Научная статья на тему 'Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России'

Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / КРАУДСОРСИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / РОЗНИЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / CROWDFUNDING / CROWDSOURCING / FI NANCIAL INSTRUMENT / INVESTMENT / INVESTMENT PROCESS / INVESTMENT PLATFORM / RETAIL fi NANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Е.А., Нестеренко Е.А.

В современном информационном мире цифровизации экономики новой моделью финансирования инноваций становится краудфандинг. Цель статьи выявление особенностей российской модели регулирования краудфандинга. Для краудфандинга, как вида альтернативного финансирования, правовое регулирование важный и необходимый элемент для дальнейшего развития. В статье представлена авторская трактовка краудфандинга, а также выделены характеристики исследуемого финансового инструмента. Сформулированы основные преимущества краудфандинга. Систематизированы и раскрыты наиболее значимые положения проекта нового закона, регламентирующего организацию розничного финансирования (краудфандинга). Сделан вывод о том, что краудфандинг как инструмент финансирования изменит ситуацию на всем российском рынке инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that crowdfunding is becoming a new model of fi nancing innovations in the digital economy of the information era. The purpose of the article is to identify specifi c features of the Russian model of crowdfunding regulation. For crowdfunding, as a type of alternative fi nancing, legal regulation is an important and necessary element for further development. The authors present an original interpretation of crowdfunding, study its characteristics as a fi nancial instrument, and reveal main advantages of crowdfunding. The most signifi cant provisions of the draft of a new law regulating the organization of retail fi nancing (crowdfunding) are systematized and discussed. It is concluded that crowdfunding as a fi nancing instrument will change the situation on the entire Russian investment market.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России»

ISSN 1994-5094 ♦-

121 -♦

Yelena Alexeevna Yermakova,

Doctor of Economics,

professor of the department of finances,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Yekaterina Anatolievna Nesterenko,

Doctor of Economics, professor, head of the department of finances, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 336.7(470)

Елена Алексеевна Ермакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Eael3@mail.ru

Екатерина Анатольевна Нестеренко,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

(¿а^ nesterenko.67@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРАУДФАНДИНГА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

В современном информационном мире цифровизации экономики новой моделью финансирования инноваций становится краудфандинг. Цель статьи - выявление особенностей российской модели регулирования краудфандинга. Для краудфандинга, как вида альтернативного финансирования, правовое регулирование - важный и необходимый элемент для дальнейшего развития. В статье представлена авторская трактовка краудфандинга, а также выделены характеристики исследуемого финансового инструмента. Сформулированы основные преимущества краудфандинга. Систематизированы и раскрыты наиболее значимые положения проекта нового закона, регламентирующего организацию розничного финансирования (краудфандинга). Сделан вывод о том, что краудфандинг как инструмент финансирования изменит ситуацию на всем российском рынке инвестиций.

Ключевые слова: краудфандинг, краудсорсинг, финансовый инструмент, инвестиции, инвестирование, инвестиционная платформа, розничное финансирование.

SOME ASPECTS OF REGULATING CROWD-FUNDING IN RUSSIAN DIGITAL ECONOMY

The article argues that crowdfunding is becoming a new model of financing innovations in the digital economy of the information era. The purpose of the article is to identify specific features of the Russian model of crowdfunding regulation. For crowdfunding, as a type of alternative financing, legal regulation is an important and necessary element for further development. The authors present an original interpretation of crowdfunding, study its characteristics as a financial instrument, and reveal main advantages of crowdfunding. The most significant provisions of the draft of a new law regulating the organization of retail financing (crowdfunding) are systematized and discussed. It is concluded that crowdfunding as a financing instrument will change the situation on the entire Russian investment market.

Keywords: crowdfunding, crowdsourcing, financial instrument, investment, investment process, investment platform, retail financing.

