Научная статья на тему 'Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города'

Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЯ / ЭКСКУРСИЯ / ВЫСТАВКА / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / A MUSEUM / EXPOSITION / HISTORY / AN EXCURSION / AN EXHIBITION / ATTENDANCE / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королёва Наталия Сергеевна

В статье рассматривается деятельность муниципального учреждения культуры «Музей истории города Ярославля» с 1998 по 2010 г и дается оценка его вклада в сохранение, изучение и презентацию историко-культурного наследия города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Municipal Museum in Social and Cultural Space of the City

The article is devoted to work of the municipal cultural institution the Museum of History of Yaroslavl, from 1998 up to 2010. Its contribution to keeping, studying and presentation of the historical and cultural heritage of the city is highly estimated.

Текст научной работы на тему «Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города»

УДК 908

Н. С. Королёва

Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города

В статье рассматривается деятельность муниципального учреждения культуры «Музей истории города Ярославля» с 1998 по 2010 г и дается оценка его вклада в сохранение, изучение и презентацию историко-культурного наследия города.

Ключевые слова: музей, экспозиция, история, экскурсия, выставка, посещаемость, патриотизм.

N. S. Koroliova

The Role of the Municipal Museum in Social and Cultural Space of the City

The article is devoted to work of the municipal cultural institution the Museum of History of Yaroslavl, from 1998 up to 2010. Its contribution to keeping, studying and presentation of the historical and cultural heritage of the city is highly estimated.

Keywords: a museum, exposition, history, an excursion, an exhibition, attendance, patriotism.

Согласно Федеральному закону «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), музей - это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды» [1].

В музее аккумулируется информация, осуществляется связь времен и народов путем актуализации культурного наследия в форме музейного предмета, коллекции, музейного собрания и музейной экспозиции. Возлагаемые на музей задачи образовательного характера, особенно актуальные для переломных или кризисных периодов, предопределили изменения в подходах к музейной экспозиции как квинтэссенции содержания и назначения музея.

Пространство музея в целом и в первую очередь музейная экспозиция способствуют расширению «границ» исторического сознания человека, его нравственной памяти, формированию эстетического вкуса, определяя, в конечном счете,

его высшую духовную ценность. Музей может оказывать одновременное действие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализуя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Социальные функции музея меняются вместе с обществом. Соответственно, каждый этап общественного развития вызывает к жизни те или иные формы взаимодействия музея с людьми, которые в него приходят.

К 1990-м гг. оформился взгляд на музейную экспозицию как особый жанр искусства: «Музейная экспозиция, как и всякое художественное произведение, не учит, а пробуждает ассоциации, рождает образы, мысли и чувства, обогащает культуру как творцов экспозиции, так и ее посетителей» [2]. Можно согласиться с мнением Е. А. Розенблюма о том, что авторы в процессе творчества и зрители в процессе восприятия музейной экспозиции имеют дело со сложными художественными структурами пространственно-временного характера. 1990-е гг. стали для российских музеев важной вехой и временем больших перемен. Многие музеи местного края, отказавшись от прежних идеологических схем и стереотипов экспозиционного показа, попытались изменить свои исторические экспозиции или отдельные их разделы.

С 1998 г. начался новый этап в развитии Музея истории города Ярославля. Этот музей был открыт в 1985 г. как филиал Ярославского исто-рико-архитектурного музея-заповедника. Однако

© Королёва Н. С., 2012

историческая экспозиция, созданная в 1985 г., к концу 1990-х гг. устарела физически и перестала удовлетворять своим идейным содержанием как посетителей, так и музейных работников. Содержание прежней экспозиции было связано с демонстрацией политической истории страны, и ее основной функцией являлось документирование общественных процессов и явлений.

