Научная статья на тему 'Народный дом — центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула'

Народный дом — центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ДОМ / БАРНАУЛ / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / COMMUNITY HOUSE / BARNAUL / CULTURE / ENLIGHTENMENT / SOCIAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скубневский Валерий Анатольевич

Рассматривается история Барнаульского народного дома — главного центра культурной и общественно-политической жизни города, своеобразной площадки, где происходили взаимодействие, а часто и конфронтация разных социальных групп населения, что особенно ярко проявилось в период Первой русской революции 1905–1907 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Community House as the Center of Culture and Public Life in the Pre‑Revolutionary Barnaul

The article is devoted to the history of the Community House in Barnaul that was the center of cultural and socio-political life of the city. The House was a peculiar ground for interaction and sometimes for confrontation of different social groups that become especially apparent after the first Russian revolution of 1905–1907.

Текст научной работы на тему «Народный дом — центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула»

ББК 63.3 (2Рос-4Алт) 53

В. А. Скубневский

Народный дом — центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула*

V. A. Skubnevsky

The Community House as the Center of Culture and Public Life in the Pre-Revolutionary Barnaul

Рассматривается история Барнаульского народного дома — главного центра культурной и общественнополитической жизни города, своеобразной площадки, где происходили взаимодействие, а часто и конфронтация разных социальных групп населения, что особенно ярко проявилось в период Первой русской революции 1905-1907 гг.

Ключевые слова Народный дом, Барнаул, культура, просвещение, социальные конфликты.

Народные дома как общественные и благотворительные организации стал появляться в конце XIX в. в Европе, США, России. В России их основателем был Иоанн Кронштадский [1, с. 489]. Сибирь не обошло стороной это движение, здесь народные дома были открыты в Тобольске, Барнауле, Красноярске, Бийске и ряде других городов. М. В. Шиловский определяет их как «культурно-досуговые центры общественной жизни малых и средних городов» [2, с. 432].

К истории Барнаульского народного дома мы уже ранее обращались [3, с. 196-197]. Писали об этом учреждении (здании) и другие авторы, в их числе В. Ф. Гришаев, Т. М. Степанская, И. Н. Свободная, Т. Г. Мальцева и др. К настоящему времени в большей мере даны оценки народному дому как памятнику архитектуры и культуры. В данной публикации ставится задача рассмотреть историю этого учреждения как основной площадки (территории), где шло взаимодействие, а часто и конфронтация разных социальных групп населения.

Народный дом был создан по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, которое было образовано в 1884 г. ссыльным народником В. К. Штильке. К концу века Общество попечения успело открыть две начальных школы, две воскресных школы, народно-школьную библиотеку, фактически инициировало открытие городской публичной библиотеки (1888 г.), открыло книжный склад (1895 г.) для снабжения литературой не только городских, но и сельских школ. В 1894 г. Обществу попечения был передан старый сад (когда-то аптекарский),

The article is devoted to the history of the Community House in Barnaul that was the center of cultural and socio-political life of the city. The House was a peculiar ground for interaction and sometimes for confrontation of different social groups that become especially apparent after the first Russian revolution of 1905-1907.

Key words: Community house, Barnaul, culture, enlightenment, social conflicts.

где был построен летний театр и проводились многие мероприятия, что приносило определенный доход. Но особым событием в жизни небольшого города (в 1897 г. немногим более 29 тыс. жителей) стало строительство народного дома. Это здание должно было восполнить отсутствие в Барнауле стационарного театра, так как имело большой зрительный зал, и сам народный дом планировался в качестве центра культурной жизни города.

Решение о передаче Обществу попечения участка земли с руинами старой горнозаводской тюрьмы принял 11 мая 1894 г. сам император и несколько позже, в 1898 г., во время строительства, велел Министерству финансов выделить на строительство 10 тыс. руб. Этих средств было недостаточно, и Общество попечения организовало сбор средств и не только среди жителей Барнаула. Так, 5 тыс. руб. пожертвовал И. М. Сибиряков, представитель известной династии иркутских купцов, 2 тыс. руб. — бийский купец А. Ф. Морозов, 2 тыс. руб. — строительными материалами — барнаульский купец В. Д. Сухов, 4,5 тыс. руб. выделила Барнаульская городская дума, 900 руб. — Главное управление Алтайского округа, жертвовали деньги многие члены Общества попечения и рядовые горожане [4, с. 458-459].

Проект народного дома безвозмездно выполнил известный петербургский архитектор, академик архитектуры, мастер русского стиля И. П. Ропет (И. Е. Петров). Он был в то время известным архитектором, в частности, проектировал павильоны России для всемирных выставок. Для сибирских городов он

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект «Алтай в трансграничном пространстве Северной Азии (древность, Средневековье, современность)», шифр № 2012-1.1-12-000-3001-017.

