Научная статья на тему 'Направления взаимодействия Российской Федерации и Организации стран-экспортеров нефти (OPEC)'

Направления взаимодействия Российской Федерации и Организации стран-экспортеров нефти (OPEC) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
859
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГОДИАЛОГ / СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРЫ НЕФТИ / ГЕОПОЛИТИКА / PETROLEUM MARKET / INTERNATIONAL COOPERATION / ENERGY DIALOGUE / PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефремов Николай Александрович, Ефремова Марина Петровна, Куракова Анна Владимировна

В статье рассматриваются история и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений Российской Федерации и одной из влиятельных международных организаций Организации стран-экспортеров нефти (OPEC). Хотя Россия и не входит в число стран-участниц этой организации, она является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, что определяет необходимость ведения постоянного диалога. Несмотря на уже достаточно длительный период энергодиалога Россия ОРЕС, остается достаточно много проблем, связанных с процессом регулирования мировых цен на нефть: политика США, направленная на усиление своего влияния на нефтяной рынок, разнонаправленные интересы стран-экспортеров нефти, отсутствие четких правил регулирования нефтяного рынка и т.д. Не прекращаются споры о необходимости вступления России в ОРЕС, но условия членства, которые существуют в настоящее время, вряд ли позволят нашей стране эффективно отстаивать свою позицию. Перспективы дальнейшего энергодиалога Россия ОРЕС неочевидны. С одной стороны, он необходим, так как мировые цены на нефть нестабильны и во многом зависят от согласования позиций стран-экспортеров. С другой стороны, постоянное давление США на страны Ближнего Востока с целью снизить мировые цены на нефть и тем самым оказать экономическое воздействие на российскую экономику, не позволяют организовать сколь-либо эффективные отношения с лидерами мирового нефтяного рынка, прежде всего с Саудовской Аравией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ORGANIZATION OF PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)

The history and prospects for further development of relations between the Russian Federation and one of influential international organizations Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC) are discussed in the article. Although Russia is not among member countries of this organization, it is one of the largest suppliers of oil to the world market, which determines the need for continuous dialogue. Despite quite a long duration of energy dialogue between Russia and OPEC, there are still a fairly large number of problems associated with the process of regulating world oil prices: the policy of the US aimed at increasing its influence in the oil market, multidirectional interests of oil-exporting countries, lack of clear rules for regulating the oil market etc. Disputes about the need for Russia to join the Organization of Petroleum Exporting Countries do not stop, but currently existing conditions of membership are unlikely to allow our country to effectively defend its position. The prospects for further energy dialogue between Russia and OPEC are not obvious. On the one hand, it is necessary, since world oil prices are unstable and largely depend on coordinated positions of exporting countries. On the other hand, constant pressure of the USA on the Middle East countries in order to reduce world oil prices, and thus have an economic impact on the Russian economy, does not allow to organize any effective relations with the leaders of the world oil market, primarily with Saudi Arabia.

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия Российской Федерации и Организации стран-экспортеров нефти (OPEC)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [061.1(100):622.3230РЕС]:339.166.2 ББК У428.530.514.322.2

НА. ЕФРЕМОВ, МП. ЕФРЕМОВА, А.В. КУРАКОВА

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (OPEC)

Ключевые слова: рынок нефти, международное сотрудничество, энергодиалог, страны-экспортеры нефти, геополитика.

В статье рассматриваются история и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений Российской Федерации и одной из влиятельных международных организаций -Организации стран-экспортеров нефти (OPEC). Хотя Россия и не входит в число стран-участниц этой организации, она является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, что определяет необходимость ведения постоянного диалога. Несмотря на уже достаточно длительный период энергодиалога Россия - ОРЕС, остается достаточно много проблем, связанных с процессом регулирования мировых цен на нефть: политика США, направленная на усиление своего влияния на нефтяной рынок, разнонаправленные интересы стран-экспортеров нефти, отсутствие четких правил регулирования нефтяного рынка и т.д. Не прекращаются споры о необходимости вступления России в ОРЕС, но условия членства, которые существуют в настоящее время, вряд ли позволят нашей стране эффективно отстаивать свою позицию. Перспективы дальнейшего энергодиалога Россия - ОРЕС неочевидны. С одной стороны, он необходим, так как мировые цены на нефть нестабильны и во многом зависят от согласования позиций стран-экспортеров. С другой стороны, постоянное давление США на страны Ближнего Востока с целью снизить мировые цены на нефть и тем самым оказать экономическое воздействие на российскую экономику, не позволяют организовать сколь-либо эффективные отношения с лидерами мирового нефтяного рынка, прежде всего с Саудовской Аравией.