В 1998 г. по инициативе мэра города В. В. Во-лончунаса, поддержанной тогдашним губернатором А. И. Лисицыным, на базе филиала был создан муниципальный музей. В 1998 г. это вообще был единственный созданный в России музей. Музей расположился в особняке купца В. Я. Куз -нецова. Потомственный почетный гражданин купец I гильдии В. Я. Кузнецов принадлежал к тем представителям купеческого сословия, кото -рые заслужили уважение и заработали благосостояние собственными силами. Василий Яковлевич строил этот дом в 1891-1893 гг., купив в 1889 г. имение у семьи Друженковых. После покупки дома Кузнецовыми ветхие постройки были снесены. При оценке дома на начало XX в. было отмечено: «В 10 комнатах 2 этажей полы паркетные, отделка роскошная....» [3]. История распорядилась таким образом, что в этом доме размещался Дом матери и ребенка (1928 г.), детская больница имени 8 Марта (с 1928 по 1947 г.), глазное хирургическое отделение I клинической больницы (с 1947 по 1985 г.) и, наконец, с 1985 г. - Музей истории города Ярославля [4].

Финансирование проекта создания музея проводилось единственно возможным в то время способом: из бюджета города с привлечением спонсорских средств промышленных предприятий, организаций и учреждений. На опубликованное обращение о помощи откликнулось около 40 юридических и физических лиц. На первом этапе проводилась реставрация здания. Для посещения музей открылся в День города, в мае 1999 г. [5]. Менее чем за год была проведена реставрация фасада здания и внутренних помещений, а также создана новая историческая экспозиция.

В конце ХХ столетия менялось положение музея в обществе и отношение общества к нему. В условиях кризиса, нарастающей неразберихи посетители стали приходить в музей в поисках жизненных ценностей, для обретения душевного спокойствия, осуществления преемственности во времени и сбора материала для формирования самобытности. Обществом музей стал рассматриваться как центр получения знаний об истории

страны. К сожалению, многие музеи в 1990-е гг. частично или полностью сняли свои экспозиции о ХХ столетии.

В Музее истории города при создании новой экспозиции авторы пытались найти новый «стержень» построения исторической экспозиции. Экспозиционерами вырабатывались новые подходы к показу историко-культурного наследия страны и региона. Музей не отказался от показа истории Ярославля XX столетия, посчитав, что она интересует посетителей не меньше, чем история более далеких периодов. Музей стал активным образом формировать коллекции по периоду XX в., чтобы с их помощью можно было показать не только историю региона в событиях и людях, но и события общегосударственные, участником которых был регион и его жители. При этом экспозиционеры стремились к максимальной объективности. Об этом в то время говорили и ведущие историки. Академик Д. С. Лихачев писал: «Она (музейная экспозиция) должна воспитывать зрителя, особенно молодого, в духе объективности» [6]. Историк В. П. Данилов заметил: «Музеи имеют прекрасные возможности в деле повышения уровня исторического сознания населения. И путь здесь - показ жизни истинной во всем ее действительном многообразии» [7].

Авторы экспозиции показали зрителю непрекращающуюся связь времен. Одним из направлений интерпретации был выбран показ истории через индивидуального человека, через личность. Концепция была сформулирована следующим образом: «Город в истории России, человек в истории города» [8].

Вместе с изменением статуса в новом музее произошла и модификация характера деятельности музейных работников. Они стали не просто краеведами, музейными работниками, хранителями «вещей», но и трансляторами. Экскурсии и лекции как традиционные формы просветительской работы приобрели инновационный характер благодаря изменениям в методической работе с экспозицией.

Музей с самого начала своей работы стал осваивать такое новое понятие, как «культурно-образовательная деятельность», подразумевающее образование в пространстве культуры, которое получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., в период появления новых подходов в работе с музейными посетителями. Включение интерактивных элементов, расширение тематических границ, иное раскрытие музейного предмета сделали известные формы

музейной работы новыми и более эффективными, направленными на привлечение музейной аудитории. Так, новыми формами просветительской деятельности стали музейные занятия и праздники, костюмированные историко-краеведческие программы. Сохраняя научную направленность деятельности музея, сотрудники создавали интерактивные программы, спроектированные по новым принципам, привлекательные для современного посетителя. Использование, наряду с традиционными, таких способов вовлечения в активную деятельность, как ролевая игра, «погружение», театрализация, позволило создать условия для личного переживания, а не простого запоминания данных, превращая ребенка из объекта музейной коммуникации в активного ее участника. Здесь уместно привести слова известного психолога Л. С. Выготского, утверждавшего, что «только те знания, которые прошли через чувство ученика, могут прививаться» [9].

