Научная статья на тему 'Музей в системе формирования исторической культуры'

Музей в системе формирования исторической культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
851
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / ОСОЗНАННОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ / CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / PERSONAL GROWTH / AWARENESS / ARBITRARINESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нуттунен Елена Александровна

Поставлена проблема формирования у учащихся потребности социального познания, социального и морального суждения, дано обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование социального опыта детей 8-11 лет средствами изобразительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum in the system of historical culture developing

The article raises the problem of the development of pupils' needs for social cognition, social and moral judgment; justifies pedagogical conditions providing the development of social experience of 8-11 year-old children by means of fine art activities

Текст научной работы на тему «Музей в системе формирования исторической культуры»

Е. А. Нуттунен

(Санкт-Петербург)

МУЗЕИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены связи исторической культуры с деятельностью музеев и представлены перспективы их развития. Историческая культура позволяет нам осознать течение времени, связать настоящее и будущее с прошлым

В начале третьего тысячелетия перед человечеством стоят высокотехнологичные задачи. Рождающая на наших глазах новая информационная цивилизация, которая создает условия для действительно единой, общемировой культуры, становится импульсом и гарантом демократизации культуры. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Благодаря стремительному расширению систем коммуникации и транспорта, взрывообразному росту тиражей печатной и видеопродукции, доступности туризма, распространению телевидения, развитию компьютерных сетей, носителями современной культуры становятся миллионы людей, различающихся по возрасту, образовательным и культурным интересам. Культура немыслима без наследия прошлого, потому что унаследованные ценности составляют исходную базу для дальнейшего культурного роста общества.

Многие ученые современности стали задумываться о том, как изменится образ исторической науки, какое место история займет в шкале ценностей современной культуры и способна ли эта дисциплина учить жизни, и оставаться востребованной. Известный исторический обозреватель Ю.А. Поляков заострил свое внимание на этой проблеме: «К третьему тысячелетию выявилось, что главная функция каждой науки - защитная. Долгие столетия человек осваивал землю, познавал законы естества, объяснял природные явления, ставил их на службу себе, создавал машины, призванные служить его потребностям за счет ресурсов планеты. Парадокс двадцатого столетия свелся к тому, что наука сотворила опасность для человечества. Гомогенная деятельность, производя невиданные блага и удобства, создала угрозу самому существованию человека. И наука призвана те-

перь защищать человечество и планету в целом от опасностей, созданных ею же самой. Физика должна не просто учиться использовать все более эффективно и разумно энергию атома, но защитить человека и Землю от губительных последствий возможного выхода этой энергии из-под контроля. Биология и медицина призваны защитить людей от физической деградации... Спасти мировой океан от загрязнения, леса от истребления, реки от высыхания, почвы от эрозии - нет числа этим задачам и проблемам. И каждая жизненно важна для человека. В выполнении защитной функции науки роль гуманитарных дисциплин чрезвычайно велика. Их задача - защищать от разрушения ослабленные нравственные ценности, спасая от пренебрежения, забвения накопленные человечеством ценности культуры, поддерживать устойчивость психологии. Оборона отнюдь не означает отказа от наступления - на невежество, дилетантство, знахарство, лженауку, на жестокость, безнравственность.» [7, с. 112]. Таким образом, исторической науке отводится важная роль в сохранении сохранения связи времен, в обеспечении возможности извлекать из прошлого уроки для настоящего и будущего.

На фоне кризиса развития общества современное мышление поставило под сомнение само понятие исторической реальности, а шире - исторической культуры. Вопросы исторической культуры привлекали внимание историков, философов, культурологов, психологов, педагогов, музееведов прошлого и настоящего. Принципиальный подход к исторической культуре как к предмету исследования был осуществлен в коллективном труде историков под руководством Л.П.Репиной, где было представлено комплексное исследование феномена исторической культуры, изучение истории представлений о прошлом. В частности в последнее десятилетие под руко-

водством Л.П.Репиной выполнена серия коллективных исследований на эту тему, в которых раскрывается содержание данного феномена и одновременно научного направления на материалах мировой и российской истории. Л.П.Репина связывает появление исторической культуры как предмета исследования с изучением истории представлений о прошлом. Исследователь делает акцент на исторические мифы, ментальные стереотипы, обыденное историческое сознание и на историческую память как на наиболее важные моменты в изучении исторической культуры.

