Научная статья на тему 'Налоговое администрирование и направления его совершенствования в современных условиях'

Налоговое администрирование и направления его совершенствования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Алла Николаевна, Стаценко Тамара Филипповна

The article considers economical importance and functions of tax administration in contemporary context. The performance evaluation of tax authorities, their performing basic functions of tax administration, planning, tax records and control are given with the help of analysis of tax payments and tax levies for the period 2008-2009 in the Russian Federation in general and in the Chuvash Republic in particular. Moreover the authors tried to reveal the importance of tax administration as a developing factor of tax policy of a state under economic crisis conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION AND DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT IN CONTEMPORARY CONTEXT

The article considers economical importance and functions of tax administration in contemporary context. The performance evaluation of tax authorities, their performing basic functions of tax administration, planning, tax records and control are given with the help of analysis of tax payments and tax levies for the period 2008-2009 in the Russian Federation in general and in the Chuvash Republic in particular. Moreover the authors tried to reveal the importance of tax administration as a developing factor of tax policy of a state under economic crisis conditions.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование и направления его совершенствования в современных условиях»

ликанского) союза. Оценку эффективности учетной политики групп организаций можно производить методом рейтинговой оценки, суть которого сводится к определению степени выполнения каждым субъектом проверки заданного оценочного показателя. При этом методика оценки эффективности учетной политики, по нашему мнению, должна позволять объективно определять общий и частный уровень эффективности учетной политики по заданному критерию оценки, приоритетные области контроля с учетом особенностей деятельности взаимосвязанных организаций, степень достижения группой и каждой организацией запланированных результатов. Экономико-математические методы ранжирования обеспечивают возможность отбора группы организаций по уровню выполнения заданного оценочного показателя. Внедрение в практику аудита наших предложений по оценке эффективности учетной политики позволит, на наш взгляд, дополнить традиционный подход к его проведению качественно новыми мето-

дами, и будет способствовать развитию отечественного аудита.

Литература

1. Российская Федерация. Министерство финансов. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: приказ от 6 октября 2008 г. N 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008.

- N 44. - С.87-92.

2. Балакирева Н.М. Учетная политика: практическое руководство / Н.М. Балакирева, И.Э. Гущина. - М.: ФБК-ПРЕСС , 2004. - 342 с.

3. Бакаев А. С. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. - 2-е изд., перераб.-М.: Бух.учет, 1995.-111с.

4. Боровкина Н.Д. Оценка эффективности и аудит: соотношение и взаимосвязь / Н.Д. Боровкина. Взаимосвязь // Аудит и финансовый анализ.

- 2004г. - № 2. - С.201-206.

6. Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников; под ред. С.И. Гайдаржи. - М.: КНОРУС, 2009. - 328с.

O.V. Shakina, V.V. Khristolubova. AUDIT OF ACCOUNTING POLICY EFFICIENCY: PROBLEMS AND SOLUTIONS.

The article considers methodical problems of audit of accounting policy efficiency. The basic directions of assessment of accounting policy efficiency of consumer societies are suggested.

ШАКИНА Ольга Васильевна, родилась в 1983 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (2005), соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 14 работ.

ХРИСТОЛЮБОВА Вера Васильевна, родилась в 1954 г., окончила экономический факультет Московского кооперативного института Центросоюза СССР (1977), канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 78 работ.

УДК 336.22

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Н. Чернова, Т.Ф. Стаценко

В целях создания эффективной налоговой системы в стране были реализованы мероприятия, определенные программными документами Правительства Российской Федерации. В частности, предприняты конкретные меры по совершенствованию

законодательства о налогах и сборах с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа на-

логов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот. В рамках реализации мероприятий по налоговой реформе помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто сокращение количества налогов и сборов, действующих в Российской Федерации.