N. EFREMOV, M. EFREMOVA, A. KURAKOVA COOPERATION AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ORGANIZATION

OF PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)

Key words: petroleum market, international cooperation, energy dialogue, petroleum exporting countries, geopolitics.

The history and prospects for further development of relations between the Russian Federation and one of influential international organizations - Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC) are discussed in the article. Although Russia is not among member countries of this organization, it is one of the largest suppliers of oil to the world market, which determines the need for continuous dialogue. Despite quite a long duration of energy dialogue between Russia and OPEC, there are still a fairly large number ofproblems associated with the process of regulating world oil prices: the policy of the US aimed at increasing its influence in the oil market, multidirectional interests of oil-exporting countries, lack of clear rules for regulating the oil market etc. Disputes about the need for Russia to join the Organization of Petroleum Exporting Countries do not stop, but currently existing conditions of membership are unlikely to allow our country to effectively defend its position. The prospects for further energy dialogue between Russia and OPEC are not obvious. On the one hand, it is necessary, since world oil prices are unstable and largely depend on coordinated positions of exporting countries. On the other hand, constant pressure of the USA on the Middle East countries in order to reduce world oil prices, and thus have an economic impact on the Russian economy, does not allow to organize any effective relations with the leaders of the world oil market, primarily with Saudi Arabia.

Российская Федерация является одним из крупнейших производителей нефти в мире, уступая в ее добыче лишь Саудовской Аравии, в то время как на территории нашего государства расположены свыше 6,4% общемировых доказанных нефтяных запасов. Это делает Россию важным участником на международном рынке нефти, действия которого могут оказать непосредственное влияние на стоимость данного ресурса. Именно поэтому сотрудничество Организации стран-экспортеров нефти (OPEC) и Российской Федерации является одним из ключевых факторов развития мировой экономики на данном этапе.

Первое взаимодействие России и Организации стран-экспортеров нефти состоялось в период нефтяного кризиса 1997 г., спровоцированного действиями картеля. Тогда было принято решение о развитии отношений России с OPEC, на основании чего подготавливался соответствующий проект меморандума о сотрудничестве. Однако планы были нарушены событиями 1998 г., когда цены на нефть снизились до критического уровня в 9-10 долл. США за баррель.

Стремительное сокращение цен на глобальном нефтяном рынке стало катализатором развития отношений Российской Федерации и OPEC. Уже 24 июня 1998 г. состоялась 105-я конференция государств-членов Организации стран-экспортеров нефти, на которую впервые была приглашена Россия в качестве наблюдателя. С тех пор Российская Федерация принимает регулярное участие в сессиях министерских конференций OPEC.

Во время встречи 1998 г. на двустороннем уровне была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве России и стран OPEC, включая обмен информацией, а также была рассмотрена возможность организации круглого стола для обсуждения перспектив развития мирового рынка нефти. Данная договоренность была конкретизирована в ноябре 2003 г. на очередном собрании OPEC. Тогда же было решено начать издание специального ежемесячного бюллетеня «Интерпетролеум: обзор мировых энергетических рынков» при поддержке Организации стран-экспортеров нефти и Министерства энергетики Российской Федерации (ранее - Министерства топлива и энергетики РФ). Тем не менее бюллетень ни разу не был издан.

Первый круглый стол «Россия - OPEC» был проведен в феврале 1999 г. в городе Вена, в ходе которого было принято решение о регулярном характере таких мероприятий. В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития международного нефтяного рынка, ценами на нефть, общими тенденции развития мировых энергетических рынков, а также проблемы экологического характера.

