Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития'

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕЗИДЕНТ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чашкин В.В.

В статье сделана попытка оценки объемов «выпадающих» доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, направленными на стимулирование инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития»

30 (168) - 2013

Налоги и налогообложение

УДК 336.717

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК НЕФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ

В. В. ЧАШКИН,

кандидат экономических наук, заместитель министра финансов Карачаево-Черкесской Республики Е-mail: chashkin@mail. ш

В статье сделана попытка оценки объемов «выпадающих» доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, направленными на стимулирование инновационной деятельности.

Ключевые слова: налог, стимулирование, резидент, особые экономические зоны, институты развития.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) как инструмент стимулирования развития малого и среднего бизнеса, а также инновационного предпринимательства создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции [1].

В настоящее время образовано 22 федеральных ОЭЗ, из которых: промышленно-производствен-ных — 6, технико-внедренческих — 5, туристс-ко-рекреационных — 6, портовых — 3. Перечень особых экономических зон приведен в табл. 1.

В промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зонах

в 2013 г. зарегистрировано 408 резидентов. Для стимулирования развития особых экономических зон принят ряд налоговых льгот.

1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:

- имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;

- указанное имущество находится на территории зоны;

- имущество фактически используется на территории зоны.

3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5—10 лет

Таблица 1

Типы особых экономических зон в России

Виды ОЭЗ Регион Район Год создания

Промышленно- производственные (ППОЭЗ) Липецкая область Грязинский район 2005

Республика Татарстан Елабужский район 2005

Самарская область Ставропольский район 2010

Свердловская область Верхнесалдинский городской округ 2010

Псковская область Псковский район 2012

Калужская область Муниципальный район «Город Людиново и Людиновский район» 2012

Технико-внедренческие (ТВОЭЗ) г. Москва Москва 2005

г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург 2005

Московская область г. Дубна 2005

Томская область г. Томск 2005

Республика Татарстан Верхнеуслонский и Лаишевский муниципальные районы 2012

Туристско-рекреа-ционные, включая туристический кластер (ТОЭЗ) Республика Алтай Муниципальные образования «Майминский район» и «Чемальский район» 2007

Республика Бурятия Прибайкальский район 2007

Алтайский край Алтайский район 2007

Краснодарский край г. Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсинский район* 2007

Иркутская область Иркутское районное муниципальное образование 2007

Калининградская область Зеленоградский район** 2007

Приморский край Остров Русский Владивостокского городского округа 2010

Туристиче ский кластер СевероКавказского федерального округа Карачаево-Черкесская Республика Зеленчукский район 2010

Краснодарский край Апшеронский район 2010

Республика Адыгея Майкопский район 2010

Кабардино-Балкарская Республика Черекский, Чегемский, Эльбрусский район 2010

Республика Северная Осетия — Алания Алагирский и Ирафский районы 2010

Республика Дагестан Хунзахский район 2010

Республика Ингушетия Джейрахский и Сунженский районы 2011

Ставропольский край г. Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск, Минераловодский и Предгорный районы 2007

Портовые (ПОЭЗ) Ульяновская область Муниципальное образование «Чердаклинский район» 2009

Хабаровский край Советско-Гаванский муниципальный район 2009

Мурманская область Кольский район и г. Мурманск 2010

Прочие Калининградская область Калининградская область 2006

Магаданская область Действует до 31 декабря 2014 г. 1999

* Прекратила существование в 2010 г.

** Прекратила существование в 2013 г.

в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

- инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам;

- в соответствие с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011—2019 гг. для организаций, имеющих статус

Источник: Министерство экономического развития РФ — http://www. economy. gov. ru.

Таблица 2

Показатели страховых взносов в 2011—2019 гг., %

Фонд 2011 2012—2017 2018 2019

Пенсионный фонд Российской Федерации 8,0 8,0 13,0 20,0

Фонд социального страхования Российской Федерации 2,0 2,0 2,9 2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,0 4,0 5,1 5,1

Территориальные фонды обязательного медицинского образования 2,0 0,0 0,0 0,0

резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (табл. 2);

- для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по налогу на добавленную стоимость (НДС): проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС.

В рамках развития промышленно-производс-твенных экономических зон применяются следующие виды налоговых льгот:

- налог на прибыль организаций устанавливается законом субъекта РФ и может быть понижен в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, но не более 13,5 % (п. 1 ст. 284 НК РФ);

- налог на имущество организаций действует в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет и может продляться по решению региона (п. 17 23 ст. 381 НК РФ);

- транспортный налог устанавливается законом субъекта РФ (ст. 356 НК РФ);

- земельный налог действует в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок и может продляться по решению региона (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Принятые налоговые льготы промышленно-производственных экономических зон приведены в табл. 3.

Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 262) также предусматривает прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой эконо-

мической зоны (49 лет). Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Проведенный анализ выпадающих доходов бюджета в рамках предоставления льгот по налогу на прибыль представлен в табл. 4.

Следующим видом льготы, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, является освобождение от уплаты налога на имущество резидентов и управляющих компаний особых экономических зон в разрезе следующих организаций (ст. 381, 385.1 НК РФ):

- организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (код льготы — 2010252, 2010253) [2];

- организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N° 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково» (код льготы — 2010335);

Таблица 3

Налоговые льготы промышленно-производственных экономических зон России, %

ОЭЗ Ставка налога на прибыль организаций Транспортный налог Земельный налог

Липецкая область 13,5 Освобождение от уплаты налога Н/д

Республика Татарстан 13,5 Освобождение от уплаты налога Освобождение резидентов ОЭЗ

Самарская область 0,0 Освобождение от уплаты налога (за исключением водных и воздушных транспортных средств) Н/д

Свердловская область 13,5 Освобождение от уплаты налога Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты

Таблица 4

Объем предоставленных льгот по налогу на прибыль организаций ОЭЗ России в 2011—2013 гг., тыс. руб.

Регион Сумма недопоступления согласно п. 1 ст. 284 НК РФ* Сумма недопоступления от резидентов ОЭЗ**

2011 2012 I квартал 2013 2011 2012 I квартал 2013

Липецкая область (ППОЭЗ) 8 254 7 227 1 810 — 45 661 8 923

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 169 339 511 723 45 739 — 111 530 140 753

Самарская область (ППОЭЗ) 2 677 465 1 902 002 468 760 — — —

Свердловская область (ППОЭЗ) 120 311 1 082 581 164 550 — — —

Псковская область (ППОЭЗ) 21 433 45 134 4 751 — — —

Калужская область (ППОЭЗ) 752 625 1 150 428 267 598 — — —

г. Москва (ТВОЭЗ) 6 474 262 15 447 600 2 400 667 — 3 907 702

г. Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 2517 036 4 694 331 708 975 — 6 823 72

Московская область (ТВОЭЗ) 677 319 794 443 28 559 36 188 1 504 97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Томская область (ТВОЭЗ) 15 442 20 511 5 119 — 12 797 584

Ульяновская область (ПОЭЗ) 741 38 186 146 — — —

Хабаровский край (ПОЭЗ) 68 598 233 765 22 148 — — —

Мурманская область (ПОЭЗ) 601 407 27 — — —

Республика Алтай (ТОЭЗ) 25 279 42 939 12 302 — — —

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 156 006 342 464 11 353 — — —

Алтайский край (ТОЭЗ) — — — — — —

Иркутская область (ТОЭЗ) 14 088 2 652 845 703 364 — — —

Приморский край (ТОЭЗ) — — — — — —

Карачаево-Черкесская Республика (ТОЭЗ) 69 85 600 1 063 — — —

Краснодарский край (ТОЭЗ) 221 749 175 819 3 451 — — —

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 2 144 42 9 — — —

Кабардино-Балкарская Республика (ТОЭЗ) — — — — — —

Республика Северная Осетия — Алания (ТОЭЗ) 170 1 868 496 — — —

Республика Дагестан (ТОЭЗ) — — — — — —

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) 358 466 110 — — —

Ставропольский край (ТОЭЗ) 1 840 63 31 — — —

Калининградская область — — — 2 955 393 3 545 316 718 914

Магаданская область 55 160 12 — — —

Всего... 13 925 184 29 230 604 4 851 040 2 991 581 3 727 538 870 045

* Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ (кроме резидентов особых экономических зон, созданных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации).

** Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с пп. 6, 7 ст. 288.1 НК РФ, пп. 1, 1.2, 5.1 ст. 284 НК РФ. Источник: составлено автором по данным ФНС России.

- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково» (код льготы — 2010336);

- судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение

десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-про-изводственной особой экономической зоны (код льготы — 2010255);

- организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учиты-

Таблица 5

Объем предоставленных льгот по налогу на имущество организаций ОЭЗ России в 2011 г., тыс. руб.

Регион Код налоговой льготы

2010252 2010335 2010336 2010401

Липецкая область (ППОЭЗ) 92 217 — — —

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 88 472 — — —

Свердловская область (ППОЭЗ) — — 1 —

Москва (ТВОЭЗ) 3 512 1 187 1 107 —

Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 230 — 7 —

Московская область (ТВОЭЗ) 510 3 123 129 —

Томская область (ТВОЭЗ) 13 149 — — —

Ставропольский край (ТОЭЗ) 184 — — —

Калининградская область 230 181 — — 550 813

Всего... 428 455 4 310 1244 550 813

Источник: составлено автором по данным ФНС России.

вающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (код льготы — 2010335);

- особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области (код льготы — 2010401, 2010402).

