Научная статья на тему 'Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников'

Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / КУЛЬТУРА / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Аглямович, Петрова Анастасия Игоревна

Статья посвящена проблеме формирования толерантности у детей в процессе обучения народному танцу в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Аглямович, Петрова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников»

Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности

у школьников

1 2

Каримов М. А. , Петрова А. И.

Каримов Марат Аглямович /Karimov Marat Aglyamovich - кандидат педагогических наук, доцент;

2Петрова Анастасия Игоревна /Petrova Anastasiya Igorevna - магистрант, кафедра музыкального образования и хореографического искусства,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования толерантности у детей в процессе обучения народному танцу в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: образование, толерантность, народная хореография, народный танец, культура, танцевальное искусство.

Народная хореография является национальным самобытным танцевальным искусством, которое формируется на основе культурно-бытовых традиций. Она запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует культуру и национальный колорит, способствует сохранению исторической и культурной памяти народа.

Хореографическая культура все больше привлекает внимание специалистов также и потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал. Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием, познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции [3].

Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться и на хореографическом искусстве. В результате произошли изменения в подходах к освоению и обучению в рамках школы, системы дополнительного образования, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание танцевальной культуры всех этнических групп. В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным культурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение народному танцу детей школьного возраста, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями может и должно служить мощным средством воспитания, а также формирования у них толерантности, что ведет к пониманию и уважению культурных традиций разных народностей. Освоение народной хореографии является частью поликультурного образования, в центре его внимания является содержательное и тематическое наполнение культуроведческого обогащения обучающихся средствами танца.

Формирование толерантности у школьников представляет ценность в обогащении своей собственной культуры в целом: культуры общения, речи, умственного труда.

Для России, как и для любой другой страны, понятие толерантности неотделимо от понятия культура. Человек, как действительный субъект своей культуры, независимо от особенностей (этнических, исторических, географических и пр.) её формы, всегда относится к субъекту иной формы культуры (иного народа и пр.) с уважением и интересом. Иное невозможно в силу единства для всех форм культуры нравственной, общечеловеческой основы [1].

Толерантность подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений [2].

На современном этапе обучения народному танцу детей предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности в содержании обучения посредством использования культуроведческого подхода к отбору и организации хореографических основ. При таком подходе народный танец усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого хореографического произведения.

Влияние образовательной деятельности в области постижения танцевального искусства на состояние толерантности в обществе весьма многогранно, представляет собой сложное системное образование. В системе дополнительного образования детей, как и в школе, происходит идентификация личности, формируются такие важные формы коммуникации, как дружба, товарищество, приятельские и неприятельские отношения.

Обучение в кружках, центрах творчества является тем социальным институтом, через который может происходить осознанное формирование толерантного сознания и поведения учащихся как через систему дополнительного образования.

Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур, с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

Литература

1. Медведев Н. П. Толерантность и образование: грани соприкосновения // Качество образования как социальная проблема: Материалы региональной научной конференции. Ставрополь, 2002. С. 307-308.

2. Мирзоян С. В. Концепт «толерантность» в современной концептосфере русского менталитета // Качество образования как социальная проблема: Мат-лы региональной научной конференции. - Ставрополь, 2002. С. 313-314.

3. Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2002. 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.