Научная статья на тему 'К вопросу об участии в межрегиональной налоговой конкуренции'

К вопросу об участии в межрегиональной налоговой конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ / TAX COMPETITION / INTERREGIONAL TAX COMPETITION / TAX COMPETITION DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Е.С., Троянская М.А.

В статье рассматриваются положения, связанные с участием в межрегиональной налоговой конкуренции. В связи с этим делается акцент на ее целях, задачах, алгоритме деятельности, базирующемся на принципах концепции рациональных ожиданий, когда участники процесса управления учитывают ошибки прошлого и привлекают всю возможную информацию для принятия решений относительно будущего участия в межрегиональной налоговой конкуренции. Доказывается необходимость проведения диагностики показателей налоговой конкуренции по субъектам РФ, с целью выявления позитивного и негативного опыта в региональном налогообложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PARTICIPATION IN THE INTERREGIONAL TAX COMPETITION

The article deals with the provisions relating to participation in the interregional tax competition. In this regard, emphasis is placed on its goals, objectives, activities algorithm, based on the principles of the concept of rational expectations when actors take into account the mistakes of the past administration and draw all the possible information to make decisions with respect to future participation in the interregional tax competition. The necessity of diagnostic indicators of tax competition on the subjects of the Russian Federation, in order to identify the positive and negative experiences in regional taxation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об участии в межрегиональной налоговой конкуренции»

23

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Вылкова Е.С. Троянская М.А.

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ

В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются положения, связанные с участием в межрегиональной налоговой конкуренции. В связи с этим делается акцент на ее целях, задачах, алгоритме деятельности, базирующемся на принципах концепции рациональных ожиданий, когда участники процесса управления учитывают ошибки прошлого и привлекают всю возможную информацию для принятия решений относительно будущего участия в межрегиональной налоговой конкуренции. Доказывается необходимость проведения диагностики показателей налоговой конкуренции по субъектам РФ, с целью выявления позитивного и негативного опыта в региональном налогообложении.

Ключевые слова. Налоговая конкуренция, межрегиональная налоговая конкуренция, диагностика налоговой конкуренции.

Vylkova E.S., Troyanskaya M.A.

TO THE QUESTION OF PARTICIPATION IN THE INTERREGIONAL TAX COMPETITION

Abstract. The article deals with the provisions relating to participation in the interregional tax competition. In this regard, emphasis is placed on its goals, objectives, activities algorithm, based on the principles of the concept of rational expectations when actors take into account the mistakes of the past administration and draw all the possible information to make decisions with respect to future participation in the interregional tax competition. The necessity of diagnostic indicators of tax competition on the subjects of the Russian Federation, in order to identify the positive and negative experiences in regional taxation.

Keywords. Tax competition, Interregional tax competition, tax competition diagnostics.

Д Д Д

В современных условиях экономическое развитие РФ и ее территорий является одной из приоритетных задач государственного управления [1], значимое место в ее решении отводится налоговому менеджменту [3] на уровне страны и ее регионов. Важным сегментом управления налогообложением в федеративном государстве является межрегиональная налоговая конкуренция, которая по состоянию на настоящий момент крайне недостаточно исследована в экономической литературе [8]. Участие субъектов Российской Федерации в межрегиональной налоговой конкуренции предполагает выявле-

ГРНТИ 06.73.15

© Вылкова Е.С. Троянская М.А., 2015

Елена Сергеевна Вылкова - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Мария Александровна Троянская - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета.

Контактные данные для связи с авторами (Вылкова Е.С.): 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-96-71. E-mail: vylkovaelena@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 13.11.2015 г.

Для ссылок: Вылкова Е.С. Троянская М.А. К вопросу об участии в межрегиональной налоговой конкуренции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 23-26.

24

Вылкова Е. С. Троянская М.А.

ние сущности, закономерностей, тенденций, причин, определяющих показатель конкуренции в фиксированный момент времени и изменения процессов ее осуществления на основании постоянного мониторинга налогового потенциала и конкурентоспособности в целях прогнозирования, планирования, коррекции, принятия решений и осуществления взвешенной региональной налоговой политики.

Укрупненный алгоритм деятельности, связанной с участием субъектов РФ в налоговой конкуренции, предлагается представить в виде нескольких блоков, базирующихся на принципах концепции рациональных ожиданий, когда участники (регионы) учитывают ошибки прошлого и привлекают всю возможную информацию для принятия решений относительно будущего участия в ней:

- I блок: сбор информации о тенденциях социально-экономического развития и развития налоговой системы региона, об уровне налоговых поступлений, задолженности и т.д. на соответствующем временном этапе;

- II блок: оценка и анализ текущего (исходного) налогового потенциала региона и возможных перспектив его развития в части изменения его налоговых ресурсов, а также формирования адекватных направлений реформирования налоговой политики;

- III блок: формирование системы целей управления (главной и приоритетных), задач и рамочных условий его осуществления;

- IV блок: на основе информации о налоговых льготах и преференциях определение характеристик и расчет показателей налоговой конкуренции региона, их диагностика и сопоставление с другими регионами и показателями в целом по Российской Федерации;

- V блок: составление стратегии управления и детального комплекса мероприятий и планов относительно способов достижения различных социально-экономических целей региона на основе использования информации о налоговой конкуренции;

- VI блок: осуществление плановых решений путем реализации управленческих воздействий в рамках проводимой налоговой политики в целях решения поставленных задач;

- VII блок: системный мониторинг налоговой конкурентоспособности и мониторинг достижения целей устойчивого социально-экономического развития региона;

- VIII блок: сравнение полученных результатов с плановыми показателями налогового потенциала и налоговой конкуренции, корректировка целей управления, управленческих воздействий и мероприятий, осуществляемых в регионе, в необходимом направлении.

В экономической литературе, как правило, рассматриваются цели и задачи налоговой политики, управления налоговым потенциалом или налоговым состоянием [2, 5, 6, 7, 9, 10], но не участия в межрегиональной налоговой конкуренции. В общем виде целью участия субъектов РФ в межрегиональной налоговой конкуренции служит обеспечение более эффективными вариантами реализации на соответствующем этапе социально-экономического развития региональной стратегии.

Необходимо отметить о наличии двух видов целей. Глобальная цель, заключающаяся в достижении стабильного социально-экономического развития хозяйственной системы субъекта РФ; обеспечении вклада региона, как в экономическую безопасность страны, так и в конкурентоспособность ее экономики; повышении качества жизни граждан. Локальная цель, охватывающая гарантию необходимого уровня налоговых доходов субъекта РФ, в частности посредством увеличения налоговой базы; сокращение задолженности по оплате налоговых платежей; нивелирование величины всевозможных рисков, которые связаны с налогообложением; повышение эффективности администрирования налогов и сборов, прежде всего, за счет налогового контроля; неизменность и эластичность налогового законодательства [5].

При этом, стоит отметить, что конечная цель участия в межрегиональной налоговой конкуренции заключается в выявлении резервов повышения значений ее показателей, в частности налогового потенциала, и развития налоговой политики каждого региона посредством сопоставления его показателей с показателями других субъектов РФ в части решения совместных стратегических задач социально-экономического развития территорий. В то же время, для удержания в равновесии показателей налоговой конкуренции при возможных негативных явлениях, которые появляются в условиях рисков и угроз, вскрытых резервов может быть вполне достаточно.

Самыми существенными задачами, обосновывающими целесообразность и необходимость участия в межрегиональной налоговой конкуренции являются:

1) проведение постоянного мониторинга показателей налоговой конкуренции;

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

25

2) принятие на основе анализа показателей налоговой конкуренции обоснованных рекомендаций по внесению поправок в налоговую политику субъекта РФ в части: максимально возможного уровня формирования доходов бюджета, в том числе обеспечения устойчивого уровня их поступлений; стимулирования роста деловой активности хозяйствующих субъектов, в частности: предоставление льгот для инвесторов и инновационных компаний, крупнейших налогоплательщиков, в рамках региональных полномочий, главным образом, в реальном секторе экономики; государственная поддержка приоритетных направлений и отраслей, которые наиболее значимы непосредственно для региона; повышения качества администрирования налогов (в том числе: совершенствование налогового законодательства и развитие системы налогового контроля по вопросам налогового учета и отчетности, формирования налоговой базы, элементов налогов и т.п.).

Конкретное определение системы целей и задач должно формулироваться в исторической ретроспективе с учетом текущего состояния ресурсов различного вида для каждого региона и специфики их социально-экономического развития. Цель участия в межрегиональной налоговой конкуренции имеет многовариантность интерпретации. Её целесообразно классифицировать в зависимости от адресатов выгоды. Так, государственные органы заинтересованы в получении максимальной суммы налоговых поступлений, что объективно отражается на нацеленности на максимизацию одних показателей и минимизацию других. Экономические же субъекты, как российские, так и иностранные, имеют диаметрально ориентированные интересы. Они стремятся размещать бизнес в регионах с льготным налогообложением, минимальным уровнем налоговой нагрузки в соответствующей отрасли, виде деятельности.

Если же говорить о диагностике налоговой конкуренции, то она является неотъемлемой частью государственного управления и представляет собой процесс комплексного исследования, сбора, обобщения и первоначального анализа информации о параметрах, характеристиках (количественных и качественных) формирующих ее, а при необходимости и иной информации для установления позиции региона среди других территорий, сравнения с показателями в целом по России, по соответствующему федеральному округу, для дальнейшего определения с учетом индивидуальных особенностей конкретного субъекта РФ индексных показателей и их средних значений.

Содержание диагностики налоговой конкуренции региона должно опираться на следующие основные требования: соответствовать принципам единства, равенства и справедливости налоговой системы России; учесть специфику социально-экономического развития каждого региона и полномочий их властей в вопросах налогообложения; иметь комплексный, многофакторный характер. Цель диагностики налоговой конкуренции заключается в выявлении проблем и в выработке предложений по совершенствованию налогообложения для каждого субъекта РФ, которые могут быть характерными и нехарактерными для других регионов. Диагностика может также выявить позитивный опыт в управлении развитием налогообложения на уровне региона и в определенной степени повлиять на формирование подходов для последующих стадий управления налоговой конкуренцией.