Условиями получения льготы для резидентов ОЭЗ являются требование о нахождении имущества на балансе, создание или приобретение в целях осуществления деятельности, а также расположение на данной территории, использование в рамках соглашения о создании ОЭЗ.

Проведенный анализ уплаченного налога на имущество организаций показал следующие объемы налоговых льгот (табл. 5).

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ). Большинство регионов принимают решение об освобождении налоговой льготы на срок от 5 до 10 лет или о пониженных налоговых ставках (табл. 6).

Земельный налог (табл. 7) позволяет освобождать резидентов от уплаты в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (пп. 9—11 ст. 395 НК РФ).

Для технико-внедренческих и портовых зон предусмотрены сниженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпри-

Таблица 6 Объем предоставленных льгот по транспортному налогу ОЭЗ России, установленных законодательством РФ, тыс. руб.

Регион 2010 г. 2011 г.

Липецкая область (ППОЭЗ) 3 104 3 204

Республика Татарстан (ППОЭЗ и 23 137 24 716

ТВОЭЗ)

Самарская область (ППОЭЗ) 31 834 29 229

Свердловская область (ППОЭЗ) 39 372 36 263

Псковская область (ППОЭЗ) 14 705 32 833

Калужская область (ППОЭЗ) 8 414 11 547

Москва (ТВОЭЗ) 60 679 59 274

Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) — 26

Московская область (ТВОЭЗ) 47 350 48 011

Томская область (ТВОЭЗ) 3 675 3 565

Ульяновская область (ПОЭЗ) 4 839 5 724

Хабаровский край (ПОЭЗ) 4 251 4 280

Мурманская область (ПОЭЗ) 6 058 3 356

Республика Алтай (ТОЭЗ) 935 5 102

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 3 5

Приморский край (ТОЭЗ) 3 960 2 279

Карачаево-Черкесская Республика (ТОЭЗ) 2 575 2 418

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 83 222

Кабардино-Балкарская Республика (ТОЭЗ) 268 750

Республика Северная Осетия — Алания (ТОЭЗ) 346 -

Республика Дагестан (ТОЭЗ) 2 982 5 230

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) 369 302

Ставропольский край (ТОЭЗ) 5 926 5 449

Калининградская область 4 644 2 978

Магаданская область 738 861

Всего... 270 247 287624

Источник: составлено автором по данным ФНС России.

Таблица 7

Объем предоставленных льгот по земельному налогу в 2011 г. ОЭЗ России, установленных законодательством РФ, тыс. руб.

Регион Всего в соответствии со ст. 395 НК РФ Код налоговой льготы

3021194* 3021195**

Липецкая область (ППОЭЗ) 95 655 407 —

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 163 802 1 090 —

Самарская область (ППОЭЗ) 183 622 — —

Свердловская область (ППОЭЗ) 327 722 — —

Псковская область (ППОЭЗ) 9 355 — —

Калужская область (ППОЭЗ) 139 600 — —

Москва (ТВОЭЗ) 1 018 072 — —

Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 72 457 — —

Московская область (ТВОЭЗ) 77 866 — 737

Томская область (ТВОЭЗ) 38 537 — —

Ульяновская область (ПОЭЗ) 76 484 — —

Хабаровский край (ПОЭЗ) 248 010 — —

Мурманская область (ПОЭЗ) 65 383 — —

Республика Алтай (ТОЭЗ) 13 386 — —

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 26 462 — —

Алтайский край (ТОЭЗ) 72 657 — —

Иркутская область (ТОЭЗ) 71 850 — —

Приморский край (ТОЭЗ) 165 865 — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карачаево-Черкесская Республика (ТОЭЗ) 6 083 — —

Краснодарский край (ТОЭЗ) 204 098 — —

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 1 292 — —

Кабардино-Балкарская Республика (ТОЭЗ) 3 968 — —

Республика Северная Осетия — Алания (ТОЭЗ) 5 160 — —

Республика Дагестан (ТОЭЗ) 6 348 — —

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) — — —

Ставропольский край (ТОЭЗ) 42 414 274 —

Калининградская область 30 684 25 442 —

Магаданская область 7 961 — —

Всего... 3 174 793 27 213 737

* Код налоговой льготы относится к организациям — резидентам ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на

территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

** Код налоговой льготы относится к организациям, признаваемым управляющими компаниями в соответствии с Федеральным

законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково».

Источник: составлено автором по данным ФНС России.

нимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производс-твенной особой экономической зоне.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемая на территориях зон про-мышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также в портовых зонах, позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты из-за рубежа (см. рисунок).

