Научная статья на тему 'Налоговые индикаторы макро- и микроуровня'

Налоговые индикаторы макро- и микроуровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2058
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / НАГРУЗКА / ПОТЕНЦИАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелкина И.А.

В статье отмечается, что результативность глобализации экономических процессов определяется эффективным налоговым регулированием экономики, реальной способностью государства предвидеть различные изменения макроэкономических показателей, а также умением ориентировать хозяйствующие субъекты на сложившуюся на данном этапе экономическую ситуацию. При этом необходимым инструментом, позволяющим смоделировать налоговые последствия управленческих решений, может выступать система налоговых индикаторов. Рассматривается структура данных показателей на микрои макроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые индикаторы макро- и микроуровня»

Налоговый потенциал

УДК 351.713:336.221.4

НАЛОГОВЫЕ индикаторы

макро- и микроуровня*

И. А. КОРОСТЕЛКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения E-mail: cakyra_04@mail.ru Орловский государственный технический университет

В статье отмечается, что результативность глобализации экономических процессов определяется эффективным налоговым регулированием экономики, реальной способностью государства предвидеть различные изменения макроэкономических показателей, а также умением ориентировать хозяйствующие субъекты на сложившуюся на данном этапе экономическую ситуацию. При этом необходимым инструментом, позволяющим смоделировать налоговые последствия управленческих решений, может выступать система налоговых индикаторов. Рассматривается структура данных показателей на микро- и макроуровне.

Ключевые слова: налоговые индикаторы, нагрузка, потенциал, показатели, эффективность налогообложения.

Налоговая система в современном государстве является основой его финансовой политики. Поэтому от ее четкости и рациональной организации зависит не только экономический рост и потенциал страны, но и благосостояние, качество жизни населения. В связи с этим формирование системы налоговых индикаторов является необходимым условием успешного развития как всей экономики государства, ее отдельных отраслей, так и конкретного экономического субъекта. Чем стабильнее

* Статья представлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

система налогообложения, тем увереннее чувствует себя субъект хозяйствования: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет финансовый результат хозяйственных операций либо его деятельность за определенный период.

Для теоретико-методологического обоснования сущности и значения налоговых индикаторов в налоговой системе упор сделан на методологические положения системного подхода к изучению явлений, процессов, в основу которых положены понятие системы как совокупности элементов (налоговых индикаторов) , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некую целостность, иерархия систем, т. е. их соподчиненность в отношениях между видами налоговых индикаторов с потребностями макро- и микроуровней налоговой системы, а также характер информационных потоков, циркулирующих в этих системах, базирующийся на интеграции учетных и аналитических процедур.

Налоговые индикаторы — показатели, характеризующие систему налогообложения как в целом, так и в разрезе отдельных экономических сегментов, секторов и режимов. Совокупность таких индикаторов образует систему, в рамках которой можно выделить микроуровень и макроуровень, для каждого из которых присуща своя модель формирования показателей.

Налоговые показатели макроуровня формируются в рамках трех направлений налогового администрирования:

— планирование и прогнозирование;

— регулирование;

— контроль.

В каждом из них выделяется собственный видовой ряд налоговых индикаторов (рис. 1).

Известной информационно-аналитической системой, обеспечивающей налоговую политику государства и экономических субъектов необходимыми качественными и количественными инструментами ее реализации, является система налогового прогнозирования и планирования (табл. 1). На макроуровне различаем понятия налогового планирования и прогнозирования в связи с тем, что на определенных временных отрезках

Направления формирования

Налоговые индикаторы макроуровня

Планирование и прогнозирование

Параметры налогообложения (показатели уровня, структуры и динамики налоговых

платежей в бюджет)

Макроэкономические показатели, целевые параметры социально-экономического

развития страны

Направления развития бюджетно-налоговой и таможенной политики (изменение структуры и объема налоговых и неналоговых доходов, таможенных платежей, корректировка действующей системы налогообложения, обоснования предложений по совершенствованию законодательства, разработка и исполнение планов мобилизации налоговых поступлений, модернизация налогового администрирования)

