Научная статья на тему 'Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени'

Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В этом разделе публикуется подборка основных документов, которые определяли школьную жизнь военной поры. Они были изданы высшими органами власти Советского Союза и Российской Федерации и были обязательны для исполнения каждым учителем, учащимся и родителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени»

ЭХО ВОЙНЫ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОЙ ПОРЫ В ДОКУМЕНТАХ

МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ВСЕХ ДЕТЕЙ И УЧИТЬ ХОРОШО, НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНОСТЬ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ -НИКАКИХ ССЫЛОК НА ВОЕННУЮ ОБСТАНОВКУ...

«Правда». - 24 марта. - 1942 г.

В этом разделе публикуется подборка основных документов, которые определяли школьную жизнь военной поры. Они были изданы высшими органами власти Советского Союза и Российской Федерации и были обязательны для исполнения каждым учителем, учащимся и родителем.

Документы публикуются по изданию: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 19171973 гг./ Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. - 560 с.

О ВОВЛЕЧЕНИИ В ШКОЛЫ ВСЕХ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ Из распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР 30 июля 1942 г.

1. Обязать Совнаркомы союзных республик:

а) обеспечить вовлечение в школы всех детей школьного возраста, принимая все меры к недопущению в течение учебного года отсева учащихся из школы;

б) проводить учебные занятия в школах в две смены, допуская введение третьей смены в исключительных случаях и только с разрешения Совнаркомов союзных республик;

в) освободить к 20 августа с. г. все школьные здания, занятые не по назначению без разрешения СНК СССР или ЦК ВКП(б), за исключением школьных зданий, используемых под госпитали и эвакуированные предприятия;

г) выделить и оборудовать до 1 сентября с. г. дополнительные здания, необходимые для нормального размещения школ в новом учебном году и проведения учебных занятий с детьми.

В середине Великой Отечественной войны в то время, когда только что наметился перелом военной ситуации, впоследствии получивший название «Коренной перелом в ходе Второй миро-

вой войны», когда до Великой Победы оставалось еще долгих два года, органы государственной власти страны продолжали думать о развитии общего образования. В учебном1943/44 году была проведена школьная реформа. В ходе этой реформы было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, существенно укреплена школьная дисциплина: введены Правила для учащихся и ученический билет; значительно был повышен нравственный авторитет педагога. Кроме того, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, военную разруху и другие неблагоприятные последствия военного времени, работникам образования была повышена заработная плата.

О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ (Постановление СНК СССР 16 июля 1943 г.)

Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средней школе создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек в I—X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы1.

2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.

3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 г. распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.

1 Раздельное обучение вводилось в 72 городах РСФСР.

4. Возложить на тт. Косыгина и Потемкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.

5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучения в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 г. отчет о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.

О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ

ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ (Постановление СНК РСФСР 23 июля 1943 г.)

Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 16 июля 1943 г. за № 789 Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Обязать облисполкомы, крайисполкомы и Совнаркомы автономных республик до 5 августа 1943 г. на основании учета контингента мальчиков и девочек утвердить сеть мужских и женских школ, количество классов в них и план распределения учебных помещений, не допуская размещения в одном здании мужских и женских школ.

2. Обязать Наркомпрос РСФСР (тов. Потемкина):

а) утвердить и разослать на места до 25 июля 1943 г. инструкцию о введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах;

б) закончить до 10 августа 1943 г. распределение учащихся и педагогов по мужским и женским школам;

в) представить в Совнарком РСФСР к 15 августа 1943 г. отчет о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Утверждены постановлением СНК РСФСР 2 августа 1943 г.

Каждый учащийся обязан:

1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине.

2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.

3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.

4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.

5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.

6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.

7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.

8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.

9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.

10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.

11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.

12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.

13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.

14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.

15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.

16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.

17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.

18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.

19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.

20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы.

О ВВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКОГО БИЛЕТА

Из приказа народного комиссара просвещения РСФСР 5 августа 1943 г.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 г. № 692 приказываю:

1. Ввести с начала учебного 1943/44 г. для учащихся с V класса неполной средней и средней школы ученический билет установленного образца, согласно приложению.

2. Обязать Детгиз отпечатать в типографии «Детская книга» тиражом 2,5 млн. ученический билет.

■р

Образец ученического билета

Лицевая сторона билета Народный комиссариат просвещения РСФСР УЧЕНИЧЕСКИЙ БИЛЕТ

Внутренняя сторона билета Народный комиссариат просвещения РСФСР Ученический билет №_

(фамилия, имя, отчество)

рождения_г. является ученп_ класса

!_школы № _

(области, края, АССР)

Выдан1_19_г.

Действителен по_19_г.

Директор школы-

Справочник директора школы. М., 1954, с. 173

О ВВЕДНИИ ЦИФРОВОЙ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ, СЕМИЛЕТНЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Постановление СНК РСФСР 10 января 1944 г.)

В целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся — отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо — цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.

2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.

О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ (Приказ народного комиссара просвещения РСФСР 25 января 1944 г.)