В декабре 2005 г. был установлен формальный энергетический диалог Россия - OPEC, предполагающий проведение ежегодных встреч на уровне министра энергетики Российской Федерации и генерального секретаря Организации стран-экспортеров нефти поочередно в Москве и Вене, а также экспертных заседаний, посвященных наиболее актуальным вопросам развития нефтяного рынка.

Первый такой диалог состоялся в сентябре 2012 г. и носил организационный характер. В частности, министр энергетики Российской Федерации Александр Новак и генеральный секретарь OPEC Абдалла Салем аль-Бадри

определили цели, масштаб, схемы, график и общую структуру данных мероприятий. Вслед за этим 28 сентября 2012 г. вышло поручение Правительства РФ, в соответствии с которым Министерству энергетики РФ следует проводить ежегодные консультации с OPEC на уровне координаторов энергетического диалога Россия - OPEC [3].

Вторая встреча в рамках энергодиалога Россия - OPEC была организована в Москве в октябре 2013 г. Стороны приняли решение создать две рабочие группы для подготовки совместных докладов по нетрадиционным углеводородам (трудноизвлекаемая нефть и сланцевый газ), а также по развитию мировой нефтеперерабатывающей отрасли.

На третьей встрече энергетического диалога Россия - OPEC 16 сентября 2014 г. в Вене стороны обменялись мнениями о ценообразовании на нефть и оборудование для нефтегазовой промышленности, а также о перспективах реализации новых проектов.

30 июля 2015 г. в Москве было проведено четвертое заседание энергодиалога Россия - OPEC. Встреча прошла в присутствии руководства нефтяных компаний, представителей научных кругов Российской Федерации и высокопоставленных представителей секретариата OPEC. Основной темой обсуждения стала ситуация на глобальном нефтяном рынке, а также среднесрочные и долгосрочные перспективы его развития. Участники заседания также рассмотрели сложившуюся ситуацию в российской нефтехимической отрасли и проблемы налогообложения нефтяного сектора Российской Федерации.

Пятое заседание данного энергетического диалога состоялось в Вене 24 октября 2016 г. Мероприятие прошло под председательством Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака и генерального секретаря OPEC Мохаммеда Баркиндо. Основной темой встречи стал анализ текущей конъюнктуры мирового нефтяного рынка, а также среднесрочные и долгосрочные прогнозы его развития. В ходе обсуждения участники отметили влияние, которое оказали на нефтяную промышленность текущие геополитические события и волатильность цен на сырье.

Последняя встреча в рамках энергетического диалога Россия - OPEC состоялась 31 мая 2017 г. в Москве. В заседании приняли участие министр энергетики РФ Александр Новак, генеральный секретарь OPEC Мохаммед Баркиндо, председатель Конференции OPEC, министр энергетики, промышленности и природных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, а также представители государственных органов России, руководители компаний нефтяного сектора страны и ведущие отраслевые эксперты и ученые. В ходе мероприятия стороны отметили положительный результат совместной деятельности стран OPEC и государств, не входящих в ее состав, по стабилизации международного нефтяного рынка, а также договорились провести совместное исследование тенденций в области автотранспортного сектора, анализ сценариев технологических аспектов и их влияния на спрос на нефть. Следующее заседание энергодиалога Россия - OPEC состоится во второй половине 2018 г.

В целом в 2015-2018 гг. взаимоотношения России с государствами-членами OPEC вышли на совершенно новый уровень, характеризующийся акти-

визацией сотрудничества на глобальном нефтяном рынке. Снижение цен на международном рынке нефти в 2014-2015 гг. ощутимо сказалось на зависимых от экспорта данного вида сырья экономиках стран и стали причиной нового финансового кризиса в мире. Это способствовало развитию кооперации между Россией, OPEC и другими государствами-производителями нефти, результатом которой стало соглашение «OPEC+», подписанное 10 декабря 2016 г. в Вене. Оно направлено на снижение избытка предложения на глобальном рынке нефти с целью восстановления роста цен на данный ресурс. Большую роль в заключении данной сделки сыграла Российская Федерация, выступив инициатором встречи. По предложению России также было проведено аналогичное собрание OPEC и других нефтедобывающих государств 16 февраля 2016 г., однако оно прошло безрезультатно.

