Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития'

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕЗИДЕНТ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / TAX INCENTIVES / RESIDENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES / DEVELOPMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чашкин Владимир Владимирович

В данной статье сделана попытка оценки объемов «выпадающих» доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, направленными на стимулирование инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES AS OF NON-FINANCIAL INSTITUTIONS

In this article we attempt to estimate the volume of “outliers” in budget revenues due to tax incentives aimed at encouraging innovation.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСтРУМЕНтЫ УпРАВЛЕНИЯ

УДК 336.717

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон как нефинансовых институтов развития

В данной статье сделана попытка оценки объемов «выпадающих» доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, направленными на стимулирование инновационной деятельности.

Ключевые слова: налог, стимулирование, резидент, особые экономические зоны, институты развития.

Особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) как инструмент стимулирования развития малого и среднего бизнеса, а также инновационного предпринимательства создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции [1].

В настоящее время образовано 22 федеральных ОЭЗ, из которых 6 — промышленно-производственные, 5 — технико-внедренческие, 6 — туристско-рекреационные и 3 — портовые. Перечень особых экономических зон приведен в таблице 1.

В промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зонах в 2013 году зарегистрировано 408 резидентов. Для стимулирования развития особых экономических зон принят ряд налоговых льгот [3].

1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок 5—10 лет, в зависимости от зоны, с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:

• имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;

• указанное имущество находится на территории зоны;

• имущество фактически используется на территории зоны.

В.В. Чашкин

© Чашкин В.В., 2013

47

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Таблица 1

Типы особых экономических зон в России

Виды ОЭЗ Регион Район Год создания

Промышлен- но-производ- ственные Липецкая область Грязинский район 2005

Республика Татарстан Елабужский район 2005

Самарская область Ставропольский район 2010

Свердловская область Верхнесалдинский городской округ 2010

Псковская область Псковский район 2012

Калужская область Муниципальный район «Город Людиново и Людиновский район» 2012

Технико-внед- ренческие г. Москва г. Москва 2005

г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург 2005

Московская область г. Дубна 2005

Томская область г. Томск 2005

Республика Татарстан Верхнеуслонский и Лаишев-ский муниципальные районы 2012

Туристско-рекреационные, включая туристический кластер Республика Алтай Муниципальные образования «Майминский район» и «Че-мальский район» 2007

Республика Бурятия Прибайкальский район 2007

Алтайский край Алтайский район 2007

Краснодарский край города Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсинский район (ком-мент. 1) 2007

Иркутская область Иркутское районное муниципальное образование 2007

Калининградская область Зеленоградский район (ком-мент. 2) 2007

Приморский край Остров Русский Владивостокского городского округа 2010

Туристический кластер Северо-Кавказско-го федерального округа Карачаево-Черкесская Республика Зеленчукский район 2010

Краснодарский край Апшеронский район 2010

Республика Адыгея Майкопский район 2010

Кабардино-Балкарская Республика Черекский, Чегемский, Эльбрусский районы 2010

Республика Северная Осетия-Алания Алагирский и Ирафский районы 2010

48

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Окончание табл.

Виды ОЭЗ Регион Район Год создания

Республика Дагестан Хунзахский район 2010

Республика Ингушетия Джейрахский и Сунженский районы 2011

Ставропольский край города Ессентуки, Железно-водск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск, Минераловодский и Предгорный районы 2007

Портовые Ульяновская область Муниципальное образование «Чердаклинский район» 2009

Хабаровский край Советско-Гаванский муниципальный район 2009

Мурманская область Кольский район и город Мурманск 2010

Прочие Калининградская область Калининградская область 2006

Магаданская область Действует до 31 декабря 2014 года 1999

3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5—10 лет, в зависимости от зоны, с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы.

1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

2. В соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2010 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 октября 2010 года) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011—2019 годов для организаций, име-

49

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

ющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (таблица 2).

3. Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС.

Таблица 2

Показатели страховых взносов, %

Наименование 2011 год 2012—2017 годы 2018 год 2019 год

Пенсионный фонд Российской Федерации 8,0 8,0 13,0 20,0

Фонд социального страхования Российской Федерации 2,0 2,0 2,9 2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,0 4,0 5,1 5,1

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 0,0 0,0 0,0

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru.

В рамках развития промышленно-производственных экономических зон применяются следующие виды налоговых льгот:

— налог на прибыль организаций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и может быть понижен в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, но не более 13,5% (основание: пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации);

— налог на имущество организаций действует в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет и может продляться по решению региона (основание: пункты 17, 23 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации);

— транспортный налог устанавливается законом субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации);

— земельный налог действует в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок и может продляться по решению региона (основание: пункт 9 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принятые налоговые льготы промышленно-производственных экономических зон (далее — ППОЭЗ) приведены в таблице 3.

Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 262) также предусматривает прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок

50

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

существования особой экономической зоны (49 лет). Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Проведенный анализ выпадающих доходов бюджета в рамках предоставления льгот по налогу на прибыль показал следующее (таблица 4).

Налоговые льготы ППОЭЗ России

Таблица 3

ОЭЗ Ставка налога на прибыль организаций, % транспортный налог, % Земельный налог, %

Липецкая область 13,5 Освобождение от уплаты налога н/д

Республика Татарстан 13,5 Освобождение от уплаты налога Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога

Самарская область 0,0 Освобождение от уплаты налога (за исключением водных и воздушных транспортных средств) н/д

Свердловская область 13,5 Освобождение от уплаты налога Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты

Таблица 4

Объем предоставленных льгот по налогу на прибыль организаций ОЭЗ России, тыс. рублей

Сумма недопоступления Сумма недопоступления

в соответствии с п. 1 от резидентов ОЭЗ

Регион ст. 284 НК РФ (коммент. 3) (коммент. 4)

1 кв. 1 кв.

2011 2012 2013 2011 2012 2013

года года

Липецкая область (ППОЭЗ) 8 254 7 227 1 810 - 45 661 8 923

Республика Татарстан 169 511 723 45 739 - 111 530 140

(ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 339 753

Самарская область 2 677 1 902 468 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ППОЭЗ) 465 002 760

Свердловская область 120 311 1 082 164 - - -

(ППОЭЗ) 581 550

Псковская область (ППОЭЗ) 21 433 45 134 4 751 - - -

51

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Окончание табл.

Регион Сумма недопоступления в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ (коммент. 3) Сумма недопоступления от резидентов ОЭЗ (коммент. 4)

2011 2012 1 кв. 2013 года 2011 2012 1 кв. 2013 года

г Москва (ТВОЭЗ) 6 474 262 15 447 600 2 400 667 - 3 907 702

г Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 2 517 036 4 694 331 708 975 - 6 823 72

Московская область (ТВОЭЗ) 677 319 794 443 28 559 36 188 1 504 97

Томская область (ТВОЭЗ) 15 442 20 511 5 119 - 12 797 584

Ульяновская область (ПОЭЗ) 741 38 186 146 - - -

Хабаровский край (ПОЭЗ) 68 598 233 765 22 148 - - -

Мурманская область (ПОЭЗ) 601 407 27 - - -

Республика Алтай (ТОЭЗ) 25 279 42 939 12 302 - - -

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 156 006 342 464 11 353 - - -

Алтайский край (ТОЭЗ) - - - - - -

Иркутская область (ТОЭЗ) 14 088 2652 845 703 364 - - -

Приморский край (ТОЭЗ) - - - - - -

Карачаево-Черкесская Республика (ТОЭЗ) 69 85 600 1 063 - - -

Краснодарский край (ТОЭЗ) 221 749 175 819 3 451 - - -

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 2 144 42 9 - - -

Кабардино-Балкарская Республика (ТОЭЗ) - - - - - -

Республика Северная Осе-тия-Алания (ТОЭЗ) 170 1 868 496 - - -

Республика Дагестан (ТОЭЗ) - - - - - -

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) 358 466 110 - - -

Ставропольский край (ТОЭЗ) 1 840 63 31 - - -

Калининградская область - - - 2 955 393 3545 316 718 914

Магаданская область 55 160 12 - - -

ВСЕГО 13925 184 29230 604 4 851 040 2 991 581 3727 538 870 045

Составлено по данным Федеральной налоговой службы

52

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Следующим видом льготы, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, является освобождение от уплаты налога на имущество резидентов и управляющих компаний особых экономических зон следующих организаций (статьи 381, 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации):

— пункт 17 — организации, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (код льготы (коммент. 5) — 2010252, 2010253);

— пункт 19 — организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (код льготы — 2010335);

— пункт 20 — организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (код льготы — 2010336);

— пункт 22 — судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленнопроизводственной особой экономической зоны (код льготы — 2010255);

— пункт 23 — организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (код льготы — 2010335);

— пункт 3 статьи 385.1 — особенности исчисления и уплаты налога на имущество организациям-резидентам особой экономической зоны в Калининградской области (код льготы — 2010401, 2010402).

Условиями получения льготы для резидентов ОЭЗ является требование о нахождении имущества на балансе, создание или приобретение в целях осуществления деятельности, а также расположение на данной территории, использование в рамках соглашения о создании ОЭЗ.

Проведенный анализ уплаченного налога на имущество организаций показал следующие объемы налоговых льгот (таблица 5).

53

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Таблица 5

Объем предоставленных льгот по налогу на имущество организаций ОЭЗ России в 2011 году, тыс. рублей.

Регионы Код налоговой льготы

2010252 2010335 2010336 2010401 2010402

Липецкая область (ППОЭЗ) 92 217 - - - -

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 88 472 - - - -

Свердловская область (ППОЭЗ) - - 1 - -

г. Москва (ТВОЭЗ) 3 512 1 187 1 107 - -

г. Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 230 - 7 - -

Московская область (ТВОЭЗ) 510 3 123 129 - -

Томская область (ТВОЭЗ) 13 149 - - - -

Ставропольский край (ТОЭЗ) 184 - - - -

Калининградская область 230 181 - - 550 813 -

ВСЕГО 428 455 4 310 1 244 550 813 -

Составлено по данным Федеральной налоговой службы

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации). Большинство регионов принимают решение об освобождении налоговой льготы на срок от 5 до 10 лет или о пониженных налоговых ставках (таблица 6).

Таблица 6

Объем предоставленных льгот по транспортному налогу ОЭЗ России, установленных законодательством Российской Федерации, тыс. рублей

Регионы 2010 год 2011 год

Липецкая область (ППОЭЗ) 3 104 3 204

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 23 137 24 716

Самарская область (ППОЭЗ) 31 834 29 229

Свердловская область (ППОЭЗ) 39 372 36 263

Псковская область (ППОЭЗ) 14 705 32 833

Калужская область (ППОЭЗ) 8 414 11 547

г. Москва (ТВОЭЗ) 60 679 59 274

г. Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) - 26

Московская область (ТВОЭЗ) 47 350 48 011

Томская область (ТВОЭЗ) 3 675 3 565

54

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Окончание табл.

Регионы 2010 год 2011 год

Ульяновская область (ПОЭЗ) 4 839 5 724

Хабаровский край (ПОЭЗ) 4 251 4 280

Мурманская область (ПОЭЗ) 6 058 3 356

Республика Алтай (ТОЭЗ) 935 5 102

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 3 5

Алтайский край (ТОЭЗ) - -

Иркутская область (ТОЭЗ) - -

Приморский край (ТОЭЗ) 3 960 2 279

Карачаево-Черкесская Республика (ТОЭЗ) 2 575 2 418

Краснодарский край (ТОЭЗ) - -

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 83 222

Кабардино-Балкарская Республика (ТОЭЗ) 268 750

Республика Северная Осетия-Алания (ТОЭЗ) 346 -

Республика Дагестан (ТОЭЗ) 2 982 5 230

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) 369 302

Ставропольский край (ТОЭЗ) 5 926 5 449

Калининградская область 4 644 2 978

Магаданская область 738 861

ВСЕГО 270 247 287 624

Составлено по данным Федеральной налоговой службы

Земельный налог позволяет освобождать резидентов от уплаты в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (пункты 9, 10, 11 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации) — таблица 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Объем предоставленных льгот по земельному налогу в 2011 году ОЭЗ России, установленных законодательством Российской Федерации, тыс. рублей.

Регионы Всего в соответствии со ст. 395 НК РФ 3021194 (коммент. 6) 3021195 (коммент. 7)

Липецкая область (ППОЭЗ) 95 655 407 -

Республика Татарстан (ППОЭЗ и ТВОЭЗ) 163 802 1 090 -

Самарская область (ППОЭЗ) 183 622 - -

Свердловская область (ППОЭЗ) 327 722 - -

55

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Окончание табл.

