УДК 316.33
ДунАЕвА Светлана вячеславовна, аспирант кафедры социальной антропологии и межкультур-ной коммуникации Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Автор 6 научных публикаций
музей как Социокультурный институт
(философский аспект)
Статья посвящена исследованию музея как современного, динамично развивающегося социального института. В статье показано возникновение и развитие музеев в разные исторические периоды, особое внимание при этом уделено деятельности музеев в современном информационном обществе. Сделан вывод о том, что музей представляет собой неотъемлемый элемент культурного пространства.
Музей, социальный институт, культурное пространство, общество
Современные гуманитарные науки уделяют большое внимание изучению социальных институтов, одним из которых является музей - «постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей»1.
Музей является неотъемлемым элементом культурного пространства, поскольку «мы переживаем время вещей»2, а «люди и вещи тесно связаны между собой.. ,»3. «Уничтожить музей нельзя: как тень, он сопровождает жизнь, как могила, стоит за всем живущим. Всякий человек носит в себе музей, носит его даже против собственного желания.», поскольку «хранение есть свойство природы человечес-
© Дунаева С.В., 2011
кой»4. Таким образом, музей - это особая сфера культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности. Музей как социальный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению памятников прошлых эпох и передаче знаний о них, без музея эта деятельность имела бы, вероятно, разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Музеи, появившиеся на заре античности, прошли долгий путь развития и преобразования. Во многих случаях причины их возникновения были схожи с теми, по которым появились национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, поскольку «.музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естественного, . а также и искусственного, произведенного полусознательною
силою народов.»5. Музеям предписывалось быть собирателями, накопителями и распространителями информации, связанной с общественной и естественной историей страны или территории. В ответ на это государство направляло в музейные учреждения часть своих финансовых ресурсов. В основном это утверждение касается Европейского региона, в азиатских странах музейное дело развивалось несколько иначе. Монгольская Республика, например, долгое время была страной номадов, и лишь с установлением советской власти в стране, здесь начинают появляться первые музеи. В целом, независимо от времени и места, возникновение музеев было обусловлено потребностью в этнической, социальной, а также национальной самоидентификации общества.
По мере развития музея складывались его определенные социальные функции, становление, актуализация и изменение которых напрямую зависели от исторически обусловленных потребностей. Так, главная социальная функция музея - функция охраны ценностей - присуща любому собственнику во все времена, так как «страсть к обладанию - это ... одна из форм стремления к беспредельности во времени...»6. В то же время научно-исследовательская функция постепенно сложилась в результате потребности в систематизации многочисленных материалов, находящихся в коллекциях музеев. В свою очередь научно-просветительская функция возникла в XVIII веке в ответ на общественную потребность в просвещении и в значительной мере как следствие демократизации общества7. В период с рубежа Х1Х-ХХ веков до конца XX века у музея окончательно сформировалась структура, и он превратился в инструмент, формирующий сознание8. Таким образом мы видим зависимость функционирования и развития музея от соседствующих систем. Очевидно также, что функции музея зависят не только от общественных потребностей и запросов, но и во многом определяются политикой государства, включающего музей в русло идеологической работы.
В течение многих десятилетий музеи были исключительно научными и образовательными
учреждениями, что приводило к их некоторой закрытости. Сегодня музеи постепенно становятся учреждениями, открытыми внешнему миру и активно участвующими в жизни общества. Глобализация современной жизни заставляет музеи пересматривать и обновлять методы своей деятельности. Благодаря этому музеи, отталкиваясь от общественных запросов, постепенно становятся общественно-культурными центрами9.
На основе широкомасштабных исследований последних лет выяснилось, что на сегодняшний день культура во всем многообразии ее проявлений является чрезвычайно востребованной. Оказалось, что за «культурный досуг» люди готовы платить немалые деньги. Также выяснилось, что многих родителей не устраивает зависимость их детей-подростков от телевизионных программ и компьютера. Так возникла идея компьютеризации музейной деятельности, что проявилось в создании виртуальных музеев. Это принципиально новое явление, возникшее на рубеже ХХ-ХХ1 веков, позволило формировать виртуальные фонды, привлекая сетевого посетителя для виртуального общения. Это моментально повысило интерес к музеям со стороны молодежи, требующей открытости, увлекательности и позна-вательности, что в полной мере присутствует в любом виртуальном музее. Интернет-ресурсы дали возможность доступа к экспонатам музея потенциально широкому кругу пользователей сети, что позволило музею заявить о себе и предоставить возможности, которых не имеет реальный музей, расширив тем самым круг музейных посетителей.
