Научная статья на тему 'Народные подвижные игры и физические упражнения в системе физического воспитания школьников'

Народные подвижные игры и физические упражнения в системе физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1461
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРОГРАММА / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслаханов Саид-али Махмудович

В статье рассматриваются педагогические аспекты использования народных подвижных игр и физических упражнений в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы, для чего проведена их классификация и систематизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные подвижные игры и физические упражнения в системе физического воспитания школьников»

УДК 796(07)

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© 2011 Аслаханов С.-А.М.

Чеченский государственный педагогический институт

В статье рассматриваются педагогические аспекты использования народных подвижных игр и физических упражнений в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы, для чего проведена их классификация и систематизация.

The article deals with the pedagogical aspects of using the ethnic outdoor games and physical exercises in physical training at the secondary school. For these purposes the author performs their classification and systematization.

Ключевые слова: подвижные игры, физические упражнения, педагогическая

классификация, программа, урок.

Keywords: outdoor games, physical exercises, pedagogical classification, program, lesson.

Проблема научно-обоснованного

использования национальных средств физического воспитания является весьма актуальной для общеобразовательной школы такого многонационального региона, как Северный Кавказ, что подтвердило изучение и анализ

литературных источников (статей, авторефератов диссертаций, монографий, учебно-методических пособий), в которых указывается их педагогическая значимость, а также обобщение опыта работы учителей физической культуры. При этом

необходимость использования

национальных физических упражнений и игр для оптимизации педагогического процесса отмечается большинством, что было выявлено на основе устного и анкетного опроса старейшин сел и аулов, учащихся и их родителей, которые увлекались народными играми и

физическими упражнениями.

Подавляющее большинство

опрошенных сетовали на слабое их применение в спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, при проведении физкультурных и спортивных соревнований,

традиционных праздников, на обрядовых торжествах и т.д. При этом учащиеся и

их родители указывают на их значимость, выражают положительное отношение к национальным средствам физического воспитания. Следует отметить мнение учителей о том, что в учебном процессе не уделяется должного внимания многим любимым народным играм, как «Охрана гостя», «Охрана очага», «Лови мяч», «Выбивание из

круга», «Не выпускай из круга» и т.д., несмотря на наличие желания играть со стороны учащихся. Такие народные игры, а также национальные физические упражнения, где необходимо проявлять силу, ловкость, выносливость, смелость и находчивость, честность и

справедливость, не находят места в педагогическом процессе школы. По мнению студентов факультета физического воспитания и учителей школ республики (100% опрошенных), использование национальных средств физического воспитания на уроках физической культуры целесообразно в качестве дополнительного материала к государственной программе физического воспитания учащихся

общеобразовательной школы.

Кроме того, высказали пожелание более широкого применения народных

игр учащиеся и их родители, предлагавшие включить в процесс обучения игры разных этносов. В частности, были названы и описаны следующие чеченские игры:

ОХРАНА ОЧАГА (по-чеченски: ТУЬШАХ ЛОВЗАР). Описание. Для игры чертится круг диаметром 4-5 метров. В середине круга находится яма - очаг (туш) диаметром 50-60 см. Все игроки произвольно располагаются за кругом и один из них пытается забросить мяч в очаг. Защищающий очаг должен палкой отбить мяч за круг, не давая ему попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытаются овладеть мячом и снова бросить его в очаг. Игрок, которому удается это сделать, становится водящим (хозяином, защитником очага). Количество играющих 4-6 человек. Правила игры: запрещается отбивать мяч ногами или руками. Игра развивает координационные способности.

ВЫБИВАНИЕ ИЗ КРУГА (ГОЬНА ЧУЬРА БАХАР). Описание. Чертится круг диаметром 8-10 метров. Одна команда, согласно жребию, занимает место в круге. Игроки команды, находящиеся за кругом, пытаются осалить мячом игроков, находящихся в кругу. Осаленный игрок выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут осалены. В том случае, когда в кругу остается один игрок, начинается отсчет до 10. Если после 10 бросков не удается осалить последнего игрока, то его команда вновь возвращается в круг и игра возобновляется. Правила игры: Не

разрешается держать руками игрока, находящегося в кругу; Мяч, остававшийся в кругу после осаливания, выбрасывается осаленным игроком. Игра развивает ловкость, быстроту, точность глазомера, чувство дистанции.