В современной, динамично развивающейся цифровой экономике новым финансовым инструментом становится краудфандинг (от англ. сгвч>с1 -толпа, funding - финансирование) как коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сначала краудфандинг использовался на некоммерческие (чаще благотворительные) проекты как сбор средств немногим сетевым персонажам, пытавшимся накопить деньги на лечение или учебу. В настоящее время краудфандинг зарекомендовал себя как полноценный финансовый инструмент - источник инвестиций на посевной стадии. Краудфандинг способен поменять правила игры в области финансирования инноваций и тем самым в конкурентной борьбе, идущей в каждой из отраслей и среди развитых стран мира. По своей сути краудфандинг

представляет собой институт для привнесения некоторой демократии в мир финансовых операций.

Краудтехнологии проникают во все сферы; их берут на вооружение экономисты, теоретики управления, исследователи политических наук и, конечно, специалисты по информационным технологиям. С точки зрения теории коммуникации краудсорсинговые технологии обладают преимуществами: во-первых, дешевизна (несоизмеримая с высокой результативностью применения), во-вторых, достижение высочайшего уровня лояльности аудитории. Крупнейшие краудфандинговые платформы России - Planeta.ru и Воош8:аГ:ег -работают уже свыше 5 лет. Несмотря на растущий поток стартаперов, ищущих коллективного финансирования, можно констатировать: в отличие от США, краудфандинг в нашей стране пока не превратился в значимый источник средств для бизнеса. В России на краудфандинговых площад-

122 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

ках предпочитают поддерживать благотворительные и культурные проекты. За рубежом краудфан-динг влияет уже не только на бизнес, но и на развитие технологий.

Краудфандинг как форма формирования капитала превратилась в хорошо организованную индустрию в период финансового кризиса 2008-2009 гг. вследствие трудностей в привлечении средств традиционными способами. Поскольку банковские структуры существенно сократили (а фактически прекратили) выдачу кредитов малому бизнесу, инициативные предприниматели нашли выход в интернете [1].

Этот новаторский финансовый инструмент происходит от краудсорсинга [6]. Следует отметить, что большинство краудфандинг-кампаний так или иначе направлены на новые компании и стартапы [8], т.е. на сектор, который в настоящий момент почти полностью лишен банковского и иного финансирования и ассоциируется в первую очередь с высокими рисками [7].

С целью развития научных основ финансирования инновационных процессов и теоретического обоснования существующего в практической плоскости явления «краудфандинг», используя приведенные и другие встречающиеся в литературе и интернет-сети определения, в 2015 г. мы сформулировали определение термина «краудфандинг» как инструмент коллективного (народного) финансирования определенных проектов (целей) (культурных, социальных, благотворительных, коммерческих, производственно-технологических) посредством перераспределения финансовых ресурсов между широкой общественностью и предпринимателями, осуществляемого через интернет, безвозмездно либо в обмен на денежные или неденежные вознаграждения [2].

Приведенное определение позволяет выделить несколько важных характеристик исследуемого финансового инструмента. Во-первых, краудфан-динг считается более доступным источником по сравнению с другими традиционными вариантами финансирования новых компаний (включая венчурное финансирование). В этом краудфандинг близок к неформальному инвестированию (например, семейному (друзья и члены семьи)) или ангельскому капиталу. Во-вторых, краудфандинг возникает и развивается исключительно благодаря интернет-технологиям. В-третьих, такой финансовый инструмент позволяет привлечь в качестве инвесторов широкий круг непрофессиональных инвесторов, обычных людей.

Основные преимущества краудфандинга, выделенные нами ранее, состоят в следующем [2]: уменьшение роли финансовых посредников, независимость от банковского кредитования, маркетинг и реклама, тестирование инновационной идеи, публичность и прозрачность инвестирования в проекты, сохранение контроля за реализацией инновационного проекта, получение обратной связи и комментариев в рамках процесса тестирования с

участием потенциальных покупателей и пользователей до запуска продукта в серийное производство.

2018 год становится переломным для развития финансовой индустрии, поскольку этот год знаменуется первыми серьезными попытками сформировать полноценную нормативно-правовую базу регулирования краудфандинга в России. 23 марта 2018 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)» (№ 419090-7).

Данный законопроект разработан в рамках реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которыми должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) - коллективного финансирования (крауд-фандинга и краудинвестинга).

