Научная статья на тему 'Народный дом в г. Барнауле - памятник архитектуры и культуры начала XX в'

Народный дом в г. Барнауле - памятник архитектуры и культуры начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ДОМ / БАРНАУЛ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ХХ В / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конышева Ольга Юрьевна

Статья посвящена 115-летию Народного дома в г. Барнауле (1900 г.). Проект здания был выполнен архитектором И.П. Ропетом, строительство осуществлялось под надзором гражданского инженера И.Ф. Носовича. Со дня открытия Народного дома и до 1918 г. в нем работало Общество попечения о начальном образовании. В настоящее время здание памятник архитектуры, и сохранило функции культурного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People''s House (Narodny Dom) in Barnaul as an Architectural and Cultural Monument of the Beginning of the XXth Century

The article is devoted to the 115th anniversary of People's House (Narodny Dom) in Barnaul, which was built in 1900. The design of the building was made by architect I.P. Ropet; constructing process was carried out under the supervision of I.F. Nosovich, a civil engineer. Since the House’s opening to 1918 Barnaul Society of Charge for Primary Education was working in the building. Now the building has a status of an architectural monument and it keeps its first function of a cultural centre.

Текст научной работы на тему «Народный дом в г. Барнауле - памятник архитектуры и культуры начала XX в»

Рис. 4. Безопорный светильник, подвешенный над перекрестком. Источник: Э.К. Майданюк. Да будет свет! // Нефтяной меридиан: информационное издание ОАО «Центрсибнефтепровод». Томск. 2011. №9 (56). С. 18-20. URL: http://elib.tomsk.ru/elib/data/2012/2012-0033/2012-0033.pdf

Рис. 5. а) цилиндрические опоры; б, в) многогранные опоры. Источники: блог Олега Асратяна «Из Сибири с любовью». URL: http://aos1986.livejournal.com/11779.html; Томский обзор от 9.12.2013. URL: http://obzor.westsib.ru/article/399304; НГС-Новости от 29.08.2011. URL: http://ngs24.ru/

news/97924/view/

УДК: 7.03

ББК: 63.3(2Рос-4Алт)53

О.Ю. Конышева, г. Новосибирск

Народный дом в г. Барнауле — памятник архитектуры и культуры начала XX в.

Аннотация

Статья посвящена 115-летию Народного дома в г. Барнауле (1900 г.). Проект здания был выполнен архитектором И.П. Ропетом, строительство осуществлялось под надзором гражданского инженера И.Ф. Носовича. Со дня открытия Народного дома и до 1918 г. в нем рабо-

тало Общество попечения о начальном образовании. В настоящее время здание — памятник архитектуры, и сохранило функции культурного центра.

Ключевые слова: Народный дом, Барнаул, просвещение, ХХ в., культура.

Социально-экономическое развитие городов Сибири в начале XX в. совпало с развитием политических событий, градостроительства, образования и культуры. До настоящего времени сохранились единичные архитектурные объекты того времени, способные продемонстрировать свое первоначальное предназначение. Ярким примером объекта культурного наследия начала ХХ в. является барнаульский Народный дом, спроектированный столичным архитектором. В 2015 г. исполняется 115 лет с момента открытия здания и начала активной работы в его стенах «Общества попечения о начальном образовании». К истории дома неоднократно обращались многочисленные авторы: С.Н. Баландин, А.П. Долнаков, Т.Г. Мальцева, В.А. Скубневский и др. Опираясь на публикации указанных авторов, необходимо отметить, что на сегодняшний день Народный дом является памятником архитектуры федерального значения

[13]12. С 1884 г. по инициативе ссыльного народника В.К. Штильке созданное им «Общество попечения о начальном образовании» [1] развернуло в Барнауле активную просветительскую работу. У Общества появилась потребность в отдельном помещении, и организаторы обратились в городскую думу с идеей строительства Народного дома. После многочисленных прошений инициативной группы было получено одобрение проекта Народного дома, возведение планировалось на фундаменте сгоревшей городской тюрьмы (архитектор А.И. Молчанов). Для строительства Кабинетом был выслан проект архитектора И.П. Ропета (И.Н. Петрова) (рис. 1).

Осуществлять надзор за возведением здания взял обязательства гражданский инженер И.Ф. Носович, прибывший в Алтайский округ в 1899 г. Строительство сопровождалось различными трудностями, так, предложенный проект здания не совпадал с имеющимся фундаментом. И.Ф. Носович приложил максимум усилий для решения проблемы без ущерба для авторского проекта. Постоянный недостаток финансирования способствовал внесению изменений в строительство и не позволял выполнять работы в полном объеме. Анализируя фотодокументы начала XX в., можно оценить первоначальный вид строения (рис. 2).

