Научная статья на тему 'Налоговая кластеризация субъектов Российской Федерации'

Налоговая кластеризация субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МОНИТОРИНГ / ПОЛЯРИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ / НАЛОГОВАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасевич Алексей Алексеевич

Мониторинг налогового состояния регионов является перспективным направлением совершенствования государственного управления. Результатом мониторинга является формирование представлений о поляризации регионов, их кластеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax clusterization of the Russian Federation subjects

Monitoring of the regions tax condition is the promising direction of the state administration performance. The formation of the representation of the region’s polarization and their clusterization is the result of monitoring.

Текст научной работы на тему «Налоговая кластеризация субъектов Российской Федерации»

© 2014 г. А. А. Тарасевич

налоговая кластеризация субъектов российской федерации

Тарасевич Алексей Алексеевич - аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Научный руководитель: Елена Сергеевна Вылкова, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук

(E-mail: starss@list.ru )

В современных условиях необходимо проведение научных исследований и практических изысканий, направленных на комплексное повышение эффективности налогообложения на региональном уровне, что соответствует целям разработанной в 2008 году «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»1 : создание новых центров социально-экономического развития и уменьшение дифференциации уровня и качества жизни в Российской Федерации (далее - РФ).

Для достижения целей Концепции необходима разработка инновационных подходов построения налоговой политики. Реализации инновационных подходов служит инструмент управления налогообложением на субфедеральном уровне - кластеризация субъектов РФ.

Вопросы налогообложения на уровне региона исследуются многими учеными экономистами. Однако в публикациях рассматриваются, как правило, вопросы налогового потенциала и налоговой политики. Так, налоговый потенциал на уровне субъекта РФ рассматривают П.А. Васильев, Е.Б. Дьякова, Л.В. Перекрестова, В.В. Жилин, А.Б. Паскачев, В.В. Рощупки-на, Ф.Ф. Ханафеев и многие другие. Налоговой политике посвящены книги М.Р. Дзагоевой, Е.А. Збиняковой, В.И. Клисторина, О.А. Лях, Л.С. Гринкевич, М.О. Чиркова и других.

Е.С. Вылкова и И.А. Позов определяют налоговое состояние как «совокупность подверженных изменению в рамках проводимых экономических реформ под воздействием внутренних и внешних факторов количественных - относительных и индексных показателей, а также качественных параметров - правил и условий налогообложения в виде налоговых льгот, преференций и иммунитетов в определенный момент времени на соответствующей территории или на уровне конкретного экономического субъекта, создающих основу для принятия грамотных решений по управлению налогообложением»2.

Среди функций (элементов) управления налоговым состоянием необходимо выделять мониторинг. Мониторинг налогового состояния региона должен обеспечивать качественными данными процесс принятия текущих решений, а по мере накопления информации и стратегических решений - на основе выявления ключевых проблем.

Мониторинг налогового состояния регионов должен проводиться с использованием форм государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности) с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 28.11.2014).

2 Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики. Монография - СПб.: Изд-во «КультинформПресс». 2014. - 264 с.

решений в сфере налогообложения. Объектами мониторинга являются показатели и качественные характеристики налогового состояния субъектов РФ3.

Целесообразно выделять следующие виды мониторинга налогового состояния территорий:

Контрольный мониторинг - вид мониторинга, при котором получаемая информация о фактическом налоговом состоянии субъекта РФ анализируется и сравнивается с заранее установленными требованиями, критериями для принятия решений о совершенствовании налоговой политики и увеличения налогового потенциала территорий.

Исследовательский мониторинг - вид мониторинга, который выполняется для накопления данных о налоговом состоянии региона, при воздействии тех или иных внутренних и внешних факторов (в том числе шоков) с целью совершенствования налоговой политики и увеличения налогового потенциала территорий и оценки эффективности налоговых новаций.

Сравнительный мониторинг - разновидность исследовательского мониторинга, который проводится для оценки отдельных показателей путем их сравнения со средними и т.п.