Рассматриваемым законопроектом:

- вводится регулирование отношений по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий;

- определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

С 2012 г. рынок альтернативного финансирования складывался по нескольким направлениям и включал в себя: краудфандинг (модель финансирования, основанную на безвозмездной поддержке), краудинвестинг (модель, основанную на продаже акций, облигаций, долей проекта или на основе займа) и краудлендинг (модель на основе займа). В российском законопроекте все модели объединили в краудфандинг, или розничное финансирование.

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. Такие услуги состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами. Услуги оказываются с использованием инвестиционной платформы, которая представляет собой информационную систему в сети Интернет. Результатом оказания услуг по организации розничного финансирования (крауд-фандинга) является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, которая опосредуется заключением договора с использованием инвестиционной платформы и возникновением у лица, привлекающего инвестиции, соответствующих обязательств перед инвесторами.

Наряду с традиционными формами, законопроектом предлагается использовать такую новую, характерную для современного этапа развития от-

ISSN 1994-5094 ♦-

123 -♦

ношений краудфандинга форму, как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных.

Важно отметить, что разработанный документ учитывает опыт развитых стран по регулированию краудфандинга: регулируются только те виды краудфандинга, которые связаны с получением инвестором финансового результата на вложенные инвестиции, и не регулируются виды, связанные с безвозмездной передачей средств (пожертвованием имущества). Обобщение регуляторных подходов в области краудфандинга содержится в документах международной организации регуляторов на рынке ценных бумаг (ИОСКО): рабочем документе «Краудфандинг: быстрорастущая индустрия» (Crowdfunding: An Infant Industry Growing Fast, 2014) [5], а также документе, отражающем результаты опроса разных юрисдикций «Краудфандинг. Отчет по результатам опроса 2015 г.» [4].

Законопроект о краудфандинге:

- определяет регулируемую услугу (организация розничного финансирования (краудфандинга));

- устанавливает требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам;

- описывает процесс инвестирования посредством инвестиционной платформы, в том числе особенности инвестирования денежных средств в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы;

- устанавливает требования к раскрытию и предоставлению информации.

Оказание услуг, способствующих привлечению инвестиций, посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам инвестиционной платформы составляет существо новой регулируемой услуги - услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.

При этом устанавливается, что деятельность оператора инвестиционной платформы по организации розничного финансирования (краудфандин-га) не разрешается совмещать с деятельностью банка либо иной деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора. Аналогичное разрешение действует и в развитых странах, в частности в США, Италии.

Ключевой особенностью законопроекта является установление конкретных количественных к минимальному размеру собственных средств (капитала) оператора инвестиционной платформы, которые сопоставимы с установленными в настоящее время минимальными требованиями для профессиональных участников рынка ценных бумаг -3 млн руб. [4]. Сопоставимые требования установ-

лены в Финляндии (50 тыс. евро), Литве (40 тыс. евро в качестве одной из величин).

Кроме того, законодательно предусматривается несколько ограничительных механизмов в процессе инвестирования, направленных на защиту инвесторов.

В частности, обязательным признаком предложения лица, привлекающего инвестиции, о заключении соответствующего договора об инвестировании является указание минимального целевого объема привлекаемых денежных средств. В случае если минимальный целевой объем привлеченных средств не собирается в течение срока действия предложения, предусматривается отзыв предложения и возврат собранных средств инвесторам.

К защитным мерам относится также установление так называемого «периода охлаждения» - срока, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства (5 рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции, либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств, после которого прекращается привлечение инвестиций в инвестиционный проект).

Как правило, в мировой практике устанавливаются ограничения на суммы инвестиций в один проект от одного инвестора, а также ограничения на общую сумму инвестиций в один инвестиционный проект. Данные суммы варьируются в разных странах, в том числе применяются дифференцированные подходы к ограничениям, например в зависимости от годового дохода инвестора. В ряде европейских юрисдикций (Германия, Франция, Испания) общая сумма инвестиций в один проект ограничивается в диапазоне от 2,5 до 5 млн евро, при этом максимальная сумма инвестиций одного инвестора в зависимости от его квалификации может составлять от 1 до 10 тыс. евро. Российским законом предлагается установить, что сумма инвестиций одного инвестора - физического лица, не являющегося квалифицированным инвестором или индивидуальным предпринимателем, как в один проект в течение календарного года, так и во все инвестиционные проекты на одной инвестиционной платформе, а также сумма денежных средств, полученных в течение календарного года одним лицом, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы, не может превышать сумму, установленную нормативным актом Банка России.

