Научная статья на тему 'Народное финансирование - будущее инвестирования бизнес-проектов'

Народное финансирование - будущее инвестирования бизнес-проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ОБРАТНАЯ РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ / REVERSE MARKET MODEL / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зопунян Ю.С.

В статье анализируются основные плюсы и минусы краудфандинга. Рассмотрены новшества, привносимые краудфандингом в мировую экономику. Делаются выводы о перспективах краудфандинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING - FUTURE OF BUSINESS-PROJECTS INVESTMENT

The article analyses main advantages and disadvantages of crowdfunding. The author considers innovations brought to global economy by crowdfunding. The paper presents conclusions about future of crowdfunding in Russia.

Текст научной работы на тему «Народное финансирование - будущее инвестирования бизнес-проектов»

УДК 334.7

НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - БУДУЩЕЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ CROWDFUNDING - FUTURE OF BUSINESS-PROJECTS INVESTMENT

Зопунян Ю.С. студент,

ЮРИУ РАНХиГС

Zopunyan Y. S. student, South-Russian Institute of Management RANEPA

В статье анализируются основные плюсы и минусы краудфандинга. Рассмотрены новшества, привносимые краудфандингом в мировую экономику. Делаются выводы о перспективах краудфандинга в России.

Ключевые слова: краудфандинг, инвестиции, обратная рыночная модель, бизнес, проект.

The article analyses main advantages and disadvantages of crowdfunding. The author considers innovations brought to global economy by crowdfunding. The paper presents conclusions about future of crowdfunding in Russia.

Key words: crowdfunding, investments, reverse market model, business, project.

На сегодняшний день, краудфандинг можно назвать самой перспективной, а в будущем и основополагающей платформой для молодежного предпринимательства. Ни венчурное инвестирование, ни

бизнес-ангелы в принципе не могут обеспечить для стартаперов настолько комфортные условия для развития как краудфандинга.

Краудфандинг — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать проекты других людей или организаций.

Преимущества краудфандинга как платформы для молодежного предпринимательства:

1. Привлечение инвестиций без необходимости передачи инвесторам доли в компании. В 99% случаев венчурные фонды и бизнес-ангелы, финансируя стартап, требуют получение определенного процента акций. В лучшем случае - это 24,99 % которые оставляют за предпринимателями свободу принятия решений и управления компанией. Однако зачастую инвесторы требуют 51% акций, фактически, «прибирая компанию к рукам». Краудфандинг позволяет молодым предпринимателям полностью сохранить свой стартап за собой и в перспективе реализовывать собственную концепцию развития и управления.

2. Маркетинг. Используя краудфандинг, молодые предприниматели могут раскрутить проект, сделав его известным миллионам потенциальных покупателей. Данная модель маркетинга основывается на распространении заинтересованными вашей идеей пользователями информации о ней в социальных сетях. Данную модель продвижения можно представить в виде обратной пирамиды. Представим, что у каждого заинтересованного есть 10 друзей, которым он расскажет о ней. У 10 друзей есть свои друзья, которые могут также загореться идеей и сделать репост. Таким образом, интересный проект может очень быстро завоевать популярность, как среди инвесторов, готовых вложиться в вас, так и среди будущих потребителей продукции.

3. Продажи. Практически каждого стартапера мучает вопрос -

выстрелит ли моя идея, будут ли покупать мой товар? Краудфандинг

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

позволяет продавать продукцию на этапе идеи, фактически, до его реального производства. Тем самым решается одновременно две важнейшие проблемы любого стартапа: привлекаются деньги и появляются покупатели.

4. Простота. Не нужно обладать какими либо специальными знаниями в какой-либо сфере. Необходимо лишь придумать идею, красиво ее представить на краудфандинг платформе, продумать дальнейшее развитие проекта и подождать около месяца. Если вы сделали все правильно, у вас будет проект, деньги на его реализацию и толпа покупателей, с нетерпением ждущих выхода вашего товара.

Однако, помимо плюсов у краудфандинга есть и существенные недостатки.

Во-первых, используя краудфандинг-платформу для привлечения потенциальных инвесторов, вы должны будете максимально детально представить свой проект (размытые концепты на уровне идеи, как правило, не пользуются популярностью у инвесторов). Однако ничто не мешает кому-либо воплотить представленную идею в жизнь раньше вас, особенно если у него уже есть необходимые для реализации ресурсы. Конечно, патентное законодательство еще никто не отменял, однако патентом охраняется не сама идея, а лишь ее конкретная реализация. То есть, потенциального плагиатора, по сути, ничего не останавливает [1, с. 450].

Во-вторых, в модели краудфандинга рискуют не только предприниматели, но и потенциальные инвесторы. Несмотря на то, что руководители краудфандинг-платформ стараются как можно тщательнее проверять поступающие проекты, все равно определенный процент стартапов оказывается подделкой. Возвращаясь к вопросу законодательства, следует отметить, что нормативно-правовые акты лишь нескольких стран (США и Испании) регламентируют деятельность краудфандинг-платформ.

