Научная статья на тему 'Проблемы приобщения к народным музыкальным традициям младших школьников Казахстана'

Проблемы приобщения к народным музыкальным традициям младших школьников Казахстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
992
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА / ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ / ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ / FORMS OF CHILDREN’S CREATIVITY / MUSICAL TRADITIONS OF THE KAZAKH PEOPLE / ACQUAINTING THE CHILDREN WITH THE MUSICAL TRADITIONS OF KAZAKHSTAN AT MUSIC LESSONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добровольская Лиана Валерьевна

В статье поднимается одна из самых актуальных проблем современной педагогики проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Данная проблема рассматривается на примере приобщения к музыкальным традициям казахского народа школьников младших классов. Описано разнообразное и многофункциональное национальное музыкальное наследие Казахстана, где именно музыка была основой древнего тенгрианского мировоззрения. На основе представленных результатов анкетирования учителей музыки ряда городов республики и опроса студентов-заочников Северо-Казахстанского государственного университета, также уже преподающих музыку, показаны положительные моменты и «узкие места» в профессиональной деятельности педагогов. Отмечен высокий уровень этнокультурных знаний учителей, с одной стороны, и неумение включать в учебный процесс инструментальное исполнительство, отсутствие знаний о методах импровизации, диалогичности, соревновательности с другой. Обосновывается, что освоение детьми национальных музыкальных традиций должно осуществляться с опорой на комплексное сочетание репродуктивной, продуктивной и перцептивной деятельности. Чтобы устранить пробелы в содержании педагогического процесса и избавиться от имеющихся недостатков в этническом воспитании, необходимо усилить методическое обеспечение школьного образования дальнейшими теоретическими разработками и практическими рекомендациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Добровольская Лиана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issue of Introdusing the Musical Traditions of Kasakhstan to the Junior School Children

The paper raises the urgent issue of ethno-cultural education and looks at the process of familiarizing the junior schoolchildren with the profound musical traditions of Kazakhstan. The advantages and disadvantages of music teaching are observed with the reference to the surveys of music teaches from several towns and extramural students at North Kazakhstan State University. The surveys reveal the high level of teachers’ ethno-cultural awareness, and, on the other hand, the lack of knowledge concerning the instrumental performance, improvising, dialogism and competitiveness. The author maintains that the acquaintance with the national musical traditions should be based on the complex of reproductive, productive and perceptual activities. In order to fill up the content gaps in the curriculum and overcome the limitations of ethnical education the methodological support of school teaching should be reinforced by the theoretical developments and practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Проблемы приобщения к народным музыкальным традициям младших школьников Казахстана»

ЭТНОПЕДАГОГИКА

УДК 372.878(574)

Л. В. Добровольская

ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАЗАХСТАНА

Аннотация. В статье поднимается одна из самых актуальных проблем современной педагогики - проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Данная проблема рассматривается на примере приобщения к музыкальным традициям казахского народа школьников младших классов. Описано разнообразное и многофункциональное национальное музыкальное наследие Казахстана, где именно музыка была основой древнего тенгрианского мировоззрения. На основе представленных результатов анкетирования учителей музыки ряда городов республики и опроса студентов-заочников Северо-Казахстанского государственного университета, также уже преподающих музыку, показаны положительные моменты и «узкие места» в профессиональной деятельности педагогов. Отмечен высокий уровень этнокультурных знаний учителей, с одной стороны, и неумение включать в учебный процесс инструментальное исполнительство, отсутствие знаний о методах импровизации, диалогич-ности, соревновательности - с другой. Обосновывается, что освоение детьми национальных музыкальных традиций должно осуществляться с опорой на комплексное сочетание репродуктивной, продуктивной и перцептивной деятельности. Чтобы устранить пробелы в содержании педагогического процесса и избавиться от имеющихся недостатков в этническом воспитании, необходимо усилить методическое обеспечение школьного образования дальнейшими теоретическими разработками и практическими рекомендациями.

Ключевые слова: музыкальные традиции казахского народа, виды творческой деятельности детей, приобщения школьников к музыкальным традициям казахского народа на уроках музыки.