Особой популярностью у посетителей пользуются праздники: «Елка в купеческом доме», «Рождественские встречи у купцов Кузнецовых», «Ярославская масленица», «Жило-было яйцо, не простое, расписное»; программы: «Сватовство по-ярославски», «Мы приглашаем Вас на бал», «Игры и развлечения горожан», «В гостях у купцов Кузнецовых» и др.

Музей истории города Ярославля как компонент традиционного образования используется сегодня во всей образовательной цепочке города: дошкольное - школьное - высшее - поствузовское - дополнительное образование. Внефор-мальное образование, получаемое при посещении музея, является, по существу, дополнительным к традиционному. Данный вид образования способен оказывать огромное воспитательно-образовательное воздействие на человека любого возраста. Являясь, по существу, дополнительным к традиционному, внеформальное образование в настоящее время продолжает быть востребованным и интенсивно развивается, формируя уникальное аксиологическое культурно-образовательное пространство.

Музей как многофункциональное учреждение через экспонирование и популяризацию экспонатов призван прививать обществу определенные ценности, быть одним из инструментов распространения господствующей идеологии. В частности, наряду с прочими социальными институтами, музей должен пропагандировать патриотизм. Именно на патриотическое воспитание подрастающего поколения в музее истории города ори-

ентирована большая часть программ. Одна из таких программ - «Славься, славься, Ярославль, город древний, город дивный», где для детей и молодежи предусмотрены разнообразные программы: классические экскурсии, лекции, беседы, тематические занятия и костюмированные праздники. Например, на празднике «Строим город на Волге» даются первые представления о городе, акцентируется внимание на легендарных событиях основания Ярославля и строительства Кремля, рассказывается об официальных государственных символах города и России. Дети смотрят мультфильм «Легенда о Ярославле», строят город из конструктора. Ярким кульминационным моментом является красивое театрализованное действо: вместе с Ярославной дети кружатся в хороводе, поют песню о городе «Русская жемчужина».

Праздник «Посвящение в Ярославичи» продолжает заявленную тему. Он состоит из инсценировки легенды об основании города в исполнении детей, экскурсии-викторины, повествующей об истории Ярославля, просмотра мультфильма «Мой любимый город» и беседы о том, каким должно быть отношение горожан к своему городу. В заключение дети дают торжественное обещание Юного Ярославича и получают свидетельство о вступлении в ряды Юных граждан города Ярославля и значок с символикой города и словами «Я люблю Ярославль». Учащиеся средних классов посещают тематическую и автопешеходную экскурсии и игру-викторину «Знаменитые земляки». Основу разработки многих проектов, особенно краеведческого характера, составляют научные изыскания сотрудников музея. Через широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций, игр сотрудники стремились к тому, чтобы музей становился местом открытий и новых знаний, домом, куда хочется возвращаться.

С помощью специальных программ, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи, музей выполняет важную роль в формировании исторического сознания, воспитания гражданственности, чувства гордости и причастности к славе Ярославского края. Музей позволяет проследить историю страны и края, историю семьи и судьбу человека, ощутить себя частью исторического процесса и понять ценность каждой личности.

