Научная статья на тему 'Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности'

Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
884
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голошумова Г. С.

Обосновывается значимость этнокультурного образования подрастающего поколения, выявлен педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, рассмотрены возможности этнокультурного образования личности средствами музыкального искусства на микро-, мезои макроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Голошумова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности»

УДК 372.87 8 ББК Ч4 65

ГСНТИ 14.25.09

Код ВАК 13.00.02

Г. С. Голошумова

Нижний Тагил

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурное образование; музыкальное искусство; этнокультурный музыкальный материал; этнокультурная музыкальная образовательная среда.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается значимость этнокультурного образования подрастающего поколения, выявлен педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, рассмотрены возможности этнокультурного образования личности средствами музыкального искусства на микро-, мезо- и макроуровнях.

G. S. Goloshumova

Nizhniy Tagil

MUSICAL ART IN THE SYSTEM OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF A PERSON

KEY WORDS: ethno-cultural education; musical art; ethno-cultural musical material; ethno-cultural musical educational environment.

ABSTRACT. The importance of ethno-cultural education of younger generation is proved in the work, the pedagogical potential of ethno-cultural musical material is revealed, possibilities of ethno-cultural education of personality by musical art assets on micro, meso - and macrolevels are considered.

Для возрождения России как самобытного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время система образования все еще продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов. В результате происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, порождая агрессию и нетерпимость. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащегося, формирование этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Искусство — необходимое условие и средство этнокультурного образования учащихся, так как оно представляет собой мир образов, окружающих ребенка в природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально насыщенную среду для формирования у него собственной картины мира.

Особо значимая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которое как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе и служит одним из проявлений нравственного сознания.

Анализ методологических источников позволил рассмотреть этнокультурный музыкальный материал как один из компонентов этнической культуры, отражающий через интонационную специфику музыкального языка особенности гармонической структуры, форму, лад духовный и социокультурный опыт исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обла-

дающей общими и относительно стабильными культурными особенностями, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность народного опыта, передавать накопленное богатство национальных ценностей последующим поколениям.

Выявляя педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, в нашей работе мы раскрываем следующие его составляющие: богатство эмоционально-нравственного содержания музыкальных произведений, способствующих формированию этнической самоидентификации подрастающего поколения; соответствие специфике детской музыкально-творческой деятельности, что обеспечивает доступность и активность музыкального восприятия младшими школьниками произведений этнокультурной направленности; многообразие жанров, видов и форм произведений этнокультурной направленности, их многофункциональность, предоставляющих учителю выбор разнообразных подходов для решения поставленных педагогических задач с учетом индивидуальных интересов, склонностей и возможностей каждого ребенка.

Анализ достижений теории и музыкальной практики свидетельствует о целесообразности использования в процессе этнокультурного образования педагогического потенциала музыкального искусства, вобравшего в себя специфику местных условий, социально-исторические особенности края, национальную психологию, нравственные устои этнокультурного пространства, — все то, что впитывается ребенком на подсознательном уровне и входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития [2]. Данный аспект мы рассматриваем на материале музыкальной культуры г. Нижнего Тагила.

Этот город был выбран в качестве базы исследования не случайно. Во-первых, он является типичным представителем современных промышленных городов России и, следовательно, его образовательное пространство имеет с ними общие черты. Во-вторых, Нижний Тагил располагает большим духовно-культурным опытом, отражающим особенности становления и проявления российского менталитета. Это позволяет доста-

© Голошумова Г. С., 2012

точно объективно и максимально полно изучить возможности использования этнокультурного материала в образовательном процессе. Об этом свидетельствует история развития города.

Нижний Тагил — старейший центр горнозаводского дела отечественной и мировой металлургии. Географическое положение определило особый исторический путь его развития. В петровскую эпоху, во время великих преобразований и реформ, в 1696 г. были открыты богатые месторождения, среди которых особое место занимала гора Магнит (Высокая). Она и дала жизнь тагильским заводам. Мощная волна переселения, взаимовлияние и скрещивание культурных потоков Севера, Поволжья, Украины, Башкирии и т. д. способствовали созданию особой этнической среды, объединившей лучшие культурные образцы, о чем свидетельствуют богатые музыкальные традиции города.