Особый режим мониторинга налогового состояния - проведение мониторинга региона, находящегося по ряду показателей в критическом налоговом состоянии. Данный вид мониторинга возможен по мере развития представлений о налоговом состоянии территорий.

Периодический мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах налогового состояния происходит через установленные интервалы времени.

В перспективе возможен непрерывный мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах налогового состояния регионов происходит непрерывно, и информация об их текущем состоянии постоянно доступна. Система непрерывного мониторинга - совокупность функционально объединенных средств мониторинга, обеспечивающих измерение показателей и характеристик налогового состояния территорий, обработку и накопление информации в непрерывном режиме.

Мониторинг за налоговым состоянием РФ и ее территорий следует строить на имеющемся опыте, например, построения Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды и Общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. По аналогии с Единым государственным фондом данных о состоянии окружающей среды целесообразно формировать Единый государственный фонд данных о налоговом состоянии РФ и ее территорий, представляющий собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о налоговом состоянии РФ и ее субъектов, подлежащей накоплению во временной динамике, получаемой в результате деятельности Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере налогообложения и смежных с ней областях.

В перспективе необходимо разработать форму документа под названием «Заключение о налоговом состоянии региона (название)», подтверждающего соответствие данной территории требованиям, предъявляемым к значениям показателей, характеризующих налоговое состояние, как в статике, так и в динамике, и призванного при условии его ежегодного заполнения служить информационной основой для специализированных прогнозов налогового состояния конкретных территорий. В дальнейшем возможно создание карт налоговой типологизации регионов и выход на качественно новый уровень управления налоговым состоянием субъектов РФ.

На основе точной идентификации содержания налогового состояния региона и его мониторинга возможно формирование представлений о поляризации регионов, их кластеризации и внесение обоснованных предложений по совершенствованию налоговой политики в субъектах РФ.

3 Вылкова Е.С., Позов И.А. Система показателей, характеризующих налоговое состояние региона // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2013, № 3(47). - С. 96-100.

предложения. концепции. перспективы

В исследовании, проведенном автором, сформулированы требования к перечню показателей-параметров, на основе которых следует осуществлять кластерный анализ налогового состояния субъектов РФ. На основе осуществленных расчетов отобрано 14 показателей, необходимых для достоверной налоговой кластеризации регионов РФ, в том числе:

1. Налогоемкость ВРП (Ен) = ЕПн ,

ВРП

где

ЕПн - сумма поступлений налогов и других платежей в бюджетную систему России;

ВРП - валовой региональный продукт.

2. Уровень налогообложения юридических лиц (Унюр) = ЕПн ,

Кюр

где

Кюр - количество юридических лиц по регионам.

3. Задолженностеемкость ВРП по налогам и другим платежам. в бюджетную систему РФ (Е3) = ЕЗн ,

ВРП

где

ЕЗн - налоговая задолженность в бюджетную систему РФ.

4. Показатель эффективности НДС (Эндс) = ЕИндс ,

ЕВндс

где

ЕИндс - исчисленная сумма НДС по различным налоговым объектам;

ЕВндс - сумма налоговых вычетов по НДС.

5. Показатель эффективности налогового администрирования (Эни) = ЕНИ ,

ЕПн

где

ЕНИ - сумма издержек налогообложения (затрат на содержание налоговых органов).

На основе произведенной налоговой кластеризации регионов РФ за 2010-2012 гг. осуществлена интерпретация результатов и осуществлена группировка субъектов РФ на 5 кластеров. В сводный список регионов, которые в 2010 - 2012 гг., являясь лидерами по отдельным показателям, также входили и в состав существенно функционально пропорциональных кластеров, попали: Белгородская область, Калининградская область, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область.

Интерпретация результатов позволила составить матрицу, отражающую, что из успешного опыта рассмотренных регионов следует брать на вооружение другим субъектам РФ, чтобы попасть в список названных кластеров.

Библиографический список

1. Вылкова Е.С., Позов И.А. Система показателей, характеризующих налоговое состояние региона // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2013, № 3(47). - С. 96-100.

2. Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики. Монография - СПб.: Изд-во «КультинформПресс». 2014 - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.