Научная статья на тему 'Деятельность татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг'

Деятельность татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОВЕРЯТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / TEACHERS' CONFERENCE / METHODICAL HELP / PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY TRAINING / TO EXAMINE THE ACADEMIC PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфова О. Г.

Статья содержит анализ основных направлений деятельности ТИУУ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и показывает деятельность учреждений народного образования в этот период. В ней затрагиваются особенности работы школ и учителей в годы войны, а также мероприятия, осуществляемые ТИУУ по повышению квалификации педагогических кадров в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the main trends in the process of teachers' retraining in Tatarstan in 1941-1945. It shows the activity of the school educational institutions and what the staff of the Tatar Institute of Teachers' Retraining do within the years of the War. The article deals with the peculiarities of the schools' work in 1941-1945 and shows the contribution the Institute made in solving these problems.

Текст научной работы на тему «Деятельность татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 гг.

О.Г. Евграфова

Статья содержит анализ основных направлений деятельности ТИУУ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и показывает деятельность учреждений народного образования в этот период. В ней затрагиваются особенности работы школ и учителей в годы войны, а также мероприятия, осуществляемые ТИУУ по повышению квалификации педагогических кадров в данный период.

Ключевые слова: методическая помощь, патриотическое воспитание, военная подготовка, проверять учебный процесс, учительская конференция.

The work of the Tatar Institute of Teachers' Retraining (The Tatar Institute of the Teachers' Qualification Improvement )during the Great Patriotic War. The

article presents the analysis of the main trends in the process of teachers' retraining in Tatarstan in 1941-1945. It shows the activity of the school educational institutions and what the staff of the Tatar Institute of Teachers' Retraining do within the years of the War. The article deals with the peculiarities of the schools' work in 1941-1945 and shows the contribution the Institute made in solving these problems.

Key words: methodical help, patriotic education, military training, to examine the academic process, teachers' conference.

С каждым годом все дальше уходит в историю одно из важнейших событий мировой истории - Великая Отечественная война. Победа народа нашей страны была и остается событием, находящимся в центре внимания общественности. Особую актуальность тема войны приобретает в связи с празднованием 65-летия Победы.

Немалая заслуга во всемирно-исторической победе над фашизмом принадлежит учителям, работающим

в системе народного образования. Исследования Гильманова З.И., Половни-ковой Н.А., Богомоловой М.И., Хапле-хамитова Р.Б. и других частично, либо полностью посвящены работе общеобразовательных школ Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны [1,2,5].

Война потребовала быстрой перестройки всей жизни страны на военный лад. Перестраивала свою работу и общеобразовательная школа. В ус-

ловиях войны борьба за всеобщее обучение детей приобрела еще большее идеологическое, оборонное и хозяйственное значение. Без успешной работы школы армия не могла получать грамотного пополнения, способного овладеть военной наукой и техникой. Ускоренная подготовка квалифицированных кадров для промышленности и сельского хозяйства также зависела от общеобразовательной подготовки в школах.

В Татарии в первые же месяцы войны резко снизилась материальная база учреждений народного образования. Несколько десятков самых больших и лучших школьных зданий в Казани и в районах Татарстана были переданы под госпитали и эвакуированные предприятия и учреждения. В августе 1941 года из 102 школьных помещений, имевшихся в Казани, в распоряжении ГорОНО оставалось только 58, из которых 14 до войны занимали средние и семилетние школы, остальные - начальные [2,204]. В целях обеспечения организованного начала нового учебного года Татарский обком ВКП(б) и СНК ТАССР директивным письмом от 13 августа 1941 г. обязывали райкомы ВКП(б) и исполкомы райсоветов депутатов трудящихся:

«Тщательно учесть всех детей школьного возраста, в том числе и эвакуированных, которых надлежит охватить обучением в школе. При недостатке школьных помещений использовать для учебных занятий помещения клубов, домов культуры, изб-читален... При невозможности проведения занятий учащихся в одну смену или в две смены на имеющейся площади допускать 3-сменную работу школ. Обеспечить подбор и правиль-

ную расстановку педагогических кадров [4, 33].