После анализа основных преимуществ и недостатков краудфандинга следует перейти к одному из основных новшеств, которые он представляет

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

не только для инвесторов и предпринимателей, но и для всей мировой экономики в целом. Этим, не побоюсь того слова, прорывом выступает обратная рыночная модель. Знаменитая цитата из бессмертного произведения Ильфа и Петрова: «Утром — деньги, вечером — стулья» обретает вторую жизнь, становясь ярчайшим представлением одной из наиболее распространенных вариаций краудфандинга. Смысл довольно прост: потребители (не инвесторы, а именно потребители) покупают товар задолго до его производства, еще на этапе проект-концепта. Затем, предприниматель, используя аккумулированный капитал, производит данный товар и отправляет его покупателям. По сути, в цепочке предприниматель — инвестор — потребитель, последние два звена объединяются в одно, исключая из данных взаимоотношений корпоративных инвесторов и частных толстосумов, которые зачастую лишь мешают предпринимателю полностью раскрыть потенциал своей идеи. Все гениальное просто - зачем убеждать дядю в костюме, с его непоколебимой уверенностью в том, что он знает бизнес лучше других, если можно напрямую предложить рынку товар без необходимости производить его. Тем самым, полностью исключается фактор риска производства никому ненужных товаров и появляется возможность намного быстрее выводить свою идею на рынок. Ведь, для того чтобы представить свой проект на краудфандинг-платформе необходимо лишь снять видеоролик продолжительностью от 1 минуты и написать максимально подробное и убедительное описание, желательно с изображением хотя бы одного готового прототипа.

Также, следует отметить, что современный краудфандинг предполагает, что собранные средства, уходя в виртуальную сферу (через электронные платежи, дистанционные площадки и интернет), все равно имеют определенную осязаемую часть. Поэтому люди, которые дают

средства на проекты, ожидают результатов труда их создателей или возврат своих денег.

Например, если проект подразумевает создание определенного гаджета, средства, инструмента — жертвователи получают сами инструменты. Если это проект из области мультимедиа или искусства, они получают артефакты, то есть записанные на каком-то носителе фильмы, картины, репродукции этих картин. Если речь идет о музыке, то отдача — это записанные треки и так далее.

Далее, на наш взгляд, необходимо обратиться к статистике. Многие читатели статьи могут подумать, что краудфандинг - это лишь очередное новомодное раскрученное веяние, которое не имеет под собой реальных оснований. Однако объемы вложений в краудфандинг по всему миру наглядно демонстрируют, что данный рынок активно развивается. б

4

3 2 1

О

2011 2012 2013

Диаграмма 1. Объем денежных средств, собранных мировыми

краудфандинг-платформами (миллиардов долларов США)

Далее, на наш взгляд целесообразно перейти к оценке российского

рынка краудфандинга. Российские площадки для краудфандинга серьезно

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

уступают иностранным по большинству направлений. Проекты, которые размещаются на них, преимущественно относятся не к венчурному бизнесу, а к независимому творчеству. В силу этого рано или поздно они могут быть поглощены одним инвестором, который решит все проблемы собирающего у «толпы» деньги стартапа.

Типичный пример такой ситуации — театральная площадка «Скороход». Она без особого успеха собирала деньги через сервис Planeta.ru, которая сейчас является одним из 2-3 более-менее активных проектов в России, стартовавших в 2011 году, но в итоге взяла кредит на развитие при поручительстве частного инвестора.

Российские площадки имеют очень ограниченное количество проектов. Это замыкает порочный круг — мало желающих вложить средства (потому что по статистике Фонда Общественное Мнение от 2013 года у 22% жителей России нет свободных денег и им самим нужна помощь, при этом 85% просто не хотят этого делать, так как не видят преимуществ и нужных инструментов), мало проектов, низкий уровень доверия к проектам, неудобства в плане передачи денег (у большинства краудфандинговых площадок в силу юридических ограничений многоступенчатая схема по пополнению счета, чем-то напоминающая купонные сайты).

Таким образом, можно сказать, что краудфандинг произвел революцию в сфере инвестирования бизнес-проектов. Концепция краудфандинга позволяет предпринимателям попробовать реализовать любую, даже самую нереальную на первый взгляд идею, которая может показаться опытному инвестору пустышкой, однако на деле имеет огромный потенциал. Ведь зачастую, именно из подобных идей и вырастают крупные, преуспевающие компании, создатели которых своим примером доказали возможность каждого стать успешным предпринимателем.

Список литературы

1. Ordanini A., Miceli L., Pizzetti M., Parasuraman, A. Crowd-funding: Transforming customers into investors through innovative service platforms // Journal of Service Management. 2011, 22 (4) p. 443-470

2. Lumos Business Solutions Inc. [Электронный ресурсу/URL: http://www.lumosforbusiness.com/ (дата обращения:23.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.