Основными задачами диагностики региональной налоговой конкуренции следует считать: объективную оценку количественных и качественных показателей налоговой конкуренции с учетом региональной дифференциации; выявление на этой основе резервов для роста налогового потенциала соответствующего региона; разработку рекомендаций по совершенствованию налоговой политики каждого субъекта РФ. Диагностика региональной налоговой конкуренции, по мнению авторов, должна состоять из следующих этапов: расчет показателей налоговой конкуренции в каждом субъекте РФ; сравнение с минимальными и максимальными значениями, с общероссийскими показателями, с показателями по соответствующим федеральным округам; исчисление индексных показателей; анализ и обобщение полученных результатов.

Межрегиональная налоговая конкуренция характеризуется множеством показателей, например, уровень налогового потенциала региона, уровень налоговой активности региона, уровень налоговой конкуренции на одного жителя региона, индекс налоговой конкуренции, коэффициент эластичности выпадающих доходов от валового регионального продукта (ВРП), индекс интенсивности налоговых поступлений. На степень участия в ней также оказывает воздействие большое количество факторов. На основе положений, ранее изложенных авторами в своих публикациях [4, 11] и исходя из различных подходов к классификации факторов, сгруппируем их.

Во-первых, в зависимости от характеристики уровня и стадий развития соответствующей территории можно выделить факторы: общие, т.е. макроэкономические показатели (показатели экономического роста, которые определяются динамикой индикаторов объемов производства, себестоимости и т.д., показатели

26

Вылкова Е. С. Троянская М.А.

инфляции и др.), отражающие развитие на уровне государства, частные, т.е. макроэкономические показатели, отражающие развитие на уровне конкретного субъекта РФ, специфические (возникают на определенных стадиях социально-экономического развития страны и конкретной территории: кризис, возникновение региона или новой административно-территориальной единицы и т.д.).

Во-вторых, среди факторов, которые определяют налоговую конкуренцию субъекта РФ по уровню влияния на экономику территорий, развитие субъектов налогообложения, рост деловой активности субъектов экономики, принятие предпринимательских решений, следует выделять основные и второстепенные. При этом нельзя раз и навсегда составить перечень первостепенных факторов, формирующих налоговую конкуренцию субъекта РФ. Их состав и само ранжирование факторов зависит от стадии развития экономики конкретного региона и его специфики на соответствующем историческом отрезке времени. Это касается и других классификаций факторов.

В-третьих, допустимо говорить, например, о таких факторах как ресурсный и временной, которые определяют условия практического участия в межрегиональной налоговой конкуренцией при реализации стратегии развития региона, основанной на информационно-организационных компетенциях, которые нацелены на его конкурентоспособность во внешней среде.

В-четвертых, следует различать две взаимосвязанные группы факторов, влияющие на налоговую конкуренцию региона: внешние (тенденции развития мировой и национальной экономик, страны, регионов, исторический аспект налоговой политики) и внутренние (тенденции развития региональной экономики, политические факторы регионального уровня и т.д.) в зависимости от того, как рассматривается регион в экономической системе.

Таким образом, в настоящее время для региональных органов власти становится актуальной проблема налоговой конкуренции ввиду роста случаев миграции их налогоплательщиков в регионы с более выгодными условиями налогообложения. В связи с этим представляется необходимым проводить систематическую диагностику налоговой конкурентоспособности не только самого региона, но и так называемых конкурентов. В первую очередь должны быть исследованы налоговые льготы как наиболее действенный инструмент повышения налоговой привлекательности региона, а также различные показатели налоговой конкуренции и налогового потенциала региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа РФ «Региональная политика и федеративные отношения», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 307 // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. № 18 (часть I). ст. 2153.

2. Быков С.С., Орлова Е.Н. Роль налоговых расходов местных бюджетов в формировании налогового потенциала // Проблемы экономики. 2012. № 3. С. 36-46.

3. Викторова Н.Г. Инструментарий налогового менеджмента // Налоги и финансовое право. 2012. № 7. С. 190-194.

4. Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики: монография. СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. 264 с.

5. Ермакова Е.А. Проблемы и возможности увеличения доходов местных бюджетов: налоговый аспект // Наука и общество. 2012. № 4.

6. Киреенко А.П., Орлова Е.Н. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. 2014. № 1 (81). С. 193-217.

7. Перонко И.А., Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Концептуальные основы механизма реализации налоговой политики // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 36. С. 9-14.

8. ПинскаяМ.Р. Налоговая конкуренция. От теории к практике: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 136 с.

9. Рощупкина В.В. Механизм развития налогового потенциала макрорегиона: монография. Ставрополь: СКФУ, 2012. 288 с.

10. Тарасевич А.А. Улучшение налогового состояния регионов РФ на основе результатов их кластерного структурирования // Известия СПбГЭУ. 2014. № 5. С. 124-127.

11. Троянская М.А. Налоговая конкуренция: региональные особенности проявления: монография. М.: Перо, 2014. 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.