Научная статья на тему 'Музыкальная жизнь Вологды начала ХХ столетия по материалам «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена'

Музыкальная жизнь Вологды начала ХХ столетия по материалам «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ГАСТРОЛИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОГДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.

Статья посвящена анализу информационных заметок и критических статей о музыкальной жизни Вологды в предреволюционные десятилетия в «Русской музыкальной газете»[2] (1894-1918) Н.Ф. Финдейзена. По материалам рубрики «Музыка в провинции» частично восстанавливается информация музыкальной жизни Вологды в первое десятилетие ХХ в., что ценно и для изучения истории, и для музыкознания, и для интериоризации фактов прошлого в опыт современной музыкальной педагогики[3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Космовская М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная жизнь Вологды начала ХХ столетия по материалам «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена»

УДК 93/94

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВОЛОГДЫ НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ

«РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ» Н.Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1

© 2019 М. Л. Космовская

докт. искусствоведения, профессор, завкафедрой музыкального образования и исполнительства e-mail: KosmosvskayaML@,outlook. com

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу информационных заметок и критических статей о музыкальной жизни Вологды в предреволюционные десятилетия в «Русской музыкальной газете»2 (1894-1918) Н.Ф. Финдейзена. По материалам рубрики «Музыка в провинции» частично восстанавливается информация музыкальной жизни Вологды в первое десятилетие ХХ в., что ценно и для изучения истории, и для музыкознания, и для интериоризации фактов прошлого в опыт современной музыкальной педагогики3.

Ключевые слова: история, краеведение, музыкальная жизнь, гастроли, благотворительность, Вологда.

История - зеркало, в котором не только отражается жизнь прошлых столетий, что само по себе существенно и интересно, но и содержится немало ценностно ориентированного, эстетически значимого, существенного вне времени для созидательной жизни социума современности. Казалось бы, музыкальная жизнь провинциального города на рубеже XIX и ХХ веков - явление столь отдаленное, что обращаться к этой теме можно лишь как к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой» (по А.С. Пушкину), однако анализируя значимые и для всей России (да и зарубежья) факты, освещаемые в «Русской музыкальной газете» (18941918) Н.Ф. Финдейзена4, начинаешь понимать их значимость и необходимость анализа в свете нашего современного бытия.

В рубрике «Музыка в провинции», действовавшей с первых номеров РМГ как обязательный раздел издания, собиралась информация о музыкальной жизни всей страны, независимо от степени удаленности от столицы населенных пунктов. Казалось бы, разрозненная, фрагментарная информация за неполные 25 лет издания (а журнал выходил в первые пять лет как ежемесячный, по 12 номеров в год,

1 Исследование архивной коллекции Н.Ф. Финдейзена с 2019 года ведется при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 19-012-00226 а. Тема: «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1925-1928 годов (расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации М. Л. Космовской)». The study of archival collection is carried out as part of the scientific project 19-012-00226 a., supported by Russian Foundation for the Humanities. The Topic: Diaries of N.F. Findeizen of 1925-1928 (transcript of the manuscript, study, comment and preparation for publication by M.L. Kosmovskaya).

2 Далее - РМГ.

3 Доклад по теме статьи с освещением приводимых фактов был прочитан на VII сессии Научного совета по истории проблем музыкального образования (под руководством В. И. Адищева: Вологда, 22-26 апреля 2019 г.) в ходе круглого стола по музыкальному краеведению, проведенного в стенах Кирилло-Белозерского монастыря 26 апр. 2019 г.

4 Финдейзен Николай Федорович (1868-1928) - ученый, историк, историограф русской музыки с древнейших времен, организатор и бессменный редактор «Русской музыкальной газеты» (18941918), лектор и музыкально-общественный деятель.

в последующие - как еженедельный - по 52 номера, исключение составили 1917 год - 36 номеров и 1918 год - 6 сдвоенных - всего 12), собранная воедино, дает весьма серьезные основания для разработки и научного анализа исторических, музыковедческих, педагогических проблем.

