Научная статья на тему 'Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития'

Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4222
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / TAX / REGION / POTENTIAL / TAX POTENTIAL OF THE REGION / CLASSIFICATION OF FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабашев Владимир Алексеевич, Маликайдаров Тимур Тыныстанович

Настоящая статья посвящена анализу категории «налоговый потенциала региона». Целью статьи является изучение и классификация подходов к понятию налоговый потенциал региона, а также факторов, влияющих на его величину и структуру. В статье изучены подходы к понятию «налоговый потенциал региона» в научной литературе. Выявлены общие существенные характеристики данных подходов, что позволило классифицировать подходы к понятию «налоговый потенциал» в зависимости от затрагиваемых авторами аспектов данного понятия. На основе проведенного анализа дано уточненное понятие «налогового потенциала региона» с учетом ранее приведенных подходов. Классифицированы и описаны факторы, влияющие на структуру и величину налогового потенциала региона, раскрыто их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабашев Владимир Алексеевич, Маликайдаров Тимур Тыныстанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TAX POTENTIAL OF THE REGION AND THE PROBLEMS OF ITS DEVELOPMENT

The paper presents the analysis of the category of “tax potential of the region”. It is aimed at studying and classifying the approaches to defining the concept of tax potential of the region, and also the factors influencing its size and structure. The paper summarizes the approaches to defining the studied concept that exist in research literature. The general substantial characteristics of the given approaches are identified, which allowed classifying the approaches to defining the concept of “tax potential” depending on the aspects of this concept discussed by authors. On the basis of the conducted analysis, the definition of the concept of “tax potential of the region” is amended taking into account the discussed approaches. Factors influencing the structure and size of tax potential of the region are classified and described, their essence is exposed.

Текст научной работы на тему «Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития»

| ЭКОНОМИКА УДК 336.225

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В. А. Шабашев, Т. Т. Маликайдаров

THE CONCEPT OF TAX POTENTIAL OF THE REGION AND THE PROBLEMS OF ITS DEVELOPMENT

V. A. Shabashev, T. T. Malikaydarov

Настоящая статья посвящена анализу категории «налоговый потенциала региона». Целью статьи является изучение и классификация подходов к понятию налоговый потенциал региона, а также факторов, влияющих на его величину и структуру. В статье изучены подходы к понятию «налоговый потенциал региона» в научной литературе. Выявлены общие существенные характеристики данных подходов, что позволило классифицировать подходы к понятию «налоговый потенциал» в зависимости от затрагиваемых авторами аспектов данного понятия. На основе проведенного анализа дано уточненное понятие «налогового потенциала региона» с учетом ранее приведенных подходов. Классифицированы и описаны факторы, влияющие на структуру и величину налогового потенциала региона, раскрыто их содержание.

The paper presents the analysis of the category of "tax potential of the region". It is aimed at studying and classifying the approaches to defining the concept of tax potential of the region, and also the factors influencing its size and structure. The paper summarizes the approaches to defining the studied concept that exist in research literature. The general substantial characteristics of the given approaches are identified, which allowed classifying the approaches to defining the concept of "tax potential" depending on the aspects of this concept discussed by authors. On the basis of the conducted analysis, the definition of the concept of "tax potential of the region" is amended taking into account the discussed approaches. Factors influencing the structure and size of tax potential of the region are classified and described, their essence is exposed.

Ключевые слова: налог, регион, потенциал, налоговый потенциал региона, классификация факторов.

Keywords: tax, region, potential, a tax potential of the region, the classification of factors.

Деятельность любого государства независимо от формы правления и государственного устройства, направлена на создание стабильно развивающейся экономики в стране, основанной на пополнении налоговыми доходами бюджета страны и перераспределении бюджетных денежных средств, что оказывает влияние на структуру, процесс производства и позволяет обеспечивать стабильность и динамичность развития экономики, что, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни населения.

В настоящее время государственные органы власти всё больше внимания уделяют реформированию и совершенствованию бюджетно-налоговой политики государства, в том числе вопросам увеличения уровня собираемости налоговых поступлений в бюджеты различного уровня, обеспечения сбалансированности и самостоятельности бюджетов, а также совершенствованию межбюджетных отношений между центром и регионами. При этом актуальной является необходимость оказания некоторым регионам страны целевой государственной финансовой поддержки. Для того чтобы решить эти задачи, федеральным и региональным органам власти необходимо предоставить максимально достоверные данные о социально-экономической ситуации в регионах, в частности, информацию о прогнозируемой величине налоговых поступлений в доходные части бюджетов регионов.