Социалистическое соревнование, механически перенесенное из области производства в учебную работу школы, вредно отражается на качестве обучения и дисциплине в школе. Заключение договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать стопроцентную успеваемость и определенное число отличных и хороших отметок приводит к искусственному завышению оценок успеваемости, ослабляет требовательность учителей к учащимся, снижает роль учителя в учебно-воспитательной работе школы. Учитель перестает объективно подходить к оценке знаний учащихся, так как органы народного образования оценивают качество его работы в зависимости от процента успеваемости учащихся данного класса. Некоторые учащиеся используют самообязательства учителей о стопроцентной успеваемости для прикрытия своей нерадивости и лености. В результате таких извращений основ учебно-воспитательного дела во многих школах формальные показатели успеваемости растут, а в действительности учащиеся не становятся грамотнее и образованнее.

П р и к а з ы в а ю:

Наркомам просвещения АССР, заведующим областными (краевыми), городскими, районными отделами народного образования, директорам (заведующим) школ:

а) прекратить практику социалистического соревнования в школе среди учащихся и учителей по вопросам учебной работы.

Запретить неправильную и вредную практику оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости учащихся;

б) решительно устранить всякое давление на учителя в оценке успеваемости учащихся, возложив на него полную персональную ответственность за правильность оценки успеваемости учащихся.

ИНСТРУКЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВОЙ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ, СЕМИЛЕТНЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 г.)

В связи с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 г. за № 24 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» Управление начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями:

При оценке успеваемости учащихся

1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на

наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических.Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

7. В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием:

5 (отлично),

4 (хорошо),

3 (удовлетворительно).

При оценке поведения учащихся

8. Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.

9. Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти.

В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.

10. Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы.

В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.

11. Выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами.

О каждом снижении отметки по поведению доводится до сведения родителей.

Задачи по введению в повседневную школьную жизнь идей школьной реформы ложились на плечи учителей и руководите-

лей учреждений и органов образования. В тяжелое военное время учителям была повышена зарплата. Но не последнее место отводилось и моральным стимулам труда. Одним из них стало учреждение Почётного звания «Отличник народного просвещения». Это почетное звание присваивалось фактически до прекращения существования советской системы образования. Им искренне гордились и продолжают гордиться до сих пор тысячи учителей России и их потомки

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРУДНОМ ЗНАЧКЕ «ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Утверждено постановлением СНК РСФСР 14 ноября 1943 г.

1. Нагрудным значком «Отличник народного просвещения» награждаются работники учреждений Наркомпроса РСФСР и отделов народного образования:

а) за отличное выполнение закона о всеобщем обязательном обучении детей;

б) за образцовую постановку учебно-воспитательной работы в школе, в детском саду, в детском доме;

в) за отличную организацию и высокое качество подготовки кадров народного просвещения;

г) за образцовую постановку работы в политпросветучреждениях (клубе, избе-читальне, библиотеке и т. п.);

д) за отличную организацию и проведение методической работы в школе, районе, городе, области, крае, АССР, а также за лучшие печатные работы, обобщающие опыт учреждений народного образования;

е) за образцовую работу по организации производства учебных пособий на предприятиях Наркомпроса, за конструирование новых оригинальных учебных пособий и разработку технологического процесса изготовления их;

ж) за отличное руководство учреждениями народного просвещения в районе, городе, области, крае, АССР, РСФСР.

2. Награждение нагрудным значком «Отличник народного просвещения» производится приказом народного комиссара просвещения РСФСР по представлению заведующих областными, краевыми отделами народного образования, наркомов просвещения АССР, а также начальников управлений Наркомпроса РСФСР.

3. Нагрудный значок «Отличник народного просвещения» носится на правой стороне груди.

4. Лишение значка «Отличник народного просвещения» производится приказом народного комиссара просвещения РСФСР за поступки, не совместимые со званием отличника народного просвещения.

В годы военного лихолетья к вопросу дисциплины в школе относились особо. Сложное положение часто диктовало необходимость почти военной дисциплины, иногда и беспрекословного подчинения. Органы государственной власти, отвечающие за народное просвещение, постоянно думали о том, как сочетать свободу и принуждение в школе и какой должна быть дисциплина школьников.

ОБ УКРЕПЛЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛЕ Из приказа народного комиссара просвещения РСФСР 21 марта 1944 г.

Народный комиссариат просвещения, отмечая некоторое улучшение воспитательной работы с учащимися, устанавливает, что отдельные учителя и директора школ в своей практической работе допускают извращения принципов советского воспитания.

Эти извращения идут по двум направлениям: с одной стороны, учителя и директора школ не предъявляют твердых требований к учащимся, не применяют к ним соответствующих мер взыскания за нарушения порядка и дисциплины в школе, ограничиваясь бесплодными разъяснениями и уговариванием бесчинствующих и лентяев;

с другой стороны, систематическая воспитательная работа со всеми учащимися и каждым в отдельности подменяется зачастую голым адми-

нистрированием, механическим перенесением в школу дисциплинарной практики армии, а также применением к учащимся мер наказания, оскорбляющих достоинство ученика.