Небольшие заметки вологодских корреспондентов фиксируют историко-музыкальные факты. И это достоверное отражение музыкальной жизни северного города. При этом следует подчеркнуть, что музыкальное краеведение в Вологде -одна из наиболее исследованных страниц российского регионоведения. В публикациях доктора искусствоведения, профессора Вологодского государственного университета М. Г. Долгушиной старательно анализируется как в целом музыкальная [Долгушина 2003, 2006], так и в частности концертно-театральная жизнь Вологды в XIX веке [Долгушина 2013, Долгушина 2013а], обращается внимание на музыкальный быт и развлекательную культуру города во второй половине XIX столетия [Долгушина 2012], дается характеристика деятельности «Общества любителей музыкального и драматического искусства» и вклада этого творческого объединения в культурную жизнь конца XIX века [Долгушина 2014]; раскрывается история становления музыкального образования в Вологде [Долгушина 2007, 2008, 2009, 2011] от самых истоков [Долгушина 2013б] и уделяется достойное внимание источниковедческим аспектам, к примеру анализу такого источника сведений для историков и музыковедов, как «Вологодские губернские ведомости» [Долгушина 2018]. Интересно, что, обращаясь к музыкальной культуре родного города, Марина Геннадьевна в основном ограничивается XIX веком. «Русская музыкальная газета» может дать импульс к расширению временных рамок исследования, предлагая информацию о фактах 1900-1910 годов.

Выделим пять информационных материалов в издании Н.Ф. Финдейзена, дав им оценку в ракурсе возможного дальнейшего многоаспектного изучения музыкально-краеведческой тематики.

В рубрике «Музыка в провинции» в РМГ за 1900 год читаем: «Вологда. 22 окт. "Аскольдова могила" Верстовского собрала полный театр. В ролях Неизвестного и Всеслава выступили гг. Шостацкий и Пономарев» [Вологда 1900: стб. 1126]. То есть возможна вероятность того, что в Вологде своими силами была поставлена эта опера. Заметка рождает целый круг вопросов: кто был инициатором, силами каких учебных или общественных организаций был поставлен оперный спектакль, «собравший полный театр». Можно выделить два направления поисков. Во-первых, это анализ информации из региональных изданий, таких как, к примеру, неофициальная часть Вологодских губернских ведомостей (1838-1917). Во-вторых, архивные материалы: в Вологде, до которой не дошла Великая Отечественная война, что ощущается не только в архитектуре города, но и в характере живущих здесь людей, должны были сохраниться документы и материалы о музыкальной жизни предреволюционных десятилетий.

Однако сам факт постановки оперы в Вологде, да еще и собравшей большое количество слушателей, говорит о высоком уровне музыкальной культуры в городе.

В РМГ за 1903 год сообщается: «Вологда (корреспонденция). 7 авг. В Двор. собрании состоялся концерт в пользу недостаточных студентов-вологжан. Из участвующих особенное впечатление произвел молодой виолончелист -воспитанник Московской консерватории Банович, сыгравший балладу Гольтермана, "Осеннюю песнь" Чайковского и др. В концерте участвовал хор студентов» [Вологда 1903: стб. 806]. Заметка дает три интересных факта: благотворительная

деятельность, привлечение музыкантов из других городов и участие хора студентов, скорее всего из одного из учебных заведений города.

В 1910 году сообщалось: «В Велик. посту, без успеха, гастролировало т-во оперных артистов под упр. Шигаевой, давшее 5 спектаклей ("Аида", "Лакмэ", "Демон", "Самсон и Далила", "Пиковая дама"), взявшее на круг 490 руб. На пасхальной неделе состоялись 2 оперных спектакля другого товарищества под упр. г. Софронова; оба спектакля дали 350 руб.; из исполнителей выделился только сам г. Софронов» [Вологда 1910: стб. 600].

Деятельность частных оперных трупп в России - большая и интересная тема истории музыкальной жизни дореволюционного периода: мало исследованная, но очень востребованная в наши дни, поскольку музыкальная жизнь регионов, несмотря на разнообразную концертную жизнь, испытывает явный недостаток приобщения к оперному искусству. Этот пробел вполне можно восполнить возрождением опыта деятельности подобных коллективов.

Три приведенных информационных заметки, которые даны без подписи и написаны одним стилем, как видно, принадлежат одному автору. В архиве Н.Ф. Финдейзена сохранолись три письма. Первое, от 24 февр. 1899 г., подписано одной фамилией: «Суворов» [Суворов], второе и третье, за 1901-1902 годы, - «Иван Суворов» [Суворов Иван]. Именно эти корреспонденции дают основание предполагать, что вологодский историк, историограф, краевед и архивист Иван Николаевич Суворов (1860-1926), в то время редактор «Вологодских епархиальных ведомостей» (до 1902 - всего издания, позднее - его неофициальной части), и был автором этих заметок.

Впрочем, не исключено, что и следующие две рецензии были написаны им же, хотя они уже несут совершенно иной стиль и другого уровня музыкально -критическую оценку. Это корреспонденции, подписанные псевдонимом «Б»: «28 и 30 декабря в зале Страхового общ. были даны 2 концерта В.Г. Завадским, приезжавшим с хором человек до 40. Вологжанам редко приходится слышать такой прекрасно организованный хор. Особенно выдается замещение басовых партий; тембры отдельных певцов так согласованы, что и тонкий слух не найдет шероховатости. Хороши и прочие партии, хотя и не стоят на уровне басовой. Вероятно, г. Завадский согласится с мнением, что женские голоса требуют дальнейшей выправки; напр., иные певицы дозволяют себе произношение сквозь зубы или вибрации, не дающие полного звукового эффекта при слиянии партий в чистый консонанс, или не всегда уместно "закрывают" голос. Впрочем, если принять во внимание, что у нас очень мало хороших певческих школ и учителей пения, умеющих ставить голоса, то за эти недочеты нельзя винить лично г. Завадского» [Б. 1910: № 3: стб. 87-88]. То есть «Русская хоровая капелла» Василия Григорьевича Завадского - дирижера, регента, преподавателя пения, гастролировавшего с ней с конца 1890-х годов, - была принята в Вологде в 1910 году весьма благосклонно, хотя и не без определенной доли критики.

«Б» сообщает о том, что коллектив приехал в Вологду с брошюрой, в которой содержалась информация о его репертуаре из 71 номера, причем в двух состоявшихся концертах было исполнено из них только 27 номеров, и дает весьма обстоятельную характеристику исполнению: «Лучшими по исполнению надо признать "Татарский полон" Р.-Корсакова, где особенно ясен русский песенный склад; Гречанинова - "На заре" и "Колыбельная"; Варламова - "Баллада" (на слова Кольцова "Оседлаю коня", в которой интересна была данная Завадским нюансировка; Рубинштейна "Ночью" и "Гномы". Дважды было исп. "На реках Вавилонских" Гуно, вещь, как известно, громоподобная, где особенно можно

показать себя басам. "Легенда" Чайковского исп. довольно вычурно; напр. при слове "колючий" дирижер делает жест, как бы от укола о терновник; нюансировка не Чайковского; был еще "Пантелей" Рахманинова в темпе более быстром, чем у автора. Из собственных композиций г. Завадский исп. "Бурю" (на слова Пушкина) довольно изобразительной и "Заповедь" (Шевченко) с музыкой, напоминающей "Херувимские" и др. церк. песнопения. Не обошлось и без певческих фокусов: аккомпанемент с закрытым ртом, высоким "La"; рассыпчатое "Ох" (Лысенко -"Ох, та не любы двох"). Уступая духу времени, хор исполнил 2 каторжные песни, не имеющие, правду сказать, ничего художественного. Не были забыты и так назыв. "народные"; но исполнение и у г. Завадовского, как и у других, не отличалось "народностью": ни русской удали, ни русского раздолья. Исполнительница их более жеманилась, чем увлекалась песнью. Вообще хоры, привыкшие исполнять не народные песни, начинают почти всегда блуждать как в лесу, приступивши к "русской" песне. Или ее нельзя исполнять просто, без ужимок, без салонного расшаркивания?» 1910: №3: стб. 88-89].

Большой приведенный фрагмент рецензии дает образец музыкально-критического стиля с прямотой и резкостью, характерной для той эпохи. Это оценка музыканта-профессионала, далекая от тактичных и выдержанных рецензий советской эпохи.

Аналогичен стиль и второй рецензии за этот же год - на спектакли товарищества Московской частной оперы, бывшего театра Солодовникова: «В местном городском театре 23, 25, 26, 27 и 28 марта были ... поставлены: 23 -"Демон", 25 - "Пиковая дама", 27 - днем "Фауст", вечером "Мазепа", 27 - "Евгений Онегин", 28 - "Кармен". Для Вологды это небывалый репертуар с небывалым ансамблем, так что ради "Фауста" начальство средних учебных заведений даже освободило учениц и учеников от последних уроков для посещения "Фауста". Из исполнителей следует отметить Ю. Мезенцова, довольно сильный баритон приятного тембра, а главное - с отчетливым произношением слов и фраз (Демон, Кочубей, Томский и, послабее - Евгений Онегин); г-жу З. Мезенцову-Степенко -сильное сопрано, но с недостаточно выразительной игрой (Тамара, Мария в "Мазепе", Лиза); г-жу Туманову - в Микаэле ("Кармен"), г. Комиссаржевского -в Ленском; г-жу Е. Михайлову - няню в "Онегине". Особенно удались сцены: с письмом Татьяны (Туманова), где прекрасно показал себя оркестр; Кочубей в тюрьме и перед казнью. Из опер понравились публике "Мазепа" (с купюрами) и "Евгений Онегин" (тоже). Картинно была поставлена "Кармен"» 1910: №17: стб. 423].