К 1941 г. в Татарской АССР сложилась следующая система подготовки кадров для народного образования: подготовкой учителей для начальных школ занимались 10 педагогических училищ (в Казани, Чистополе, Елабу-ге, Тетюшах, Спасске, Бугульме, Арс-ке). Казанский педагогический институт готовил кадры педагогов по всем отраслям народного образования.

Так как до 1940-1941 года сеть педагогических учебных заведений еще отставала от роста сети школ многие учителя проходили курсовую стационарную, либо заочную подготовку в Татарском институте усовершенствования учителей (ТИУУ), созданном в 1928 г. при Наркомпросе Татарской АССР. В 30-х гг. ХХ в. ТИУУ вел учебно-методическую работу, занимаясь изучением, обобщением и пропагандой передового педагогического опыта, оказанием дифференцированной помощи районам и школам, решением прикладных педагогических проблем.

К началу Великой Отечественной войны ТИУУ стал в регионе ведущим учреждением системы повышения квалификации. Он пользовался заслуженным уважением учительства республики. 20 августа 1941 г. приказом по Наркопросу ТАССР Татарский институт усовершенствования учителей был временно закрыт и все научные сотрудники уволены за исключением научного сотрудника по русскому языку, по татарскому языку, по истории и ученого секретаря-библиотекаря, которые в качестве методистов были переведены в школьное управление Наркомпроса.

С 1 октября 1941 года в соответствии с постановлением ГКО «О всеоб-

щем обязательном обучении граждан СССР» начались занятия по всеобучу. Преподавание многих предметов было подчинено задачам военного времени. Корректировались учебные планы и программы. Большое внимание уделялось воспитанию патриотизма на уроках литературы, истории.

7 сентября 1941 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о военно-физической подготовке учащихся старших классов средней школы, а 24 октября 1941 г. принято постановление о военно-физической подготовке учащихся 1-10 классов. Уроки военного дела и физической культуры были объеде-нены под общим названием - военная подготовка[2, 205].

Сотрудники ТИУУ проводили кустовые межрайонные совещания заведующих РОНО в двух кустах и районные учительские совещания в двух районах по вопросам подготовки к учебному 1941-42 году. Составлялись планы работы методобъединений (кустовых и предметных), посещались уроки с последующим анализом их на педагогических советах школ, в сентябре были составлены 4 крупные методические разработки - «О преподавании русской литературы в 8-10 классах в условиях войны», «Об организации внеклассного чтения в условиях войны» на русском и татарском языке, «О работе литературного кружка» и другие. В ноябре сотрудники ТИУУ в качестве методистов Нар-компроса принимали участие в обследовании пяти школ г. Казани по линии осуществления закона о всеобуче и военной допризывной подготовке учащихся 8-10 классов [6].

1 марта 1942 года Институт был восстановлен приказом по Нарком-просу в составе 5 научных сотруд-

ников, директора, он же научный сотрудник по русскому языку, и ученого секретаря - заведующего библиотекой. В это же время институтом проведены проверки в пяти районах по линии обследования и изучения преподавания истории и географии по планам и схемам ТИУУ. Результаты были обобщены и представлены на районных совещаниях учителей и директоров школ. Во время проведения годовых проверочных испытаний ТИУУ провел двухдневные семинары для директоров и заведующих школ по вопросам руководства школой в годы войны. Кроме семинаров и курсов институт и его сотрудники принимали активное участие в качестве докладчиков и консультантов в проведении августовских совещаний учителей 1942, 1943, 1944, 1945 гг. В области научно-исследовательской работы институт разработал «Очерки по методике преподавания русского языка в татарской школе», анализировал совместно с лучшими учителями татарских школ учебники русского языка, изданные в Татарии для нерусских школ за предшествующие 3 года. Составлялись научные разработки по следующим вопросам:

1) связь преподавания физики и математики с военным делом;

2) воспитание патриотизма в процессе преподавания истории и географии;

3) ознакомление учащихся с событиями Отечественной войны на уроках истории и географии;

4) рационализация учебного процесса в условиях войны;

5) воспитание патриотизма в процессе преподавания татарского языка и татарской литературы [6].