Та и другая практика не дает положительных результатов, не воспитывает чувства долга и ответственности учащихся, снижает авторитет учителя и директора и противоречит воспитательной политике партии и прогрессивным традициям русской педагогики.

Партией и правительством неоднократно давались исчерпывающие указания о путях и методах укрепления порядка и дисциплины в школе. Дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы школы и общим ее укладом: умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником «Правил для учащихся», сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.

Только неукоснительное проведение этих указаний, умелое преодоление трудностей в воспитательной работе, а не беспринципное метание из одной крайности в другую обеспечат требуемую дисциплину учащихся.

П р и к а з ы в а ю:

Заведующим областными (краевыми) отделами народного образования и народным комиссарам просвещения АССР:

1. Поставить в центр внимания отделов народного образования, директоров и учителей школ, наряду с задачей повышения качества обучения учащихся, обязательность всемерного укрепления дисциплины и порядка в школе.

2. Вменить в обязанность директорам и учителям школ вести неустанную и систематическую работу по внедрению в жизнь «Правил для учащихся».

Разъяснить директорам и учителям школ необходимость при воздействии на учащихся умелого сочетания методов убеждения с непреклонным требованием беспрекословного выполнения ими установленных правил и порядка в школе и вне ее.

3. Установить следующие меры поощрения и наказания учащихся:

а) поощрения: похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемые директорами школы;

б) наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы

(временно — не свыше двух недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.

Исключение учащихся из школы сроком от одного до трех лет, направление в школу с особым режимом утверждать районному (городскому) отделу народного образования.

4. Указать, что назначение поощрений и наказаний всецело зависит от педагогических соображений учителей и директора школы и что награды и наказания тем более действенны, чем разумнее и реже они применяются.

5. Подчеркивая решающую роль учителя в установлении порядка и дисциплины в школе, обеспечить со стороны педагогического коллектива единство требований к учащимся, непременное доведение каждого требования до конца, тщательную подготовку к уроку, использование его в воспитательных целях и постоянное совершенствование учителя в вопросах теории и практики воспитания.

6. Считая, что работа комсомольских и пионерских организаций в школе является неотъемлемой частью всей воспитательной работы, направить их усилия на создание такого общественного мнения учащихся, при котором всякое нарушение порядка и дисциплины было бы нетерпимым, как порочащее честь школы и ученика.

7. Потребовать от директора и учителей школ серьезной работы по улучшению военно-физического воспитания учащихся, привитию им трудовых навыков, а также развертыванию внеклассных и внешкольных мероприятий, способствующих укреплению дисциплины в школе и вне ее.

8. Усилить педагогическую пропаганду среди населения и родителей учащихся по вопросам воспитания. С этой целью восстановить лектории, родительские университеты и систематически проводить лекции и доклады.

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Постановление СНК СССР 21 июня 1944 г.

В целях улучшения качества учебной работы в школе Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Установить для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу, обязательную сдачу выпускных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу, сдачу экзаменов на аттестат зрелости.

Сдачу выпускных экзаменов и экзамены па аттестат зрелости ввести с 1944/45 учебного года.

2. Для награждения учащихся средней школы, показавших при сдаче

экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение, установить золотую и серебряную медали.

Золотой медалью награждать лиц, имеющих отличное поведение и оценку «5» по всем предметам учебного плана средней школы.

Серебряной медалью награждать лиц, имеющих отличное поведение, оценку «5» по всем предметам, отнесенным к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку «4» не более чем по трем из остальных предметов.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛЯХ И ОБРАЗЦОВ АТТЕСТАТА ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ Постановление СНК Союза ССР 30 мая 1945 г.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить Положение о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение».

2. Утвердить образцы и описание золотой и серебряной медалей «За отличные успехи и примерное поведение».

3. Утвердить для РСФСР образец аттестата зрелости для оканчивающих среднюю школу и особые образцы для оканчивающих среднюю школу с золотой и серебряной медалями.

4. Награждение золотой и серебряной медалями, предусмотренное 1-м пунктом настоящего постановления, производить независимо от отметок по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.

5. Обязать Наркомфин СССР изготовить необходимое количество золотых и серебряных медалей и бланки аттестатов зрелости трех образцов, согласно заявкам Совнаркомов союзных республик.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛЯХ «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (Утверждено постановлением СНК 30 мая 1945 г.)

1. Золотой медалью «За отличные успехи и примерное поведение» награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку «5» по всем основным предметам учебного плана средней школы.

2. Серебряной медалью «За отличные успехи и примерное поведение» награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку «5» по всем предметам, отнесенным к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов учебного плана средней школы.

3. Золотая и серебряная медали «За отличные успехи и примерное поведение» присуждаются областными, краевыми отделами народного образования, народными комиссариатами просвещения автономных республик и народными комиссариатами просвещения союзных республик, не имеющих областного деления, по представлению педагогического совета школы.

Медали вместе с аттестатами зрелости особого образца вручаются награжденным директором школы на торжественном акте по окончании выпускных экзаменов.