Чрезвычайно важно, что сложилась некая теоретическая база исторической культуры, которая нам позволяет сделать вывод о меняющейся природе исторического сознания, о профессии историка, и об изменении общественного статуса самой исторической науки. Хотелось бы привести в этой связи необыкновенно точное и емкое высказывание на этот счет современного британского историка КХилла: «Мы сформированы нашим прошлым, но с нашей выгодной позиции в настоящем мы постоянно придаем новую форму тому прошлому, которое формирует нас» [12, с.29].

Упомянем основные российские центры исследований: Институт всеобщей истории РАН (М. Барг, Ю. Бессмертный, А. Гуревич, К. Хвостова, Л. Репина]; Томский университет (И. Ковальченко, Л. Бородкин]; РГГУ (О. Меду-шевская, М. Румянцева, Г. Зверева и др.].

Проблема отношения к исторической культуре в качестве предмета научного исследования привлекала и продолжает привлекать внимание не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Как и любая область знания, история продолжает успешно развиваться и обновляться.

Произошли изменения в представлении о прошлом, о роли исторической концепции, которая интерпретирует исторические тексты исходя из новых современных предпосылок. «В результате крутого переворота в историографии последней трети XX века появилось и новое отношение к документам, в том смысле, что последние не отражают, а интерпретируют прошлую реальность, и поскольку реконструкция прошлого в таких условиях -цель недостижимая, задача историографии -конструируя искомое прошлое, помочь индивидам обрести собственную идентичность. Именно это время характеризуется активным

обращением историков к проблемам памяти» [8,4].

На сегодняшний день история пишется и переписывается не столько профессиональными историками, сколько - в большей степени - культурной и политической общественностью, представителями других научных дисциплин, порождая множество альтернативных версий отдельных событий и исторического процесса в целом. Закономерно будет отметить, что в последние десятилетия в исторических работах ведущее место занимает понятие «историческая культура» как явление, которое тесно связанно с процессом формирования идентичности общества. В этой связи неуклонно возрастает значение категории «историческая культура», возникает необходимость разносторонне осмыслить ее сущность, выявить условия ее сохранения, определить пути ее формирования у подрастающего поколения. Иначе говоря, историческая культура - это сумма адекватных, правильных представлений о прошлом, что является основой современной социокультурной деятельности. В течение нескольких десятилетий историческая культура российского народа была существенно деформирована. Это происходило под влиянием исторических процессов, сформировалось новое представление о прошлом, результатом которого стала утрата важнейшей части духовной культуры нации. Из памяти народа оказались вычеркнутыми сложившиеся веками элементы традиционной национальной культуры, что привело к забвению прошлого и разрыву преемственности поколений. Поэтому для современного общества необходимо рассмотрение становления параметров образа жизни, без этого восприятие истории попросту невозможно, так как прошлого как реальности уже не существует, будущее еще не наступило, и только историческая культура дает нам возможность осознать течение времени, связать настоящее и будущее с прошлым.

В этой связи формирование исторической культуры в обществе стало насущной проблемой. Основным содержанием представления об исторической культуре являются целостное, духовно осмысленное переживание нашим современником кульминаций исторического бытия, или иными словами - главные исторические и культурные факты истории в их современном осмыслении и переживании. Все это является предметом нашей веры обеспе-

чивающей жизнедеятельность, конкретное представление об идеальных началах бытия, о предназначении и самореализации человека и общества, о различных объектах и аспектах культуры и общества. Это целая система верований, которая имеет непосредственное отношение к человеку, к его жизни, дает средства и задает способ существования и ориентации в мироздании, культурной самореализации. В наследстве прошлого особое место занимает историческая культура, куда входит исторический опыт и историческое знание. Преемственность в истории - это прежде всего отношение к накопленному опыту человечества, где историческое знание отражает объективную историю с силой историзма, который помогает правильно объяснять прошлое и его соотношение с настоящим. Путь к формированию исторической культуры - это путь в будущее нашей страны, т.к. это воспитывает духовную, свободную, развитую и самостоятельную личность, и тем самым этот путь приведет наше общество к расширению горизонта культуры и к возможности его сохранения. Общество переживает своеобразный бум, в котором отчетливо слышны и попытки противодействия глобализации и унификации жизни, и стремление преодолеть кризис идентичности, повернуться к самим себе, включив памятники собственной, личной истории в структуру современной культуры, которая утрачивает целостность и ценностные ориентиры.