история

не проектировал, и народный дом в Барнауле является неким исключением. Это обстоятельство усиливает его значимость как памятника архитектуры рубежа XIX — XX вв. К тому же после многих реконструкций в настоящее время ему вернули облик, максимально приближенный к первоначальному проекту. Непосредственно строительными работами руководил гражданский инженер Иван Носович.

Здание народного дома — трехэтажное, тогда это была одна из самых крупных построек города, главное достоинство которой — большой зрительный зал. Здание было построено в 1900 г. Общество попечения сразу же стало проводить здесь свои мероприятия самого разного масштаба. Общество имело любительский театр, его самодеятельные артисты делились на четыре группы (секции) — артисты, чтецы и декламаторы, певцы, музыканты. Театр Общества в городе называли «школьным», особенно часто ставили пьесы А. Н. Островского. Впрочем, этот театр возник еще до строительства народного дома и ранее ставил спектакли на сцене летнего театра в саду и в одном из цехов закрытого сереброплавильного завода. Только за лето 1897 г. театр Общества попечения поставил 15 пьес. После открытия народного дома театр активизировал свою работу. Другой театральный коллектив — «Кружок любителей драматического искусства» — был организован в 1897 г. межевым инженером А. А. Лесневским, и он также ставил спектакли на сцене народного дома [5, с. 100-103].

На сцене народного дома ставили спектакли и гастролирующие труппы. Так, за 1914 г. антрепренерами (Львов-Тургенев, Львова, артистка Бенуа) на сцене народного дома было поставлено 127 спектаклей, в том числе 20 утренних для детей. Кроме того, прошло 6 концертов, 8 общественных литературно-музыкальных вечеров, устроено 4 маскарада, 5 спектаклей было организовано в летнем саду [6, с. 6-7]. Даже в 1917 г. в народном доме было поставлено 32 спектакля, которые посетили 14121 чел. [7, с. 4].

В 1908 г. в народном доме состоялась первая в истории города художественная выставка местного живописца А. О. Никулина и одновременно его первая персональная выставка [8, с. 85]. Напомним, что А. О. Никулин — один из немногих в дореволюционное время профессиональных художников Алтая, пейзажист, следовал традициям импрессионизма, в советское время работал в Москве.

В народном доме, как уже отмечалось, шли спектакли, проходили новогодние балы, маскарады, прочие знаменательные события. Например, здесь прошли торжества, посвященные 25-летию введения в Барнауле Городового положения 1870 г. Иногда здесь собиралась привилегированная публика, иногда давались спектакли и устраивались прочие мероприятия для «простого народа», но нередко в зале присутствовали представители разных сословий и социаль-

ных групп. Вот как описывает обычную для народного дома атмосферу перед началом спектакля участник революционного движения М. В. Зимачев: «Именитое купечество и барышни чинно восседают в партере в ожидании открытия занавеса, пролетарский элемент на балконе нетерпеливо стучит ногами, вызывая актеров. Полицейские на своих местах. Все в порядке вещей, обыкновенно, традиционно» [9, с. 269-270].

В 1908 г., во время одного из балов-маскарадов рабочие-пимокаты вынесли на сцену рабочий стол и начали катать пимы, при этом они были без рубах, так они работали и в мастерских. Эту сценку объявили так: «Труд пимоката». Подобное действо вызвало шок у «приличной публики», позвали полицейских, чтобы выпроводить со сцены «хулиганов». Приз же на этом балу получила девушка, нарядившаяся во все зеленое, ее рабочие окрестили «буржуазной лягушкой» [10, л. 31].

Эпицентром столкновений различных политических сил народный дом стал во время революции 1905-1907 гг. В литературе эти сюжеты неоднократно описывались. После получения известий о манифесте 17 октября 1905 г. 20-22 октября в народном доме проходили многолюдные митинги, выступали и сторонники, и противники манифеста, от народного дома шли демонстрации по улицам города. 22 октября произошел погром, при этом пострадал и сам народный дом.

Но и в последующие месяцы народный дом был местом всевозможных акций протеста. Так, на балу 1 января 1906 г. первый приз жюри присудило маске «свободная печать». На человека был надет картонный каркас, весь оклеенный прокламациями и вырезками из газет. 4 января того же года на балу два человека изображали подполковника Завьялова и унтер-офицера Кузнецова, которые в гротескной форме обыскивали публику, вызывая всеобщий смех [11, л. 101-102].