Актуальность данного исследования заключается в том, что при всем многообразии определений налогового потенциала в научной экономической литературе нет единого понятия налогового потенциала. Между тем налоговый потенциал оказывает существенное влияние на экономические и финансовые отношения на федеральном и региональном уровне.

Распределение дотаций, субвенций, субсидий в системе межбюджетного выравнивания осуществляется с использованием показателей налогового потенциала региона.

Индикаторы налогового, бюджетного, финансового потенциалов могут служить базой для прогнозирования экономического развития и определения резервов устойчивого роста региона, его инвестиционной привлекательности, для оценки финансовой политики органов власти.

Российская Федерация является крайне неоднородной в отношении экономических, финансовых и налоговых потенциалов субъектов, входящих в ее состав. Данные различия обусловлены историческими факторами, различным ресурсным потенциалом, огромной территориальной рассредоточенностью. В связи с этим управляющий центр нуждается в оценке уровня налогового потенциала регионов.

Прежде всего, следует отличать налоговый потенциал от финансового потенциала.

Понятие финансового потенциала значительно шире. Финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, налоговый потенциал является только частью этих ресурсов.

В бюджетном законодательстве современной России (ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, т. е. налоговая база.

Термин «налоговый потенциал» впервые был введен в России экспертами Всемирного банка в 1993 г. Налоговый потенциал понимался как способность

базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Это соответствует законодательной трактовке налогового потенциала в Бюджетном кодексе РФ, где под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, то есть налоговая база [1].

Также в Методике распределения дотаций применяется понятие «индекс налогового потенциала», под которым понимается относительная (по сравнению со

средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета региона, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации [9].

В Большом Экономическом словаре потенциал характеризуется как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области.

В научной литературе категория «налоговый потенциал» представлена различными подходами (таблица 1).

Таблица 1

Классификация подходов к понятию налоговый потенциал

Классификация подхода Автор(ы) Определение налогового потенциала

Фискальный Матрусов Н. Д. Налоговый потенциал (в «узком» смысле) - максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства. Налоговый потенциал (в «широком» смысле) - совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно реализована через налогообложение в системе «население - хозяйство - территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона [7, с. 156].

Пансков В. Г. «Налоговый потенциал - максимально возможная сумма налоговых поступлений на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего налогового законодательства» [11].

Саакян Р. А. Налоговый потенциал - максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства [13, с. 11].

Горский И. В. «Налоговый потенциал - общая сумма потенциалов налогов, действующих на данной территории» [2, с. 27].

Юткина Т. Ф. «Налоговый потенциал - совокупная денежная выручка всех производителей товаров (работ, услуг), уменьшенная на издержки производства и обращения» [17, с. 107].

Институциональный Дзагоева М. Р. Налоговый потенциал - фундаментальный институт, выделяемый в рамках формирования налоговой политики, в котором специфическим образом отображается взаимодействие власти и собственности [4, с. 61].

Дзагоева М. Р. «Налоговый потенциал - есть способность какой-то совокупности субъектов налоговых отношений сформировать массу (поток) налоговых платежей при условии, что правовое поле и экономическая система налогообложения заданы» [3, с. 8].

Лятина Е. В. «Налоговый потенциал - расчетная величина, дающая качественную характеристику состояния экономики страны или региона и меняющаяся вследствие применения определенной фискальной политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, существующим и взаимодействующим в рамках экономического комплекса» [6, с. 19].

Ресурсный Осипова Е. С. «Налоговый потенциал - максимально возможные налоговые ресурсы общества для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированных при минимально допустимых изъятиях части доходов у хозяйствующих субъектов и физических лиц» [10, с. 75].

Горский И. В. Налоговый потенциал - абстрактная финансовая категория, выражающая некую оптимальную сумму налоговых сборов (оптимальное налоговое бремя) в условиях идеальной для конкретного субъекта налоговой системы. Налоговый потенциал - элемент расчета финансовой основы межбюджетных отношений в реальной системе налогов [3, с. 27].