Музеи все больше стремятся к тому, чтобы вносить весомый вклад в социальное и культурное развитие общества, сочетая в своей работе идеи образования и развлечения. Сегодня музеи стараются обучать посетителей посредством досуга10, который является важной составляющей жизни любого человека, что заметили еще древние ученые. Например, А. Шопенгауэр, ссылаясь на Аристотеля, писал: «Счастье, по-видимому, заключается в досуге»11. Музейные работники и исследователи музея давно
говорили о необходимости сочетания воспитания и отдыха, ведь «фактически время досуга не “свободно”, оно израсходовано»12. Однако лишь к 1980-м годам музеи постепенно стали частью индустрии развлечений и начали осуществлять новую функцию - досуговую.
В настоящее время социальная роль музеев в обществе значительно возросла, что подтверждается как увеличением количества музеев во всем мире, так и повышением к ним интереса со стороны общества. «Музейный бум» является неоспоримым фактом современной культуры: музей стал активным участником культурных, национальных и даже политических процессов. Все это происходит потому, что в современном обществе музей является практически единственным учреждением, способным удержать в своих стенах память
о прошлом, сохранить культурное наследие, а также решить проблему адаптации человека к новым условиям жизни. Конечно, существует мнение, что «музеи не стали еще ни научными центрами, ни воспитательными учреждения-ми»13 в полном смысле этого слова, однако в том, что «на музеях лежит ответственнейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня»14 нет сомнений. Именно
по этой причине мы можем смело утверждать, что музей - это сложный, современный, динамично развивающийся социальный институт, значимость которого в условиях глобализации будет постоянно возрастать. Поскольку, как заметил П.А. Флоренский, «музей - жизнь для народа, воспитывающий каждодневно стремящиеся около него массы, . всестороннее жизненное усвоение человеческого творчества, и притом всенародное, а не для замкнутых кучек нескольких специалистов.»15.
«В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг друга новые поколения продуктов, приборов, в сравнении с которыми человек выступает как вид чрезвычайно ус-тойчивый»16. Именно поэтому музей на сегодняшний день занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. В этой связи нам представляется необходимым детальное изучение деятельности музеев, поскольку, осуществляя свои веками устоявшиеся функции, музей является важнейшим средством передачи накопленного человечеством опыта, посредством сохранения и использования элементов исторической памяти, он удовлетворяет общественные потребности в становлении, воспитании личности и ее социализации.
Примечания
1 Этический кодекс ИКОМ для музеев / Ин-т России. М., 2003. С. 46.
2 БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 5.
3 Его же. Система вещей. М., 1999. С. 19.
4 Н.Ф. Федоров: pro et contra: К 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти: Антология: в 2 кн. Т. 1. СПб., 2004. С. 372.
5 Там же. С. 379.
6 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 322.
7 Калитина Н.Н. Великая Французская революция и создание национальных художественных музеев Франции (1789-1799) // Вестн. СПбГУ 1992. Сер. 2. Вып. 2. (№ 9). С. 15.
8 Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2004. С. 23.
9 The Museum as an Instrument of Cultural Innovation. Strasbourg, 1978. P. 25.
10 Семичева М.В. Музей в контексте глобальной индустрии туризма // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 2. С. 132.
11 Шопенгауэр А. Избр. произв. М., 1993. С. 216.
12 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. С. 201.
13 Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989. С. 283.
14 Там же. С. 286.
15 Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 219-220.
16 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 6.
Dunaeva Svetlana
MUSEUM AS A SOCIOCULTURAL INSTITUTE (PHILOSOPHICAL ASPECT)
The article is devoted to studying the museum as a modern, dynamically developing sociocultural institute. The emergence and development of museums are shown in different historical periods, special attention being given to the activity of museums in the modern information-oriented society. It is concluded that the museum is an integral part of the cultural environment.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - ДрегалоА.А., доктор философских наук, профессор заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и менеджмента Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.