Самую активную роль музей сыграл и в подготовке к знаменательной дате в истории Ярославля - его 1000-летия (2010 г.). Все мероприя-

тия музея проходили под девизом «Воспитание патриотизма через осознание представлений о городе Ярославле как об уникальном и самобытном городе, имеющем 1000-летнюю историю, на протяжении которой он неоднократно становился оплотом российской государственности, как о городе - хранителе культурных ценностей». Особой популярностью пользовалась серия выставок под общим названием «Объекты 1000-летия», проходившая в филиале музея - Городском выставочном зале им. Н. А. Нужина. Выставка состояла из постоянной части - «Исторический центр - памятник всемирного наследия», «Перспективы развития города», «Генеральный план Ярославля на 2005-2020 гг.», «Объекты тысячелетия»; сменных отчетных тематических выставок, посвященных различным аспектам подготовки города к 1000-летию (объекты реконструкций, инвестиционные проекты предприятий и организаций города и т. д.). Выставочный проект способствовал выполнению основной миссии музея по сохранению наследия прошлого Ярославля и объединению прошлого с настоящим и будущим, развитию коммуникативных связей между музеем и общественностью города, формированию положительного внимания массового туриста к достопримечательностям города и перспективам развития Ярославля.

Не менее значимым мероприятием стала краеведческая викторина «Хочу все знать о Ярославле», которая проходила ежегодно, начиная с 2005 г. Мероприятие разрабатывалось сотрудниками музея совместно с управлением мэрии города Ярославля по подготовке к 1000-летию. Блоки вопросов викторины размещались в весенних номерах газеты «Северный край» и на сайте органов местного самоуправления. Активное участие в викторине приняли не только взрослые, но и юные горожане. Путешествуя по страницам истории, участники викторины узнали немало любопытных фактов по архитектуре и топонимике родного города, об известных (и не очень) исторических личностях, чья жизнь так или иначе была связана с Ярославским краем. Это начинание вызвало много положительных отзывов и подтверждает интерес к прошлому и настоящему Ярославля со стороны его жителей.

В год 1000-летия Ярославля в музее открылась выставка «Стольный град», которая стала совместным проектом Музея истории города и федерального Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Директор музея В. Г. Извеков справедливо отметил, что «выстав-

ка позволила по-новому, углубленно посмотреть на десять веков истории родного города, утвердить себя в оценках роли и места Ярославля в наиболее значительных исторических событиях Ярославля» [10]. На выставке было представлено то, что обычно скрыто в архивных фондах, -древние рукописи, документальные свидетельства многовековой истории нашего Отечества. Сотрудниками архива систематизировано около 350 документов и книг по истории Ярославля, и более сотни из них (30 подлинников и свыше 70 копий) были представлены любителям старины на выставке. В двух залах от века к веку через документы была представлена история города и одновременно раскрыта эволюция Российской государственности и делопроизводства от летописей к столбцам и тетрадям XVI-XVII вв., от переписных книг к «ревизским сказкам» XVIII столетия и т. д.

Таким образом, используя различные формы работы и находясь в постоянном творческом поиске, Музей истории города целенаправленно собирает материалы об историческом прошлом Ярославля, привлекает в музей новые поколения посетителей, приобщая их к прошлому и настоящему российской истории, воспитывая в них нравственность, патриотизм и чувство прекрасного.

Примечания

1. Xaqcon, К. Музеи не стоят на месте / К. Xaqcon [Текст] // Museum. - 1998. - № 197. - С. 43.

2. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции [Текст] // Музееведение: на пути к музею XXI века: Музейная экспозиция: сб. науч. тр. / РИК. - М., 1997. - С. 181.

3. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 509. Оп. 1. Д. 2588. Л. 3 об. - 4.

4. Тюнина, М. С. Музей истории города Ярославля: путеводитель [Текст] / М. С. Тюнина. - Ярославль, 2004. - С. 2.

5. Извеков, В. Г. Из истории создания МУК МИГ [Текст] / В. Г. Извеков // МИГ открытий. - 2008. -№ 2. - С. 1.

6. История XX в. в музейных экспозициях [Текст] // Музейное дело. - М., 1995. - Вып. 22. - С. 6.

7. Там же. - С. 7.

8. Тюнина, М. С. Указ. соч. С. 2.

9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский. - М., 2005. - С. 128.

10. Извеков, В. Г. Подарок к 1000-летию Ярославля // Стольный град. Тысячелетняя история Ярославля в документальных памятниках Российского Государ -ственного Архива Древних Актов XI-XIX веков / отв. ред. С. Р. Долгова [Текст]. - Ярославль, 2010. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.