Проведенный нами анализ подходов к определению налогового потенциала региона говорит об отсутствии единого понимания данного понятия. Данная категория рассматривается исследователями с позиций задач, стоящих перед тем или иным автором, затрагивая разные аспекты, а именно:

- планирование и прогнозирование налоговых поступлений;

- наполнение бюджета налогами и сборами;

- реформирование существующей системы налогообложения;

- изменение действующего законодательства в области налогов и сборов.

В связи с этим, для авторского определения налогового потенциала необходим анализ существующих подходов и выделение существенных характеристик налогового потенциала.

По нашему мнению, существенными характеристиками налогового потенциала являются следующие.

1. Налоговый потенциал является экономической категорией. Налоги с экономической точки зрения, представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

2. Показатель налогового потенциала представляет собой оптимальную величину, являющуюся результатом идеальной траектории развития определенного региона при максимально эффективном использовании всех его ресурсов. В то же время следует отметить, что все регионы неоднородны в своем разви-

тии и испытывают на себе влияние политических, экономических, социальных, географических, демографических и иных факторов.

3. Налоговый потенциал определяет состав и структура налоговой системы. Законодательство стран и регионов характеризуется различным перечнем налогов и сборов, действующих на заданной территории, а также различным применением налоговых ставок и условий для предоставления налоговых льгот. Поэтому неоднородность налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот оказывает существенное влияние на налоговый потенциал конкретного региона.

4. Оценка налогового потенциала осуществляется только в заданном правовом и экономическом поле.

Таким образом, дадим уточненное определение налогового потенциала региона.

Налоговый потенциал региона - экономическая категория, представляющая собой оптимальную величину налоговых поступлений в бюджет на определенной территории, действующей в заданном правовом и экономическом поле, при максимально эффективном использовании всех имеющихся ресурсов данной территории в условиях существующей системы налогообложения.

Безусловно, налоговый потенциал региона, будучи частью финансового потенциала и являясь экономической категорией, зависит от множества факторов, влияющих на его величину и структуру (таблица 2).

Группа факторов Состав

Географические и отраслевые Географическое положение. Природно-климатические условия. Природно-сырьевой потенциал региона. Близость источников сырья и энергии. Отраслевая структура экономики.

Экономические Уровень валового регионального продукта. Уровень инфляции. Уровень занятости населения.

Финансовые Финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Количество убыточных предприятий. Наличие задолженности по налоговым платежам.

Налоговое администрирование Эффективность налогового контроля. Уровень подготовки и квалификации работников налоговых органов. Оптимизация структуры и численности налоговых органов. Методическое и техническое обеспечение работников налоговых органов.

Административно-управленческие и законодательные Налоговая политика. Бюджетная политика. Налоговое законодательство. Бюджетное законодательство.

Политические Политическая стабильность в регионе. Социально-экономическая политика в регионе.

Социально-демографические Численность населения. Количество и качество трудоспособного населения. Уровень жизни. Уровень образования и медицинского обслуживания.

Социально -психологические Уровень налоговой культуры и социальной ответственности налогоплательщика.

Таблица 2

Факторы, влияющие на структуру и величину налогового потенциала региона

Продолжение таблицы 2

Инфраструктурные Транспортная, инженерная инфраструктура.

Инновационные Система поддержки инноваций. Наличие особых инновационных территорий и зон. Научно-технический потенциал региона.

Информационные Уровень развития информационных технологий. Наличие баз данных информации и их доступность.

Институциональные Стабильность институтов власти. Традиции, обычаи, устои. Размер теневого сектора экономики. Коррупция.

Географические и отраслевые факторы

Географическое положение, природно-климатические условия, природно-сырьевой потенциал региона, близость источников сырья и энергии, в условиях неоднородности и рассредоточенности территории РФ, оказывают решающее влияние на отраслевую структуру экономики региона, его экономический и налоговый потенциал.

В Российской Федерации для более глубокого анализа региона целесообразно разделить их на 4 группы [16, с. 9].

1. «Развитые добывающие и обрабатывающие» (6 регионов, типичные представители - Белгородская и Кемеровская области).

2. «Преимущественно добывающие» (10 регионов, типичные представители - Магаданская и Оренбургская области).

3. «Преимущественно обрабатывающие» (27 регионов, типичные представители - Белгородская и Кемеровская области).

4. «С относительно невысокими долями добывающих и обрабатывающих производств» (34 региона, типичные представители - республики Алтай и Дагестан).

