Научная статья на тему 'Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории'

Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
471
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей-заповедник / тематический парк / историческое прошлое / визуализация истории / внутренний туризм. / Museum-reserve / theme Park / historical past / visualization of history / domestic tourism.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нельзина Ольга Юрьевна

В статье рассмотрена возможность создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских комплексов на базе существующих музеев-заповедников, как объектов, являющихся одной из форм визуализации истории. Отмечены основные тенденции их текущего состояния. Пример «Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» как база для создания тематических исторических парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нельзина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM-RESERVES AS THE BASIS FOR THE CREATION OF HISTORICAL THEME PARKS IN TERMS OF THE PROCESS OF VISUALIZING HISTORY

The article considers the possibility of creating thematic historical parks — cultural and entertainment educational complexes on the basis of existing Museum-reserves as objects that are one of the forms of visualization of history. The main trends of their current state are noted. An example of the «Arkhangelsk state Museum of wooden architecture and folk art «Small Korely» as a basis for the creation of thematic historical parks.

Текст научной работы на тему «Музеи-заповедники как база для создания тематических исторических парков в условиях процесса визуализации истории»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR УДК 93 ББК 71

МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИИ

Нельзина Ольга Юрьевна,

старший научный сотрудник Института Наследия, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366,

тел. +7 (985) 908-90-57 e-mail: olgasviridoff@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрена возможность создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских комплексов на базе существующих музеев-заповедников, как объектов, являющихся одной из форм визуализации истории. Отмечены основные тенденции их текущего состояния. Пример «Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» как база для создания тематических исторических парков.

Ключевые слова

Музей-заповедник, тематический парк, историческое прошлое, визуализация истории, внутренний туризм.

56

С начала XXI века в Российской Федерации начался процесс создания тематических исторических парков — культурно-развлекательных просветительских объектов для массового посещения, посвящённых историческому прошлому нашего Отечества, постепенно получивших общее наименование «парки живой истории», по примеру зарубежных аналогов.

Этот очень сложный, противоречивый, но, тем не менее, достаточно перспективный путь

развития на текущий момент нуждается в ретроспективном описании, выявлении основных тенденций, в создании научной базы в целях улучшения эффективности и качества деятельности данных объектов.

Учитывая, что в Европе, Северной Америке и наиболее экономически развитых странах Азии и Латинской Америки подобные объекты уже достаточно широко распространены и имеют постоянную тенденцию к увеличению своего

Рис. 1. Экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Фото с официального сайта Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. URL: http://worontsovpalace.org/voroncovskij-dvorec/paradnye-zaly/# (дата обращения 05.01.2019)

числа и росту количества посещений, необходимо изучить и структурировать зарубежный опыт в данной сфере и адаптировать его для российских условий с учетом особенностей, характерных для различных климатических поясов, географических и природных условий и разнообразного национального состава нашей страны.

Процессы создания таких парков происходят в рамках так называемой «визуализации истори-и»1, ещё их, по утверждению ряда западных ученых, можно назвать «глобальным визуальным поворотом». Л. Н. Мазур, доктор исторических наук так отзывается об этом: «В исследованиях по истории и социологии кино, телевидения, массовой культуры, в философских работах и социологических теориях рассматриваются механизмы появления нового общества «спектакля»/«шоу», функционирующего по законам массовых коммуникаций, инсталляций и аудиовизуальных технологий..., рождается не просто новая модель

культуры, создаётся новый мир, который перестаёт восприниматься как текст, он становится Образом. В результате реальность, в том числе историческая, переосмысливается в контексте истории образов. Визуальный поворот оказывает существенное влияние на изменение технологий исторического познания и, возможно, станет причиной их кардинальной перестройки»2.

Одной из основных форм визуализации истории, безусловно, являются музеи-заповедники. Хорошо сохранившиеся, а также музее-фицированные дворцово-парковые ансамбли, дома-усадьбы, мемориальные места и поля важнейших исторических битв позволяют посетителю создать представление об архитектурно-исторической и культурно-бытовой среде. Тем не менее, в XXI веке этого становится недостаточно, статичность экспозиций музейных комплексов уже не соответствует ожиданиям посетителей.