4. Награжденные золотыми и серебряными медалями «За отличные успехи и примерное поведение» имеют право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимаются награжденные золотой медалью, а затем — награжденные серебряной медалью.

ОПИСАНИЕ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛЕЙ «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (Утверждено постановлением Совнаркома СССР 30 мая 1945 г.)

Золотая и серебряная медали «За отличные успехи и примерное поведение» имеют вид правильного круга. Золотая - диаметром 35 мм, толщиною 1,5 мм; серебряная - диаметром 40 мм, толщиною 2 мм. На лицевой стороне медали на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга, окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части медали, в центре

расходящихся лучей, выпуклая пятиконечная звезда. По окружности медали надпись: «За отличные успехи и примерное поведение»,- ободок из точек и бортик.

На оборотной стороне медали изображение герба соответствующей союзной республики диаметром: на золотой медали — 19 мм, на серебряной -21 мм - и под ним сокращенная надпись наименования союзной республики.

Надписи на медали исполнены на языке союзной республики, изображение и надписи выпуклые.

Золотая медаль «За отличные успехи и примерное поведение» изготовляется из золота, серебряная медаль — из серебра.

УТВЕРЖДЕНО постановлением Совнаркома СССР от 30 мая 1945 г.

УТВЕРЖДЕНО постановлением Совнаркома СССР от 30 мая 1945 г.

РСФСР

Народный комиссариат просвещения

АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ Герб РСФСР

Настоящий аттестат выдан _,

роди вше_в_19_года,

_, поступив

в том, что он_

в 19_году в_

окончил_

_ среднюю школу №_

_полный курс этой шко-_при отличном

лы и обнаружил_

поведении следующие знания, по предметам:

Русский язык _

Литература _

Алгебра _

Геометрия _

Тригонометрия _

Естествознание _

История СССР _

Всеобщая история _ Конституция СССР_ География _

Физика _

Астрономия _

Химия _

Иностранный язык _

На основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 750 «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»

_награжден ЗОЛОТОЙ

медалью.

Настоящий аттестат, согласно § 4 Положения о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение», утвержденного Советом Народных

Комиссаров Союза ССР_1945 г., дает его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов.

Директор школы

Выдан_194 г.

Заместитель директора по учебной части Учителя:

СП СССР, 1945, М 3, ст. 43

РСФСР

Народный комиссариат просвещения

, АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ Герб РСФСР

Настоящий аттестат выдай_

родивше_в_

19_года, в том, что он_

поступив в 19_году в_среднюю школу №_, окончил_полный

курс этой школы и обнаружил__

при отличном поведении следующие знания по предметам:

Русский язык

Литература

Алгебра

Геометрия

Тригонометрия

Естествознание

История СССР

Всеобщая история _

Конституция СССР _

География

Физика

Астрономия

Химия

Иностранный язык _

На основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 750 «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»

_|_награжден _

СЕРЕБРЯНОЙ медалью.

Настоящий аттестат, согласно § 4 Положения о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение», утвержденного Советом Народных

Комиссаров Союза ССР_1945 г., дает его

владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов. Директор школы

Выдан_194 г.

Заместитель директора по учебной части Учителя:

СП СССР, 1945, № 3, ст. 43

Отдельной страницей истории Великой Отечественной войны стала героическая работа подростков на промышленных предприятиях. Несмотря на быстрое взросление, они продолжали оставаться школьниками и должны были продолжать своё обучение в системе школ рабочей или сельской молодёжи. Занятия в таких школах велись посменно. Они сыграли особую роль в выполнении Закона о всеобщем обучении.

ОБ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (Постановление СНК СССР 15 июля 1943 г.)

В целях обеспечения подросткам, занятым на производстве, возможности продолжать образование без отрыва от работы на предприятиях Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся организовать с 1 октября 1943 г. в городах и рабочих поселках сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и желающих без отрыва от работы продолжать свое образование.

2. Обязать наркомпросы союзных республик обеспечить повседневное руководство школами подростков, укомплектование школ квалифицированными кадрами преподавателей и директоров, снабжение учебниками, учебными пособиями и школьными письменными принадлежностями наравне с неполными средними и средними школами.

3. Наркомпросу РСФСР представить в Совнарком СССР к 1 сентября 1943 г. Положение о школе обучения подростков, занятых на производстве.

4. Руководителям промышленных наркоматов и директорам предприятий обеспечить школы помещениями, оборудованием, отоплением, освещением. Прикрепить преподавателей школ на питание к столовым предприятий.

Вместе с органами народного образования создать необходимые условия для посещения подростками учебных занятий (установить сменные занятия в школах, консультации преподавателей и т. д.).

5. Определить продолжительность учебного года в школах для работающих подростков в 48 недель при 9 учебных часах в неделю (З дня по 3 часа) и количество учащихся в каждой группе не более 20 человек.

Обучение подростков, работающих на производстве, проводить по программам У-Х классов неполной средней и средней школы.

6. Для проведения инспектирования работы школ подростков разрешить наркомпросам союзных республик ввести в штаты районных, городских, об-

ластных, краевых отделов народного образования инспекторов-методистов.

7. Обязать Наркомфин СССР предусмотреть в бюджетах наркомпросов союзных республик на 1943 г. необходимые ассигнования для содержания школ по обучению подростков без отрыва от производства.

О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ШКОЛ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (Распоряжение СНК СССР 30 апреля 1944 г.)

1. Переименовать школы для подростков, работающих на предприятиях, организованные согласно постановлению Совнаркома СССР от 15 июля 1943 г. № 782, в школы рабочей молодежи.

2. Утвердить представленное Наркомпросом РСФСР Положение о школах рабочей молодежи.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ

I. Общие положения

1. Школы рабочей молодежи организуются на основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 июля 1943 г. № 782 «Об обучении подростков, работающих на предприятиях».

Обучение в школах рабочей молодежи проводится без отрыва от производства.

2. Школы рабочей молодежи имеют целью дать молодежи общеобразовательную подготовку в объеме семилетней и средней школы, воспитать молодежь в духе беззаветной любви к Родине и преданности Советской власти.

3. Школы организуются для обучения молодежи одного или нескольких предприятий и открываются по решению областных, краевых исполкомов Советов депутатов трудящихся или постановлению Совнаркомов союзных и автономных республик, а в городах республиканского подчинения — по решению исполкомов городских Советов депутатов трудящихся.

4. Школы рабочей молодежи создаются двух типов: семилетние в составе У, VI, VII классов и средние в составе У, VI, VII, VIII, IX и X классов. При школах могут создаваться подготовительные группы для подростков, не окончивших начальной школы.

5. Обучение юношей и девушек в школах рабочей молодежи проводится совместно.

6. Школы рабочей молодежи находятся в ведении наркомпросов союз-

ных республик и их местных органов. На наркомпросы и местные органы народного образования возлагается повседневное руководство школами рабочей молодежи, укомплектование их преподавателями и директорами, снабжение учебниками, учебными пособиями и школьными письменными принадлежностями.

Руководители промышленных наркоматов и директора предприятий обеспечивают школы рабочей молодежи помещениями, оборудованием, отоплением, освещением, создают совместно с органами народного образования необходимые условия для посещения подростками учебных занятий (освобождение учащихся от сверхурочных работ и от мобилизации на трудовые работы в течение всего периода обучения).

II. Организация учебной работы

7. Занятия в школах рабочей молодежи, исходя из условий производства, проводятся по сменам (утренним, дневным и вечерним).

8. Число учащихся в каждом классе школ рабочей молодежи устанавливается не более 20 человек.

9. Учебный год в школах рабочей молодежи начинается с 1 сентября, заканчивается 15 августа и делится на полугодия: первое полугодие - с 1 сентября по 15 февраля и второе - с 15 февраля по 1 августа.

Учебный год имеет 48 рабочих недель по 9 учебных часов в неделю (3 дня по 3 часа).

10. Школы рабочей молодежи работают по учебным планам, утвержденным наркомпросами союзных республик, и программам V-X классов общеобразовательных семилетних и средних школ.

11. Основной формой организации учебной работы в школах рабочей молодежи является урок, который проводится учителем с определенным классом и с постоянным составом учащихся по твердому расписанию. В дополнение к урокам проводятся консультации для учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны преподавателей. Продолжительность урока устанавливается в 45 минут.

12. Знания учащихся в школах рабочей молодежи систематически проверяются путем устного опроса на уроках, проведения классных письменных и лабораторных работ, проверки выполнения домашних работ и оцениваются отметками, установленными для семилетней и средней школы.

13. В конце учебного года в V-X классах школ рабочей молодежи проводятся переводные и выпускные испытания, порядок проведения которых определяется инструкцией наркомпросов союзных республик.

III. Учащиеся

14. Прием заявлений от молодежи, работающей на фабриках, заводах, в шахтах, рудниках, на предприятиях железнодорожного и водного транспорта и в учреждениях и желающей обучаться в школах рабочей молодежи, проводится директором школы в период с 1 по 20 августа и зачисление в школы с 20 августа по 1 сентября.

При заявлении о приеме в школу рабочей молодежи представляется документ об образовании.

15. Лица, имеющие документ об окончании IV—IX классов семилетних и средних школ, принимаются в соответствующие классы школ рабочей молодежи без испытаний. В случае отсутствия документа об образовании зачисление в соответствующий класс школы производится на основании проверочных испытаний.

16. Учащиеся школ рабочей молодежи, успешно сдавшие переводные и выпускные испытания и получившие по всем основным предметам и по поведению отметки «5», награждаются похвальными грамотами.

17. Окончившие семилетние школы рабочей молодежи получают свидетельство, а окончившие средние школы — аттестат за подписью директора и учителей школы и пользуются всеми правами, предусмотренными для учащихся, окончивших семилетние и средние школы.

18. В школах рабочей молодежи создаются ученические организации на основании Положения, утвержденного наркомпросом союзной республики по согласованию с ЦК ВЛКСМ.