Для каждого региона характерна своя отраслевая структура. В отраслевой структуре хозяйства в РФ повышенное значение имеют ресурсные и топливно-энергетические отрасли экономики, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в своем развитии, также сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.

Экономические факторы

Данная группа является одной из наиболее важных в формировании налогового потенциала, поскольку характеризует состояние и уровень экономического развития в регионе.

Наиболее важным экономическим показателем налогового потенциала региона является изменение ВРП - показателя, отражающего колебания налоговой базы и влияющего на приток налоговых доходов в бюджетную систему.

Оценка и анализ экономического состояния региона должны производиться с учетом корректировки на уровни инфляции и безработицы для достоверного расчета показателей.

Финансовые факторы

Финансовое состояние хозяйствующих субъектов оказывает сильное влияние на экономический, а, как следствие, и налоговый потенциал региона.

Для оценки влияния финансового фактора следует использовать показатели количества убыточных организаций, совокупного размера их убытков и задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, а также динамику данных показателей во времени.

Налоговое администрирование

Повышение качества налогового администрирования во многом зависит от эффективности налогового контроля. Эффективность налогового контроля представлена следующими показателями:

- динамика собираемости налогов и прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет;

- количество налоговых проверок, динамика их количества и результативности;

- удельный вес результативных проверок;

- эффективность одной налоговой проверки;

- уровень взыскания налоговый платежей.

Также важнейшим показателем, характеризующим качество налогового администрирования, является динамика поступления налогов в реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП. Так, с 2011 по 2014 гг. поступления налогов в реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП в РФ выросли на 16,8 % при росте ВВП за указанный период на 9,9 %, т. е. рост налогов в реальном выражении опережал рост ВВП практически в 1,7 раза [8].

При снижении в 2013 г. количества выездных налоговых проверок на 28,9 %, эффективность одной выездной проверки выросла на 26,4 % и составила 7,1 млн рублей. Удельный вес результативных выездных налоговых проверок достиг почти стопроцентного уровня - 98,9 %. При снижении в 2013 г. количества камеральных проверок на 3,8 % сумма доначисленных платежей снизилась по сравнению с 2012 г. на 0,1 %. При этом эффективность одной камеральной проверки возросла на 3,8 % и составила 1,62 тыс. рублей. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных платежей на сумму 171,8 млрд рублей, что на 18,7 %, или на 27,1 млрд рублей больше, чем в 2012 г. Уровень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 55,3 %, что на 13,3 п. п. выше, чем в

2012 г., что свидетельствует о повышении качества проведения контрольных мероприятий, сборе достаточной доказательственной базы по выявляемым правонарушениям [5].

В 2014 г. налоговая служба собрала 12,7 трлн рублей и обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 11,3 %. По итогам 2014 г. количество выездных проверок снизилось на 13,5 % (с 41 тыс. до 36 тыс.), что более чем в два раза ниже уровня 2010 г. - 75,5 тыс. Малый бизнес проверяется только при наличии фактов применения незаконных схем минимизации налоговых обязательств (статистика проверок малого бизнеса - 1,5 из 1000) [8].

Безусловно, система и структура налоговых органов динамична, показатели эффективности налогового контроля, собираемости налогов и сборов влияют на процесс оптимизации структуры и численности налоговых органов.

Также на повышение эффективности налогового администрирования оказывают существенное влияние уровень подготовки и квалификации работников налоговых органов (наличие образования, прохождение курсов повышения квалификации), а также методическое и техническое обеспечение работников налоговых органов (развитие методик налогового контроля, внедрение и развитие информационных, автоматизированных систем).

Административно-управленческие и законодательные факторы

Бюджетное и налоговое законодательства являются динамично развивающимися отраслями права и оказывают существенное влияние на структуру и величину налогового потенциала.

Налоговое законодательство определяет механизм исчисления налогов и сборов, а также его элементы. Бюджетное законодательство регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы.

Налоговая политика является многоаспектной категорией, так как непосредственно связана с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных предприятий друг с другом.

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране [15, с. 55].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая политика является структурным элементом бюджетной политики государства, способствует эффективному планированию, регулированию, контролю доходов государственных бюджетов различных уровней, формируемых за счет налоговых поступлений [12].

Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот,

преференций, каникул и т. п. При этом эффективность налоговой политики может быть достигнута только путем сбалансированного сочетания интересов как государства, так и налогоплательщиков. На территории РФ существует принцип разделения полномочий между уровнями бюджетной системы относительно налоговой политики, то региональные уровни власти самостоятельно принимают решения по введению региональных налогов на территории субъекта, установлению по ним ставок, сроков оплаты и льгот, стимулируя инвестиционную привлекательность региона, формируя достаточный объем региональных и местных налогов и сборов в доходной части бюджета субъекта и достигая иные цели, направленные на развитие региона.

Политические факторы

Политический фактор реализуется через государственное воздействие на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов на уровне федерации, региональном и местном уровнях. На уровне государства определяется доктрина предпочтительных систем государственного, общественного, экономического устройства, которые наиболее верно соответствуют исторически сложившимся тенденциям развития национальной экономики, геополитическому и географическому положению страны, составу и структуре населения, общественному строю. На уровне региона органы власти, используя особенности географического, экономического, природно-ресурсного, социального положения региона, устанавливают стратегические цели развития социально-экономической сферы территории, соответствующие федеральным стратегическим целям.

Властные структуры региона вырабатывают комплексы законодательно-нормативных актов, которые предопределяют экономическую политику региона. В результате создается взаимоувязанная структура политических рычагов, с помощью которых возможно оказывать влияние практические на все аспекты функционирования регионов и государства в це-лом[14].

Социально-демографические факторы

Данные факторы непосредственно влияют на налоговый потенциал региона через формирование доходов граждан, которые расходуются на приобретение необходимых товаров и услуг.

Социально-демографические процессы, происходящие в регионе (воспроизводство, миграция, характер и темпы роста или снижения численности населения, социальная инфраструктура и др.), находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Они зависят от него и оказывают в свою очередь на него определённое воздействие, влияя на размещение производительных сил, способствуя или сдерживая решение социально-экономических проблем.

Социально-психологические факторы

Социально-психологические факторы тесно связаны с понятиями налоговой культуры и социальной ответственности налогоплательщика.

Существующие проблемы и несовершенства в сфере налогообложения создают негативный стереотип поведения налогоплательщиков, в результате которого имеет место низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов.

По мере совершенствования и упрощения налогового законодательства, повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, информированности граждан об изменениях налоговом законодательстве будет повышаться уровень налоговой культуры и социальной ответственности налогоплательщиков.

Инфраструктурные факторы

Большое влияние в развитии региональной инфраструктуры играет транспортная и инженерная инфраструктура (развитие магистральных, железнодорожных путей, авиалиний, зданий, сооружений), доведение их до нормативного уровня, что зависит от объема инвестиций в развитие транспортной и инженерно-технической базы.

Инновационные факторы

Инновации требуют больших вложений и создания особых экономических зон с льготным налогообложением. Данная группа факторов по началу дает медленный экономический эффект и незначительные поступления налогов и сборов в бюджет. Однако с течением времени за счет создания новых производств с применением современных технологий и, как следствие, увеличением объемов производства и товарооборота, роста реальных доходов, расширяется налоговая база, а, следовательно, увеличивается налоговый потенциал региона.

Информационные факторы

Развитие информационных технологий и доступ к базам данных налоговой и иной информации позволяет участникам налоговых отношений снизить количество ошибок и правонарушений, упростить процедуры сдачи отчетности, получать необходимую информацию с целью снижения финансовых и налоговых

рисков, упростить налоговое администрирование и повысить прозрачность экономики.

Уровень развития информационных технологий и доступность к базам данных определяются следующими показателями:

- наличие автоматизированных систем, дающих возможность бесконтактного принципа обслуживания налогоплательщиков, приема от них отчетности и иной информации, а также количество пользователей такими системами;

- наличие сервисов для налогоплательщиков, юридических лиц и ИП, предоставляющих информацию о состоянии расчетов с бюджетом, о задолженности, о мерах принудительного взыскания задолженности и др.;

- наличие поисковых и справочных, правовых сервисов и систем для создания общественной системы контроля и повышения прозрачности бизнеса, получения информации, а также оценки финансовых и налоговых рисков;

- наличие единых центров обработки данных отчетности налогоплательщиков и иной информации о них, с целью повышения эффективности налогового администрирования.

Институциональные

Институциональная среда оказывает влияние на все факторы развития региона, проводимую социально-экономическую, налоговую политику, инфраструктуру и инновации.