Резиденты при этом вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться:

- изменением классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;

- выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза;

- изменением стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов

Взимание таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и при ее завершении

Свободная таможенная зона (СТЗ) Вывозные таможенные пошлины - не облагаются. НДС - не облагаются. Акцизы - не облагаются

Иностранные товары Без СТЗ Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления: - вывозные таможенные пошлины - облагаются; - НДС - облагаются; - акциз - облагаются

Иностранные товары

Выпуск на территорию Таможенного союза

Вывоз за пределы территории Таможенного союза

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления:

- ввозная таможенная пошлина - облагаются;

- НДС - облагаются;

- акцизы: облагаются

Таможенная процедура реэкспорта:

- ввозная таможенная пошлина - не облагаются;

- вывозная таможенная пошлина - не облагаются;

- НДС - не облагаются;

- акцизы - не облагаются

Переработка

Товары Таможенного союза Свободная таможенная зона (СТЗ) Вывозные таможенные пошлины - не облагаются. НДС - возмещение. Акцизы - не облагаются

Без СТЗ -

Переработка

Продукт переработки, изготовленный с использованием

иностранных товаров и товаров Таможенного союза

Выпуск на территорию Таможенного союза

Вывоз за пределы территории Таможенного союза

Признанные

товары Таможенного союза

Признанные иностранные товары

Признанные

товары Таможенного союза

Признанные иностранные товары

Таможенная процедура реимпорта:

- ввозная таможенная пошлина - не облагаются;

- вывозная таможенная пошлина - не облагаются;

- НДС - не облагаются;

- акцизы - не облагаются

Возможно помещение под следующие таможенные процедур:

- выпуск для внутреннего потребления (ввозная ТП - облагается; НДС - облагается; акциз -облагается);

- таможенный склад;

- переработка на таможенной территории;

- переработка для внутреннего потребления;

- временный ввоз (допуск);

- беспошлинная торговля;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства

Таможенная процедура экспорта:

- ввозная таможенная пошлина - не облагаются;

- вывозная таможенная пошлина - облагаются;

- НДС - не облагаются;

- акциз - не облагаются

Таможенная процедура реэкспорта:

ввозная таможенная пошлина - не облагаются; вывозная таможенная пошлина - не облагаются; НДС - не облагаются; акцизы - не облагаются

Товары Таможенного Выпуск на территорию Таможенного союза Таможенная процедура реимпорта: - вывозная таможенная пошлина - не облагаются; - НДС - не облагаются; - акцизы - не облагаются

союза Вывоз Таможенная процедура экспорта

за пределы

территории Вывозная таможенная пошлина - облагаются

Таможенного

союза

Источник: Министерство экономического развития РФ — http://www. economy. gov. ru.

Таможенные процедуры в рамках ОЭЗ

или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

В случае поставки товаров на таможенную территорию Таможенного союза, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию.

Таким образом, рекомендуется для повышения эффективности налоговых льгот решить ряд вопросов.

Необходимы разработка и принятие нового отраслевого Федерального закона «О развитии

инновационной инфраструктуры в РФ» — комплексного нормативного акта, содержащего нормы как гражданского, так и административного права, развивающего положения ГК РФ в части субъектов инновационной инфраструктуры (на основе соответствующих организационно-правовых форм, с одной стороны, и с обязательным участием бюджетных учреждений — с другой), регулирующего обязательственные, в том числе посреднические, отношения между ними и устанавливающего особенности их правового статуса в области права претендовать на конкретные меры государственной поддержки.

В результате принятия закона появится система взаимосвязанных и реально работающих

правовых институтов (инновационная инфраструктура, субъекты инновационной инфраструктуры, инновационная деятельность), юридическое определение которых может быть в дальнейшем использовано, в том числе в налоговом и бюджетном законодательстве, законодательстве о науке и других отраслях.

Повышение эффективности и прозрачности взаимодействия институтов развития между собой и бюджетом предполагает разделение системы институтов развития на две группы в зависимости от объема предоставляемых им полномочий:

- институты, которые осуществляют преимущественно возвратное финансирование инновационных проектов и ориентированы на обеспечение определенной доходности вложений. Финансирование указанных институтов целесообразно осуществлять, в первую очередь, на основании бюджетных кредитов, стимулирующих обеспечение определенного максимально лимитированного (ограниченного сверху) уровня доходности, вкладов в уставный капитал, а также, возможно, субсидий на реализацию программ, предполагающих предо-

ставление грантов, а также создание инновационной инфраструктуры;

- институты — администраторы государственных программ/проектов по поддержке приоритетных направлений инновационного развития и модернизации экономики, с основной функцией по отбору получателей бюджетной поддержки. Их управленческие полномочия, включая право распоряжаться бюджетными средствами, должны быть ограничены. В эту группу, в первую очередь, следует относить институты, ориентированные на предоставление грантов, субсидий и иных форм безвозмездного финансирования.

Список литературы

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

2. Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций: приказ ФНС России от 24.11.2011 № ММВ — 7-11/895.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.