Повышение уровня налогового администрирования в Российской Федерации всегда обозначалось в Бюджетном послании президента как одно из важных направлений налоговой политики государства. Среди наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, находится совершенствование налогового администрирования, предусматривающее изменение процедуры налогового контроля, упорядочения налоговых проверок, в том числе повторных, документооборота в налоговой сфере, расширение прав налогоплательщиков и другие меры.

В условиях мирового финансового кризиса следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям кризиса, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста налогоплательщиков.

Это предполагает повышение уровня ответственности главных администраторов налоговых доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет государства, а также координация действий органов власти с налоговыми органами для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов.

Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году, некоторые из них были реализованы в ходе реформирования налогового законодательства и действуют с 1 января 2009 года. Практически все введенные с 2009 года изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации направлены на облегчение положения налогоплательщиков. Одновременно отмечаем, что кризис негативно сказался на налоговых поступлениях в государственную казну. Очевидно, что негативная тенденция продолжается, и это не может не сказываться на сбалансированности бюджетной системы, тем более что государство не отказывается от реализации намеченных ранее социальных программ.

Анализируя данные о поступлении администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, представленные в таблице 1, видно, что за январь-сентябрь 2009 года всего поступило в бюджетную систему 6117,2 млрд. руб. доходов, что на 20,6% меньше, чем в январе-сентябре

2008 года. На долю налогов и сборов приходится 80,75% или 4939,8 млрд. руб. общих поступлений в бюджетную систему государства, а на долю государственных внебюджетных фондов - 19,25% или 1177,4 млрд. руб.

За 9 месяцев 2009 года поступления налогов и сборов, включая единый социальный налог, составили 4939,8 млрд. руб. и за аналогичный период 2008 года уменьшились на 1598,3 млрд. руб. или на 24,4%. Из общей суммы налогов и сборов в федеральный бюджет поступило 2194,7 млрд. руб. налоговых доходов, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 2745,1 млрд. руб.

Таблица 1

Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-сентябрь 2008—2009 гг.

Показатели За январь-сентябрь 2008 года За январь-сентябрь 2009 года Темп изменений в %

Всего поступило в бюджетную систему РФ 7 706,8 6 117,2 79,4

в том числе:

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (включая единый социальный налог) 6 538,1 4 939,8 75,6

Государственные внебюджетные фонды 1 168,7 1 177,4 100,7

Продолжение таблицы 1

Налоги и сборы - всего (включая единый социальный налог) 6 538,1 4 939,8 75,6

- в федеральный бюджет (включая единый социальный налог) 3 225,4 2 194,7 68,0

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 3 312,7 2 745,1 82,9

из них:

Налог на прибыль организаций 2 016,2 936,8 46,5

- в федеральный бюджет 603,7 142,9 23,7

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 412,6 793,9 56,2

Налог на доходы физических лиц

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 187,5 1 175,5 99,0

Единый социальный налог в федеральный бюджет 369,8 375,7 101,6

Налог на добавленную стоимость:

- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 800,3 889,4 111,1

- на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 31,0 21,7 70,0

Акцизы 232,3 241,2 103,8

- в федеральный бюджет 91,9 59,9 65,1

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 140,4 181,3 129,2

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 405,0 747,8 53,2

- в федеральный бюджет 1 322,3 696,5 52,7

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 82,7 51,4 62,1

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых 1 379,7 730,2 52,9

- в федеральный бюджет 1 298,3 680,5 52,4

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 81,5 49,7 61,0

из него нефть: 1 276,7 645,0 50,5

- в федеральный бюджет 1 212,9 613,2 50,6

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 63,8 31,7 49,7

Г осударственные внебюджетные фонды -всего 1 168,7 1 177,4 100,7

в том числе:

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ 924,0 937,4 101,5

Фонд социального страхования РФ (без учета суммы расходов, произведенных на цели государственного социального страхования) 57,3 50,0 87,3

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ 65,9 67,2 101,9

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ 121,5 122,8 101,1

Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2194,7 млрд. руб. администрируемых налоговыми органами доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Пькахативд пктушмтяздаммпротмик ФИС №і«.им даациа а фслрральнігїй віВДЯП В НКШ9»-ПІІТІІрі ИЯМОЮ гг.