IV. Руководство школами

19. Во главе школы рабочей молодежи стоит директор, назначаемый заведующим областным, краевым отделом народного образования, народным комиссаром просвещения автономной республики, а в городах республиканского подчинения — заведующим городским отделом народного образования из числа лучших учителей, имеющих высшее педагогическое образование (для средних школ) и образование не ниже учительского института (для семилетних школ) и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

Директора школ рабочей молодежи могут вести в своих школах преподавание одного из учебных предметов.

20. Директор школы рабочей молодежи руководит учебно-воспитательной работой школы, председательствует в педагогическом совете, руководит хозяйством и финансами школы и отвечает за точное выполнение всех

постановлений и инструкций, касающихся школы рабочей молодежи.

Директор школы ведет свою работу в тесном контакте с местными комсомольскими и профсоюзными организациями.

21. В школах, имеющих не менее шести классов, устанавливается должность заведующего учебной частью.

Заведующий учебной частью по представлению директора школы назначается заведующим областным, краевым отделом народного образования, народным комиссаром просвещения автономной республики, а в городах республиканского подчинения — заведующим городским отделом народного образования из числа лучших учителей, имеющих высшее педагогическое образование (для средних школ) и образование не ниже учительского института (для семилетних школ) и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

Заведующие учебной частью могут вести в своей школе преподавание одного из учебных предметов.

22. Заведующий учебной частью отвечает перед директором школы за организацию учебно-воспитательной работы, составляет расписание учебных занятий, контролирует выполнение учебного плана и программ, следит за успеваемостью и дисциплиной учащихся, оказывает необходимое содействие в работе ученической организации, организует и направляет методическую работу учителей, в отсутствие директора исполняет его обязанности.

23. Учителем V-VII классов школ рабочей молодежи может быть лицо, имеющее образование не ниже учительского института, учителем VIII — X классов — педагогическое или университетское образование.

Учителя школ рабочей молодежи назначаются заведующим областным, краевым отделом народного образования, народным комиссаром просвещения автономной республики, а в городах республиканского подчинения — заведующим городским отделом народного образования.

24. В каждом классе школы рабочей молодежи имеется классный руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных учителей школы.

Права и обязанности классных руководителей определяются инструкцией, утвержденной наркомпросом союзной республики.

25. В школах рабочей молодежи организуется педагогический совет под председательством директора школы в составе заведующего учебной частью и всех учителей. Педагогический совет действует на основании Положения, утвержденного наркомпросом союзной республики.

V. Финансирование и отчетность

26. Школы рабочей молодежи имеют свою годовую смету, утверждаемую районным (городским) исполнительным комитетом Советов депутатов трудящихся.

27. Школы ведут делопроизводство, статистическую отчетность по формам и в сроки, установленные наркомпросом союзной республики, и периодически отчитываются в работе перед районным (городским) отделом народного образования.

28. Школы рабочей молодежи пользуются правами юридического лица и имеют свою печать установленного наркомпросом союзной республики образца.

29. Все учебное оборудование школ рабочей молодежи составляет государственную собственность и не может быть отчуждено от школ без специального на то постановления Совнаркома союзной республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (Постановление СНК СССР 6 июля 1944 г.)

В целях обучения сельской молодежи и подростков без отрыва от сельскохозяйственных работ Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся открыть к 1 ноября .1944 г. вечерние школы сельской молодежи.

Установить, что в тех местностях, где число подлежащих обучению незначительно, открываются вечерние классы при существующих школах. Обучение молодежи в этих школах и классах проводить без отрыва от работы.

2. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся к 1 августа 1944 г. определить по каждому району количество школ, исходя из учета молодежи, подлежащей обучению, кадров преподавателей и помещений.

3. Утвердить Положение о вечерних школах сельской молодежи (приложение № 1).

4. Обязать наркомпросы союзных республик обеспечить повседневное руководство школами, укомплектование школ квалифицированными кадрами учителей и заведующих, снабжение учебниками, учебными пособиями и школьными письменными принадлежностями наравне с детскими школами.

5. Разрешить наркомпросам союзных республик назначить заведующи-

ми вечерними школами сельской молодежи по совместительству директоров начальных и семилетних школ, установив им за эту работу надбавку к заработной плате в следующих размерах:

а) с числом учащихся до 50 человек — 75 рублей в месяц;

б) с числом учащихся до 100 человек — 100 рублей в месяц;

в) с числом учащихся свыше 100 человек — 150 рублей в месяц.

6. Обязать краевые, областные и районные Советы депутатов трудящихся обеспечить школы помещениями, оборудованием, отоплением, освещением.

7. Определить продолжительность учебного года в вечерних школах сельской молодежи в 25 недель при 20 учебных часах в неделю (5 дней по 4 часа) с 1 ноября по 1 мая. Предоставить право СЫК союзных республик в зависимости от сроков сельскохозяйственных работ определять начало и окончание учебного года при условии сохранения шестимесячного курса обучения.

8. Обязать Наркомпрос РСФСР издать к 1 сентября с. г. учебники для вечерних школ сельской молодежи.

9. Обязать Центросоюз предусмотреть выделение целевым назначением областям, краям и республикам керосина из расчета 10 литров в месяц на каждую вечернюю школу сельской молодежи.