Изначально значительный слой музыкальной культуры нижнетагильских земель составляли национальные культуры коренного финноугорского (манси) населения. Исторический поток заселения города выходцами из разных районов России обусловил особенности становления музыкальной жизни Нижнего Тагила, пополнению «музыкальной копилки» нижнетагильского фольклора, имеющего особое значение в трудовой деятельности, повседневном семейном и праздничном быту горнозаводских жителей.

Уже в XVIII в., благодаря деятельности Н. Демидова, в музыкальной культуре Нижнего Тагила появились светские элементы музыкально-театральной и концертной жизни. Первые ростки музыкального образования в городе можно было проследить на примере Выйского училища, где детей тагильских мастеровых на занятиях музыки готовили к певческой деятельности для церковного хора. В XIX в. организация различных форм общественной музыкальной жизни осуществлялась через музыкальные кружки и общества.

В начале XX в. Нижний Тагил становится культурным центром уральской провинции. Здесь уже действовали музей, библиотеки, театры, кинотеатры. Вызывали восхищение многочисленные церкви, с разрушением которых в революционные годы во многом пострадал архитектурный облик города.

Современный Нижний Тагил — второй по величине город Свердловской области, крупный научный и культурный центр Урала и России, в котором проживают более ста двадцати национальностей, что в полной мере отражает этнокультурную ситуацию развития современной России.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что Нижний Тагил является многонациональным субъектом промышленной и культурной жизнедеятельности в рамках мирового и этнокультурного пространства. Это дает основание рассматривать его как классическую модель современной России в стадии ее становления независимым самодостаточным государством. Вследствие этого можно полагать, что результаты исследования, полученные на массиве образовательного пространства города Нижнего Тагила, могут иметь конструктивное значение для педагогов российских школ.

Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, единства и целостности Рос-

сийского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющееся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума. В связи с этим важно рассмотреть микро-, мезо- и макроуровни, через которые происходит приобщение ребенка к нравственным истокам этнокультурного музыкального материала в социокультурном пространстве.

На микроуровне ребенок проживает духовнонравственные ценности музыкально-фольклорного наследия своего микросоциума — семьи, приобщается к музыкальному творчеству, приобретая определенные формы музицирования. Это позволяет ему освоить язык народной музыки, накопить определенный запас звукоформул и композиционных построений, приобрести опыт песенного и инструментального исполнительства.

Мезоуровень связан с постижением музыкальной культуры конкретных этнических обществ, характерных для определенного региона. В условиях Нижнего Тагила данный уровень представлен в музыкально-просветительской деятельности различных национально-культурных центров Уральского региона. Так, в 1989 г. в городе была создана первая общественная организация — «Культурно-просветительский центр российских немцев», деятельность которой была нацелена на сохранение национального этноса и возрождение немецкой культуры. Сегодня Центр уже имеет сложившиеся традиции по воспитанию молодежи на этнокультурном музыкальном материале. Хор российских немцев, музыкальный коллектив «Liderfest», молодежный театр, вокально-инструментальные кружки, организация национальных праздников известны и признаны в городе. В течение десяти лет Центр регулярно издает русско-немецкую газету «Tagilzeitung», сообщающую о наиболее значимых событиях культурно-просветительской работы общества.

Для активизации деятельности еврейских общин в 1991 г. был создан еврейский культурный центр «Алеф». Реализация таких проектов, как «Молодежный клуб», «Наши традиции», «Научно-образовательный центр», «Воскресный еврейский детский сад», «Региональный семейный лагерь», музыкальная деятельность вокальной группы «Мейдл», направлена на приобщение людей еврейской национальности к своей культуре, защите права на национальное культурное самоопределение, обеспечение доступа людей всех национальностей к культурному наследию еврейского народа.

Национально-культурная автономия татар и башкир позволила им сегодня стать активными участниками музыкальной жизни города. Выступая инициатором организации фестивалей национальных культур, татаро-башкирская диаспора бережно возрождает свои музыкальные традиции, активно приобщает подрастающее поколение к этнокультурным истокам.

