Научная статья на тему 'Налоговое кредитование - один из факторов предотвращения банкротства хозяйствующего субъекта'

Налоговое кредитование - один из факторов предотвращения банкротства хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое кредитование - один из факторов предотвращения банкротства хозяйствующего субъекта»

ПРАВОВОЕ регулирование

НАЛОГОВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ -ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Р.А. ТХАГАПСО, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета

Несостоятельность выступает одним из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизм определяется законодательством о несостоятельности, регулирующим процесс ликвидации неэффективных предприятий и позволяющим акционерам в условиях конфликта интересов конструктивно вести переговоры в рамках установленной процедуры. Институт несостоятельности выполняет роль механизма погашения обязательств перед кредиторами. Для организаций, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально рентабельными и состоятельными, институт несостоятельности служит механизмом финансовой реструктуризации. Более того, одной из функций законодательства о несостоятельности как средства обеспечения возврата обязательств выступает стимулирование инвестиций.

Экономическая природа института несостоятельности рассматривается как следствие конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде. Для российской экономики, вступившей на путь реформирования, институт несостоятельности — относительно новая категория как в теории, так и в практике предпринимательских отношений, несмотря на то что в мировой, да и в российской хозяйственной жизни это понятие имеет богатую и длительную историю применения.

За последние годы количество утвержденных российскими судами решений о признании юридических лиц банкротами многократно возросло. Вызывает опасение положительная динамика ликвидации организаций, что не поддается объяснению санирующей функцией института несостоятельности.

Анализ данных по банкротству показывает, что география возникновения процедур банкротства весьма широка и охватывает практически все регионы страны. Кроме того, динамика роста банкротств сказывается на конкурентоспособности страны, что непосредственно оказывает влияние на внутренние показатели состояния российской промышленности, о чем свидетельствует постоянное снижение на протяжении всего периода макроэкономического реформирования объемов производства по ее отдельным отраслям.

Как показывает практика, наибольшая инициатива в подаче заявлений о признании должника банкротом принадлежит налоговым органам. Кроме того, после проведенных преобразований по централизации власти служба ФСФО прекратила свое существование, а ее функции были распределены между различными структурами федеральных органов исполнительной власти. В частности, функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах несостоятельности переданы ФНС России. В связи с чем особо актуальным становятся вопросы предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек в условиях несостоятельности хозяйствующего субъекта.

Понятие налогового кредита появилось в нашей стране относительно недавно и, к сожалению, популярности среди налогоплательщиков не завоевало. Дело в том, что получение такого рода кредита связано с большими организационными трудностями и серьезными законодательными ограничениями.

Более того, как следует из ст. 53 Бюджетного кодекса РФ отсрочки, рассрочки по уплате налогов и налоговые кредиты предоставляются в пределах

все для бухгалтера

45

лимитов, которые определяются законом о федеральном бюджете на очередной год, а согласно ст. 59 этого же кодекса такое же правило распространяется и на полномочия территориальных исполнительных органов.

Сроки уплаты налогов и сборов, а также пеней могут измениться в ситуации, когда налогоплательщик не имеет возможности своевременно исполнить возложенные на него НК РФ обязанности при наличии предусмотренных нормами Кодекса обстоятельств и при представлении необходимых документов в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. При этом изменение сроков уплаты налогов и сборов допускается только в пределах лимитов, определенных:

• федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

• законами субъектов РФ о бюджете — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;

• правовыми актами представительных органов муниципальных образований — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Статья 61 НК РФ выделяет четыре вида изменения сроков уплаты налогов, сборов, пеней: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

Налоговый кредит, правила предоставления которого прописаны в ст. 65 НК РФ, отличается от отсрочки и рассрочки более длительным сроком действия — от трех месяцев до одного года. Минимальная сумма налога, срок уплаты которой может быть перенесен, не установлена. Налоговый кредит может быть предоставлен при наличии оснований, указанных в подп. 1 — 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, по решению уполномоченного органа на основании заключенного с указанным органом договора:

— причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

— задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

— угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.

Налоговый кредит может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам. Но чтобы его получить, налогоплательщику придется оформить массу документов. Начинается все с

подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган.

При обращении в налоговый орган с просьбой об изменении срока уплаты налога (сбора) при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога помимо пояснительной записки налогоплательщика о причинах возникновения невозможности единовременной уплаты налогов и сведений о счетах налогоплательщика и наличии средств на них представляются документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом (п. 5.3 Порядка).

Согласно распоряжению ФСФО России от 13.04.2001 № 111-р «О даче заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов» для получения заключения о возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты налога необходимо представить в уполномоченный орган:

— справку налогового органа о величине налогов организации, подлежащих единовременной уплате и о величине начисленных и уплаченных налогов за последний отчетный период текущего года;

— бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств;

— форму федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за последний год и за последний отчетный период текущего года.