В настоящее время Российская Федерация на правах сопредседателя является членом Министерского мониторингового комитета стран OPEC и государств, не являющихся его членами. Работа комитета направлена на обеспечение исполнения договоренностей сделки OPEC+ и отслеживание ее эффективности.

Восьмое заседание Министерского мониторингового комитета состоялось 20 апреля 2018 г. в городе Джидда (Саудовская Аравия). По итогам встречи Министерский комитет продолжит разрабатывать дальнейшие меры сотрудничества в рамках соглашения OPEC+, которое было ранее дважды пролонгировано и в настоящее время действует до конца 2018 г. Также он призвал стран-участниц сделки сохранить достигнутые результаты и поручил Секретариату OPEC тщательно изучить и проанализировать факторы, влияющие на неопределенность на глобальном нефтяном рынке.

В то же время Российская Федерация не исключает вероятности того, что соглашение OPEC+ впоследствии станет бессрочным. В самой OPEC заявляют только пока о возможном продлении действии сделки на 10-20 лет. Таким образом, ожидается тесное сотрудничество России со странами OPEC и государствами, не являющимися ее членами, в течение следующих несколько лет. Выход из соглашения OPEC+ незамедлительно скажется на ценах на международных нефтяных рынках, поэтому работа над его пролонгацией или согласованием механизмов вывода стран из сделки станет одной из важнейших тем сотрудничества OPEC и России в ближайшем будущем.

Периодически поднимается вопрос о вступлении Российской Федерации в Организацию стран-экспортеров нефти. Последний раз картель предлагал России членство в 2015 г., вероятно, опасаясь ее дальнейших действий на международном нефтяном рынке. Тем не менее Россия продолжает отказываться, настаивая лишь на получении статуса постоянного наблюдателя, и на это есть ряд причин.

Прежде всего, полное членство является крайне невыгодной формой сотрудничества с Организацией для страны, поскольку обязывает своих участников сокращать объемы добычи нефти вне зависимости от того, что предусмотрено политикой государства на этот счет, в то время как статус наблюдателя OPEC позволяет отказываться от поддержки решений картеля. В то же время нефтяная промышленность в Российской Федерации частично приватизирова-

на, что противоречит концепции OPEC в целом и вызовет в случае необходимости сокращение уровня производства сырья проблемы, поскольку игнорировать интересы акционеров невозможно и без их согласия добыча сокращена не будет. Кроме того, многие месторождения не имеют элементарной технической возможности быстро сократить или увеличить добычу нефти.

Также существенную роль в невозможности членства Российской Федерации в OPEC играют неравные условия, в которых находятся Россия и страны Ближнего Востока, входящие в состав картеля. Речь идет о том, что себестоимость производства нефти в России значительно выше по сравнению с аналогичным показателем в этих странах за счет глубины залегания нефти и расходов на ее транспортировку от месторождения. Эта же глубина залегания нефти полностью исключает приостановление добычи данного ресурса в ней, поскольку в этом случае скважина более будет непригодна для производства.

Другой причиной нежелания России вступить в Организацию стран-экспортеров нефти является специфика геополитических отношений страны с Ближним Востоком. Российская Федерация оказывает поддержку Ирану и Сирии, которые, в свою очередь, являются региональными противниками Саудовской Аравии и Катара. Несмотря на то, что Россия не конфликтует ни с Саудовской Аравией, ни с Катаром, отношения между ними в любом случае сложились бы неоднозначными.