Деятельность культурно-просветительского объединения поляков «Пяст» позволила показать горожанам уникальность и неповторимость польской музыкальной культуры. В настоящее время в этнокультурном пространстве Нижнего Тагила

начал работать армянский творческий центр «Эребуни». Под его девизом «Знать корни свои» организуется работа музыкальных армянских коллективов, позволяющая укрепить связи армянского народа с представителями разных национальностей, рассказывать о традициях своего народа.

В центре религиозного объединения мусульман сегодня проводится значительная работа по духовному и нравственному воспитанию населения. Объединение тагильских мусульманских общин учит доброте, терпимости, выступает против жестокости и распущенности.

В последние годы активную музыкальнопросветительскую работу ведут члены Демидовского станичного казачьего общества, общество по изучению японской культуры, благотворительное общество «Азери». На возрождение отечественных педагогических традиций и идеалов, духовно-нравственного просвещения в сфере образования и культуры направлена деятельность нижнетагильского культурно-просветительского центра «Русская школа». Приоритетными направлениями деятельности этой организации является реализация авторских программ «Воспитание целомудрия», «Святыни Отечества», «Разумное, доброе, вечное», позволяющих формировать у подрастающего поколения на музыкальном материале целостное мировоззрение и устойчивую нравственную позицию.

Приобщение подрастающего поколения к этнокультурному музыкальному материалу на макроуровне можно рассмотреть на аспектах современной профессиональной музыкальной культуры города, представив творчество наиболее ярких представителей тагильской композиторской школы, в произведениях которых отразились этнокультурные особенности города.

Роберт Алексеевич Федосеев обогатил музыку родного города целым рядом значительных и крупных произведений различных жанров. Поэтично, с тонким лиризмом он рисует романтиче-ски-возвышенные картины родной природы, быта провинциального города, внутренний мир своих современников, выявляя при этом глубокое постижение национально-своеобразного в музыке, любовь к фольклору. Чутко вслушиваясь в современность во всех ее проявлениях, Р. А. Федосеев творчески соединил современный музыкальный язык с особенностями интонационной основы фольклорной музыки, этнокультурного художественного мышления.

Творчество Владислава Георгиевича Трапезникова — одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Его музыка, простая и мудрая, основана на народных традициях. Композитору свойственно яркое образное мышление. Он тонко ощущает специфику современного интонирования, темпоритмы и тембровую стихию века. Не случайно его мелодизм, песенный по своей природе, оплетается плотной «полифонической сетью», а гармонии нередко терпки и диссонантны. Своим искусством композитор дарит радость тагильским слушателям, воспевая любовь к своей земле, к своему народу.

Михаил Иванович Сорокин принадлежит к тем композиторам, которые облают даром чутко слышать и воплощать в звуках мир, наполненный множеством красок. Сам процесс творчества является для него прежде всего естественной по-

требностью самовыражения. Музыка М. Сорокина интересна активным, жизнелюбивым тоном высказывания, образной программностью, творческим освоением фольклорной стилистики и разнообразием этнокультурных образов. Так, рядом с пьесами, основанными на разработке русского фольклора («Ваталинка», «Потешки», «Дразнилки» и др.), появляются сочинения, потребовавшие изучения инонациональных языков — это народный танец горских народов Кавказа «Лезгинка», еврейская «Ша, штил», обработки украинских, чувашских и татарских мелодий.

Богатый исторический путь развития города, разнообразные аспекты его этнокультурной музыкальной жизни, к сожалению, не нашли должного освещения в научной литературе.

Среди работ, посвященных культуре Тагила, следует выделить исследование сотрудников Московского этнографического музея В. Ю. Крупян-ской, Н. С. Полищук и других «Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (1917— 1970)» [3]. В нем собран богатый фактический материал, хотя и не весь, а соответствующий идеологическим установкам времени, в которое писалась работа. В своих исследованиях А. Б. Кос-терина-Азарян и Т. В. Смирнова представили факты из истории театрально-музыкальной жизни города.