Регионы Всего в соответствии 3021194 3021195

со ст. 395 НК РФ (коммент. 6) (коммент. 7)

Псковская область (ППОЭЗ) 9 355 - -

Калужская область (ППОЭЗ) 139 600 - -

г. Москва (ТВОЭЗ) 1 018 072 - -

г. Санкт-Петербург (ТВОЭЗ) 72 457 - -

Московская область (ТВОЭЗ) 77 866 - 737

Томская область (ТВОЭЗ) 38 537 - -

Ульяновская область (ПОЭЗ) 76 484 - -

Хабаровский край (ПОЭЗ) 248 010 - -

Мурманская область (ПОЭЗ) 65 383 - -

Республика Алтай (ТОЭЗ) 13 386 - -

Республика Бурятия (ТОЭЗ) 26 462 - -

Алтайский край (ТОЭЗ) 72 657 - -

Иркутская область (ТОЭЗ) 71 850 - -

Приморский край (ТОЭЗ) 165 865 - -

Карачаево-Черкесская Рес- 6 083 - -

публика (ТОЭЗ)

Краснодарский край (ТОЭЗ) 204 098 - -

Республика Адыгея (ТОЭЗ) 1 292 - -

Кабардино-Балкарская Рес- 3 968 - -

публика (ТОЭЗ)

Республика Северная Осе- 5 160 - -

тия-Алания (ТОЭЗ)

Республика Дагестан (ТОЭЗ) 6 348 - -

Республика Ингушетия (ТОЭЗ) - - -

Ставропольский край (ТОЭЗ) 42 414 274 -

Калининградская область 30 684 25 442 -

Магаданская область 7 961 - -

ВСЕГО 3 174 7 93 27 213 737

Составлено по данным Федеральной налоговой службы

Для технико-внедренческих и портовых зон предусмотрены сниженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленнопроизводственной особой экономической зоне.

56

Взимание таможенных пошлин налогов ори помещении товаров год таможенную процедуру свободной таможенной зоны и при ее завершении

ИюСфЯН№* Быгтуо нй таджик»» ТВМСЯВДНОЮ СОЮ» тдисад! над nwmay&a для «утреннего погребпеид:

№амк iwovw ttninwa - 0£Jttfi40TCfl ндс - облагаются Алла - ОБЛАГАЮТСЯ

Вывоаи Twwiha гусцсдррадюадюртв'

пределы Днянди Икшжзя пошлю - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

Smoiu» I3MQWW# пошлю - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

тшишнота НДС-t€ ОШРГАКЛСЯ

Анны - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

Правам

BoCrai mwwm nxiirwo - )€ ОБЛАГАЮТСЯ

Ит.1рчШ Нч1 ЙСТТЗЗ НДС-НЕ ОБЛАГАЮТСЯ АОИЫ- № СБЛАГАЮТСЯ ш бьнлны шнпннп постю - № ОБЛАГАЮТСЯ НДС - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ Ашиы-НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

кицн Тмтивмяпроимура имтуэз Qqwjq Шмящею тДСдаЗ)<ц« ■■ «тагом пркяДуЕЫ

цля вн угревато потрвСпвнп: 1адж1ор*о • Ul'f PpWPWU • иЦНМ1<>Ы1БЭСб(£)0<ТуСХк

Бш СТЗ ьрйшыв юыадмл лаилм) (ТП) -ОБЛАГАЮТСЯ НДС - ОБЛАГАЮТСЯ Мм-06ЛАГМ(ЖЖ Г^гадтт тдмрнииуо Пе*о*тв+1ыв творению лргрвйпвнт .6»emtiiri*q|a торгом*. [е»*«ТП-свл, HOC- ■ умишки* <£л.«цЮ-Обп}; -01»»* rKWJj1 ГССуДИрегМ

WOCCiM^ivA с товары ' пороребси» кц iaiweBn«o^ террыг о(м.