Заключение о возможности наступления банкротства будет дано только в следующих случаях:

— у организации имеются в наличии собственные оборотные средства и разность между величинами собственного капитала и внеоборотных активов меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;

— величина прибыли, полученной организацией после налогообложения за последний отчетный период, меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;

— в отношении организации не возбуждено дело о банкротстве.

В остальных случаях дается заключение либо об отсутствии возможности наступления банкротства организации при единовременной уплате сумм налога, либо о возможности наступления банкротства по другим основаниям, не связанным с единовременной уплатой сумм налога.

Исходя из положений п. 2.3 приказа ФНС России от 30.03.2005 № САЭ-3-19/127 «О утверждении

порядка организации работы по представлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени» договор поручительства должен заключаться во всех случаях предоставления отсрочки (рассрочки), налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов по основаниям, приведенным в подп. 3 — 5 п. 2 ст. 64 НК РФ:

— при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;

— если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

— если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

Особенностью поручительства в налоговых правоотношениях является обязательная солидарная ответственность налогоплательщика и поручителя (п. 3 ст. 74 НК РФ), в то время как в гражданских правоотношениях договором поручительства может быть предусмотрена также субсидиарная ответственность поручителя. Из солидарного характера ответственности следует, что налоговый орган может сразу направить требование об уплате налога или сбора поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику.

Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. Согласно ст. 362 ГК РФ такой договор должен быть обязательно заключен в письменной форме.

Согласно п. 5 ст. 74 НК РФ выступать в качестве поручителя могут как юридические, так и физические лица. Одна обязанность по уплате налога (сбора) может быть одновременно обеспечена несколькими поручителями. Такие поручители будут также нести солидарную ответственность по налоговому обязательству, обеспеченному их поручительством.

Размер начисляемых по налоговому кредиту процентов также зависит от того основания, на котором данный кредит предоставляется. Если он предоставлен налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций или от недостатка финансирования из бюджета, то проценты за предоставленный кредит не взимаются вовсе. Если налоговый кредит связан с опасностью обанкротить предприятие в результате единовременной уплаты суммы налога, то проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

Как уже было сказано ранее, предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита осуществляется в

большинстве случаев по усмотрению налоговых органов. Вышеупомянутые основания делают маловозможным изменение сроков уплаты налогов, если для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита необходимо предоставление поручительства.

Налоговый кредит по налогу на прибыль организаций в соответствии с пп. 12 и 15 ПБУ 18/02 признается налогооблагаемой временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства. Оно равно сумме предоставленного налогового кредита по уплате налога на прибыль. Никаких дополнительных расчетов здесь не требуется, так как отсроченная задолженность в данном случае и представляет собой сумму прибыли. При предоставлении кредита следует сделать проводку:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

К-т сч. 77«Отложенные налоговые обязательства».

Погашение задолженности отражается уже двумя проводками:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»;

Д-т сч. 77«Отложенные налоговые обязательства»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

В бухгалтерском учете проценты по налоговому кредиту следует отражать в составе прочих операционных расходов на счете 91 в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68. Это относится как к налогу на прибыль, так и к другим налогам.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида для целей налогообложения прибыли организаций включаются в состав внереализационных расходов. Здесь возникает следующая проблема.

Если расходы в виде процентов, формирующие бухгалтерскую прибыль, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то в соответствии с п. 4 ПБУ18/02 они признаются постоянной разницей. Возникновение постоянной разницы приводит к образованию постоянного налогового обязательства, которым является сумма налога, увеличивающая налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде. Оно определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Проведение процедур несостоятельности приводит к существенному изменению условий де-

ятельности организации-банкрота в период ликви- 2. дации, что предполагает необходимость внесения изменений в действующую в организации учетную политику. При подготовке изменений особое вни- 3.

мание следует уделить разработке рабочего плана счетов организации-банкрота, позволяющего обеспечить экономически обоснованное отраже- 4. ние фактов хозяйственной жизни, возникающих в процессе ликвидации.

Литература 5.

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 27.12.2005).

Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 23.12.2003).

Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 29.06.2004).

Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) .

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02: приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

* * *

24 января 2007 года в Государственном Кремлевском дворце

ФОРУМ

ш© ШМ1®

Обладателям ДипИФР будет выдан Сертификат о повышении квалификации на семь часов

Стоимость участия в форуме 5800 рублей без НДС

БЕСПЛАТНО для подписчиков журнала «МСФ0: практика применения».

Для подписчиков журнала «Финансовый директор» скидка 50%

Информация о подписке и участии в Форуме по тел. (495Щ0Ш&7І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.