Прямоугольное в плане здание выполнено из красного кирпича, главным фасадом обращено на улицу Ползунова. Выразительной чертой главного фасада является ассиметричное решение основных объемов. Композиционной изюминкой фасада является то, что на уровне второго-третьего этажей пилястровый портик имеет арочное завершение. Завершает композиционный образ трехлопастной скругленный фронтон, в тимпане которого расположены барельефные элементы. Нижний этаж рустован и декорирован широким поясом. Здание выполнено в формах эклектики с элементами русского стиля.

В 1900 г. техником по строительной и дорожной части И.Ф. Носовичем было завершено возведение объекта. Торжественное открытие состоялось 17 декабря 1900 г. Обязанности, связанные с образовательным процессом в здании, взяло на себя Общество попечения о начальном образовании. Активными членами организовывались и проводились воскресные чтения, разнообразные просветительские лекции, любительские вечера, театральные представления и пр. Во дворе Народного дома был разбит сад с летней террасой, установлен чайный ларек,

12

Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. №1327.; Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. №624.; Решение ИК АКСНД от 21.08.1990 г. №327.; Решение ИК АКСДТ от 12.03.1959 г. №126.

который функционировал и в советский период.

Призыв народника В.К. Штильке [1] к самостоятельности Общества в отношении нужд обслуживания населения и элементарного образования не остался одиноким. Городская дума и местное сообщество поддержали начинания, и в марте 1884 г. Устав нового Общества был утвержден министром внутренних дел. Первое собрание членов Общества состоялось 7 октября 1884 г. Основная цель Общества была сформулирована как содействие городскому управлению в открытии новых школ, оказание помощи бедным ученикам, поддержка лиц, открывающих и содержащих начальные школы. Первая школа была открыта в нагорной части города и принимала наименее обеспеченные слои граждан.

Образовательный процесс набирал обороты. Уже стало недостаточно учить детей элементарной грамотности, Обществом организовывались воскресные школы для взрослых. Первая такая воскресная школа открылась в 1896 г. Количество слушателей постоянно колебалось: от 200 до 600 человек. Открытие вечерних курсов для взрослых привело к тому, что воскресные школы утратили свою значимость. Стремление обучаться массово разрасталось благодаря хорошей материальной обеспеченности школьной жизни: снабжение книгами, пособиями, теплыми вещами, устройство бесплатных завтраков. Лучшие ученики после окончания школы получали пособие для продолжения образования.

Работа членов Общества концентрировалась на поднятии уровня образования, расширении круга интересов и мировосприятия, изменении культурного уровня населения; стояла цель отвернуть бедные слои населения от низменных и пагубных привычек. Кроме образовательных мероприятий, проводились и театральные действа. Первые спектакли ставились в помещении Алтайского горного собрания, а с 1900 г., после окончания строительства, — в Народном доме. Театральные представления обеспечивали материальную стабильность Общества [1].

Активная общественная деятельность гражданского инженера И.Ф. Носовича не ограничилась строительством Народного дома. Вступив в Школьное общество, архитектор привлек к работе супругу. Общественная деятельность Я.И. Носович в большинстве источников не рассматривается, степень ее личного участия не учитывается. Останавливаясь на личности Ядвиги Иосифовны (Струсь) Носович, отметим, что, занимаясь общественной работой, она организовывала благотворительные мероприятия, остро переживая конфликтные ситуации, и отстаивала свое мнение. Городской архитектор И.Ф. Носович совмещал руководящие обязанности и вел ремонтные работы, связанные с благоустройством здания Народного дома, следил за переустройством по-мещений и пр. [4-5].

В 1905 г. на заседании городской думы отмечена работа попечительского совета и активность членов Общества. В протоколе заседания на повестке стоял вопрос о перевыборах членов Общества, среди фамилий купцов 1-2 гильдии значились А.Г. Морозов, В.Д. Сухов, Г.В. Грязнов, Ворсины. В списке был указан и И.Ф. Носович, как председатель, и потомственный дворянин И.К. Платонов [2, лл. 18, 19]. В 1914 г. Общество насчитывало 16 почетных и 281 действительных членов, большинство из которых были купцы и состоятельные предприниматели. Данный факт демонстрирует кардинальные изменения в общественной жизни, преобладание зажиточных (в большинстве случаев малограмотных) купцов, стремящихся продемонстрировать свои финансовые возможности с лучшей стороны.

Революционный период 1905-1907 гг. отразился и на Народном доме, который оказался в эпицентре столкновений различных политических взглядов. На площади перед зданием проходили митинги, отсюда начинали движение демонстрации по городским улицам. 22 октября 1905 г. прокатились массовые столкновения, в Народном доме учинили погром. Оппозиционные взгляды разделяли большинство членов Школьного общества. Консервативная часть горожан (среди которых были погромщики) неоднократно требовали закрытия Народ-

232

ного дома, но попечительский совет напоминал, что Народный дом является основной статьей дохода для Школьного общества и если его закрыть, то школы останутся без средств [7].