Abstract. The paper raises the urgent issue of ethno-cultural education and looks at the process of familiarizing the junior schoolchildren with the profound musical traditions of Kazakhstan. The advantages and disadvantages of music teaching are observed with the reference to the surveys of music teaches from several towns and extramural students at North Kazakhstan State University. The surveys reveal the high level of teachers' ethno-cultural awareness, and, on the other hand, - the lack of knowledge concerning the instrumental performance, improvising, dialogism and competitiveness. The author maintains that the acquaintance with the national musical traditions should be based on the complex of reproductive, productive and perceptual activities. In order to fill up the content gaps in the curriculum and overcome the limitations of ethnical education the methodological support of school teaching should be reinforced by the theoretical developments and practical recommendations.

Keywords: musical traditions of the Kazakh people, forms of children's creativity, acquainting the children with the musical traditions of Kazakhstan at music lessons.

Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных на сегодняшний день в российской педагогике. Чрезвычайно острой она является и в педагогике тех стран, которые относятся к бывшим республикам СССР. В последние два десятилетия в них происходят активные процессы становления национального самосознания, культурной и этнокультурной идентификации, что обусловливает потребность разработки различных программ этнокультурного образования для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Не исключение в этом плане Республика Казахстан, у которой имеется богатое культурное и этнокультурное наследие.

Ни для кого не секрет, что многие национальные традиции казахского народа (как, впрочем, и других народов) в период вхождения Республики в состав СССР искоренялись как пережитки прошлого. После того как Казахстан стал отдельным суверенным государством, появились новые негативные тенденции, также не способствующие появлению у молодежи интереса и бережного от-

ношения к традициям предков. Это прежде всего влияние западной европейской культуры: поп и рок музыки, киноиндустрии, дизайнерских проектов и др. Мощная пропагандистская реклама западного искусства, повсеместно распространяемая СМИ, негативно воздействует на некоторых молодых людей и становится причиной формирования у них отрицательного отношения к культуре своего народа, своей страны. Таким образом, перед системой образования стоит чрезвычайно важная задача, связанная с ознакомлением, освоением и приобщением подрастающего поколения к национальным культурным ценностям.

В одной из своих работ К. В. Чистов показал взаимообусловленность таких понятий, как «культура» и «традиция». Ученый считает, что «культура» выступает «определенным феноменом, механизмом функционирования которого является традиция, поэтому традиция представляет бытие определенной культуры» [4, с. 108]. Традиция, по мнению ряда исследователей, в наиболее общем плане - передача от одного поколения другому определенных норм, эталонов культуры, поведения, отношения к различным явлениям (С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, И. Н. Полонская и др.).

Этнокультурные традиции казахов весьма разнообразны и многофункциональны. Среди этого многообразия есть, конечно же, и музыкальные традиции. Известно, что именно музыка является основой тенгрианского мировоззрения1, в котором она, изливаемая из кобыза (кыл-кобыза) - казахского национального струнного смычкового инструмента, олицетворяет собою течение жизни. «Ни у одного из народов, стоящих на той же ступени развития, что и казахи, музыкальному искусству не уделялось столь огромного внимания. Казахи были великолепными исполнителями и музы-

1 Тенгрианство - комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков (по Л. Н. Гумилеву). Слово образовано от Тенгри - обожествленного неба. На современном этапе тенгрианство в среде тюркских народов тесно переплетено с либеральным исламом и научным мировоззрением. Как правило, под тенгриан-ством сейчас подразумевают некую «народность», почитание предков и обычаев степи, свободную религиозность тюрок без каких-либо строгих культов и учреждений, а иногда даже и некий тюркский эзотеризм.

кантами, в их традициях была обязательная передача опыта молодым поколениям» [3, с. 146].

Особый полукочевой быт казахов стал фактором появления и развития своеобразных музыкальных традиций, среди которых исследователи С. Ш. Аязбекова, Б. Байкадамова, А. Ж. Жубанов, А. И. Мухамбетова, Н. С. Сарсенбаев и др. выделяют превалирование инструментальной музыки над песенной, сольное вокальное исполнительство, импровизационность в инструментальной музыке, диалогичность и соревновательность, например, двух певцов (айтыс) или двух исполнителей на домбре (тартыс), обилие своеобразных музыкальных инструментов, многие из которых имеют нетемперированный строй и используются в традиционном жанре казахской инструментальной музыки - кюя.