□ 20 ОЕ г ■200? г

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС на 41%, налога на добычу полезных ископаемых на 31 %, ЕСН на 17% и налога на прибыль организаций на 7%.

Структура поступлений администрируемых ФНС' России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-сентябре 2009 года (в ° о)

акцизы

Проведенный анализ данных таблицы 1 показал, что поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 142,9 млрд. руб. и по сравнению с январем-сентябрем

2008 года уменьшились в 4,2 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли, а также снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемой в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. руб. и по сравнению с январем-сентяб-

рем 2008 года выросли на 5,9 млрд. руб. или на 1,6%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889,4 млрд. руб. и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. руб., что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. руб. и снизились за анализируемый период на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено измене -нием законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. руб., в том числе на добычу нефти - 613,2 млрд. руб., газа горючего природного - 54,1 млрд. руб., газового конденсата - 4,5 млрд. руб. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления налога на добычу полезных ископаемых снизились на 48%, что обусловлено снижением цены на нефть в 2 раза - с 106,8$ в декабре 2007 года - августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года - августе 2009 года.

Исходя из данных таблицы 1 видно, что за анализируемый период поступления государственных внебюджетных фондов увеличились на 0,7% с 1168,7 до 1177,4 млрд. руб. Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 937,4 млрд. руб., что на 1,5% больше, чем в январе-сентябре

2008 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования, таких как - суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в январе-сентябре 2009 года поступило

50,0 млрд. руб., что на 12,7% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре

2009 года поступило 67,2 млрд. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре

2009 года поступило 122,8 млрд. руб., что на 1,1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Налоговые органы Чувашской Республики в сегодняшней сложной экономической ситуации осуществляют налоговое администрирование, проводя политику открытости и гласности в отношениях с налогоплательщиками. Итоги социально-экономического развития региона за 9 месяцев 2009 года свидетельствуют о продолжении негативных тенденций в экономике и снижении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

За 9 месяцев 2009 года налоговыми органами Чувашской Республики мобилизовано в бюджет и государственные внебюджетные фонды 23 млрд. руб. налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами, что к январю-сентябрю 2008 года составило 86%. В целом по Приволжскому федеральному округу снижение налоговых поступлений к уровню анализируемого периода 2008 года составило 24%, по Чувашской Республике - 14%.

Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней в Чувашской Республике за январь-сентябрь 2009 года обеспечены налогом на добавленную стоимость на 33,5%, налогом на доходы физических лиц на 27,8%, налогом на прибыль организаций на 16,4%, имущественными налогами на 11%, акцизами на 5,9%, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2,4%, налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 2,2%, остальными налогами и сборами - на 0,8%. При этом, за 1 квартал

2009 года поступления налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды Чувашской Республики возросли на 2,3%, за 2 и 3 квартал 2009 года поступления снизились на 16,6% и 22,6% соответственно.

Сложившаяся динамика налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в значительной степени обусловлена динамикой налоговых поступлений в федеральный бюджет: если за 1 квартал текущего года поступления налогов и сборов в федеральный бюджет возросли на 50,1%, то за 2 и 3 квартал

- они снизились на 22,5% и 23,8% соответственно.

Всего за 9 месяцев 2009 года в федеральный бюджет без учета единого социального

налога налоговыми органами собрано 5,6 млрд. руб., что на 7,5% меньше, чем за 9 месяцев

2008 года. Налоговые поступления обеспечены в основном налогом на добавленную стоимость на 93,7%, налогом на прибыль организаций на 4,9%.