Такой отзыв получили московские артисты, в числе которых был даже Фёдор Фёдорович Комиссаржевский (1882-1954) - российский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра, основатель одного из московских театров - имени его сестры, выдающейся отечественной артистки В.Ф. Комиссаржевской.

Выявляя лучшие стороны состоявшихся гастролей, автор статьи в то же время, как и в предыдущей рецензии, особое внимание уделяет моментам, вызвавшим раздражение и недовольство: «К недостаткам артистов надо отнести слишком частое обращение к публике, как будто разговор идет с публикой, и заметно-усердное поглядывание на палочку дирижера, производящее впечатление нетвердого знания времени вступления. Недостаток театра в Вологде - скверная акустика, так что певцам приходится усиливать голос и избегать скорых темпов. Это условие надо иметь в виду заезжающим в Вологду концертантам. S» 1910: №17: стб. 423].

Из текстов приведенных из РМГ статей хотелось бы выделить вторую, 1903 года - о концерте «в пользу недостаточных студентов-вологжан»: традиция, как показывает анализ вологодской периодики, очень прочная в то время. Так, к примеру, в Вологодском справочном листке за 1915 год в рубрике «Развлечения» только в одном первом номере сообщалось о двух благотворительных мероприятиях: «2-го января 1915 года в городском театре студентами любителями драматического искусства устраивается спектакль. Ставится "Gaudeamus" (старый студент) Леонида Андреева. Чистый сбор со спектакля поступит в пользу недостаточных студентов вологжан. Пьеса эта ставилась 29-го ноября 1914 года с тем же составом исполнителей в Петрограде в пользу раненых воинов вологжан, находящихся в петроградских лазаретах» [Развлечения Студенческий спектакль 1915].

«В воскресенье, 4 января 1915 года, в зале страхового общества, студенты вологжане устраивают концерт в пользу жертв войны. 50% чистого сбора поступят в городской дамский комитет для раненых воинов, и остальные 50% в городское попечительство по призрению семейств, призванных на войну. К участию в концерте приглашены: артистка петроградского театра Музыкальной драмы С.А. Покровская (сопрано), артист того же театра А.Н. Садомов (бас) и пианист В.А. Дранишников; кроме того, выступят местные силы: Д.Н. Виноградов, И.Г. Геницинский, А.С. Гельперин, П.Н. Трапезников и др. Начало концерта ровно в 8 ч. вечера» [Развлечения Студенческий концерт 1915].

Однако даже столь обстоятельных анонсов редактору издания показалось мало и на соседней полосе была размещена еще одна статья об этих мероприятиях -спектакле и концерте: «Завтра в городском театре состоится спектакль в пользу недостаточных студентов-вологжан. Обычно из года в год на Рождество студенты устраивали свой традиционный студенческий концерт-бал с той же благотворительной и в высшей степени симпатичной целью. Этот студенческий концерт считался одним из самых любимых у вологжан и привлекал "всю Вологду". Нынче - другое время и не веселье на уме у многих. Сбор со своего обычного традиционного концерта студенты жертвуют на те нужды, удовлетворение которых стоит в настоящее время на первом плане. На нужды войны. Студенчество поступает так, как должно поступить русское студенчество, всегда болеющее страданиями народа и несущее свои силы ему на служение» [Некто 2015]. И далее следует уверенность в том, что вологжане поддержат и спектакль, и концерт: «Пусть же русское общество докажет, что и оно не забыло студенчество в тяжелую для него минуту. Хочется верить, что симпатии вологжан к студенчеству не ослабели и проявятся завтра по-обычному» [Там же].