Знакомство детей с перечисленными этническими особенностями музыки, а тем более освоение игры на национальных инструментах и фолк-стиля пения, безусловно, поможет казахским педагогам при тесном сотрудничестве с музыковедами, этнографами приобщить новые поколения к традициям своего народа.

Совершенно очевидно, что уважение и любовь к народной музыке прививаются максимально эффективно и успешно, если подобный педагогический процесс начинается в дошкольном детстве или, по крайней мере, в начальных классах общеобразовательной школы, т. е. как можно раньше. Так и происходит в большинстве случаев в сельской местности Казахстана, где, по сравнению с городами, ввиду более бережной сохранности национальных традиций в семье, намного слабее негативное влияние западной культуры. Возможности же, пути и способы усиления работы по приобщению к музыкальным традициям детей младшего возраста в городских образовательных учреждениях в настоящее время довольно широко обсуждаются педагогическим сообществом Республики.

Казахский исследователь С. Ш. Аязбекова подвергает критике тех авторов, которые ратуют за овладение национальным музыкальным наследием через «освоение типичных для этноса средств выразительности» [1, с. 87]. Народные традиции, считает она, могут

быть присвоены личностью и стать частью ее внутреннего духовного мира только в процессе музыкально-творческой деятельности и лишь в неразрывном единстве творчества, исполнения и восприятия. В соответствии с этим, приобщение к музыкальным традициям должно, по мнению автора, строиться на «единстве продуктивной, выражающейся в творчестве, репродуктивной, выражающейся в исполнении, и перцептивной деятельности, выражающейся в восприятии произведений народного творчества» [2, с. 134]. Именно эта идея С. Ш. Аязбековой была взята нами в качестве теоретического основания при разработке методики освоения младшими школьниками музыкальной культуры казахского народа. Она же явилась базой и для проведения бесед с учителями музыки, работающими в школах Республики Казахстан.

Опора на этот подход помогает обозначить направления работы по приобщению детей к музыкальному этническому богатству и предполагает:

• единство в образовательном процессе всех видов музыкальной деятельности, что позволяет учащимся осваивать на уроках музыкальную культуру в целом - и деятельность композитора, и исполнителя, и слушателя (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский);

• соответствие формируемых представлений о единстве музыкально-творческой деятельности основам музыкальной культуры казахского народа;

• сообразность осваиваемых видов музыкально-творческой деятельности (восприятия музыки, ее исполнения, музыкального творчества) возрастным особенностям ребенка младшего школьного возраста.

Мы сочли нужным проверить на практике, насколько учителя музыки готовы к подобной музыкальной деятельности. Для того чтобы выяснить это, в ряде городов Казахстана: Булаево, Мам-лютка, Петропавловск, Кокшетау - было проведено анкетирование. Анкета, предложенная учителям музыки, заполнялась анонимно, что позволяло максимально полно выявить и положительные моменты, и узкие места в профессиональной деятельности пе-

дагогов. Всего в опросе приняли участие 18 учителей, ведущих уроки в начальных классах общеобразовательных школ с русским и казахским языком обучения. Вопросы анкеты касались:

• желания учителей использовать в преподавании материал, связанный с национальным музыкальным наследием;

• имеющихся реальных возможностей задействовать традиции казахского народа на уроках музыки;

• знаний учителей о казахской музыкальной культуре и способах ее освоения в начальной школе;

• музыкальных умений детей, пришедших в первый класс, основанных на традициях казахского народа.

В наши задачи входило определение общего этнокультурного кругозора учителей музыки и перспектив внедрения этнических элементов в практику общего музыкального образования школьников. Кроме того, интерес представляли конкретные примеры тех традиций, к которым обращаются школьные педагоги на уроках музыки.

В результате анализа содержания заполненных анкет был зафиксирован довольно высокий уровень сформированности у учителей и казахских, и русских школ этнокультурных знаний, которые они стараются передать своим воспитанникам. Так, педагоги показали глубокое понимание специфических черт кюя - музыкальной инструментальной пьесы, исполняемой, как правило, на домбре и выражающей определенное эмоциональное состояние исполнителя; продемонстрировали информированность о многих национальных музыкальных инструментах, а также осмысленные знания о народных казахских обрядах, легендах, особенностях казахского национального костюма, национальной росписи и орнаментов, которые встречаются на предметах быта и одежде и т. д.