Параметры налогового планирования и прогнозирования (влияние изменений законодательства на доходы бюджетов, влияние налогово-бюджетной и таможенной политики при разных сценариях социально-экономического развития страны, прогноз изменения структуры налогов и сборов, механизма их взимания и направлений использования)

Показатели качества налогового планирования и прогнозирования

Регулирование

Параметры налогового стимулирования и санкционирования

Показатели налогового потенциала макро- и мезоуровня

Показатели налогового бремени в разрезе субъектов РФ, отраслей экономики, групп налогоплательщиков

Контроль

Показатели налогового контроля

Показатели эффективности организации контрольной работы налоговых органов

Рис. 1. Налоговые индикаторы макроуровня

налоговому планированию предшествует налоговое прогнозирование [1].

Налоговое планирование состоит в экономическом обосновании налоговых поступлений в бюджетную систему России. Его целью является обеспечение потребностей бюджета на основе определения объема финансовых ресурсов в разрезе налогоплательщиков. Налоговое прогнозирование как систематизированная деятельность налоговых органов должно быть направлено на реализацию целей и задач налоговой политики, действующей в конкретный период времени, исходя из прогнозного уровня налоговых поступлений в рамках единого бюджетно-налогового процесса.

Налоговое регулирование — это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и (или) корректировки действующих налоговых режимов,

направленных на реализацию фискальной, регулирующей и социальной функций налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.

Налоговое регулирование противоречиво, что обусловлено сутью налоговой системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления его деятельности. С этой целью применяются различные методы (кредитование, налоговые

44

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Таблица 1

налоговые индикаторы, характеризующие систему налогового планирования и прогнозирования (отчетно-расчетные показатели)

индикатор

расчет показателя

Характеристика

Параметры налогообложения

Поступления налогов за анализируемый период:

— в целом по Российской Федерации и ее субъектам;

— по видам налогов и сборов;

— в разрезе отраслей народного хозяйства

Определяются плановые и фактические значения показателя, темп роста, отклонения. Формируется на основе формы 1-НМ

Показатель характеризует выполнение плановых заданий, уровень собираемости налогов

Структура задолженности за анализируемый период:

— в целом по Российской Федерации и ее субъектам;

— по видам налогов и сборов;

— в разрезе отраслей народного хозяйства

Формируется на основе формы 4-НМ

Индикатор определяет структуру задолженности и направления ее уменьшения

Структура отсроченных платежей за анализируемый период:

— в целом по Российской Федерации и ее субъектам;

— по видам налогов и сборов;

— в разрезе отраслей народного хозяйства

Формируется на основе формы 4-НМ

Индикатор определяет направления и виды отсроченных налоговых платежей

Показатели качества налогового планирования и прогнозирования

Налоговая обеспеченность (НО)

НО = СНД / Ч, где СНД — собственные налоговые доходы;

Ч — численность населения

Уменьшение показателя свидетельствует о зависимости от других источников помимо налоговых для финансирования потребностей населения

Налоговая автономия (НА)

НА = СНД/ Д, где Д — уровень дохода конкретного бюджета_

Уменьшение показателя свидетельствует о снижении доли налогов в общей сумме доходов бюджета

Показатель налоговой дисциплины (НД)

НД = ХЗ, где ХЗ — совокупная задолженность

Абсолютный показатель, характеризующий совокупную по всем налогоплательщикам задолженность по обязательным налоговым платежам

Показатель исполнения налоговых обязательств (Ки о)

Ки. о = Нф / Нпл,

где Нф — сумма фактически поступивших налогов; Нпл — запланированная сумма поступлений_

Характеризует степень исполнения налоговых обязательств по отраслям экономики и крупнейшим налогоплательщикам

Показатель собираемости налогов (К н)

К

'с. н Нп / Нпл>

где Нп — налоги поступившие

Общий показатель, характеризующий степень исполнения налоговых обязательств всеми налогоплательщиками

Показатель налоговой нагрузки по прямым и косвенным налогам (НН)

НН = Нп (к) / ВВП (ВРП), где Нп (к) — налоги прямые (косвенные);

ВРП — валовый региональный продукт)_

Относительный показатель, который рассчитывается по каждой отрасли, каждому крупнейшему налогоплательщику в разрезе прямых и косвенных налогов

Индекс налоговой активности (И )

И

Н

где Нф

. / Н,

п

ф. к. б

фактические нало-

говые поступления в консолидированный бюджет РФ

Относительный показатель налоговой активности в субъекте РФ или в муниципальном образовании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каникулы, налоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогообложения и т. д.), способы регулирования (система финансовых, административных санкций за нарушения налогового законодательства) и рассчитываются показатели налогового потенциала макро- и мезоуровня.

Использование понятия «налоговый потенциал» связано с необходимостью разработки единой методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов. Под налоговым потенциалом понимается потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год при приме-

нении единых на всей территории страны условий налогообложения [2].

В мировой практике сложились два основных подхода к расчету показателей налогового потенциала:

1) по методу репрезентативной налоговой системы;

2) с использованием макроэкономических показателей.

В России налоговый потенциал рассчитывается на основе валового регионального продукта. В зарубежных странах — на основе национального дохода или валового продукта.

Для расчета показателя налогового потенциала используют различные методики его определения на уровне субъекта Федерации (табл. 2).

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала экономического субъекта и обеспечение роста общественного богатства, что обеспечивается системой льгот и преференций, установленных законодательством (налоговые вычеты, скидки, изъятия, отсрочка и рассрочка уплаты налогов и т. д.) (табл. 3). Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, экономического субъекта и граждан.

Налоговый контроль — это совокупность форм и методов, позволяющих осуществлять контрольную деятельность налоговых органов в области правильности исчисления, своевременности перечисления налогов и сборов в бюджет (табл. 4, 5) [4].

Таблица 2

Методики расчета налогового потенциала

Методика Расчет показателя Особенности

На основе расчета индекса налогового потенциала ИНП = V • к., 1 1 1 о' где V. — суммарная величина добавленной стоимости отраслей экономики в расчете на душу населения; К. о — поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики Поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики определяется с учетом налоговой нагрузки на различные отрасли экономики, а также доли добавленной стоимости этих отраслей

На основе эффективной ставки налогообложения НП = т • У, где т — средняя ставка (эффективная ставка) налогообложения добавленной стоимости по региону; У— ВРП Средняя (эффективная) ставка налогообложения добавленной стоимости определяется как отношение суммы налоговых обязательств региона к ВРП региона

На основе регрессионного анализа У = X.. ■ В, + X,. • В2 +...+ X .■ В + Е, 1 1. 1 2] 2 т. т ] где У. - фактически собранные в регионе налоговые платежи; X. — показатели налоговой базы; т — число рассматриваемых регионов; Е — случайная ошибка измерений; В — оценка случайных факторов С помощью регрессионного анализа сокращается потребность в данных для измерения налогового потенциала

На основе репрезентативной налоговой системы Сущность репрезентативной налоговой системы заключается в расчете суммы налоговых платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налоговых ставок налогообложения во всех регионах. Для применения этого метода необходимы сведения по всем регионам. Для каждого региона оценивается репрезентативная налоговая система, определяется состав налоговой базы и средней ставки налогообложения и на основе этого рассчитывается налоговый потенциал. Достоинством этого метода является достоверность и объективность оценки, а недостаток — трудоемкость

Таблица 3

налоговые индикаторы, характеризующие систему налогового льготирования

индикатор Расчет показателя Характеристика

Коэффициент льготного налогообложения (Кл н) Кл. н = НЭ / ХН где НЭ — налоговая экономия; ХН — поступившие налоги без учета льгот В качестве налоговой экономии рассматривается экономия, полученная в результате использования льгот

Коэффициент эффективности льготного налогообложения (Кэ л н) Кэ. л. н = НЭ / В, где В — выручка Показатель, характеризующий степень налоговой экономии в результате использования льгот по отношению к общему объему выручки в регионе или муниципальном образовании

Коэффициент льготного инвестирования (Кл и) К = НЭ / И, л. и где И — инвестиции Относительный показатель налоговой экономии в результате использования льгот в отношении инвестиций, по которым действуют льготы

Таблица 4

Налоговые индикаторы, характеризующие контрольно-проверочную деятельность налоговых органов (отчетно-расчетные показатели)

Окончание табл. 4

индикатор Форма отчетности

Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе: — всего; — по категориям налогоплательщиков 2-НК (раздел 1)

Структура налоговых проверок, проводимых за анализируемый период: — всего; — по видам налогов 2-НК (раздел 1, 3)

Количество результативных и безрезультатных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего: — камеральные налоговые проверки; — выездные налоговые проверки 2-НК (раздел 1, 3)

индикатор Форма отчетности

Эффективность камеральной проверки (суммы доначисленных и взысканных платежей всего и в расчете: — на одну проверку; — на одного проверяющего; — по видам налогов; — по отраслям) 2-НК (раздел 1)

Сумма доначислений в расчете на один день работы сотрудника, осуществляющего выездную налоговую проверку 2-НК (раздел 1, 3)

Эффективность выездной проверки (суммы доначисленных и взысканных платежей всего и в расчете: — на одну проверку; — на одного проверяющего; — на одного сотрудника налогового органа; — по видам налогов; — по отраслям) 2-НК (раздел 1, 3)

Таблица 5

Налоговые индикаторы, характеризующие контрольно-проверочную деятельность налоговых органов

(расчетные показатели)

индикатор Формула расчета Характеристика

Обобщающий показатель эффективности контрольной работы налоговых органов: — в целом; — по видам налогов и сборов (Эо) э нв + нк + п + п + шв + шк 0 = нн где Н, П, Ш — дополнительно начисленные в бюджет (в результате контрольной работы) налоги, пеня, штрафы; индексы в и к — выездная и камеральная проверки соответственно; НН — начисленные налоги согласно декларациям налогоплательщиков Показатель рассчитывается как в целом по всем налогам, так и по видам налогов

Коэффициент сокрытия (занижения) налогов (К ) с. н к - нв сн нн где Нв — дополнительно начисленные налоги по результатам выездных налоговых проверок; НН — начисленные налоги согласно декларациям налогоплательщиков Показатель характеризует степень занижения налогов налогоплательщиками. Значение данного показателя можно характеризовать как усилия налоговых органов по выявлению заниженных (неучтенных) объектов налогообложения

Коэффициент начисления пеней (К ) 4 н. п' к - п ни нн где Пк — начисленная пеня (по лицевому счету) за несвоевременное перечисление платежей в бюджет; НН — начисленные налоги согласно декларациям налогоплательщиков Показатель характеризует, насколько своевременно налогоплательщики перечисляют обязательные платежи в бюджет

Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций (Ко. н. д) к = нк 0нд нн где Нк — начисленные налоги по результатам камеральных проверок; НН — начисленные налоги согласно декларациям налогоплательщиков Показатель характеризует усилия налоговых органов по выявлению допущенных налогоплательщиками ошибок при заполнении налоговых деклараций

Коэффициент применения санкций за нарушения налогового законодательства (Кш) к шв + шк Ш - нв + нк где Шв и Шк — примененные в виде штрафов налоговые санкции (согласно гл. 16 Налогового кодекса РФ); Нв — дополнительно начисленные налоги по результатам выездных налоговых проверок; Нк — начисленные налоги по результатам камеральных проверок Показатель характеризует степень (уровень) привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства

Для оценки воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельные хозяйствующие субъекты используется показатель налоговой нагрузки. В настоящее время доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. Зависимость между усилением налогового бремени и суммой поступающих в государственную казну налогов вывел профессор А. Лаффер (кривая Лаффера). Уровень налоговой нагрузки можно рассматривать как индикатор качества налоговой системы, обеспечивающий оптимальное ее построение, что в свою очередь означает обеспечение финансовыми ресурсами потребностей государства при сохранении стимула налогоплательщика к предпринимательской деятельности и постоянном повышении возможностей эффективности хозяйствования. В связи с этим как на уровне государства, так и на уровне экономического субъекта существует заинтересованность в определении налоговой нагрузки. Помимо налоговой нагрузки, систему налоговых индикаторов микроуровня можно представить следующими группами: общие, частные, показатели льготирования (табл. 6).

Налоговые индикаторы, характеризу

Данные коэффициенты целесообразно применять как в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов и выборе оптимального варианта налоговой политики предприятия, так и при подведении итогов налогового планирования и определении его результатов.

Объединив и проанализировав полученные значения налоговых индикаторов за прошлые периоды, предприятие получает прогнозные значения исследуемых объектов, на основе которых может осуществлять корректировку, планирование своей деятельности, оптимизировать налоговые платежи, контролировать и регулировать экономические показатели, а в конечном результате повышать эффективность осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

С этой целью предлагаем использовать процесс имитационного моделирования, при котором описывается функционирование системы во времени. Причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания во времени. На рис. 2 представлена имитационная модель прогнозирования обобщающих и частных налоговых индикаторов микроуровня.

Таблица 6

ще налогообложение на микроуровне

индикатор расчет показателя Характеристика

Общие

Коэффициент экономии (К) Кэ = ХН/ Vn ■ 100 %, где ХН — сумма налогов, начисленных за период; Vn — объем реализованной продукции за период При значении 20-25 % система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке; если значение 25-40 % — система работает недостаточно эффективно; при 40-70 % — налоговый план требует корректировки

Коэффициент эффективности налогообложения (К ) v э. и' К = ЧП / хнп, э. н п' ^ ' где ЧПп — планируемая сумма чистой прибыли; НП — общая сумма налоговых платежей Положительная тенденция — повышение коэффициента

Налогоемкость (НЕ) НЕ=ХНП/к Значение данного показателя будет уменьшаться в том случае, если налоговый процесс организации стал существенно лучше, чем в предыдущем периоде

Частные

Коэффициент налогообложения цены (К ц) Кн. ц = хнп / ЦП, где ЦП — цена продукции В сумму налоговых платежей входят только те налоги, которые содержатся в цене товара

Коэффициент налогообложения прибыли (К п) п = ХНП / ХВП, где ХВП — сумма валовой прибыли В сумму налоговых платежей включается лишь та их часть, которая уплачивается из валовой прибыли

Индикаторы льготирования

Коэффициент налоговых льгот (Кн. л) Кн. л = НЭ / ^ где НЭ — налоговая экономия в результате использования льгот; ХО — сумма обязательств без учета льгот Чем показатель ближе к значению единицы, тем лучше. Если показатель низок, применение льготы нерационально

Коэффициент эффективности льготирования (Кэ л) Кэ. л = НЭ / ^ где Ур — общий объем реализации Повышение коэффициента в течение нескольких периодов — положительная тенденция

Рис. 2. Модель расчета обобщающих и частных налоговых индикаторов

Расчет индикаторов может реализовывать-ся посредством информационных технологий, построенных по некоторым заданным правилам определения коэффициентов системы налогообложения конкретного предприятия. Расчетный калькулятор можно построить с учетом и более сложных взаимосвязей, таких как ответная реакция предприятия на изменения в налоговом законодательстве [3, 5].

Список литературы

1. Васильева М. В. Концептуальные направления построения системы налогового прогнозиро-

вания и планирования на макро- и микроуровне // Управленческий учет. 2010. № 2.

2. Вылкова Е. С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый вестник. 2003. № 1.

3. Дрожжина И. А. Система планирования и прогнозирования налоговых индикаторов микро-и макроуровня // Управленческий учет. 2010. № 3.

4. Ногина О. А. Налоговый контроль. М.: Финансы и статистика. 2002. 503 с.

5. Шикин Е. В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении. М.: Дело. 2009. 206 с.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.