Анализ исчисленной к уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость начиная с налогового периода 4 квартала 2008 года показал стабильность формирования налогоплательщиками налоговой базы по налогу. Тем не менее, анализ показал, что за 9 месяцев 2009 года снизился процент уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиками на 9%, в результате задолженность перед бюджетом увеличилась на 439 млн. руб. или в 2 раза. По фактическим данным УФНС России по Чувашской Республике существенно возросла задолженность по налогу на добавленную стоимость в ИФНС России по г. Новочебоксарск - в 2,6 раза, в ИФНС России по г. Чебоксары - в 2,2 раза, в Межрайонных ИФНС России №2 и №6 - в 2,3 и в 1,6 раза соответственно. Таким образом, в настоящее время перед налоговыми органами Чувашской Республики наиболее остро встала проблема обеспечения своевременной и полной уплаты текущих платежей по налогу на добавленную стоимость, и ее оперативное решение является одним из резервов увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет.

В республиканский бюджет Чувашской Республики за 9 месяцев 2009 года поступило

10,0 млрд. руб. налоговых доходов, что составляет 64,2% от общего объема поступлений в бюджет государства. Поступления налоговых доходов за 9 месяцев 2009 года в республиканский бюджет Чувашской Республики по сравнению с январем-сентябрем 2008 года снизились на 20,9%. Основную долю налоговых поступлений в территориальном бюджете составляют налог на доходы физических лиц - 43,2%, налог на прибыль организаций -22,8%, налог на имущество организаций -10,9%, акцизы - 9,1%.

На сегодняшний день наиболее сложная ситуация сложилась с поступлениями в республиканский бюджет налога на прибыль организаций. За анализируемый период поступления налога на прибыль уменьшились на 1,7 млрд. руб. или на 42%. При этом, несмотря на увеличение с 2009 года ставки налога, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ на 0,5 пункта с 17,5% до 18%, годовые бюджетные назначения 2009 года по налогу на прибыль исполнены лишь на 72%. На

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижение поступлений налога существенное влияние оказало увеличение количества убыточных организаций в 1,2 раза и суммы заявленного налогоплательщиками убытка в

5,2 раза. Наиболее существенно увеличилась сумма заявленного убытка в следующих налоговых инспекциях: ИФНС России по г. Новочебоксарск - в 7,3 раза, ИФНС России по г. Чебоксары - в 5,6 раза, в Межрайонных ИФНС России №4, №5, №6 - в 7,5 раза, в 1,5 раза и в 6,9 раза соответственно. В связи со сложившимися обстоятельствами основным направлением в работе Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Чувашской Республике является активная работа с убыточными организациями.

На 503 млн. руб. или на 16,5% за анализируемый период снизились поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики налога на доходы физических лиц. При наличии объективных факторов, таких, как сокращение численности работающих в реальном секторе экономики, сокращение средней продолжительности рабочего дня, уменьшение фонда оплаты труда, выявляются налогоплательщики, исчисляющие и удерживающие налог у физических лиц, но не перечисляющие его в бюджет. В отношении таких налогоплательщиков налоговыми органами были проведены соответствующие контрольные мероприятия. В ходе 396 выездных налоговых проверок налоговыми органами дополнительно начислено в бюджет 309 млн. руб. налога на доходы физических лиц. При этом из доначисленной суммы налога налогоплательщиками не перечислено в бюджет более 187 млн. руб., в том числе организациями, имеющими задолженность свыше 100 тыс. руб., - 179 млн. руб. Списки таких налогоплательщиков направлены в налоговые инспекции для индивидуальной работы и принятия оперативных мер с целью погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц.