1 Щербакова, Е. И. Визуальная история: освоение ново-

го пространства. Исторические исследования в России — III. Пятнадцать лет спустя. Под ред. Бордю-гова Г. А. М.: АИРО XXI, 2011.

Мазур, Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования. — URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144 (дата обращения 06.01.2019)

57

2

58

Например, в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике, а конкретно — в Воронцов-ском дворце, несмотря на большое количество экспозиционных площадей и большое количество экспонатов, экскурсоводы водят большие группы туристов по определённому маршруту и с определённой скоростью. Что часто не позволяет посетителям детально рассмотреть не только музейные предметы, но и убранство залов, в чём автор имел возможность убедиться на личном опыте. На сегодняшний день также нет возможности посетить комплекс самостоятельно, не говоря уже о получении информации путём непосредственного «погружения» в историю.

Ощущается необходимость «оживления» таких объектов, что, в свою очередь, позволило бы им стать своего рода центрами культурно-туристического притяжения. Необходимо проведение театрализованных праздников, мастер-классов традиционных ремёсел, возрождение нематериального культурного наследия.

Ориентируясь на данные о состоянии музеев-заповедников в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

• «высокий сезон» в музеях-заповедниках длится с мая по октябрь, низкий (зимний) сезон — с ноября по апрель, в связи с чем становится очень важным вопрос равномерного перераспределения туристического потока;

• посещаемость резко вырастает в праздничные и выходные дни;

• средняя посещаемость в день в периоды высокого сезона, как правило, в 2,5-3 раза выше, чем в период низкого сезона, что говорит о крайне неравномерном распределении туристического потока по музеям-заповедникам в отдельности и в целом по отрасли;

• средняя реальная продолжительность пребывания посетителя в музеях-заповедниках отличается от оптимального времени пребывания для знакомства с экспозицией, как правило, в 1,5-2 раза в меньшую сторону;

• примерное соотношение индивидуальных посетителей к группам (в %) можно охарактеризовать как 45/55, с дальнейшей тенденцией увеличения доли индивидуальных посетителей;

• тенденция изменения посещаемости за последние 5 лет демонстрирует постоянный рост — примерно 3-7% в год по подавляющему большинству музеев-заповедников.

Это, с одной стороны, не может не радовать, с другой стороны — музеи уже начали сталкиваться с проблемой отсутствия современной туристической инфраструктуры, способной принять и обслужить всё возрастающий поток посетителей, особенно в высокий (летний) сезон.

В перспективе на 5-10 лет для подобных объектов в основном прогнозируется увеличение туристического потока на 25-50%, а в некоторых случаях до 100%. Большое количество подобных комплексов, имея возможность принимать посетителей круглогодично, не могут себе этого позволить в нужных объемах. Это связано с отсутствием собственных точек общественного питания, гостиниц, часто они не приспособлены для маломобильных групп населения3, что в настоящее время является необходимым условием4.

Таким образом, видится необходимым изменение режима работы музейных комплексов. Возможно, речь должна идти об отдельной государственной программе по полному обновлению туристической инфраструктуры всех без исключения музеев-заповедников. Данная мера поможет сделать распределение нагрузки более равномерной по объектам и по сезонам, что повлечёт за собой опять же увеличение объемов турпотока и повышение доходов. Двухдневные туры могли бы стать не исключением, а правилом. Учитывая реалии стабильного текущего и прогнозируемого роста туристического потока, музеи-заповедники, находящиеся за пределами городских агломераций, крайне нуждаются в собственной туристической инфраструктуре, в первую очередь — в гостиницах, кафе и парковках. Безусловно, это ляжет серьезной нагрузкой на государственный бюджет.

