Научная статья на тему 'Предоставление отсрочки уплаты налогов и взносов при угрозе возникновения признаков банкротства с учетом налоговой нагрузки'

Предоставление отсрочки уплаты налогов и взносов при угрозе возникновения признаков банкротства с учетом налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСРОЧКА / РАССРОЧКА / НАЛОГ / НАГРУЗКА / БАНКРОТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безбородова Т.И.

Рост тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды может привести к угрозе возникновения признаков несостоятельности организаций при единовременном погашении задолженности. Заинтересованному лицу предоставляется отсрочка от уплаты налогов и сборов по результатам анализа финансового состояния. Однако прогноз погашения налогов и сборов необходимо строить с учетом оценки налоговой нагрузки на предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление отсрочки уплаты налогов и взносов при угрозе возникновения признаков банкротства с учетом налоговой нагрузки»

rfftmutcfeufucHoe

УДК 336.02

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ВЗНОСОВ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИЗНАКОВ БАНКРОТСТВА С УЧЕТОМ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Т. И. БЕЗБОРОДОВА,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: bezborodovati@mail.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Пензе

Рост тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды может привести к угрозе возникновения признаков несостоятельности организаций при единовременном погашении задолженности. Заинтересованному лицу предоставляется отсрочка от уплаты налогов и сборов по результатам анализа финансового состояния. Однако прогноз погашения налогов и сборов необходимо строить с учетом оценки налоговой нагрузки на предприятие.

Ключевые слова: отсрочка, рассрочка, налог, нагрузка, банкротство.

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. отражают негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику. Оно характеризуется значительным падением темпов производства, ухудшением ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, обесценением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США и евро, ростом численности безработных,

при этом рост потребительских цен остается значительным [1].

Сравнительный анализ динамики основных макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений, что незамедлительно сказалось на погашении организациями задолженности перед бюджетом по налогам и сборам. Кроме того, в 2011 г. ожидается рост тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

- для организаций, применяющих общий режим налогообложения, с26до34%;

- для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 14 до 34 %.

Это может спровоцировать угрозу возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организаций при единовременном погашении задолженности из-за увеличения налогового бремени (нагрузки).

В рамках существующего законодательства заинтересованному лицу предоставляется отсрочка (рассрочка) от уплаты налогов и сборов по результа-

там анализа финансового состояния, проводимого федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов [4, 13]. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налога и сбора, пред-ставленывтабл. 1 [4].

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога с

единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности (табл. 2).

Решение Правительства РФ или Министра финансов РФ об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами этих субъектов и (или) муниципальных образований.

Таблица 1

Органы, уполномоченные в принятии решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) от уплаты налогов и сборов

Вид налогов и сборов Орган, принимающий решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов Орган, утверждающий проект решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов Постановление Правительства Российской Федерации; Министр финансов Российской Федерации

Региональные и местные налоги Налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица Местные органы

Налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы Правительство Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы

Государственная пошлина Органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина Должностные лица согласно гл. 25.3 Таможенного кодекса Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц по лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями Налоговые органы по месту жительства этих лиц Местные органы

Налог на прибыль организаций в части решений в форме инвестиционного налогового кредита Органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации Субъекты Российской Федерации

Таблица 2

Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации

Условия получения отсрочки (рассрочки) платежа Региональные и местные налоги и сборы Налог на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Федерации Федеральные налоги в части, зачисляемой в федеральный бюджет Федеральные налоги в части, зачисляемой в федеральный бюджет

Основания для предоставления Финансовое положение организации не позволяет уплатить налог в установленный срок. Возникнет возможность уплаты налога в течение срока предоставления отсрочки или рассрочки Единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий

Срок предоставления Не превышает один год От года до трех лет Не более пяти лет

Сумма предоставления* Не превышает стоимость чистых активов организации Может превышать 10 млрд руб.

Способы обеспечения отсрочки или рассрочки Под поручительство или залог Без способов обеспечения

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки платежа указываются Налог (налоги), по уплате которого (которых) предоставляется отсрочка или рассрочка платежа

Сумма задолженности по налогам и сборам и начисляемые проценты на период отсрочки или рассрочки платежа

Сроки уплаты и порядок уплаты

Документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство —

* Проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Результаты анализа финансового состояния

Справка налогового

органа по месту учета этого лица о состоянии

его расчетов по налогам,

сборам, пеням

и штрафам

*

Справка налогового органа по месту учета обо всех открытых счетах и банках

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый предшествующий из шести месяцев

-Р*

Перечень контрагентов-дебиторов

Предполагаемый график погашения задолженности

Обязательство на период изменения срока уплаты

налога _

Рис. 1. Переченьдокументов на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в уполномоченный орган при угрозе возникновения признаков банкротства

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган. При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы анализируют финансовое состояние поручителя, убедившись в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и штрафам и его платежеспособности [8].

Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин, налогов определяется Таможенным кодексом, но в перечне оснований для ее предоставления отсутствует угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации. Однако перечисляются те, которые могут спровоцировать неплатежеспособность (ст. 334 Таможенного кодекса Российской Федерации) [13]. При этом сами основания никак не связаны с просчетами в управлении финансами в самой организации, а ориентированы на влияние внешних факторов появления кризиса неплатежей:

- стихийное бедствие или технологическая катастрофа;

- задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

- товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порчее, и т.д.

Иными словами, Правительство Российской Федерации посредством бюджетной и кредитно-денежной политики, выражая свое отношение к предпринимательской деятельности мерами ограничительного или запретительного характера, пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации в стране.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, как и по налогам, взимаются проценты, начисляемые на сумму исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период предоставления. Обстоятельство возбуждения процедуры банкротства исключает предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации) [13].

Перечень документов, направляемых заинтересованным лицом в уполномоченный орган для рассмотрения, если основанием для получения отсрочки или рассрочки от уплаты налогов является угроза возникновения признаков его несостоятельности (банкротства), представлен нарис. 1.

Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, им утверждаемой в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления [7,9].

В предлагаемых нормативных методиках анализа финансового состояния должника коэффициенты сгруппированы как:

- коэффициенты, характеризующие платежеспособность;

- коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость;

- коэффициенты, характеризующие деловую активность;

- анализ затрат по различным видам продукции и полученных финансовых результатов. Результаты коэффициентного анализа в рамках существующих нормативных документов дают лишь констатацию уже имеющегося факта неплатежеспособности организации по данным финансовой отчетности прошедшего времени, подкрепляя это ее финансовой неустойчивостью, не выясняя способности организации-должника погасить кредиторскую задолженность по налогам и сборам в будущем. По сути, речь идет о налоговой нагрузке, размер которой к внутреннему валовому продукту страны указывается по видам экономической деятельности в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012и2013 годов [10].

Налоговая нагрузка представляет собой показатель совокупного действия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного налогоплательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера [12, с. 132]. Данный показатель используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующего субъекта, от которого в значительной мере зависят вложения собственных ресурсов в развитие бизнеса, что особенно важно в период кризисного финансового состояния должника. Однако налоговая нагрузка не входит в анализ финансового состояния должника в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, хотя комплексная оценка дает ясную картину ее влияния на экономическую активность хозяйствующего субъекта.

С 01.01.2010 произошла замена единого социального налога страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, страховыми взносами на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховыми взносами на обязательное медицинское страхование [5].

Для организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, размер страховых взносов в 2011г. составляет 34% вместо 26% в 2010г., что, несомненно, приведет и к росту налоговой нагрузки, и числу обратившихся в уполномоченный орган на предоставление отсрочки или рассрочки

Рис. 2. Методика количественной оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов

по уплате налога при угрозе возникновения признаков банкротства.

Единой методики исчисления налоговой нагрузки не существует, а имеющиеся пытаются установить соотношения между суммой уплаченных налогоплательщиком налогов и получаемого им дохода. Различия применяемых в мировой практике показателей заключаются в разных оценках определения самого дохода и количества включаемых в расчеты налогов [12, с. 140]. Методика количественной оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов приведена на рис. 2.

Правительство Российской Федерации сделало заметный шаг в этом направлении, положив в основу исчисления налогового бремени выручку [6]. Вместе с тем выручка, по мнению профессора В. Г. Панскова, не является полноценным источником уплаты налога. Одна из причин — это использование полученных денежных средств на возмещение произведенных расходов, включаемых в себестоимость продукции. Однако именно выручка определяет размер чистой прибыли, используемой для расчета налогового бре-менивдругихметодиках(табл. 3) [2, 3,11, 12].

Рассмотрим, как изменится налоговая нагрузка в 2011г. на примере предприятия Пензенской области, чье финансовое положение по данным анализа в соответствии с методиками, утвержденными в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, говорит о кризисном финансовом состоянии, близком к банкротству. Режим налогообложения — общий. Видами хозяйственной деятельности по ОКВЭД являются:

- 45.21.3 «Производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи»;

- 45.21.4 «Производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи»;

- 45.25.6 «Производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации»;

- 71.32 «Аренда строительных машин и оборудования»;

Таблица 3

Анализ параметров при расчете налоговой нагрузки

Показатель Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 № 391 Методика М.Н. Крейниной Методика Е. А. Кировой Методика М.И. Литвина