В этой связи А.И.Клюкина отмечает: «Вовлечение индивида в мир культуры как непреложный атрибут общества и государства проявляет свои особенности во всех исторических эпохах. Меняются способы, приемы и формы социализации и инкультурации, обновляются и приобретают новые краски методики деятельности институтов воспитания, образования и культуры, и в частности музеев, однако само освоение природного и национально-культурного наследия в процессе общекультурного развития и в ходе социального становления поколения происходит неизменно во всех обществах» [4, с.248]. Историческая культура - это один из важнейших факторов развития социокультурной жизни, а ее материальной базой в современном обществе становится музей. Музей, который отбирает, хранит и экспонирует реальные свидетельства человеческой цивилизации, призван в своих экспозициях иллюстри-

ровать соответствие исторических событий и знаний.

В значительной мере музей, музейные экспозиции, памятные места и экскурсии берут на себя образование через наследие, помогая понять значение и место истории в настоящем, создавая образ события или эпохи, помогая понять свою идентичность. Так, по мнению А.Панарина, главный кризис современной России - это кризис не социальный и не экономический, а кризис идентичности [6]. Человек, утративший чувство родины, заполняет образовавшийся вакуум иным, идентифицируя себя с религиозными, этническими, родоплеменными, профессиональными общностями. Следует отметить, что идентичность представляет собой сложное, многослойное понятие, выступает как система. Она содержит и включает в себя духовную, моральную, культурную, национальную, политическую идентичности. Гражданская идентичность в значительной мере берет на себя так называемое образование наследием, которое осуществляется через формирование исторической культуры. Гражданская идентичность - это идентификация с обществом, государством и страной. Сегодня происходит конвергенция традиционных консервативных ценностей российской культуры и новаций, привнесенных реформированием общества и его открытостью для других культур. Тот факт, что общение зрителя с «вещью» осуществляется не в безвоздушном пространстве и не в интимной обстановке наедине, а в конкретной ситуации музея, имеющей как «реальные пространственные, так и столь же жестко заданные социокультурные измерения, - такой факт не может не влиять на само это общение: он задает этому общению нужные данной культуре параметры и функции. Значение музея как инструмента приобщения человека к «культурному коду» современной ему культуры трудно переоценить. Соблюдение правил «культурного кода» гарантирует индивиду принадлежность к культурной (социальной, этнической, религиозной] общности». Ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого порождает важное ощущение, что все имеет историю, а отсюда рождается вкус к истории и развивается интерес обращения к прошлому. Интерес к истории всегда был свойственен человеку.

Сегодня можно уверенно заявить, что в XXI веке музеи России сохранили в себе сози-

дательные качества. Они накопили немалый опыт в демонстрации ценностей отечественной истории и культуры, в передаче национально-культурных традиций народов России, музеи способствуют формированию исторического сознания, развитию исторической памяти, воспитанию патриотизма и позволяют в полном объеме решить задачи воспитания исторической культуры, это позволяет сделать ряд важных выводов:

1. Музей любого профиля может быть включен в единую систему историко-культурного и патриотического воспитания. Опираясь на свои уникальные возможности хранения раритетов, содержащих первичную информацию по отечественной культуре, музей способен помочь семье, школе и иным социальным институтам в деле формирования гражданина и патриота.

2. Эффективность историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности находится в прямой зависимости от способности сконцентрировать внимание посетителей на наиболее важных, стержневых событиях и фактах, предопределивших дальнейшее развитие общества; преодолеть статичность экспозиции, раскрыть отечественную историю в ее динамике и с учетом причинно-следственных связей; активно содействовать преодолению негативного влияния псевдонаучной литературы, пропаганды национализма, мистицизма, религиозного и иного экстремизма, подменяющих подлинную гражданственность и патриотизм.

3. Главное преимущество музея как института историко-культурного и патриотического воспитания проявляется в том, что, используя эффект первичности, достоверности и наглядности экспонируемых ценностей истории и культуры, он может обеспечить относительную завершенность воспитательного процесса [5].

Здесь очень важно подчеркнуть, что формирование правильной исторической культуры надо начинать именно в стенах музея. Музей может и должен являться активным строителем чувства идентичности у индивида, на основе своих научных разработок, а не обыденного представления вариантов различных «историй». Очевидно, что кризис исторической науки и отсутствие единой методологии привели к тому, что музей остался единственным местом, где можно получить объективное историческое знание. В этом со-

стоит его реальное предназначение. Музей -это особое место в мировой культуре, моделирующее ее историю и эволюцию, фиксирующее неумолимый бег времени, сохраняющее память о прошлом и созидающее уникальные возможности для диалога эпох, культур, народов в контексте развития современной культуры. Знание действительной истории - ключ к познанию настоящего и предвидению будущего.