В связи с этим, видится необходимым создание «спутников» для музеев-заповедников, а именно — тематических исторических парков или «парков живой истории» как продукта вза-

3 Акоева Н. Б., Денисов Н. Г. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Культурное наследие России. 2017. № 2. С. 64-67.

4 Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70158682/#ixzz5czRtZuRJ (дата обращения 07.01.2018).

Рис. 2. Праздник «<Масленица». Традиционное сжигание чучела Зимы. Фото из фотоальбома «<Малые Корелы — Музей деревянного зодчества. Новые ценности из зёрен традиции»

имодействия общества, частного бизнеса и государства. Эти объекты, позволяющие «погрузиться» в историю, могли бы дать туристу наглядное представление об эпохе с помощью анимирован-ных мероприятий, исторических реконструкций, мастер-классов. Они могли бы также взять на себя развитие именно современной туристической инфраструктуры, выгодно взаимодействовали бы с музеями-заповедниками. Такие парки ориентированы на получение посетителями исторических знаний в развлекательно-познавательной форме и на финансовую выгоду, соответственно заинтересованы в массовой и регулярной посещаемости. Подобный путь развития позволил бы поддерживать объекты в надлежащем состоянии, популяризовал культуру на местах, способствовал повышению интереса к историческому прошлому нашего Отечества.

Создание развлекательно-познавательной туристической сети необходимо для привлечения большего количества российских и иностранных граждан с предоставлением качественных и разнообразных культурных, образовательных и развлекательных услуг на местах наи-

более памятных событий российской истории или в наиболее интересных природных, курортных, этнических и ландшафтных зонах российских регионов.

Это позволило бы также решить следующие задачи:

• создание сети центров историко-событийно-го туризма в регионах России, предоставляющих полный спектр туристических услуг и гарантирующих высокое качество обслуживания вне зависимости от территориального расположения;

• реализация образовательных и историко-культурных программ, направленных на формирование положительного образа России и её регионов, патриотическое воспитание граждан и познание окружающего мира в исторической ретроспективе;

• расширение частных и государственных инвестиций в развитие туристической отрасли;

• поддержка существующих и создание новых исторических, военно-исторических, краеведческих музеев, музеев «под открытым небом» путем взаимовыгодного финансо-

59

Рис. 3. Представление. Традиционные игры. Фото из фотоальбома «<Малые Корелы — Музей деревянного зодчества. Новые ценности из зёрен традиции»

60

во-экономического сотрудничества на основе государственно-частного партнерства;

• сохранение и восстановление исторических зданий, ландшафтов, промыслов, ремёсел.

• Безусловно, в среде профессионалов существует мнение, что эти мероприятия отвлекут посетителей от основной музейной деятельности, однако существуют успешные примеры подобной деятельности. Осуществлять такие инициативы необходимо с привлечением профессионалов, созданием проектов с тщательно проработанным архитектурно-планировочным решением и с соблюдением всех необходимых норм. Внимания заслуживает пример популяризации народной культуры Севера, осуществляемый в Музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Здесь проводятся фольклорные выступления и в последние годы также активно идёт процесс воссоздания традиционных праздников5, являющихся неотъемлемой частью

народной культуры. Работает в музейном комплексе этнографический театр — он воссоздаёт определённые фрагменты хозяйственного уклада и быта крестьянской семьи. Представления разыгрываются на площади и непосредственно в избах, посетители принимают в них активное участие.

Эти технологии взаимодействия со зрителями можно отнести к понятию «Живой Музей» — в нём посетители являются не только гостями праздника, но и принимают непосредственное участие, изучают особенности культуры. Ведь понятие «Живой Музей»6 соединяет в себе духовное и материальное наследие, популяризует культуру региона.

По прогнозу Всемирной туристической организации (ВТО), к 2020 году число путешествующих в мире приблизится к 1,6 млрд. человек. Говорится также о том, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска на курортах или в горах постепенно будет заменён новыми видами. Это культурно-познавательный

5 Малые Корелы — