Научная статья на тему 'Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе'

Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
991
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSEUM / MUSEUM PIECE / SOCIAL INSTITUTE / SOCIETY / GLOBALIZATION / CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дунаева Светлана Вячеславовна

В статье исследован музей как социальный институт. Показано возникновение и развитие музеев в разные исторические периоды, особое внимание при этом уделено деятельности музеев в современном информационном обществе. Сделан вывод о том, что музей представляет собой неотъемлемый элемент культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical aspect of the transformation of the role of a museum as a social institution and its position in modern society

The article is devoted to the research of a museum as a social institute. The appearance and transformation of museums are shown in different historical periods. The activity of museums in the modern information-oriented society is closely investigated. It is outlined that museums are an integral part of cultural environment.

Текст научной работы на тему «Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе»

МУЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ И КУЛЬТУРА МУЗЕЯ

УДК 130.2 : 379

С. В. Дунаева

Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе

В статье исследован музей как социальный институт. Показано возникновение и развитие музеев в разные исторические периоды, особое внимание при этом уделено деятельности музеев в современном информационном обществе. Сделан вывод о том, что музей представляет собой неотъемлемый элемент культурного пространства.

The article is devoted to the research of a museum as a social institute. The appearance and transformation of museums are shown in different historical periods. The activity of museums in the modern information-oriented society is closely investigated. It is outlined that museums are an integral part of cultural environment.

Ключевые слова: музей, музейный предмет, социальный институт, общество, глобализация, культурное пространство.

Key words: museum, museum piece, social institute, society, globalization, cultural space.

Современное общество невозможно представить без социальных институтов. Социальная философия и социология уделяют большое внимание их изучению, поскольку «социальная наука - это изучение действующих сил и законов социокультурного развития» [12, с. 55]. В настоящее время стираются границы между культурами и национальностями, происходит их проникновение друг в друга. При этом естественным образом встает вопрос об изучении и сохранении самобытных культур народов Европы, Африки, Азии, Америки. Материальную и духовную культуру любого народа можно понять, обращаясь к его повседневной жизни. Одежду, предметы быта, украшения, которые могут передать атмосферу былого времени, необходимо сохранять как истинные памятники прошлых эпох, поскольку именно эти вещи, по мнению Ж.П. Сартра, «имеют прошлое» [14, с. 142]. Таким местом хранения и одним из социальных институтов, как известно, является музей, который выполняет при этом важные социокультурные функции и воспринимается как символ национальной культуры и атрибут государства.

В результате попыток объединить усилия по разработке общих принципов хранения музейных предметов, выработке необходимых норм

в области законодательства и т. д. появились различные организации, изначально на уровне одного государства, а затем и в международном масштабе. На сегодняшний день главной организацией, занимающейся вопросами музейного дела, является Международный совет музеев (ИКОМ). На XV Генеральной Ассамблее ИКОМ в 1986 г. был выработан Этический кодекс для музеев. В рамках данного кодекса музей определяется как научно-исследовательское или научно-просветительское «постоянно действующее некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей» [20, с. 46].

Музей в настоящее время является неотъемлемым элементом культурного пространства, поскольку, по мнению современного философа Ж. Бодрийяра, «мы переживаем время вещей» [4, с. 5], а «люди и вещи тесно связаны между собой...» [5, с. 19]. Говоря словами Н. Аббаньяно, «человек...находится в постоянных отношениях с миром, т. е. с вещами.» [1, с. 14]. По мнению Н.Ф. Федорова, музей сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни, поскольку «хранение есть свойство природы человеческой» [16, с. 372]. Таким образом, музей - это особая сфера культуры, в которой результаты человеческой и природной деятельности служат основой для формирования духовных ценностей. Музей как социальный институт организует и координирует деятельность людей, направленную на сохранение памятников прошлых эпох и передачу знаний о них, без музея эта деятельность, вероятно, имела бы непоследовательный и неустойчивый характер. Русский философ

Н.Ф. Федоров писал: «музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями» [16, с. 377].

Коллекционирование и создание коллекций имеет многовековую историю в разных странах Земли, и понимание истории и природы коллекционирования - важная часть музейной работы в целом. Главной заботой музея практически во все времена было собирать фрагменты культуры и образцы природы для просвещения общества и сохранять их для потомства. Отметим, что первыми экспонатами музеев (точнее, протомузеев) были элементы природы, к которым позже стали добавляться предметы искусства: «изменен был предмет подражания, подражание осталось. Место природы заняли возвышенные произведения античности, внешнюю форму которых подражатели старались перенять.» [18, с. 56].