В 1908 г. архитектор И.Ф. Носович был переизбран председателем Общества, выполнял возложенные на него обязанности: принимал активное участие в организации и проведении различных мероприятий, вел переговоры со столичными артистами о гастролях и пр. [1]. В 1909 г. членами Общества была организованная первая художественная выставка произведений художника А.О. Никулина.

В 1917 г. Народном доме была провозглашена советская власть на Алтае [11]. К 1917 г. число членов Общества составляло: 16 почетных, 300 действительных, 6 соревновательных. Работали две бесплатные народные школы, были организованы народная, школьная и публичная библиотеки, книжный склад, летний общественный театр, сад для городских жителей. В Народном доме проводились различные мероприятия, собрания, благотворительные концерты в пользу увечных воинов и погорельцев (в мае 1917 г. в Барнауле произошел пожар). Здание занимали профсоюзы и Общество врачей, Совет рабочих и военных депутатов и эсеры, Пожарное общество и Украинская Громада, военнопленные офицеры-чехи и польская организация, Российское общество Красного Креста и старообрядцы, меньшевики и социал-демократы [10]. Несмотря на активную просветительскую работу, Общество заботилось о здании и прилежащем саде. Каждый летний период проводились ремонтные работы и переустройство помещений. Народный Дом являлся для всего населения центром общественной и культурной жизни, формируя культурную основу целостного общества.

В 1918 г. Общество попечения о начальном образовании прекратило существование. За период работы Школьного общества в Народном доме заслуги и достижения членов Общества были отмечены наградами:

— похвальными листами Комитета Казанской научно-промышленной выставки (1890 г.), Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1895 г.),

— дипломами Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1895 г.) и международной выставки в Стокгольме [11].

В советский период здание продолжало служить центром культурной жизни. В годы Великой Отечественной войны в Народном доме размещались эвакуированные в г. Барнаул Днепропетровский русский драматический театр и Московский камерный театр (1941-1943 гг.). В 1954 г. в здании произошел пожар, в 1956 г. проведена реконструкция по проекту архитектора Д.С. Баженова. В 1960 г. возведена пристройка со стороны западного фасада и организован второй центральный вход. Центральная часть композиции главного фасада стала уравновешенной за счет зеркального повторения оконных проемов и дверей. Изменения, внесенные в общий характер крыши, и утрата декоративных элементов придала обыденный вид всему зданию. В 1972-1975 гг. была проведена реконструкция здания по проекту В.П. Каминского (приспособление под концертный зал Филармонии) (рис. 3).

В результате всех перестроек здание претерпело значительные изменения, что привело к утрате первоначального облика памятника архитектуры. Останавливаясь на работах некоторых авторов, необходимо отметить, что данной проблеме не уделяется должного внимания. Например, фасад Народного дома (Филармонии) описывался таким образом: «здание кирпичное, трехэтажное, с повышенным объемом сценической коробки. На главном фасаде композиционно выделена центральная часть арочным пилястровым портиком в уровне второго и третьего этажей. В глубоких арочных нишах на постаментах расположены барельефные фигуры людей. Вся композиция завершена трехлопастным скругленным фронтоном, в тимпане которого барельефные атрибуты искусства. Невысокий аттик увенчан башенками. Нижний этаж рустован и выделен широким барельефным поясом» [9, с. 59]. Подробной информации

233

о вносимых изменениях в здание Народного дома в энциклопедической и научной литературе практически не фиксируется, и невольно складывается впечатление, что данный объект предстает в первоначальном, авторском виде.

В 2000-2007 гг. за счет средств федерального и краевого бюджетов проведена реставрация здания по проекту НПЦ «Наследие». В декабре 2007 г. за разработку и проведение реконструкции здания Народного дома коллектив архитекторов (Е.Г. Тоскин, Н.М. Рагино, Н.М. Тюкова, Е.Н. Шаповаленко) был награжден премией архитектурного фестиваля «Золотая капитель».

После проведенной реконструкции здание приобрело дополнительные детали: третий дверной проем, над которым установлен балкон с декоративным кованым ограждением. Чередование оконных проемов на втором и третьем этажах соответствует первоначальному замыслу. Арочные окна третьего этажа, ранее описанные как «глубокие арочные ниши», восстановлены, «барельефные фигуры людей» демонтированы. Кровля приобрела более сложный характер, близкий к первоначальному виду, 1900 г. В дополнение на кровле появилось кованое ограждение, которое проектировалось архитектором И.П. Ропетом. Конечно, купольное завершение над центральной частью придало бы зданию более торжественный, авторский характер, но пристроенные части изменили стилистику всего центрального фасада, и поэтому общий вид мог деформироваться в странный архитектурный объект с набором декоративных элементов. В настоящее время здание оштукатурено и окрашено (рис. 4).