Вокруг Общества попечения и народного дома в Барнауле группировались местные оппозиционные силы. Еще в политическом обзоре за 1899 г. помощник начальника Томского губернского жандармского управления отмечал, что «все неблагонадежные лица в Барнауле составляют между собою тесный кружок... и все они составляют ядро Школьного общества» [12, л. 16].

Консервативная часть горожан, а в их числе были и погромщики из октября 1905 г., требовали (и неоднократно) закрытия народного дома. Мещанское общество на собрании 21 ноября 1905 г. в приговоре требовало «прикрыть» народный дом, «дабы в него не собирались те люди, которые идут против Бога и Царя». Но совет Общества попечения напомнил мещанскому сообществу, что если закроют народный дом, то иссякнут доходы Общества попечения и будут закрыты обе школы Общества, в которые ходят дети тех же мещан [13, с. 106-107].

На общем собрании Общества попечения 7 января 1906 г. произошло противостояние «черной сотни» и «интеллигенции», по терминологии газеты «Сибирская жизнь». «Черная сотня» дала слово выкинуть из народного дома «разную политику», но председателем Общества вновь был избран В. К. Штильке, а это означало победу либеральных сил [14]. Однако уже 26 апреля 1906 г. по решению генерал-губернатора Западной Сибири В. К. Штильке должен был в течение 48 часов выехать из Барнаула [13, с. 107].

Барнаульский народный дом привлек внимание высокого начальства. Так, 23 мая 1907 г. его посетили томский губернатор барон Нолькен, местный исправник Лучшев и жандармский ротмистр Завьялов, конечно, центральной фигурой в этом три был губернатор. Он обратил внимание, что в зале нет портрета императора, но висят портреты «неизвестных лиц», а этими «неизвестными лицами» были А. С. Пушкин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко,

Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин и В. К. Болдырев (генерал, бывший председатель Общества попечения, почетный гражданин Барнаула). Все эти портреты были сняты и повешен портрет императора [15, с. 27]. Кстати, во время октябрьских событий 1905 г. портрет царя также снимали, и погромщики его обнаружили,

по одной версии — в кладовке, по другой — в ватерклозете (туалете), что и вызвало гнев погромщиков.

Отметим, хотя это и выходит за хронологические рамки публикации, что именно в народном доме была провозглашена советская власть на Алтае, с 1921 г. в этом здании размещался драматический театр, а в настоящее время филармония. В годы Великой Отечественной войны в этом здании шли спектакли эвакуированного из Москвы знаменитого Камерного театра под управлением А. Я. Таирова.

Площади народного дома в случае необходимости использовались для проведения школьных занятий, когда в городе не хватало помещений для этих целей. Так, в начале 1914 г. в здании народного дома «квартировали» две городские школы. Когда началась Первая мировая война, здание Зайчанской школы Общества попечения было отдано под размещение военнопленных, а занятия этой школы также были переведены в народный дом [6, с. 6].

Таким образом, народный дом, который горожане также называли «школьным», играл исключительно важную роль не только как центр образования, культуры, но и как место, где концентрировалась общественная жизнь, в общем-то, провинциального и относительно спокойного города.

Библиографический список

1. Большая иллюстрированная энциклопедия. — М., 2010. — Т. 18.

2. Шиловский М. В. Народный дом // Историческая энциклопедия Сибири. К — Р. — Новосибирск, 2009.

3. Памятники истории и культуры Барнаула. — Барнаул, 1983.

4. Краткий очерк ХХ^летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (18841909): прочитан на торжественном собр. 8 ноября 1909 г / сост. Ф. М. Гаврилов // Алтай в трудах ученых и путешественников ХУШ — начала ХХ веков. — Барнаул, 2009.

5. Свободная И. Н. Театральная жизнь Барнаула // Барнаул. История культуры: пособие для учителя. — Барнаул, 2000.

6. Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1914 г. : машинописный текст // Отдел редкой книги Алтайской краевой универсальной научной библиотеки (АКУНБ) им. В. Я. Шишкова.

7. Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1917 г. : машинописный текст // Отдел редкой книги АКУНБ им. В. Я. Шишкова.

8. Степанская Т. М. Художественная жизнь Барнаула // Барнаул. История культуры. — Барнаул, 2000.

9. Хрестоматия по истории Алтая с древнейших времен до 1917 г. — Барнаул, 2003.

10. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. 86. — Оп. 2. — Д. 41.

11. Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 3. — Оп. 56. — Д. 56.

12. ГАТО. — Ф. 411. — Оп. 2. — Д. 47.

13. Гришаев В. Ф. Барнаульский печальник. Документальная повесть о В. К. Штильке. — Барнаул, 1999.

14. Сибирская жизнь. — 1906. — 20 янв.

15. Сибирские вопросы. — 1907. — № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.