Поступления налоговых платежей в местные бюджеты за 9 месяцев 2009 года составили 2,5 млрд. руб., что составляет 91% к январю-сентябрю 2008 года. По имущественным налогам в текущем анализируемом периоде достигнута положительная динамика налоговых поступлений - 115% к соответствующему периоду 2008 года. Одной из причин, повлиявших на увеличение поступлений имущественных налогов, является проводимая налоговыми органами Чувашской Республики совместно с главами

муниципальных образований и регистрирующими органами актуализация баз данных по налогоплательщикам. В ходе этой работы налоговыми органами дополнительно выявлены и поставлены на учет 75,2 тыс. земельных участков, 42,3 тыс. транспортных средств, 36,1 тыс. объектов по имуществу налогоплательщиков. Поскольку имущественные налоги (за исключением транспортного налога с физических лиц) в полном объеме зачисляются в доходы местных бюджетов, проводимая работа налоговыми органами по актуализации баз данных позволила незначительно снизить поступления налогов в местные бюджеты. При общем снижении налоговых поступлений на 14%, поступления налогов в местные бюджеты уменьшились только на 9%. За 9 месяцев 2009 года в 14 районах Чувашской Республики достигнута положительная динамика налоговых поступлений в местные бюджеты к уровню прошлого года: в Комсомольском районе на 111,7%, в Шемур-шинском районе - 123,0%, в Канашском районе - 115,6%, в Козловском районе -113,1%, в Батыревском районе - 111,2%, в Янтиковском районе - 116,4% и т.д.

Снижение ликвидности и платежеспособности налогоплательщиков в сложившихся экономических условиях явилось основной причиной роста задолженности по налогам и сборам перед бюджетом. По сравнению с началом года задолженность налогоплательщиков перед бюджетами всех уровней увеличилась на 738,5 млн. руб. или в 1,8 раза, и на 1 октября 2009 года составила

2,3 млрд. руб. Эффективность взыскания задолженности за анализируемый период возросла на 3 пункта и составила 60% по состоянию на 1 октября 2009 года, против 57% по состоянию на 1 января 2009 года.

В Чувашской Республике увеличивается число налогоплательщиков, имеющих признаки банкротства. Так, за 9 месяцев текущего года введено в 2,5 раза процедур банкротства больше, чем за соответствующий период 2008 года. По состоянию на 1 октября

2009 года в процедурах банкротства находится 241 налогоплательщик. Основная доля процедур банкротства, 70%, приходится на процедуры, вводимые по заявлениям самих же налогоплательщиков, либо по заявлениям коммерческих кредиторов.

В целях пополнения доходной части бюджетов, в результате контрольной работы, налоговыми органами Чувашской Республики за январь-сентябрь 2009 года дополнительно начислено 1874,0 млн. руб. налоговых плате-

жей, что на 18% больше, чем за соответствующий период 2008 года. В ходе проведенных выездных налоговых проверок налогоплательщиков налоговыми органами в бюджет государства доначислено 1157 млн. руб. налоговых платежей, что на 20,5% больше, чем за соответствующий период 2008 года. За 9 месяцев 2009 года было проверено 525 юридических лиц и 318 физических лиц, при этом количество проведенных проверок уменьшилось на 7,4%. В среднем, каждая проверка, проведенная налоговыми органами, выявила нарушения налогоплательщиками налогового законодательства на 1,4 млн. руб., прирост к уровню прошлого года составил 30%. Большая часть доначисленной суммы налоговых платежей по результатам налоговых проверок, а именно 1008 млн. руб. или 87% приходится на долю юридических лиц, на долю физических лиц приходится 149 млн. руб. или 13% доначисленных сумм налогов.

В сравнении с откорректированными контрольными показателями по выполнению доходной части бюджета, налоговые органы Чувашской Республики перевыполнили выполнение задания по администрированию доходной части федерального бюджета на 4,7 пункта до 104,7%, а по доходной части республиканского бюджета - на 1,2 пункта, до 101,2%.

По результатам налогового администрирования за 9 месяцев 2009 года, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике поставил перед налоговыми органами задачу по увеличению налогового потенциала региона, по увеличению поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, снижению налоговой задолженности налогоплательщиков перед бюджетом, дальнейшему снижению масштабов уклонения от уплаты налогов.

Сложившаяся тенденция повышает роль федеральных, региональных и местных налогов в обеспечении жизнедеятельности государства и требует от всех органов власти принять меры, направленные на повышение эффективности их администрирования.

