оставят выстроенные с таким большим трудом стратегии в области КСО. Связано это с тем, что сам формат управления современным предприятием, организации современного бизнеса является социально ориентированным. Безусловно, это не основная его характеристика и получение прибыли, как раньше, так и сейчас — главная цель любого бизнеса. В то же время, социальная составляющая все же является неотъемлемой для управления любой современной компанией. И объяснить это можно отнюдь не тем, что бизнес сегодня настолько «добр» и аль-

труистичен, а именно тем, что на данный момент большинство западных предпринимателей различного уровня хорошо понимают весьма чёткую и ярко проявляющуюся связь социального образа компании, бренда и его экономической успешности.

Россия идёт своим путём. Вопросы становления КСО в сфере российского бизнеса затрагиваются в работах Ю. Благова, С. Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева, А. Кузнецова, Н. Захарова, С. Туркина, Л. Верёвкина, О. Алексеевой, И. Долгоруковой [подробнее см.: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 8]. Совокупное описание этих вопросов в трудах российских ученых можно обобщить выводом о том, что по-прежнему интерес чиновников к проблемам развития КСО в России незначителен. Поэтому крупные российские корпорации, обладающие соответствующими возможностями, стремятся самостоятельно формировать свою социальную политику, руководствуясь собственным пониманием ее сущности и значимости в современных далеко не простых условиях социально-экономического развития [7]. И именно «разнообразность» этого понимания становится одной из ключевых проблем и особенностей формирования стратегической формулы устойчивого экономического развития России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для систематизации, оценки и дальнейшего комплексного развития сферы КСО в России необходимо существование критериев, норм и стандартов. Стандартизация социальной ответственности в западной бизнес-культуре осуществлялась вместе с самим возникновением и институционализацией сферы корпоративной социальной ответственности в силу того, что локомотивом этого процесса было именно государство. Представителям власти необ-

1 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.