Музеи прошли долгий путь развития и преобразования. Возникновение музея в привычном для нас значении относится к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.), однако стремление к коллекционированию всегда имело

место в культуре. К этому важнейшему для человека делу побуждало немало причин. В своем эссе Ф. Ницше называет некоторые из них: гордость, желание прославить род, нацию, церковь, расу, класс, партию; стремление поддержать единство общества [3, с. 186]; «.каждое желание - как желание есть или спать, так и желание создать произведение искусства - выражают целиком человеческую реальность», - полагал Ж.П. Сартр [14, с. 578]. Д. Юм считал главными причинами коллекционирования гордость за обладание вещью и удовольствие, которое эта вещь доставляет своему владельцу:

«Владение какой-нибудь вещью, доставляющей удовольствие или своей полезностью, или своей красотой и новизной, порождает в нас гордость.. Такая-то вещь замечательна в силу своей новизны, другая - в силу своей древности, эта - произведение известного художника, та -некогда принадлежала какому-нибудь принцу или великому человеку.. Все они сходны в том, что доставляют удовольствие, и только в этом.» [21, с. 361].

Кант все интересы, в том числе и коллекционирование ценностей, сводил к мотиву собственного счастья [9, с. 101].

Становление музея как особого социокультурного института проходило в несколько этапов. Поскольку музей является плодом инициативы многих, для того чтобы он состоялся, во-первых, необходимо было возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях. В частности, возникновение и развитие музеев происходило тогда, когда совпадали цели общества и отдельных личностей (коллекционеров, патриотов), стремящихся сохранить культурно-историческое наследие. Во-вторых, с появлением музея постепенно стало формироваться ценностное отношение к прошлому, отраженному через музейные предметы. Наконец, специфические музейные ценности и правила поведения, являющиеся атрибутом музейной действительности, прочно закрепились в морали и праве общества [22, с. 22].

Первыми собирателями коллекций, помимо глав государств и богатых людей, были моряки, торговцы, натуралисты, миссионеры, военные и путешественники, которые создавали коллекции как для личного, так и для общественного блага. Многие предметы, составляющие первые собрания, были получены в дар, в качестве сувениров для гостей, куплены, обменяны на товары или даже украдены. Частные коллекции создавали, в основном, ради социального или политического статуса, научного или академического интереса, коммерческой выгоды или хобби владельца. «Искусственные музеи собираются частными лицами да учеными обществами, при содействии духовных и светских властей.» [16, с. 407]. Многие частные коллекции впоследствии частично или полностью оказались в общественных музеях. Как частные, так и общественные коллекции составлялись первоначально случайным образом, их большую

часть составляли фетиши, курьезные вещи и сувениры, чуть позже - реликвии. «Под ними (реликвиями) мы понимаем не только религиозные реликвии, но также, и в особенности, вещи, принадлежащие известному человеку. в которых мы стремимся снова найти его.» [14, с. 590]. Простые, но красивые вещи, часто из повседневного обихода, также были в основе коллекций, потому что «глаза любят красивые и разнообразные формы, яркие и приятные краски.», - писал А. Аврелий, -«создания разных искусств и ремесел - одежда, обувь, посуда и всяческая утварь, картины и другие изображения - все это ушло далеко за пределы умеренных потребностей и в домашнем быту и в церковном обиходе» [2, с. 151-152].

Постепенно стали появляться систематизированные коллекции. П.А. Флоренский объяснял этот факт тем, что «чем выше человеческая деятельность, чем определеннее выступает в ней момент ценности. тем бесплоднее делается доморощенное коллекционирование раритетов и монстров» [17, с. 216]. Немецкий историк культуры Г. Вейс, живший в XIX в., утверждал, что «когда распространение роскоши, пробудившаяся в народе жажда наживы и ослабление в нем набожности стали привлекать свободных греков к занятию ремеслами для светских целей, наступил период служения роскоши.» [7, с. 109]. Организованные систематические коллекции наблюдались преимущественно в общественных музеях, поскольку у них имелись четкие принципы формирования собрания. Собирательство на первом этапе появления музеев во многом являлось интеллектуальным развлечением, поскольку предполагало определение принципа, по которому будет формироваться та или иная коллекция, иногда на этом этапе возникала целая философская идея по способу оформления будущего музейного помещения.

Первые музеи в большинстве своем были призваны проводить государственную идеологию, поскольку «.музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естественного,...а также и искусственного, произведенного полусознательною силою народов.» [16, с. 379]. Музею предписывалось быть собирателем и распространителем информации, связанной с общественной и естественной историей страны. В ответ на это государство направляло в музеи, являющиеся неотъемлемыми учреждениями культуры, часть своих финансовых ресурсов. В основном это утверждение касается Европейского региона, в азиатских странах музейное дело развивалось несколько иначе. Монгольская Народная Республика, например, долгое время была страной номадов, и лишь с установлением советской власти в стране здесь начинают появляться первые музеи. В целом мы можем утверждать, что независимо от места и времени возникновение музеев в большинстве своем было обусловлено потребностью в этнической, социальной, а также национальной самоидентификации общества.

По мере развития музея складывались его определенные социальные функции, изменение и актуализация которых напрямую зависели от потребностей общества. Так, главная социальная функция музея - функция охраны ценностей - на наш взгляд, присуща любому собственнику во все времена, так как страсть к обладанию, по выражению А. Камю, - это форма достижения беспредельности во времени [10, с. 322], в то время как научно-исследовательская функция сложилась постепенно в результате потребности в систематизации многочисленных материалов, находящихся в коллекциях музеев. А научно-просветительская функция возникла, как известно, в XVIII в. в ответ на потребность общества в просвещении и в значительной мере как следствие его демократизации. В период с рубежа XIX-XX вв. до конца XX в. у музея окончательно сформировалась структура, и он постепенно превратился в инструмент, формирующий общественное сознание. «Нынешний музей - это как бы книга, поясняемая демонстрациями физических кабинетов и химических лабораторий, разросшихся в особые институты» [16, с. 379], - описывал музей Н.Ф. Федоров. Таким образом, мы видим зависимость функционирования и развития музея от соседствующих с ним систем. Очевидно также, что функции музея зависят не только от общественных потребностей и запросов, но и во многом определяются политикой государства, которое включает музей в русло идеологической работы.

Музейные функции носят исторический характер, в разные периоды могут превалировать те или иные из них, иногда возникают новые функции, что, например, происходит и на современном этапе. Это во многом объясняет различное отношение к месту и роли музея в обществе в различные исторические периоды. Интересно привести в пример рассуждения П. Валери о роли музеев, точнее, по его мнению, о бессмысленности их создания и нагромождении в музейных помещениях. Такими французский поэт видел музеи в конце XIX в.: «Я не слишком люблю музеи.. Только цивилизация, лишенная чувства наслаждения и чувства разумности, могла воздвигнуть этот дом бессмыслицы. Есть какое-то безумие в подобном соседствовании мертвых видений... Многие из них (музеев) прекрасны, но нет среди них очаровывающих.» [6, с. 207-208], потому что, по его мнению, в музеях слишком много всевозможных запретов. Но в то же время в изречениях П. Валери наблюдается благоговение перед музейными учреждениями.

«.Передо мной развертывается странный, организованный беспорядок. Меня охватывает священный ужас.. Скоро я перестаю уже сознавать, что привело меня сюда, в эти навощенные пустынности, на которых лежит печать храма и салона, кладбища и школы.» [6, с. 205].

А. де Ламартин, живший в середине XIX в., считал, что «музеи - это кладбища искусства», в то время как А.В. Луначарский говорил: «музей

- грандиозная памятная книга человечества» [8, с. 8]. На наш взгляд, именно память о чем-либо или о каком-либо событии содействует существованию человечества, сохраняя лучшие образцы различных эпох (в этом же состоит и одна из функций музея).

В течение многих десятилетий музеи были исключительно научными учреждениями, выполняющими образовательную функцию, что позволяло говорить об их некоторой закрытости. Принято считать, что музей, являясь учреждением культуры, по своей природе консервативен и поэтому наименее подвержен влиянию технологических новаций. Однако сегодня музеи постепенно становятся открытыми учреждениями, активно участвующими в жизни общества. Глобализация современной жизни заставляет музеи пересматривать и обновлять методы своей деятельности; а отталкиваясь от современных общественных запросов, музеи постепенно становятся общественно-культурными центрами. Компьютеризация музейной деятельности - новое явление, возникшее на рубеже XX-XXI вв., позволила формировать виртуальные фонды, привлекая сетевого посетителя для виртуального общения, что расширило круг музейных посетителей. Это повысило интерес к музеям, особенно со стороны молодежи, требующей познавательности и увлекательности.

Музеи все больше стремятся к тому, чтобы вносить весомый вклад в социальное и культурное развитие общества, сочетая для этого в своей работе идеи образования и развлечения. Сегодня музеи стараются обучать посетителей посредством досуга, который является важной составляющей жизни любого человека, что заметили еще древние ученые. Например, Д. Лаэртский говорил о Сократе: «А досуг он восхвалял как драгоценнейшее достояние» [15, с. 226]; А. Шопенгауэр, ссылаясь на Аристотеля, отмечал, что «счастье, по-видимому, заключается в досуге» [19, с. 216]. Музейные работники и исследователи музея давно говорили о необходимости сочетания воспитания и отдыха. Ведь «фактически время досуга не “свободно”, оно израсходовано» [4, с. 201]. Однако лишь к 1980-м гг. музеи постепенно стали частью индустрии развлечений и начали осуществлять новую функцию — досуговую; так, в музеи стали приходить ради удовольствия и развлечения, т. е. не только получать знания, но и проводить досуг.