10. Расходы по содержанию вечерних классов и вечерних школ сельской молодежи в 1944 г. отнести за счет ассигнований на просвещение, предусмотренных по республиканскому и местному бюджетам на 1944 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о вечерних школах сельской молодежи

I. Общие положения

1. Вечерние школы сельской молодежи организуются на основании постановления СНК СССР от 6 июля 1944 г. за № 829 «Об организации вечерних школ сельской молодежи». Обучение в вечерних школах сельской молодежи производится без отрыва от сельскохозяйственных работ.

2. Вечерние школы сельской молодежи являются государственными общеобразовательными школами и имеют целью дать молодежи подготовку в объеме начальной и семилетней школы, воспитать молодежь в духе беззаветной любви к Родине и преданности Советской власти.

3. Школы организуются в крупных селениях, в колхозах, совхозах и МТС и открываются по решению районных и областных исполкомов Советов депутатов трудящихся.

4. Школы создаются двух типов - начальные в составе I, II, III и IV классов и семилетние в составе I-VII классов. В том случае если количество уча-

щихся недостаточно для создания школы, создаются отдельные классы в зависимости от общеобразовательной подготовки.

5. Обучение юношей и девушек в вечерних школах сельской молодежи проводится совместно.

6. Вечерние школы сельской молодежи находятся в ведении наркомпро-сов союзных республик и их местных органов. На наркомпросы и местные органы народного образования возлагается повседневное руководство вечерними школами сельской молодежи, укомплектование их учителями, директорами и заведующими, снабжение их учебниками, учебными пособиями и школьными письменными принадлежностями.

II. Учащиеся

7. В вечерние школы сельской молодежи принимаются молодежь и подростки с 14-летнего возраста и обучаются в ней без отрыва от сельскохозяйственных работ.

8. Прием заявлений от молодежи проводится в период с 1 октября по 20 октября, а зачисление в школы — с 20 октября по 1 ноября.

Неграмотные принимаются в I класс, остальные зачисляются в тот или иной класс, в зависимости от имеющихся документов об образовании.

При отсутствии документов об образовании прием в соответствующий класс проводится на основе проверочных испытаний.

9. Окончившие вечерние школы сельской молодежи получают свидетельство по форме, установленной наркомпросом союзной республики.

III. Организация учебной работы

10. Вечерние школы сельской молодежи работают по учебному плану и программам, утвержденным наркомпросами союзных республик.

11. Занятия в вечерних школах сельской молодежи проводятся 5 раз в неделю по 4 часа.

12. Число учащихся в каждом классе устанавливается не более 20 человек.

13. Учебный год в вечерней школе сельской молодежи начинается с 1 ноября и продолжается до 1 мая. В конце учебного года учащиеся подвергаются испытаниям, порядок проведения которых определяется инструкцией НКП союзных республик.

14. Основной формой организации учебной работы в вечерних школах сельской молодежи является урок, проводимый под руководством учителя, по строго определенному расписанию и с постоянным составом учащихся данного класса. Продолжительность урока устанавливается 45 минут.

Формой текущего учета знаний учащихся является индивидуальный, систематически проводимый опрос на уроках с установленными отметками.

IV. Руководство школой

15. Вечернюю школу сельской молодежи возглавляет заведующий (директор) школы, назначаемый отделом народного образования из лиц, имеющих соответствующее педагогическое образование и педагогический стаж работы.

Заведующий (директор) школы может вести преподавание в одном из классов.

16. Заведующий (директор) школы несет полную ответственность за всю учебно-воспитательную работу в школе, а также за состояние всего хозяйства школы.

17. Учителя вечерней школы сельской молодежи назначаются заведующим районным отделом народного образования.

V. Финансирование и отчетность

18. Вечерняя школа сельской молодежи имеет свою смету, утвержденную районным исполнительным комитетом Советов депутатов трудящихся.

19. Школа ведет делопроизводство и статистическую отчетность по формам и в сроки, установленные наркомпросами союзных республик, и периодически отчитывается в работе перед районным отделом народного образования.

20. Вечерняя школа сельской молодежи пользуется правами юридического лица и имеет свою печать установленного наркомпросом союзной республики образца.

21. Все учебное оборудование вечерних школ сельской молодежи составляет государственную собственность и не может быть отчуждено от школ без специального на то постановления Совнаркома союзной республики.

О ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ШКОЛЫ Постановление СНК СССР 8 сентября 1943 г.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Предложить Совнаркомам союзных республик ввести повсеместно с 1944/45 учебного года обязательное обучение детей семилетнего возраста в начальных, неполных средних и средних школах.

Сборник руководящих и инструктивных материалов по всеобщему обучению детей. М., 1944, с. 14

О ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ШКОЛЫ Постановление СНК РСФСР 1 декабря 1943 г.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 сентября 1943 г. № 964 Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Предложить областным, краевым исполкомам и Совнаркомам автономных республик ввести повсеместно с 1944/45 учебного года обязательное обучение детей семилетнего возраста в начальных, неполных средних и средних школах.