Татарский институт усовершенствования учителей принимал

активное участие в анализе планов и пройденного материала в школах республики. Во многих классах обследуемых школ Молотовского (Советского) района г. Казани, например, было выявлено отставание по предметам. В отчетах научных сотрудников указывается и на то, как проводилась работа по патриотическому воспитанию учащихся. Так, «учительница 4 класса Маргаритова К.И. наладила переписку учащихся с бойцами-фронтовиками. В 8 классе в литературном кружке заслушивались доклады на темы «Отечественная война в лирике советских писателей», «Фронт Корнейчука». В материалах обследования школ находятся данные анализа контрольных работ первой четверти 1941-42 учебного года, изложений, тем, выбранных для творческих работ учащихся. Характерны темы сочинений по русскому языку «Военный эпизод», «Русская женщина», «Письмо на фронт», «Тыл -фронту», «Разведка». В фондах архива можно найти тетради учащихся с лучшими сочинениями, представленными для выставки в плане методической помощи учителям [7]. Сотрудниками института представлялись отчеты по выборочному обследованию преподавания физики и ряда других предметов в школе №7 г. Казани. Отмечается, что учитель Наумов В.И. включал в курс материал других пособий и курсов таких как, например, «Физика и оборона страны» (учебник Внукова) [8]. На уроке немецкого языка в 8 классе той же школы затрагивалась военная тематика, много говорилось о советской авиации, ее мощи, героях-летчиках [9].

В связи с изменениями учебных планов и программ и увеличением количества часов на военно-физичес-

кую подготовку Наркомпрос ТАССР совместно с ТИУУ уже осенью 1941 организовал краткосрочные курсы военруков, на которых обучались 176 преподавателей военного дела для школ республики [2, 206]. Институт проводил методические совещания учителей-предметников, семинары, рассылал инструктивно-методические указания о подготовке учителей к новому учебному году.

Сотрудники института в военные годы направлялись в командировки в районы республики с целью проведения межрайонных военных сборов военных инструкторов по всеобучу. Так, в своем отчете о командировке в г. Мензелинск зимой 1942-43 учебного года научный сотрудник Татар -ского института усовершенствования учителей Д.Ф. Калинин отмечает, что в его обязанности входило не только проведение сбора военных инструкторов, но и проверка состояния работы школ, а также учебно-воспитательной работы находящегося в г. Мензелин-ске Московского института слепых и Мензелинского педучилища. Сотрудник приводит в своем отчете следующие данные: « Из 8795 учащихся списочного состава в 1-м полугодии по всем школам и классам района отсеялось 587 человек или 6,7%. Сравнительно небольшой отсев. Однако он не говорит еще о благополучии школ района, так как посещаемость занятий в ряде школ была на очень низком уровне: мы имеем в виду начальные школы, где за 1-е полугодие учащиеся по неуважительным причинам пропустили в среднем по 99 часов занятий на одного человека» [10]. Инспектор указывает на слабую организацию горячих завтраков в школах района, хотя торговые организации получи-