Примечательно, что все респонденты в полной мере владели методами и умениями предъявления учащимся начальной школы материала об особенностях этнической культуры Казахстана. Среди приемов и средств они назвали приветствие, прощание и другие этикетные формы общения на казахском языке, распевание на

нем, игры, использование видео и аудиохрестоматий, элементов театрализации на уроках музыки, наглядного материала - картин казахских художников, портретов, фотографий деятелей казахской музыкальной и художественной культуры и т. п.

Выяснилось, что чаще всего учителя музыки, приобщая младших школьников к музыкальным традициям, прибегают к песенному жанру. Песни разучиваются детьми и обычно повторяются в течение нескольких уроков. Однако, согласно С. Ш. Аязбеко-вой, ограничиваясь одним лишь пением, учитель развивает прежде всего репродуктивные навыки учащихся и частично, в весьма малой степени, их продуктивную деятельность. Для формирования же гармоничного отношения к музыкальному наследию следует соблюдать принцип единства исполнения, творчества и восприятия и включать в песенное исполнение какой-либо творческий компонент, например танцевальные движения.

Освоение музыкальной национальной культуры многими педагогами мыслится, в первую очередь, как воспитание восприятия звучания народных инструментов, казахских фольклорных произведений и сочинений казахских композиторов. Как правило, на уроках музыки дети сначала внимательно рассматривают и изучают изображение инструментов на картинках, а затем прослушивают записи произведений, исполняемых на этих инструментах. Во многих школах для таких целей создаются специальные фонохрестоматии. Но мало кто из учителей предлагает своим ученикам попробовать самим сыграть на каком-нибудь инструменте. Практически игнорируются учителями такие инструменты, как асатаяк - ударный инструмент, по форме напоминающий жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками; дангыра - также ударный инструмент, аналог бубна; камыс сырнай - дудочка, сделанная из камыша. Игра на них не требует специальной подготовки, а значит, в процесс исполнения музыки может быть вовлечен каждый ученик класса.

Только 15% опрошенных указали, что используют на занятиях специфические этнические особенности, сопровождающие му-

зыкальное исполнение, такие, например, как соревнование (ай-тыс). Правда, как его организовать и в каком виде музыкальной творческой деятельности: в пении или в игре на инструментах, учителя не пояснили. И, к сожалению, никто их учителей не упомянул о воспитательной роли диалогичности, которая является основной для музыкального соревнования,

Судя по ответам анкет учителей, на уроках музыки совсем или большей частью отсутствует импровизация, а ведь именно этим отличается инструментальная казахская музыка от музыки многих других народов. Способы внедрения в ткань занятий импровизаций, столь характерных как для инструментального, так и для вокального исполнительства казахов, преподавателям музыки неизвестны.

Таким образом, процесс приобщения к музыкальным народным тадициям представляется педагогами весьма упрощенно -как перцепция и как воспроизведение, а роль творческой музыкальной деятельности на уроке минимизируется.

Тем не менее учителя обозначили желание усовершенствовать свою работу по пропаганде и распространению музыкальных традиций. Они хотели бы использовать игру на народных инструментах в собственной педагогической практике, однако, как отметили 30% респондентов, им необходимы соответствующие методические рекомендации. Большинство планирует разрабатывать и внедрять в композицию занятий инсценировки казахских народных сказок. Некоторые указали на нехватку записей произведений казахских композиторов, в творчестве которых соблюдается преемственность с музыкальными фольклорными источниками. 12% от общего числа анкетируемых мечтают иметь в классе настоящие казахские народные инструменты. Кроме того, учителя считают, что нужно ввести специальные рабочие тетради, в которых бы первоклассники могли рисовать казахские инструменты, вклеивать иллюстрации казахских праздников, обрядов, репродукции картин казахской природы, записывать свои впечатления и т. д.

По мнению педагогов, младшие школьники с интересом относятся к различным видам этнической музыки музыкальной деятельности и тому музыкальному народному наследию, которое осваивается ими на уроках. Подавляющее число поступивших в первый класс уже знают названия отдельных казахских народных музыкальных инструментов, тексты некоторых национальных песен и попевок (это отметили 95% опрошенных). Многие дети, пришедшие из детского сада, помнят наизусть гимн Казахстана, умеют исполнять танец «Каражорга». Есть и такие (правда, их очень мало), кто обучен играть на домбре. Все учителя согласились с тем, что выпускники дошкольных учреждений имеют более глубокие знания и умения, касающиеся народных музыкальных традиций, нежели те их сверстники, которые не посещали детский сад.

Помимо анкетирования педагогов нами был проведен устный опрос студентов Северо-Казахстанского государственного университета, обучающихся на заочном отделении и являющихся при этом учителями музыки в разных населенных пунктах Казахстана: Петропавловске, Степногорске, Атбасаре и др. В своих размышлениях о приобщении учащихся к музыкальной культуре казахов в качестве главного вида музыкальной деятельности, позволяющего успешно осуществлять данный процесс, студенты, как и их старшие коллеги, выделили пение. По поводу инструментального исполнительства ответы тоже оказались схожи: большая часть студентов высказалась, что знакомство с ним должно происходить на уровне восприятия, так как непосредственная игра на национальных инструментах требует сформированных навыков. Хотя некоторые студенты все же акцентировали необходимость творческого освоения ребенком музыкальной культуры, причем не только в репродуктивной, но и в продуктивной деятельности, однако к последней они нередко причисляли движения под музыку, адекватные элементам народных казахских танцев, исполнение песен под фонограмму, на которой записан аккомпанемент, использование при театрализации песенного материала предметов народного быта и национальных костюмов. Конечно, данные средства несут

творческий отпечаток, но не отражают творческого подхода в полной мере. Рассуждения лишь нескольких студентов имели, на наш взгляд, правильное направление: музыкальное творчество ребенка должно включать и инструментальное исполнительство, и пение, и спонтанное, корректируемое педагогом пластическое интонирование, что и будет в конечном счете способствовать полноценному усвоению музыкальной культуры.

В ходе бесед студенты обращали внимание на возможности использования при обучении детей инструментальному исполнительству методик и разработок западных педагогов, например, Карла Орфа. Но применять чужой, пусть и выдающийся опыт можно только при условии бережного сохранения национальных традиций. Многие народные казахские инструменты принципиально отличаются от западных, в том числе и от тех, которые предлагает задействовать в учебном процессе К. Орф. Нетемперированный строй казахских инструментов делает невозможным применение некоторых методов, имеющихся в системе музыкального воспитания этого известного педагога. Так, в упражнениях, разработанных им и его последователями, часто встречаются рекомендации исполнения вокального произведения на конкретной текстовой основе, с тем или иным определенным движением, при использовании мячей, лент и других предметов, что неприемлемо, например, в казахском инструментальном жанре кюи, в котором исполнитель произвольно выражает движение своей души, своего настроения, своего восприятия мира. В своей практической педагогической работе студенты-заочники пытаются адаптировать зарубежные методики музыкального развития детей, популярные в других странах, ориентируясь прежде всего на культурные и музыкальные традиции, близкие к казахским. В первую очередь, речь идет об опыте музыкального этнического воспитания Узбекистана, Киргизстана и Турции.

Итак, несмотря на высокий уровень этнокультурных знаний у учителей музыки, существуют явные проблемы по приобщению подрастающего поколения к музыкальным традициям казахского

народа. Чтобы устранить пробелы в содержании педагогического процесса и избавиться от имеющихся недостатков, необходимо усилить методическое обеспечение школьного образования дальнейшими теоретическими разработками и практическими рекомендациями о комплексном сочетании репродуктивной, продуктивной и перцептивной музыкальной деятельности при освоении детьми национального наследия.

Литература

1. Аязбекова С. Ш. Музыкальная традиция этноса как феномен культуры / / Известия МОН РК. Сер. «Общественные науки». 1998. № 4. 170 с.

2. Аязбекова С. Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК. 245 с.

3. Добровольская Л. В., Тагильцева Н. Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан / / Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 1 (71). С. 145-149.

4. Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории коммуникации / / Вопросы философии. 1972. № 6. С. 106-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.