2. Распространить порядок учета детей и подростков, установленный инструкцией Нар-компроса РСФСР «Об организации учета детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет включительно и о порядке контроля за выполнением закона о всеобщем обязательном обучении», утвержденной постановлением СНК РСФСР 14 июля 1943 г. (СП РСФСР, 1943, № 4, ст. 37), на детей, которым к 1 сентября 1944 г. исполнится 7 лет.

3. Обязать областные, краевые исполкомы и Совнаркомы автономных республик обеспечить вновь организуемые классы учителями, учебными помещениями и классной мебелью.

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Постановление СНК СССР 18 декабря 1943 г.

В целях улучшения заочного обучения учителей, не имеющих педагогического образования, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить сеть заочных отделений при педагогических училищах, учительских и педагогических институтах с контингентом учащихся на 1943/44 учебный год согласно приложениям №1 и 2.

2. Установить, что учителя, не имеющие необходимого образования, обязаны окончить соответствующие заочные или вечерние педагогические учебные заведения в следующие сроки: учителя ¡-IV классов — педагогические училища к 1 августа 1947 г., учителя V-VII классов — учительские институты к 1 августа 1946 г., учителя VIII-X классов — педагогические институты или университеты к 1 августа 1948 г.

3. Освободить от платы за обучение учителей начальных, неполных средних и средних школ, удовлетворительно обучающихся на заочных отделениях в педагогических учебных заведениях.

4. Проезд учителей-заочников на сессию и обратно производить за счет средств, ассигнованных на заочное обучение.

5. Обязать Наркомпрос РСФСР и Наркомфин СССР в двухнедельный срок издать инструкцию о порядке оплаты специальных расходов учителям-заочникам.

6. Разрешить наркомпросам союзных республик расходовать ежегодно до 1% от общей суммы расходов на повышение квалификации учителей для премирования лучших по постановке заочного обучения районных отделов народного образования, школ, педагогических училищ, учительских и педагогических институтов, университетов, институтов усовершенствования учителей, а также наиболее успевающих учителей-заочников.

7. Возложить ответственность за состояние заочного обучения учителей на заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и народных комиссаров просвещения республик.

8. Разрешить Совнаркому РСФСР:

а) увеличить штат отдела заочного обучения Управления высшей школы Наркомпроса РСФСР до 9 человек, а также ввести в штатах областных (краевых) отделов народного образования, наркомпросов автономных республик должность инспектора по заочному обучению;

б) восстановить с 1 января 1944 г. при Управлении высшей школы Наркомпроса РСФСР научно-методический кабинет по заочному обучению, на который возложить разработку учебно-методических вопросов и издание учебно-методических материалов по заочному обучению.

9. Установить должностные оклады руководящему и учебно-вспомогательному персоналу заочных отделений при университетах, педагогических и учительских институтах на 10% ниже окладов, предусмотренных для соответствующих работников университетов, педагогических и учительских институтов.

10. Обязать совнаркомы союзных республик, кроме Совнаркома РСФСР, разработать до 1 января 1944 г. мероприятия по укреплению системы заочного педагогического образования в республике, предусмотрев организацию при педагогических и учительских институтах и педагогических училищах отделений заочного обучения и установленного контингента приема на текущий учебный год.

И. Обязать наркомпросы союзных республик:

а) обеспечить через местные органы народного образования не реже

одного раза в три месяца персональную проверку выполнения учителями-заочниками учебных заданий;

б) освободить учителей-заочников от всякой внеурочной работы в течение 4 вечеров в неделю, не считая выходного дня, а также обеспечить их тетрадями из расчета 15 штук на одного заочника в год;

в) организовать с 1 января 1944 г. консультационные пункты для учителей-заочников из расчета 1 пункт на 500 человек. Обслуживание консультационных пунктов производить профессорско-преподавательским составом педагогических институтов и университетов.

Расходы на содержание консультационных пунктов производить по смете отделений заочного обучения;

г) издать в 1944 г. учебники, учебные планы, программы, списки рекомендованной литературы, методические указания для учителей-заочников по основным дисциплинам;

д) организовать с 1 января 1944 г. при областных (краевых) республиканских библиотеках и библиотеках высших и средних педагогических учебных заведений библиотеки-передвижки для обслуживания учителей-заочников, проживающих в отдаленных пунктах.

12. Обязать Наркомбумпром поставить Наркомпросу РСФСР в течение I и II кварталов 1944 г. за счет фондов Совнаркома РСФСР 200 тонн бумаги целевым назначением для заочного педагогического образования.

13. Обязать Наркомпрос РСФСР и Комитет по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР организовать через московские и местные радиовещательные станции передачи для учителей-заочников лекций и консультаций.

14. Обязать Наркомторг СССР обеспечивать учащихся заочных отделений педагогических учебных заведений в период их работы на сессии и на консультационных пунктах питанием в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 10 февраля 1943 г. за № 145 «Об улучшении питания студентов высших учебных заведений».

15. Обязать Наркомфин СССР предусмотреть в бюджетах союзных республик необходимые ассигнования на расширение сети заочного обучения учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.