9ишш -шшы ташмш - ггючга ю*да шу 1 (вншПз tn 1 равнее*;

Саэ&доя 1-Е ОБЛАГАЮТСЯ НДС - ЮЗАЕЩЕНЮ Авдш-НЕ ОБЛАГАЮТСЯ саам Прючпчме Шнры ТГЫГЙ Твио**«да проодра депорт

Тонры и«<СТЭ1 П«е«(НбО выест я градам 9и>0 шмсмжш лшма - № ОБЛАГАЮТСЯ НДС - НЕЙДАГАЮТ^ Алии» - н£ ОБЛАГАЮТСЯ

W9 Вдеянай ПнаишА пошлю - ОБЛАГАЮТСЯ

ЕяСТЭ , * Твнялтзр процедура роли up 13:

ПрИЛвИ «Ыв Ваши тшжгнюнхилю-tE ОБЛАГАЮТСЯ

1WW НДС-НЕ ОБЛАГАЮТСЯ Дл»Оы- НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

Тонде* йлуви 1<Орпорис тамад ивт тан Тш*ле1Р1мцпмгра рдрисрпг

НДС - fE ОБЛАГАЮТСЯ Аллам - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

бюста Твкшш гтошмн элэкрт

ГрАПАМ

террлоры выести* ттмотня» 1ШМ - ОБЛАГАЮТСЯ

Рисунок 1. Таможенные процедуры в рамках ОЭЗ Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru

СП

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемая на территориях зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также в портовых зонах (рисунок 1), позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты из-за рубежа.

Резиденты при этом вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться:

• изменением классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;

• выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза;

• изменением стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

В случае поставки на таможенную территорию Таможенного союза товаров, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, то есть ставку на сырье либо на готовую продукцию.

Таким образом, рекомендуется для повышения эффективности налоговых льгот решить ряд вопросов.

Необходима разработка и принятие нового отраслевого федерального закона «О развитии инновационной инфраструктуры в Российской Федерации» — комплексного нормативного акта, содержащего нормы как гражданского, так и административного права, развивающего положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части субъектов инновационной инфраструктуры (на основе соответствующих организационно-правовых форм, с одной стороны, и с обязательным участием бюджетных учреждений — с другой), регулирования обязательственных, в том числе посреднических, отношений между ними и устанавливающего особенности их правового статуса в области права претендовать на конкретные меры государственной поддержки. В результате принятия закона появится система взаимосвязанных и реально работающих правовых институтов (инновационная инфраструктура, субъекты инновационной инфраструктуры, инновационная деятельность), юридическое определение которых может быть в дальнейшем использовано в том числе в налоговом и бюджетном законодательстве, законодательстве о науке и других отраслях.

58

Налоговое стимулирование резидентов особых экономических зон...

Повышение эффективности и прозрачности взаимодействия институтов развития между собой и бюджетом предполагает разделение системы институтов развития на две группы в зависимости от объема предоставляемых им полномочий:

— институты, которые осуществляют преимущественно возвратное финансирование инновационных проектов и ориентированы на обеспечение определенной доходности вложений. Финансирование указанных институтов целесообразно осуществлять в первую очередь на основании бюджетных кредитов, стимулирующих обеспечение определенного максимально лимитированного (ограниченного сверху) уровня доходности, вкладов в уставный капитал, а также, возможно, субсидий — на реализацию программ, предполагающих предоставление грантов, а также создание инновационной инфраструктуры;

— институты — администраторы государственных программ/проектов по поддержке приоритетных направлений инновационного развития и модернизации экономики, с основной функцией по отбору получателей бюджетной поддержки. Их управленческие полномочия, включая право распоряжаться бюджетными средствами, должны быть ограничены. В эту группу в первую очередь следует относить институты, ориентированные на предоставление грантов, субсидий и иных форм безвозмездного финансирования.

Комментарии

1. Прекратила существование в 2010 году.

2. Прекратила существование в 2013 году.

3. Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (кроме резидентов особых экономических зон, созданных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации).

4. Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 1 (в части резидентов особых экономических зон), 1.2 и 5.1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Приказ ФНС России № ММВ — 7-11/895 от 24 ноября 2011 года «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций».

6. Код налоговой льготы относится к организациям-резидентам ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

59

Планирование деятельности подразделений внутреннего аудита и контроля компании

7. Код налоговой льготы относится к организациям, признаваемым управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Литература

1. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Приказ ФНС России № ММВ — 7-11/895 от 24 октября 2011 года «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru.

References

1. The Federal Law of 22.07.2005 № 116-FZ «On Special Economic Zones in the Russian Federation».

2. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation of 24.11.2011, the number IIM-7-11/895 «On approval of forms and formats of the electronic submission of tax returns and tax assessment for the down payment on the property tax organizations».

3. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Electronic resource. // Http://www. economy.gov.ru.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.