ОХРАНА ГОСТЯ (ХЬАША ЛАРАВАР). Описание. Для игры очерчивается круг, означающий дом (ц1а). Величина круга зависит от количества играющих. Выбираются (по жребию) «хозяин» дома (ц1ен да) и «гость» (хьаша). Взявшись за предмет (гимнастическая палка, обруч и т.п.), «хозяин» дома и «гость» стоят в круге. Остальные участники игры,

расположившись за пределами круга, пытаются попасть мячом в «гостя». «Хозяин» дома должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь «гостя». Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не осалит мячом «гостя». Правила игры: «Хозяину» дома и

«гостю» запрещается выходить из круга; Игрокам, находящимся вне круга, запрещается входить в него. Игра развивает быстроту, ловкость, чувство дистанции.

ВДОВЬЯ ИГРА (ЖЕРОЙН ЛОВЗАР). Для игры чертится кон («чу»), за ним становятся выбранные по жребию бьющий и подающий. Остальные игроки уходят в поле («аре»). Поле для игры не ограничивается. По сигналу подающий с возгласом «Бей!» («Д1атоха!»)

подбрасывает мяч, а бьющий бьет, стараясь не дать возможности поймать мяч полевым игрокам. Если полевой игрок ловит мяч, то он бежит на место бьющего, а бивший мяч - прыжками на одной ноге или в полном приседе уходит в поле (условия определяются до начала игры). Пока бьющие меняются, подающий считается «овдовевшим» и все игроки кричат: «Вдова стоит!» («Жеро лаьтта!») или «Вдова осталась!», т.е. игрок остался без партнера, овдовел. Если мяч не пойман, а подобран с земли, подобравший обязан бросить его подающему. Если подающий поймал его не выходя за линию кона, то он становится бьющим, а бросавший -подающим. Суть игры заключается в том, чтобы не «овдоветь», дав возможность полевым игрокам поймать мяч с лета. Правила игры: Каждый игрок имеет право на два удара, а последний - на три; Подающий не имеет права производить обманные движения при подаче; Подающие после каждого круга меняются. Игра развивает комплекс двигательных качеств. Вариант игры: Для игры чертятся два круга диаметром от 8 до 15 шагов (в зависимости от возраста играющих). Расстояние между кругами от 20 до 40 метров. В каждом кругу, где имеется своя бита, на ближней трети чертятся линии подачи. До игры команда выбирает подающего мяч и отправляет его в круг противника.

Ударяя по подброшенному мячу, каждая команда старается, чтобы он попал в круг противника. Если мяч попадает в круг, то команда, находящаяся в нем, «везет» команду противника в свой круг, а сама прыжками на одной ноге уходит в свободный круг. Если команда ловит мяч в кругу с лета, то ее везет на себе та команда, которая била. В случае, если все игроки промахнулись при ударе, они меняются местами. Смена происходит следующим образом: промахнувшаяся

команда прыжками или в приседе переходит в следующий круг, а другая команда идет шагом в их круг.

Помимо чеченских, такие народные игры: абхазская Кто быстрее (Мцы-мца); азербайджанская Дай платок (Десмалы вер); армянская Похитители огня (Крак пахцноци); грузинские Захватить рукой (Давлаоба), Снятие шапки (Кудис агеба); дагестанские Бег к реке (Татавулгъа багъып чабыв, Порухъе рекери), Выбей из круга (Дегерекден чыгъар, горалдаса борч1изабе), Подними платок (Явлукъну гетер, квербацШорхе); кабардинские Журавли-журавли (Къру-къру), Под буркой (Щиакиуэкъуэплъ); калмыцкая Метание в цель (Овн тов халхн); русские Лапта, Горелки, Гуси, Перетяжка; североосетинские Борьба за флажки (Гаккарис), Метание с плеча (Уахскуазай ахст), Метание снизу (Бынай ахст), Слепой медведь (Куььрм аре); татарская Скок-перескок (Кучтем-куч) и

др.