Итак, рассмотрение работы Общества попечения о начальном образовании с момента образования дает представление о стремлении членов Общества заниматься просветительской деятельностью на благо населения. Строительство Народного дома явилось показательным не только для обывателей, и для потомков, которым выпала честь хранить память исторических событий. Проводимые мероприятия были значительны для провинциального города: праздничные и благотворительные вечера, театральные представления, художественные выставки, открытые лекции, работа библиотеки и воскресной школы.

В настоящее время здание Народного дома является центром культуры и духовности, здесь проводятся концерты, поэтические вечера, выставки и т.д. Конечно, сохранение Народного дома (Филармонии) — важный аспект для современного общества. Данный объект уникален как историческая память значимых событий, что представляет особую культурологическую ценность.

Но не менее важным вопросом является сохранение Народного дома как памятника архитектуры федерального значения. Стоит обратить внимание на вносимые изменения в процессе переустройства и реконструкций. В силу обстоятельств к основному зданию производились пристройки, прорезались дополнительные дверные проемы, закладывались и восстанавливались оконные проемы, устанавливались барельефные фигуры, видоизменялся фронтон, крыша и т.д. Данные преобразования не могут положительным образом сказываться на здании с вековой историей и являются показателем невежества по отношению к объекту, находящемуся под охраной как памятник федерального значения13.

Необходимо напомнить, что статьи российского законодательства направлены на предотвращение разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия. Ремонт и реставрация проводятся в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта14, что по отношению к данному объекту весьма условно. Невольно возникает вопрос,

13

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

14 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. №73-Ф3. Статья 6; 42; 43.

позволят ли последующие поколения вносить изменения в исторические здания и называть этот процесс «реконструкцией»? Вносимые изменения искажают объект и разрушают его подлинную ценность, данные обстоятельства в большинстве случаев воспринимаются как нечто обыденное и не стоящее внимания, что, в свою очередь, говорит о низком уровне культуры.

Список использованных источников

1. КГУ ГААК (Краевое государственное управление Государственный архив Алтайского края). Ф. 65. Томское Губернское Управление (1822-1917 гг.). Оп. 1доп. Д. 9. Л. 2, 7.

2. КГУ ГААК Ф. 1633. Петренко Владимир Сергеевич. Оп. 1. Д. 290. Л. 9-13, 33, 35, 38-40, 42, 43, 45, 53-55, 55А, 56, 57, 57 об. 58, 58 об., 59, 59 об., 60.

3. КГУ ГААК Ф. П-5876. Оп. 5. Д. 613. Фото Н.Д.

4. КГУ ГААК Оп. 6. Жизнь Алтая. — 1910. — №10. — 21 янв. — С. 2.

5. КГУ ГААК Оп. 6. Жизнь Алтая. — 1914. — №75. — 3 апр. — С. 5.

6. КГУ ГААК. Фотофонд. №2-101, 492, 692, 1407, 2105, 2145, 6552, 6568, 6604, П5878-5-613.

7. Гришаев В.Ф. Барнаульский печатник. Документальная повесть о В.К. Штильке. — Барнаул, 1999. — С. 106-107.

8. Скубневский В.А. Купечество и культура Барнаула второй половины XIX — начала XX в. / В.А. Скубневский; редкол.: Т.М. Степанская [и др.]. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007.

— 179 с.

9. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. — Барнаул: А.Р.Т., 2006. — 300 с.

10. Т.Г. Мальцева. 125 лет со дня образования на Алтае Общества попечения о начальном образовании // Барнаульский хронограф [Электронный ресурс]. — URL: http://www.altlib.ru/ files/text/h2009/03.html.

11. В.А. Скубневский. Народный дом — центр культурной и общественной жизни дореволюционного Барнаула // Известия Алтайского государственного университета. — 2012.

— №4-2 [Электронный ресурс]. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-dom-tsentr-kultury-i-obschestvennoy-zhizni-dorevolyutsionnogo-barnaula.

12. В.А. Саета. Барнаул — купеческий город (1894-1917 гг.) / В.А. Саета. Барнаул. Прошлое и настоящее. 1730-2008 гг. — Барнаул, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. altlib.ru/files/cd/barnaulsaeta/002.html.

13. Список памятников / НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края «Наследие» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nasledie-altai.ru/spisok-pamyatnikov.

Рис. 1. Главный фасад из проекта Народного дома. Архитектор И.П. Ропет, 1898 г. КГУ

ГААК,фотофонд. Д. 692

Рис. 2. Народный дом, начало XX в. КГУ ГААК, фотофонд. П-5876. Оп. 5. Д. 613

Рис. 3. Здание филармонии после реконструкции (1956 г.) КГУ ГААК, фотофонд. №2145

Рис. 4. Здание филармонии, современный вид (2009 г.). Снимок автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.