в бюджет, на сумму налога, отраженного в счете-фактуре, выписанном банком за форфейтинговые услуги и уплаченная им в бюджет.
A.M.Shauhina
Not monetary calculations at realization of the foreign trade transactions
Are considered the mechanism and prospects of application forfetinging operations.
Key words: profit, the budget, the sum of the tax, a sales volume, liabilities, crediting,
risks.
УДК 336.221.4 (470)
С.Н. Алехин, руководитель УФНС по Тульской области (4872) 33-24-80, [email protected] (Россия, Тула, УФНС)
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Рассмотрено развитие понятия «налоговой системы», доказано, что основной задачей, стоящей перед налоговыми органами России, в настоящее время является повышение адаптивности по отношению к категориям налогоплательщиков, участие которых в налоговом процессе существенно различно.
Ключевые слова: налоги и сборы, бюджет, правовая база, налоговое администрирование, налоговая система, налоговые поступления.
Для современных условий развития рыночных отношений с учетом кризисных проблем экономики характерно усиление регулирующей роли государства. Усиление этой роли обусловлено требованием обеспечения динамичного развития экономики с помощью воздействия на нее всего арсенала имеющихся у государства методов и средств.
Находясь в иерархическом подчинении экономической и финансовой политике, налоговая политика в известной степени носит самостоятельный характер, но тем не менее играет заметную роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны. Главным направлением налоговой политики в конечном счете является достижение экономического роста. Основополагающий принцип налоговой политики
— принцип оптимального налогообложения, состоящий в установлении на основе экономически обоснованных предложений режима налогообложения, стимулирующего экономическую активность хозяйствующих субъектов при одновременном достижении необходимого уровня поступлений в бюджет. Основное направление налоговой политики современного рыночного государства — построение соответствующей системы, обеспечивающей экономический рост и способствующей гармонизации экономических интересов государства и
налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.
Формирование бюджетов всех уровней, как известно, в определяющей степени осуществляется за счет налоговых поступлений. Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений является основой налогового процесса, один из важнейших аспектов которого — контроль исполнения и соблюдения налогового законодательства [3].
Единство правовой базы налоговой системы РФ обеспечивается на основе Налогового кодекса (НК), главными задачами которого являются: создание рациональной, стабильной, справедливой, простой и понятной, единой в рамках РФ налоговой системы.
Согласно НК основным элементом налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. Федеральным органом исполнительной власти является в настоящее время Федеральная налоговая служба России (далее — ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Система территориальных налоговых органов включает: управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня. Система налоговых органов является одним из главных звеньев налоговых администраций (под налоговыми администрациями подразумеваются государственные органы, которым на законодательной основе предоставлены властные полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов).
Важнейшим элементом налогового процесса является налоговое администрирование — понятие, находящееся в настоящее время на стадии достаточно интенсивного развития. Поначалу (2000-2001 гг.) под налоговым администрированием подразумевалась организация налогового контроля. В последующем это понятие расширилось [3], что проявилось в его дуализме:
- налоговое администрирование (в широком смысле) как система управления налоговым процессом в целом;
- налоговое администрирование (в узком смысле) — управление деятельностью налоговых органов по осуществлению соответствующего контроля и сбора налогов.
В современном понимании налоговое администрирование — процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми
администрациями (налоговым производством является законодательно определенный порядок исполнения хозяйствующим субъектом налоговых обязательств под контролем налоговых администраций). Основа успешного процесса налогового администрирования — непрерывное, адекватное решению задач государства повышение эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению контроля и сбора налогов с учетом реальных возможностей налогоплательщиков.
Необходимо отметить, что налоговое администрирование — важнейшая сфера научно-практических исследований, являющихся частью общей теории и практики управления. Она представляет собой совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых функционированию налогового механизма придается заданное законом направление. Успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятный климат в экономике, а неудачное — приводит к резкому снижению поступлений в бюджет, росту теневой экономики, дисбалансу в межбюджетных отношениях [4].
Учитывая, что Федеральная налоговая служба России является весьма важным институтом в системе государственного управления, решаемые службой задачи должны соответствовать (естественно — в рамках правового поля) государственным интересам в части максимального укрепления, развития реального сектора экономики и достижения ориентиров развития страны, одними из которых являются прогресс «экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности» [2].
Одним из основополагающих элементов налогообложения является широко используемое понятие налоговой системы. Тем не менее в Налоговом кодексе указанное понятие непосредственно не определено.
Первое упоминание налоговой системы на этапе становления рыночных отношений содержится в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (далее по тексту — Закон № 2118-1). Согласно Закону № 2118-1 под налоговой системой подразумевалась совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Представленное определение встречалось и в ряде более поздних изданий.
Приведенное определение налоговой системы неоднократно подвергалось корректировке посредством применения обобщенных формулировок, в соответствии с которыми налоговой системе придавались элементы организации порядка налогообложения.
В частности, согласно определению, приведенному в [3]: налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных в государстве, а также форм и методов их построения и взимания.
В редакции, представленной в [4]: налоговая система — это совокупность: налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы.
Согласно «Современному экономическому словарю» налоговая система — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Необходимо отметить, что важность вопроса уточнения понятия «налоговой системы» обусловлена потребностью всестороннего изучения процесса регулирования налоговых правоотношений. Анализ трактовок понятия налоговой системы осуществлен И.А. Майбуровым, которым выделены три основных подхода к совершенствованию указанного понятия [1].
Первый подход основан на расширении состава и детализации элементов, совокупность которых образует систему; при этом налоговая система характеризуется как простая совокупность ее элементов.
Второй подход основан на акцентировании взаимосвязи и взаимозависимости элементов без их детализации.
Третий подход подразумевает рассмотрение налоговой системы в качестве системы экономико-правовых отношений между государством и налогоплательщиками при этом в существенной степени упускается организационный аспект.
В свою очередь И.А. Майбуровым приводится уточненная формулировка налоговой системы как целостного единства четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Наряду с достоинствами приведенного определения у него имеется и существенный недостаток — наличие элемента (налогового администрирования), отсутствующего в Налоговом кодексе.
Анализ материалов Налогового кодекса свидетельствует, что его возможности для определения термина «налоговая система» далеко не исчерпаны.
Соответственно материалам НК:
- определено законодательство о налогах и сборах (ст. 2), под которым согласно ст. 1 подразумевается законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах;
- установлено (ст. 2), что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- в качестве основного начала законодательства о налогах и сборах
(ст. 3) указана обязанность каждого лица уплачивать законно
установленные налоги и сборы;
- согласно ст. 3 налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование; при этом необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налогов (сборов);
- установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9);
- указано (ст. 30), что налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
С учетом вышеизложенного в рамках Налогового кодекса налоговая система может быть определена следующим образом.
Налоговая система — это предназначенная для обеспечения поступлений законно установленных, экономически обоснованных налогов (сборов) совокупность элементов, основными из которых являются плательщики налогов (сборов), налоговые агенты и налоговые органы с соответствующими законодательству взаимосвязями и властными полномочиями.
Перечисленные элементы, являясь действительно основными, не исчерпывают полный перечень участников налоговой системы. В соответствии со ст. 30 НК налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поведение налоговой системы, как и всякой комплексной системы, определяется:
1 — окружающей обстановкой или внешними условиями;
2 — свойствами самой системы или внутренними условиями;
3 — целью управления.
Главной задачей построения современной налоговой системы является гармонизация налогового администрирования — реализация системы налоговых отношений, обеспечивающей долгосрочный и устойчивый баланс интересов государства и налогоплательщиков. Только
на основе указанного баланса интересов возможно сочетание как полного сбора налогов, так и сохранения, а также дальнейшего развития налоговой базы государства в целом. Требования гармонизации налогового администрирования диктуют необходимость применения к налогоплательщикам элементов дифференцированного подхода, что обеспечивает в обоснованных случаях реализацию возможностей законодательства.
В частности, в проблемных условиях экономики 2009 г. установлен существенный (более 20 %) рост задолженности по налогам. Объемы задолженности некоторых предприятий оказались сопоставимы с их годовыми поступления, что не позволяет рассчитывать на погашение накопленной задолженности в относительно короткие сроки. Применение мер взыскания задолженности без учета реальной экономической ситуации на предприятиях способно вызвать их массовое банкротство, что приведет помимо обострения социально-экономических факторов к сокращению налоговой базы и, следовательно, потерям бюджета в ближайшем будущем. В то же время отсутствие мер воздействия на предприятия-должников также неминуемо приводит к снижению уровня поступлений в бюджет, что недопустимо.
Кроме этого, значительно число организаций, старающихся уйти от налогообложения, используя некоторые «белые пятна» законодательства (в ходе контрольной работы налоговыми органами России в 2009 г. доначислено около 10 % от общих налоговых поступлений). Многочисленность и разнообразие выявленных нарушений налогового законодательства требует совершенствования работы налоговых органов с целью обеспечения неотвратимости карающих мер за нарушения налогового законодательства.
Необходимо отметить, что в создавшихся условиях ФНС России последовательно изыскивает возможности использования правового поля в процессе функционирования налоговой системы в непосредственной работе с налогоплательщиками.
Таким образом, основной задачей, стоящей перед налоговыми органами России, в настоящее время является повышение адаптивности к категориям налогоплательщиков, участие которых в налоговом процессе существенно различно. Решение поставленной задачи требует совершенствования управляемой деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению контроля соблюдения налогового законодательства, полноты и обоснованности его применения, что позволит максимально способствовать достижению стратегической цели государства — не только решить текущие проблемы по наполнению бюджета, но и добиться реализации налогового потенциала на основе полного и регулярного сбора законодательно установленных, посильных для налогоплательщика налогов (под налоговым потенциалом
подразумевается максимально возможная сумма налоговых поступлений на данной территории за определенный промежуток времени, исчисленных в условиях действующего законодательства [1]).
Библиографический список
1. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2007.
655 с.
2. Медведев Д.А. Выступление на V Красноярском экономическом форуме, 15.02.2008 г.
3. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. М.: Гелиос АРВ, 2002. 775 с.
4. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2005. 752 с.
5.N.Alekhin
Tax system in modern conditions of Russia
Development of concept of tax system is considered, proved, that to the primary goal facing to tax bodies of Russia, increase of adaptibility in relation to categories of tax bearers, which participation in tax process essentially variously now is.
Key words: taxes and tax collections, the budget, legal base, tax administration, tax system, tax revenues.
УДК 656.2
C.B. Бражникова, аспирант, 8-951-544-59-44, [email protected], (Россия, Москва, РОАТ МИИТ)
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Рассмотрен экономический механизм в управлении качеством транспортного производства, проведена формализация параметров качества транспортных производственных процессов.
Ключевые слова: транспортный производственный процесс, бизнес-процесс, простое, сложное, интегральное качество.
Качество — одно из сложных экономических, технических, социально-политических и философских категорий. Понятие «качество» многообразно и более полная смысловая наполняемость данного термина