1. Выручка от продажи продук- Да Да - -

ции и товаров; поступления,

связанные с выполнением работ

и оказанием услуг

2. Налоги и сборы начисленные Да - Да Да

В том числе:

а) НДФЛ Не уточняется - Исключается Да

б) акцизы Исключаются - Да Да

в) НДС Исключается - Да Да

3 Отчисления в Пенсионный Исключаются — Да Да

фонд Российской Федерации

4. Отчисления в фонд медицин- - - Да Да

ского страхования

5. Отчисления в фонд социаль- - - Да Да

ного страхования

б.Себестоимость реализованной - Да - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции

В том числе:

а) затраты по заработной плате - - Да Да

б) амортизация - - - Да

7.Чистая прибыль - Да Да Да

8. Вновь созданная стоимость Нет Нет п.6а + п.2 — — п.2а + п.7 Нет

9. Добавленная стоимость Нет Нет Нет п.2 + п.3 + п.4 + + п.5 + п.7 + п.6б

10. Налоговая нагрузка, % (п.2 — п.2б — п.2в) / (П.1-П.6- п. 7) / (п.2 — п.2а + (п. 2+п.З + п.4 +

п. 1 • 100% п. 7 • 100% + п.3 + п.4 + п.5) / п. 8 • 100% + п.5) / п.9 • • 100%

Таблица 4

Тарифы страховых взносов для организаций, применяющих общую систему налогообложения в 2010—2012гг., %

Год Общий размер страховых взносов Тариф страховых взносов в ПФР Тариф страховых взносов в ФСС РФ Тариф страховых взносов в ФФОМС Тариф страховых взносов в ТФОМС

2010 26 20 2,9 1,1 2

2011 34 26 2,9 2,1 3

2012 34 26 2,9 5,1 0

- 51.52.21 «Оптовая торговля черными металлами в первичных формах»;

- 45.11.2 «Производство земляных работ». Тарифы страховых взносов для этой категории

плательщиков представлены в табл. 4 [5].

Данные для анализа прогнозного значения налоговой нагрузки в 2010—2011 гг. взяты по исследуемому предприятию ООО «XXX» за 2009 г. (табл. 5, 6).

Сравнительный анализ изменения налоговой нагрузки при использовании различных методик по ООО «XXX» в 2010-2011 гг. приведен в табл. 7.

Совершенно очевидно, что используемая в расчете налоговой нагрузки методика, утвержденная Правительством Российской Федерации для Калининградской области [6], где в качестве основного

параметра используется выручка, не выдерживает критики. В то время как другие методики говорят о росте налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в связи с ожидаемым ростом страховых взносов на8 %.

Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. Это и надо учитывать при решении вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) от уплаты налогов и сборов уполномоченными органами предприятиям, финансовому положению которых угрожает банкротство при единовременном погашении налоговых платежей и страховых взносов.

Налоги и страховые взносы ООО

Таблица 5 «XXX» за 2009 г., тыс. руб.

Показатель Начисленные налоги и страховые взносы Уплаченные налоги и страховые взносы

Налог на прибыль организаций 4 105 881

НДС 2 862 1 605

Налог на имущество организаций 350 355

ЕСН 1 093 1 114

Транспортный налог 40 34

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 1412 1 065

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 94 87

Итого... 9 956 5 141

НДФЛ 1 384 1 336

Всего... 11 340 6 477

Доходы, расходы, финансовый результат ООО за 2009г.,тыс. руб.

Таблица 6 «XXX»

Показатель Итог

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 85 481

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (с учетом НДС) 100 868

Расходы на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов, всего 63 277

В том числе: - материальные затраты - затраты на оплату труда - отчисления на социальные нужды - амортизационные отчисления - прочие затраты 22 926 10 651 2711 3 077 23 910

Прибыль до налогообложения 19 851

Чистая прибыль 15 746

Сравнительный анализ изменения налоговой нагрузки по ООО «XXX» за 2009—2011 гг.,'

Таблица 7

Год Методика расчета по постановлению Правительства РФ от 23.06.2006 № 391 Методика М. Н. Крейниной Методика Е. А. Кировой Методика М. И. Литвина

2009 6,54 41,01 24,62 14,56

2010 5,26 41 24,77 14,67

2011 5,26 41,71 26,85 15,75

Список литературы

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: письмо Счетной палаты Российской Федерации от 09.10.2009 № 01-1797/15-10.

2. Кирина Л. С., Горохова H.A. Сравнительная характеристика различных вариантов расчета налоговой нагрузки // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 5.

3. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять // Финансы. 2009. № 4.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

6. Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления: постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 391.

7. Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций: приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 № 16.

8. Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами: приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@.

9. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367.

10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрены Правительством Российской Федерации 20.05.2010.

11. ПансковВ.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007.

12. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник. М.: Юрайт, 2011.

13. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.