ли указания о создании специальных фондов одежды и обуви для наиболее нуждающихся учащихся, не развернула до последнего времени свою работу по указанию Наркомпроса пошивоч-но-обувная мастерская. А между тем в распоряжении райторготдела уже в течение 2 месяцев такие фонды (в частности, на горячие школьные завтраки) имелись (по 50 грамм хлеба и по 10 грамм сахара на учащегося). Однако райторготдел об этом молчал, а РОНО настолько слабо беспокоила организация завтраков, что узнал он об этом одним из последних, когда фонды прошлого года уже, видимо, подлежали аннулированию» [10]. В отчете отмечается и слабая успеваемость учащихся во многих школах (Бикбуловская -58%) Что касается организации межрайонного военного сбора, занятия как с военной группой, так и с работниками ОНО проводились ежедневно с 8 часов до 13 часов и с 15 до 20. Разбиралось положение о начальной допризывной подготовке, тематика и сетка часов занятий военных руководителей в школах. С 15 января все разъехавшиеся участники, получив учебный план занятий и «Учебник для бойца всеобуча», должны были приступить к занятиям по военному обучению учащихся [10]. В сохранившихся документах имеется перечень вопросов для отъезжающих, подготовленный заместителем начальника Наркопроса по военно-физической подготовке учащихся батальонным комиссаром Сай-фуллиным. Спектр вопросов широк: как укомплектованы школы военруками, все ли школы имеют программы по военному обучению, как организована спецподготовка девушек 5-7 классов (подготовка санинструкторов), 8-10 классов (подготовка телеграфисток,

телефонисток, радисток), создано ли учебно-строевое подразделение (отделение, рота, батальон), успеваемость учащихся по военному обучению, как организована методическая помощь военрукам в школе, в районе (сколько раз заслушивали военрука на кустовых методобъединениях., как организована внеклассная военная и спортивная работа учащихся (количество значкистов ГТО, ПВХ и т.д.) [12].

В 1942-43 учебном году ТИУУ продолжал оказывать методическую помощь учителям совместно с Нар-компросом, проводя межреспубликанские совещания учителей, трехдневные курсовые семинары инспекторов РОНО, заостряя внимание на таких вопросах, как особенности руководства воспитательной работой школы во время войны, всеобуч - методы улучшения работы и другие проблемы. Указанными семинарами были охвачены 800 руководителей школ [13].

Мобилизация в армию создала дефицит в преподавательских кадрах школ. В связи с этим Народный комиссариат просвещения совместно с ТИУУ в Казани, Елабуге, Тетюшах, Мамадыше и Аксубаево организовал трехмесячные курсы для подготовки учителей для русских и татарских начальных школ [3]. В силу трудного материального положения, низкой зарплаты многие работники образования работали не по специальности. Например, заведующая Новописьмянского РОНО Кременская в октябре 1944 г. сообщала в отдел школ Татарского обкома ВКП(б), что из-за отсутствия условий для разъездной работы трудно укомплектовать аппарат районного отдела образования. Учителя с высшим образованием вообще считали перевод на работу в РОНО наказа-

нием [5, 49]. Недостаток в педагогах испытывало и среднее звено. Так, сотрудник ТИУУ Калинин Д.Ф., побывав в командировке в Октябрьском и Первомайском районах Татарской АССР отмечает, что в Первомайском районе в 5-10 классах четырех школ не достает 17 человек (8 математиков, 4 историков, 3 человек по немецкому языку, 2 - по химии и биологии). «Нет ни нужного количества, ни соответствующего профиля и ориентации», -отмечает он [14]. В письменном обращении к председателям исполкомов, секретарям первичных партийных организаций, райкомов ВКП(б) от 4 октября 1943 он призывает «за этот декадник добиться полной заготовки дров по школам, сбора продуктов питания для обеспечения школьников горячими завтраками, сбора одежды и обуви для детей фронтовиков, полного охвата детей, подлежащих всеобучу» [15].

Главной задачей школ, всех работников просвещения оставалась в условиях войны борьба за полный охват обучением всех детей школьного возраста. По причине занятости на работе в колхозах и на промышленных предприятиях, материальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви, заболеваемости, а в отдельных районах из-за слабой разъяснительной работы среди родителей часть детей оказалась вне школы. В первом полугодии 1941/42 учебного года учебой было охвачено только 82, 5% детей школьного возраста. В течение учебного года, выполняя указания обкома партии, было возвращено в школу около 7 тысяч учащихся. Под угрозой оказалось выполнение закона о всеобщем обучении. На конец 1941/42 учебного года 35,7 тысяч детей остались вне школы [2, 207].