Наличие «теневого» сектора» существенно снижает налоговый потенциал региона. По разным оценкам, размер теневого сектора экономики в РФ составляет от 10 % до 50 % к ВВП. Нахождение оптимальных путей и методов борьбы с «теневой» экономикой позволяет увеличить налоговый потенциал регионов и страны в целом.

Все вышеперечисленные факторы необходимо рассматривать исключительно в совокупности. Каждая группа факторов обладает различным удельным весом в формировании налогового потенциала, в то же время все вышеперечисленные факторы являются взаимозависимыми и изменения в каждом из них неизбежно окажут влияние на остальные.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ. Режим доступа: Шр://ЬаБе.соши1-tant.ru/cons/cgi/on1ine

2. Горский И. В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6.

3. Дзагоева М. Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Владикавказ, 2004.

4. Дзагоева М. Р. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени // Вестник финансовой академии. 2004. № 1.

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2014 - 2017 гг. Режим доступа: http://www.na1og.ru/htm1/sites/ www.new.na1og.ru/docs/ana1it/drond2013.doc (дата обращения: 01.06.2015).

6. Лятина Е. В. Формирование и оценка налогового потенциала в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2007.

7. Матрусов Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.

8. Мишустин М. В. выступил на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики на 2016 - 2018 гг. Режим доступа: http://www.na1og.ru/rn77/news/activities_fts/5601056/ (дата обращения: 01.06.2015).

9. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004г. № 670. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

10. Осипова Е. С. Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006.

11. Пансков В. Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. М.: МЦФЭР, 2003. С. 576.

12. Рябова Е. В., Пигасова Е. И. Анализ региональной налоговой политики на примере Приволжского федерального округа // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11(71). С. 17. Режим доступа: http://www.uecs.ru/marketing/item/3147-2014-11-12-07-37-35 (дата обращения: 02.06.2015).

13. Саакян Р. А. Методология анализа и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2007.

14. Слепнева Л. Р. Факторы, определяющие величину налогового потенциала Республики Бурятия // Вестник-экономист ЗабГУ: электронный научный журнал. 2013. № 6. С. 122. Режим доступа: http: http://vseup.ru/static/articles/slepneva_1.pdf (дата обращения: 01.06.2015).

15. Черник Д. Г., Павлова Л. П., Князев В. Г. [и др.]. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д. Г. Черника. М.: Инфра-М., 2005.

16. Шорохов С. И. Взаимосвязь человеческого капитала и экономического роста в регионах с различной производственной структурой: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2014.

17. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА, 1999.

Информация об авторах:

Шабашев Владимир Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права КемГУ, bash_kemsu@mail.ru.

Vladimir A. Shabashev - Doctor of Economics, Full Professor, Head of the Department of Economic Theory, Taxation, Business and Law, Kemerovo State University.

Маликайдаров Тимур Тыныстанович - аспирант кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права КемГУ, TimurMalik1990@mail.ru.

Timur T. Malikaydarov - post-graduate student at the Department of Economic Theory, Taxation, Business and Law, Kemerovo State University.

(Научный руководитель - В. А. Шабашев). (Academic айу1зог - V. A. Shabashev).

Статья поступила в редколлегию 12.08.2015 г.

УДК 33:658.1

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРАКТИКЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

И. Л. Шевченко

SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE PRACTICE OF CORPORATE GOVERNANCE OF THE LARGEST RUSSIAN COMPANIES I. L. Shevchenko

В статье проанализированы основные аспекты практики корпоративного управления крупнейших российских компаний в области социальной ответственности. На основе выбранных критериев выявлена группа компаний с низким уровнем развития определенных элементов данной практики. Определены возможности улучшения рассмотренных аспектов практики корпоративного управления в этих компаниях.

The paper analyzes the main aspects of corporate governance practices of the largest Russian companies in the field of social responsibility. Based on the selected criteria, a group of companies with a low level of development of certain elements of this practice was identified. The opportunities to improve the considered aspects of corporate governance practices in those companies were identified as well.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, компания, корпоративная социальная ответственность, экологическая ответственность, нефинансовая отчетность.

Keywords: corporation, corporate governance, company, corporate social responsibility, environmental responsibility, non-financial reporting.

В современных условиях крупные акционерные общества являются мощным фактором социально-экономического развития России. Эти компании ока-

зывают сильное влияние на экономические, политические и социальные процессы в стране, определяют ее конкурентные позиции на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.