Интересны и содержательны публикации Б. Г. Манжоры о музыкальном прошлом Нижнего Тагила. Но они относятся к послевоенному периоду, не имели переиздания, поэтому сегодня малоизвестны широкому кругу музыкальной общественности. Анализ теоретических источников свидетельствует, что на сегодняшний день отсутствуют научные работы, посвященные проблеме воспитания и образования подрастающего поколения на материале музыкальной культуры Нижнего Тагила.

Для нашего исследования особое значение имели труды С. Е. Беляева, в которых положено начало новому научному направлению — музыкально-педагогическому ураловедению; определены хронологические рамки главных этапов развития музыкального образования на Урале; выявлены наиболее значительные очаги распространения музыкальных знаний и опыта, действовавшие в разные периоды; определена роль музыкального образования в становлении и развитии различных областей музыкальной культуры Уральского региона [См.: 3].

Учитывая все вышеизложенное, мы разработали программу курса «Музыкальная культура Нижнего Тагила», содержание которой структурировано в три блока: «Истоки», «Мир национальных культур», «Мы — россияне». Изучение материала программы строилось в определенной системе через закономерно сменяющие друг друга этапы приобщения детей к этнокультурным ценностям.

На первом этапе — мотивационном — через обогащение чувственного опыта детей по восприятию музыкальных произведений через усвоение специфики выразительного языка происходило знакомство с музыкальной культурой Нижнего Тагила. На втором этапе — поисковом — стимулировалась творческая деятельность детей, направленная на актуализацию отношения к культуре разных народов как к самоценности, отно-

шения к познанию этнокультурного музыкального многообразия как к нравственной значимости, способствующей чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей как субъективного открытия, направленного на утверждение самим ребенком смысла и содержания нравственных представлений. Третий этап — созидательный — был направлен на организацию художественно-практической деятельности учащихся по творческой реализации накопленного этнокультурного опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия. Умение оперировать нравственными представлениями в создании новых нравственных образов воплощалось в творческих работах, в мотивировке поступка.

Успех воспитательной работы на всех ее трех этапах во многом зависел от умения учителя создать на занятии этнокультурную музыкальную образовательную среду, актуализирующую становление этнической идентичности каждого ребенка, позволяющей учащимся прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего музыкального пространства. Именно учитель выступал в роли организатора, интерпретатора и коммуникатора в процессе изучения нового материала. От него во многом зависело, раскроет ли музыкальное произведение свои коммуникативные возможности для передачи детям не только познавательной информации, но и информации нравственной. На занятиях педагог создавал своеобразное эмоциональное поле, где своим оценочно-действенным отношением, восхищени-

ем, одобрением способствовал проявлению у детей доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости, чуткости и заботы друг о друге.

Таким образом, результаты исследования наглядно свидетельствуют, что педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания личности как представителя определенной национально-культурной среды. Аккумулируя в себе огромный исторический духовный и эстетический опыт, музыкальное искусство является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, позволяет увидеть мир глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Помогая этому открытию своей сопричастности к человеческому, этнокультурный музыкальный материал выступает как мощный гуманизирующей фактор в воспитании и самовоспитании подрастающего поколения. Изучение музыкальных произведений этнокультурной направленности создает возможность преодоления личной ограниченности в восприятии человеческого опыта, в познании истины, добра и красоты. Сфера соотнесения своего «Я» расширяется до приобщения через духовные ценности этнокультурных традиций к общечеловеческим идеалам, что способствует становлению личности, которая укоренена в пространстве национальной культуры, способна перспективно мыслить и действовать в интересах России, с гордостью носить имя россиянина, отстаивая свою честь и достоинство как представителя многонационального российского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛЯЕВ С. Е. Музыкальное образование на Урале : два века истории (XVIII — начало XX в.). Екатеринбург :

Банк культурной информации, 1998.

2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1987.

3. КРУПЯНСКАЯ В. Ю., Будина О. Р., Полищук Н. С., Юхнева Н. В. Культура и быт горняков и металлургов Нижне-

го Тагила (1917—1970). М. : Наука, 1974.

4. СТЕФАНЕНКО Т. Г. Этнопсихология. М. : Академический проект, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.