В отношении денежных средств, аккумулируемых в процессе инвестирования посредством инвестиционной площадки, законопроект предусматривает их зачисление на номинальный банковский счет оператора инвестиционной площадки, на который не могут зачисляться его собственные денежные средства. Под несколько инвестиционных проектов оператору инвестиционной платформы может быть открыт один или несколько отдельных номинальных банковских счетов.

124 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

В части раскрытия информации законопроектом устанавливаются требования, призванные предоставить инвесторам и иным заинтересованным лицам доступ к сведениям как об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, так и по каждому инвестиционному проекту, в который привлекаются инвестиции посредством инвестиционной платформы. При этом указанная информация, раскрываемая на сайте оператора информационной платформы в интернете, должна быть ясной и доступной для понимания лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.

Для организаций, которые уже осуществляют деятельность по организации розничного финансирования, устанавливается срок 6 месяцев для приведения указанной деятельности в соответствие с требованиями, устанавливаемыми законопроектом.

В целом краудфандинг как инструмент финансирования радикально изменит ситуацию на всем рынке прямых и венчурных инвестиций, включая постепенное нивелирование, а в дальнейшем и исчезновение фондов как посредников между инвесторами, предоставляющими капитал для инвестиций в неторгуемые ценные бумаги в процессе прямого и венчурного инвестирования и эмитентами ценных бумаг.

Можно уверенно говорить о том, что краудфан-динг подрывает монополию венчурных фондов на капитал, одновременно значительно увеличивая прозрачность рынка. По мнению российских аналитиков, «распространение краудфандинга достаточно быстро приведет к появлению производных финансовых инструментов, например индексных фондов, правомерно инвестирующих во все без исключения стартапы, отвечающие определенным минимальным критериям» [3]. Такие инструменты могут оказаться для крупных инвесторов венчур-

ных фондов интереснее, чем управляемые инвестиции в те же стартапы, не в последнюю очередь вследствие того, что вознаграждение индексных фондов на порядок меньше, чем принятые в венчурной индустрии система платы за управление (2% от суммы активов под управлением) и вознаграждение за успех (20% от прироста инвестированного капитала) [3]. По оценкам, только 10-25% венчурных фирм, которые в настоящее время действуют в индустрии, могут значительно ускорять развитие стартапов, с которыми они работают [3]. Капитал, который не будет направлен институциональными инвесторами в венчурные фонды, перераспределится в краудфандинговые порталы и производные от них инструменты, т. е. будет инвестироваться напрямую без посредников.

1. Дмитриева С.А., Лобанова А.С. Необходимость аутсорсинга в банковской сфере // Социальные науки. 2016. Т. 1. №. 2-1. С. 61-65.

2. ЕрмаковаЕА., НестеренкоЕ.А., ЛарионовН.А. Краудфандинг как инструмент финансирования инноваций. Саратов, 2016.

3. Четыре мобильности: вызовы России в 2015-2030. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/1711.pdf.

4. Crowdfunding 2015 Survey responses report. URL: http:// www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD520.pdf.

5. Crowdfunding: An Infant Industry Growing Fast http:// www.iosco.org/research/pdf/swp/Crowd-funding-An-Infant-Industry-Growing-Fast.pdf.

6. Howe J. The rise of crowdsourcing // Wired magazine. 2006. № 14 (6). Р. 1-4.

7. KodisangB. Classy Acts // Financial Mail. 2013. 01 Mar. Р. 92. URL: http://www.rmb.co.za/PDFs/etfs/FinancialMail-1March2013.pdf.

8. Weissman C.G. SoMoLend and equity crowdfunding: What does this say about the industry? URL: http://pandodaily. com/2013/08/20/somolend-and- equity-crowdfunding-what-does-this-say-about-the-industry/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.