Постоянно совершенствуясь как социокультурный институт, музей к началу XXI в. превратился в полифункциональное учреждение со сложной внутренней структурой и широкими связями. В настоящее время социальная роль музеев в обществе значительно возросла, что подтверждается как повышением к ним интереса со стороны общества, так и увеличением количества музеев во всем мире. «Музейный бум» -очевидный факт современной культуры: музей стал активным участником культурных, национальных, даже политических процессов. Все это происходит потому, что политические и социальные процессы давно предстают как нечто нераздельное, а также потому, что в современном

обществе музей является практически единственным учреждением, способным сохранить культурное наследие, а также решить проблему адаптации человека к новым условиям жизни.

Конечно, существует мнение, что «музеи не стали еще ни научными центрами, ни воспитательными учреждениями» [11, с. 283] в полном смысле этого слова, однако в том, что «на музеях лежит ответственейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня» [11, с. 286], нет сомнений. Именно по этой причине мы можем смело утверждать, что музей - это современный, сложный, динамично развивающийся социальный институт, значимость которого в условиях глобализации будет постоянно возрастать. Поскольку, как заметил П.А. Флоренский, «музей - жизнь для народа, воспитывающий каждодневно стремящиеся около него массы, .всестороннее жизненное усвоение человеческого творчества, и притом всенародное, а не для замкнутых кучек нескольких специалистов.» [17, с. 219-220].

Находясь в настоящее время в сложных финансовых условиях, музей, тем не менее, сумел стать учреждением, сфера деятельности которого вышла за рамки комплектования, изучения и экспонирования фондов. В связи с чем музей, являясь не только хранилищем произведений искусств и местом их экспозиции, но и научноисследовательским центром, занимает особое место в системе учреждений культуры, поскольку, говоря словами Н.Ф. Федорова, «самое существенное свойство музея - быть выразителем духа времени.» [16, с. 380].

Анализируя роль музея в процессе культурного развития, мы видим, что в различные периоды истории она не была постоянной, однако изменения эти не затрагивали важнейшей сущностной характеристики этого социального института. Музей всегда оставался, прежде всего, хранилищем того, что, выйдя из употребления, не подлежало уничтожению. И рассматривая музей практически в любой исторический период, можно сказать, что «ценность нынешнего музея в том, что он доступен и принадлежит всем, распространяя знания о культурном наследии и современной жизни человечества» [13, с. 11]. Именно по этой причине, говоря о музее будущего, специалисты видят его тесно взаимодействующим с учреждениями культуры, образования и науки, однако до сих пор подобные механизмы взаимодействия музея и других социальных институтов практически не выработаны.

На сегодняшний день новые поколения продуктов и приборов с молниеносной скоростью сменяют друг друга, и по сравнению с ними «человек выступает как вид чрезвычайно устойчивый» [5, с. 6]. В этой связи нам представляется необходимым детальное изучение деятельности музеев, поскольку, осуществляя свои веками устоявшиеся

функции, музей является важнейшим средством передачи накопленного человечеством опыта посредством сохранения и использования элементов исторической памяти, он удовлетворяет общественные потребности в становлении, воспитании личности и ее социализации.

Список литературы

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. - СПб.: Алетейя, 1998. - 311 с.

2. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - 335 с.

3. Берлин И. Философия свободы. Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

5. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

6. Валери П. Об искусстве. - М.: Искусство, 1993. - 507 с.

7. Вейс Г. История культуры народов мира. Древняя Греция. Истоки европейской цивилизации. - М.: Эксмо, 2005. - 144 с.

8. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б. Музееведение: учеб. пособие для вузов.

- Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 197 с.

9. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.

10. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

11. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет.

- Л.: Сов. писатель, 1989. - 608 с.

12. Поппер К.Р. Нищета историцизма. - М.: Прогресс - VIA, 1993. - 187 с.

13. Портер Дж. Роль музея как средства коммуникации // Museum. - 1983.

- № 2 (138).

14. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: ТЕРРА - книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.

15. Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. - СПб.: Алетейя, 1997. - 263 с.

16. Федоров Н.Ф.: pro et contra: К 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти: Антология: в 2 кн. Т. 1. / А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. - СПб.: Изд-во Рус. Христ. Гуманит. ин-та, 2004. - 1110 с.

17. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 235 с.

18. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - 638 с.

19. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

20. Этический кодекс ИКОМ для музеев. - М.: Ин-т России, 2003. - 48 с.

21. Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - 733 с.

22. Юхневич М.Ю. Три условия // Мир музея. 2004. - № 9. - С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.