Полный патриотизма текст статьи, опубликованной под псевдонимом (по традициям того времени) «Некто», продолжается рассуждениями вневременного и внеполитического характера: «Война и ее нужды теперь на первом плане. Но как ни как война, несмотря на всю свою грандиозность и на жертвы, - явление преходящее, временное. Есть вопросы, стоящие и выше ее - вопросы вечные, непреходящие и одинаково важные и во время войны, и во время мира. Это вопросы науки, вопросы образования. Не могут быть они забыты и в наше тревожное время. Ни при каких обстоятельствах не может быть потушен вечный огонь на жертвеннике науки в ее светлом храме. Как солнце - он должен светить одинаково всегда и во все времена. Для будущей обновленной России образование необходимо более, чем когда бы то ни было. В нем наша сила, грозная и страшная для всех наших врагов» [Там же].

Таким образом, анализ публикаций о музыкальной жизни в Вологде показал, что они могут служить импульсом к историко-музыковедческим поискам, становиться хрестоматийными материалами по истории региональной культуры и истории музыки в России в целом, быть полезными при чтении курсов по музыкальной историографии, источниковедению и музыкальному просветительству и критике.

Значение анализа фактов прошлого для современности хорошо понимают в Вологде и сегодня: здесь старательно сканируют издания региональной периодической печати, выводя их на сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Правда, работа эта тормозится объективными фактами, о чем говорится, к примеру, на сайте «Вологодского справочного листка»: «Ввиду плохого состояния газеты оцифрованы только 1915-1917 годы. При наличии финансирования работа будет продолжена и копии заказаны из РГБ» [Вологодский].

Библиографический список

Архивные материалы Суворов. Письмо Н. Ф. Финдейзену. 24 февр. 1899 // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1892. 1 л.

Суворов Иван. Письма (2) Н. Ф. Финдейзену. Вологда. 1901-1902 // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1893. 2 л.

Литература

S. Вологда (корреспонденция) // РМГ. 1910. № 17. Стб. 423.

S. Вологда // РМГ. 1910. № 3. Стб. 87-89.

Вологда (корреспонденция) // РМГ. 1903. № 36. Стб. 806.

Вологда // РМГ. 1900. № 46. Стб. 1126.

Вологда // РМГ. 1910. № 26/27. Стб. 600.

Вологодский справочный листок. 1915. URL:

https://www.booksite.ru/vol_list/index.htm (дата обращения: 24.07.2019).

Долгушина М.Г. «Вологодские губернские ведомости» как источник сведений о музыкальной жизни Вологды второй половины XIX века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (43). С. 144-152.

Долгушина М.Г. Из истории музыкального образования в Вологде // Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: материалы науч.-практич. конф. 12 ноября 2009 г. Махачкала: ДГПУ, 2009. С. 35-37.

Долгушина М.Г. Из истории музыкального образования в Вологде второй половины XIX века: учебные заведения и их роль в концертной жизни города // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Екатеринбург - Пермь: УГК-ПГПУ, 2011. С. 121-125.

Долгушина М.Г. Концертная афиша Вологды 1850-х годов (по материалам периодической печати) // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т; авт.: М.Г. Долгушина и др.; сост., науч. ред. М.Г. Долгушина, Г.П. Парадовская; отв. за вып. О. А. Федотовская. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 99-105.

Долгушина М.Г. Музыкальная жизнь Вологды 60-70-х годов XIX века. // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда: Русь, 2003. С. 320-334.

ДолгушинаМ.Г. Музыкальная жизнь Вологды XVШ-XIX веков // Вологодская энциклопедия. Вологда: Русь, 2006. С. 331-332.

Долгушина М.Г. Музыкальное образование в Вологде второй половины XIX века // Край мой северный: материалы литературно-краеведческой конф. 2007 и 2008. Вологда: ВИРО, 2008. С. 51-57.

Долгушина М.Г. Музыкальные спектакли в Вологде 1850-1870-х годов // Жизнь провинции: материалы и исследования: сб. ст. Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. С. 246-250.

Долгушина М.Г. Музыкальный быт и развлекательная культура Вологды второй половины XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). Т. 3. С. 130-133.

Долгушина М.Г. Общество любителей музыкального и драматического искусств и его вклад в культурную жизнь Вологды конца XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55). Т. 2. С. 115-119.

Долгушина М.Г. У истоков музыкального образования в Вологде // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т; авт.: М. Г. Долгушина и др.; сост., науч. ред. М.Г. Долгушина, Г.П. Парадовская; отв. за вып. О.А. Федотовская. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 18-22.

Некто. Студенческий спектакль // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.

Развлечения. Студенческий концерт // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.

Развлечения. Студенческий спектакль // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.