В качестве основного перспективного направления функционирования и развития налоговой системы государства ФНС России определяет повышение качества налогового администрирования, совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление им качественных услуг. Также, должен сохра-

ниться курс на совершенствование налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков.

При этом меры по улучшению налогового администрирования должны носить комплексный характер и развиваться сразу по нескольким направлениям. В частности, улучшение организационной структуры налоговых органов, усиление межведомственного взаимодействия, изменение качества работы налоговых органов с налогоплательщиками и разработка стандартов этой работы, проведение политики открытости и гласности в отношениях с налогоплательщиками.

Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым, прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками. Однако, несмотря на некоторое повышение уровня соблюдения налоговой дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих или не соблюдающих налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

Работа с налогоплательщиками является одним из приоритетных направлений деятельности Управления ФНС России по Чувашской Республике. Основные цели этой работы:

- создание положительного имиджа налоговых органов, что позволит избежать конфликтных ситуаций и изменить негативное отношение к налоговым органам;

- воспитание добросовестного налогоплательщика для реализации принципа добровольной уплаты налогов;

- улучшение качества информационного обслуживания налогоплательщиков;

- активная социальная работа налоговых органов по сотрудничеству с образовательными учреждениями для популяризации налоговых знаний.

Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необходимость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин и Минэкономразвития России разработали новый документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2001 и 2012 годов», учиты-

вающий ряд мер, касающихся всех участников налоговых отношений на среднесрочный период.

В документе декларируется сохранение неизменного уровня налогового бремени, но при этом отмечается, что снижение налоговой нагрузки на участников экономических отношений возможно не только уменьшением налоговых ставок, но и путем перераспределения налогового бремени с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов, оптимизации применения налоговых льгот и освобождений от налогообложения.

Д.А. Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию, отметил, что «Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки, но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем. Очевидно, в целом, что наша налоговая

система нуждается в совершенствовании. Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, эта дискуссия не закрыта».

«Государство вернется к вопросу снижения налоговой нагрузки в ближайшее время», - заявил президент Д. А. Медведев, отметив, что налоговая система в Российской Федерации должна быть усовершенствована.

Литература

1. www.nalog.ru.

2. www.r21.nalog.ru.

3. www.rnk.ru.

4. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются /Н.И. Малис// Налоговый вестник. Общероссийское издание. - 2009.-Ы5.-С.11-17.

5. Полежаев В.А. Вопросы администрирования местных налогов в регионе / В. А. Полежаев// Российский налоговый курьер. - 2009. - №13-14. -С .18-25.

6. Поляков Н.Ф. Основные направления работы с налогоплательщиками в регионе / Н. Ф. Поляков// Российский налоговый курьер. - 2009.

- №15. - С.26-25.

A.N. Chernova, T.F. Statzenko. TAX ADMINISTRATION AND DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT IN CONTEMPORARY CONTEXT.

The article considers economical importance and functions of tax administration in contemporary context. The performance evaluation of tax authorities, their performing basic functions of tax administration, planning, tax records and control are given with the help of analysis of tax payments and tax levies for the period 2008-2009 in the Russian Federation in general and in the Chuvash Republic in particular. Moreover the authors tried to reveal the importance of tax administration as a developing factor of tax policy of a state under economic crisis conditions.

ЧЕРНОВА Алла Николаевна, родилась в 1973 г., окончила Московский университет потребительской кооперации (1996), канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 52 работ.

СТАЦЕНКО Тамара Филипповна, родилась в 1949 г., окончила Московский кооперативный институт Центросоюза СССР (1974), канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 40 работ.

УДК 33.336

ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л.М. Исаева

Понятие «домохозяйство» охватывает включать лиц, не являющихся родствен-круг совместно проживающих людей (как пра- никами (например, совместно проживающих вило, это семья), ведущих общее хозяйство. В домашней работницы, работника фермер-отличие от семьи, домохозяйство может ского хозяйства и т.д.), но вносящих свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.