Ответы опрошенных о

целесообразности использования

национальных средств физического

воспитания в той или иной части урока распределились следующим образом:

первое ранговое место заняла основная

часть урока (93,8%), второе - вводная (19,9%) и третье - заключительная (13,5%). Вместе с тем высказывалось мнение, что включение национальных средств физического воспитания в ту или иную часть урока главным образом должно определяться педагогическими задачами, решаемыми на уроке.

Мнения респондентов в оценке национальных средств физического

воспитания по уровню их воздействия на развитие основных двигательных качеств распределились так: 31,5% опрошенных

указали на возможность эффективного использования национальных средств физического воспитания для развития силы; 44,8% - ловкости; 13,1% -

выносливости; 40,7% - скоростно-силовых качеств; 97,1% - комплекса качеств.

Результаты опроса специалистов физического воспитания подчеркивают значимость национальных игр и физических упражнений для обогащения учебного материала, повышения качества и эмоциональности уроков физической культуры. Ключевой же причиной, тормозящей внедрение в практику физического воспитания школьников республики физических упражнений, выступает отсутствие методических рекомендаций по их использованию в учебно-воспитательном процессе.

Отметим, что в результате бесед в различных районах республики со знатоками национальных средств физического воспитания было выявлено 92 игры и физических упражнения, из которых для использования на уроках физической культуры были отобраны 27 игр, на наш взгляд, педагогически целесообразных.

При этом отбор осуществлялся на основе образовательно-воспитательной ценности национального средства физического воспитания, определения исходных возможностей их применения для оптимизации содержания уроков физической культуры, обогащения программного материала и т.д.

Следует выделить спектр критериев, среди которых: соответствие

национальных подвижных игр и физических упражнений

общеобразовательной направленности физического воспитания; гармоничная связь национальных средств физического воспитания с материалом

образовательной программы;

соответствие национальных средств

физического воспитания условиям протекания школьного урока; соответствие национальных средств

физического воспитания региональным особенностям; унифицированность

национальных средств физического воспитания; преимущественность

воздействия национальных средств

физического воспитания на основные

двигательные: быстроту, силу,

выносливость, скоростно-силовые

качества и т.д.

Рассмотрение проблемы

использования национальных средств физического воспитания на уроках физической культуры позволило нам разработать следующую их

классификацию:

- по соответствию типу урока: как

подводящие и подготовительные - для уроков обучения; как основные - для уроков совершенствования; по

соответствию структуре изучаемого двигательного действия - для предметных уроков;

- игры и физические упражнения по их преимущественному воздействию на формирование двигательных навыков и умений;

- игры и физические упражнения по

их преимущественному воздействию на развитие основных двигательных

(физических) качеств: силы, быстроты,

ловкости, выносливости, комплекса

качеств;

- по соответствию месту проведения урока.

Применительно к внеурочным формам физического воспитания учащихся

общеобразовательной школы приемлема следующая классификация:

- национальные средства физического

воспитания для использования в

физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работе (группы

ОФП, ГТО, секции по видам спорта, спортивные соревнования и т.д.);

- национальные средства для применения в детских оздоровительных и спортивно-трудовых лагерях; на досуге.

Применение народных игр и

упражнений в системе физического воспитания школьников способствует возрождению традиций народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей и решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Примечания

1. Геллер Е. М. Основные функции подвижных игр и проблемы дальнейшего их внедрения в практику физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 3. С. 20-21. 2. Исмаилов Р. И. Физическая культура в СССР. М. : Физкультура и спорт, 1978. С. 88-102. 3. Таникеев М. Национальные подвижные игры как важный фактор развития физической культуры и спорта в сельской местности Казахстана // Мат-лы Второй Всесоюзной научной конференции «ГТО, туризм и подвижные игры как массовые формы физического воспитания населения» (подвижные игры): Тез. докл. Минск, 1976. С. 64-65. 4. Элашвили В. И. Народная педагогика физического воспитания и возможности использования ее элементов в современной практике // Теория и практика физической культуры. 1982. № 5. С. 34-36. 5. Ягодин В. В. Народная физическая культура - один из основных источников современной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 6. С. 16-18.

Статъя поступила вредакцию 29.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.