В целом, несмотря на трудности, сеть общеобразовательных школ республики с 3525 единиц в 1940-41 учебном году выросла до 3757 единиц в 1944-45 учебном году. Из них 1791 -татарские школы. Этот рост шел по линии увеличения начальных школ. В 1944 г. в республике работало 20264 учителя, в том числе 10869 татар [4, 78].

В условиях военного времени были приняты определенные прави-тельтвенные меры, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями [1, 176].

В годы войны ТИУУ проводил краткосрочные месячные и полуторамесячные курсы повышения квалификации для учителей начальных нерусских школ, в программу которых было включено изучение русского языка (в объеме 35 часов), арифметики, частных методик; межрайонные курсы по повышению квалификации учителей У-УП классах неполных средних и средних школ, а также по татарскому языку в тех же классах. Учебный план краткосрочных курсов для учителей средних и неполных средних школ включал в себя педагогику, основы марксизма-ленинизма, историю, изучение книги Сталина «О Великой Отечественной войне», сами дисциплины, например, для учителей-математиков -арифметику, алгебру, геометрию, три-

гонометрию, методику преподавания предмета. Учителям истории преподавался такой предмет как «Конституция».

Кроме того, определенную роль в повышении образовательного уровня учителей отводилось радиопередачам. Проводимые ТИУУ радиопередачи в марте 1945 года следующие: «Виды письменных работ по татарскому языку» (Сафин, научный сотрудник ТИУУ); «Экзамен на аттестат зрелости» (Горохов, доцент КГПИ); «Из опыта работы по подготовке к экзаменам учеников 4 класса» (Соколова, учитель средней школы №19, директор ТИУУ Поливанов) [16]. В 1945 Институт продолжал совершенствовать, изменять и углублять программы по предметам, включенным в план месячных курсов повышения квалификации учителей начальных нерусских и русских школ, методикам преподавания различных предметов, проводил семинары для заведующих райпедкабинетами, преподавателей педагогики педучилищ, курсы по повышению квалификации учителей 5-7 классов по русскому языку и литературе и татарских неполных средних и средних школ, а также по татарскому языку в тех же школах. Курсы были организованы в Верхне-услонском районе.

Учительство республики и система образования в целом с честью выдержало испытание суровых военных лет. 139 человек были награждены орденами и медалями СССР, 12 человек -учителя, удостоенные звания « Заслуженный учитель РСФСР» [2, 211].

Таким образом, в годы войны весь духовный и интеллектуальный потенциал республики был поставлен на службу достижения победы над

врагом. Система школьного образования республики в стесненных условиях продолжала выполнять поставленные перед ней задачи - всеобщее среднее обучение детей и молодежи. Направляя усилия на решение этой задачи, ТИУУ продолжал оставаться оперативным научно-методическим органом, занимающим ведущее место в системе педагогического образования.

Литература:

1. Богомолова М. И. Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России. Книга I. / М.И. Богомолова. - Казань, 1999. - 205 с.

2. Гильманов З. И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)/ З. И. Гильманов. - Казань, Татарское книжное издательство, 1977. - 296 с.

3. «Кзыл Татарстан», 1944, 16 июня.

4. Культурное строительство в Татарии (1941-1970). Документы и материалы./ Под редакцией д. ист. наук М.К. Мухаря-мова и д. ист. наук М. З. Тутаева. - Казань, Татарское книжное издательство, 1976. -520 с.

5. Хаплехамитов, Р.Б. Национальная интеллигенция и проблемы образования (1944-1966 гг.) // Казанский педагогический журнал, - 2006. № 5. - с. 49 - 53

6. Национальный архив Республики Татарстан, Ф.1334. Оп.1, 197, 1.

7. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 199, 7.

8. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 199, 11.

9. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 199, 17.

10. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 3-4.

11. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 5.

12. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 13.

13. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 1-2.

14. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 19.

15. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 211, 18.

16. НА РТ Ф. 1334. Оп.1. 222, 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.