Однако если отвлечься от всех проблем, с которыми могла бы столкнуться Российская Федерация, прими она предложение о членстве в OPEC, то, несомненно, преимущество от такого поворота событий страна бы получила. В частности, Россия могла бы оказать еще большее влияние на нефтяные цены, чем она это делает сейчас [1]. Тем не менее этот вариант событий маловероятен, поскольку Саудовская Аравия не станет снижать объемы добычи в ущерб своему бюджету, особенно на современном этапе развития. В конечном итоге становится ясно, что вступление России в OPEC не принесет стране никаких ощутимых выгод.

Итак, все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: партнерство Российской Федерации и Организации стран-экспортеров нефти является важным фактором развития международного нефтяного рынка и оказывает серьезное воздействие на его конъюнктуру. С 1998 г. Россия становится наблюдателем в OPEC и принимает регулярное участие на его встречах и собраниях. Такое положение дает ей право самостоятельно определять свою дальнейшую политику в нефтяной отрасли и выбирать: примыкать к решениям картеля или нет. В 2008 г. Россия выразила готовность стать постоянным наблюдателем в ОРЕС. Кроме того, сторонам удалось установить и другие формы сотрудничества: с 2012 г. государства OPEC и Российская Федерация организовывают ежегодные встречи в рамках энергетического диалога Россия - OPEC, на которых происходит обсуждение сложившейся ситуации на глобальном рынке нефти и его перспектив. В 2016 г. совместными усилиями России и Организации стран-экспортеров нефти было подписано ключевое соглашение по регулированию мирового нефтяного рынка, действующее до конца 2018 г. И Россия, и OPEC рассчитывают на продление действие договоренностей, как минимум, на 10 лет. Это станет основным направлением их

диалога в ближайшее время. Хотя перспективы дальнейшей эффективной деятельности самой ОРЕС весьма туманны. В декабре 2018 г. Катар - один из старейших членов организации - заявил о своем выходе из ОРЕС [2]. Во многом это объясняется политическими разногласиями, существующими в арабском мире, но сам факт говорит о том, что организация стран-экспортеров нефти постепенно утрачивает свой международный статус. Страны хотят реализовывать свою собственную энергетическую политику без оглядки на США и Саудовскую Аравию.

Литература

1. Мужжавлева Т.В., Куракова А.В. Ценовая детерминанта международных рынков углеводородного сырья и ее влияние на экономику России // Бухгалтерский учет, анализ, налогообложение и аудит: методология познания, перспективы развития и цифровая образовательная среда: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 10-12 апреля 2018 г. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. С. 140-143.

2. Организация стран-экспортеров нефти: сайт. URL: https://www.opec.org/opec_web (дата обращения: 06.10.2018).

3. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.mid.ru/procie-universal-nye-organizacii/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517342 (дата обращения: 06.10.2018).

References

1. Muzhzhavleva T.V., Kurakova A.V. Tsenovaya determinanta mezhdunarodnykh rynkov uglevodorodnogo syr'ya i ee vliyanie na ekonomiku Rossii [Price determinants of international hydrocarbon markets and its impact on the Russian economy]. Bukhgalterskii uchet, analiz, nalogo-oblozhenie i audit: metodologiya poznaniya, perspektivy razvitiya i tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 10-12 aprelya 2018 g.) [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Accounting, analysis, taxation and audit: methodology of knowledge, development prospects and digital educational environment»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2018, pp. 140-143.

2. Organization of petroleum exporting countries: site. Available at: https://www.opec.org/ opec_web (Accessed 6 Oct. 2018).

3. Organizatsiya stran-eksporterov nefti (OPEK) [Organization of petroleum exporting countries]. Available at: http://www.mid.ru/procie-universal-nye-organizacii/-/asset_publisher/ km9Hka-XMTium/content/id/2517342 (Accessed 6 Oct. 2018).

ЕФРЕМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и международных экономических отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mirek@chuvsu.ru).

EFREMOV NIKOLAY - Candidate of Economics Sciences, Head of the Economic Theory and International Economic Relations Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ЕФРЕМОВА МАРИНА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mirek@chuvsu.ru).

EFREMOVA MARINA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of Economic Theory and International Economic Relations Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КУРАКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mirek@chuvsu.ru).

KURAKOVA ANNA - Master's Program Student of Economic Theory and International Economic Relations Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.