Все музейные учреждения обладают достаточным потенциалом в формировании исторической культуры, будь это литературный, исторический, художественный, естественнонаучный и т.д. Историко-культурный потенциал музея проявляется в том, что он выступает одним из ведущих институтов современной цивилизации, который отбирает, хранит и в доступной форме экспонирует реальные свидетельства поступательного развития природной среды и высокие образцы человеческого творчества. Эталоны нравственных идеалов, отраженных в литературе, живописи, скульптуре и иных жанрах искусства. Это позволяет видеть конкретные ориентиры личностного развития, при этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение [4].

Безусловно, включение музея в формирование исторической культуры - дело непростое и состоит из несколько этапов:

1. Формирование представления об историческом времени и его движении. В музее, где связь времен предстает в своем конкретном предметном выражении, есть возможность научить как бы видеть историю, представлять все то, что стоит за предметом, понимать, что предметы вчерашнего, да и сегодняшнего дня - определенные звенья в цепи времени.

2. Формирование представлений об изменчивости и преемственности системы ценностей. Поскольку в музейном предмете осуществляется связь с ценностными ориентациями людей той или иной эпохи, в музее можно проследить историческую изменчивость системы ценностей определенного времени, определенного класса. Особенно важно подчеркнуть, что привнося ценности прошлого в современное общество, музей способствует и формированию системы новых ценностей на их основе.

3. Передача знаний о происхождении и особенностях определенных этнических групп, в частности, путем популяризации и непосредственного включения современных людей в старинные обряды, ритуалы, традиции, подлинное назначение которых состоит в поддержании и развитии нравственности, морали [11, с.20].

Всем известно, что прошлое не исчезает бесследно. Оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. К сожалению, на сегодняшний день мы имеем целое поколение, которое выросло с представлением искаженной подачи исторической действительности. Бытовое переосмысление отечественной истории совершалось при участии художественной литературы, исторической публицистики, средств массовой информации. Появились новые мифы о прошлом, функция которых заключается в искажении общего сознания в пользу определенных политических соображений. Популярность идеи музея как места для дискуссий и активного диалога характерна сегодня для значительного числа посетителей разного

культурного и социального уровня. Сегодня надежность информации в музеях выше, чем у учебников и литературы, СМИ, кино и телевидения. Прослеживается мотивация большинства посетителей - это получение исчерпывающей информации об истории страны, они выражают желание видеть читаемые экспозиции и внятные тексты, т.е. посетители приходят за достоверными источниками, фактами, настроены на диалог, которого им зачастую не хватает. Приобретается культура посещения музея, отсутствие ее в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного исторического восприятия, человек в этом случае, как правило, реализует детскую схему поведения, т.е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность и даже не приступая к углубленному восприятию.

Таким образом, историческая культура -это отбор фактов в соответствии с определенными ценностями, а музей и музейная коммуникация основана на непосредственном соприкосновении с памятниками истории и культуры, что связано с теорией отражения.

Литература

1. История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / под ред. Л. П. Репиной.- М.: Кругъ, 2006. - 398с.

2. Историческая наука: вопросы методологии.- М.: Мысль, 1986. - 230с.

3. Калугина Т. Л. Художественные музеи как феномен культуры. - М.,2008.- 198с.

4. Клюкина А.И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России.- СПб., 2009. - 387с.

5. Нагорский Н .В. Музей в духовной жизни общества. - СПб., 2004.- 380с.

6. Панарин А. С. Россия в цивилизованном пространстве.- М., 1995.-176с.

7. Поляков Ю. А. Историческая наука: люди и проблемы.-М.,2004.- 336с.

8. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописа-ния. - М.,2003.-300с.

9. Савельева И. М. Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. В 2т.- СПб, Наука,2003. - 456с.

10. Тишков В. А. Новая историческая культура - М., Изд-во МГ0У,2011. - 60с.

11. Юхневич М.Ю.Художественный музей в образовательном процессе. -СПб,1998.- 200с.

12. Hill C. History and the Present L, 1989.p.100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.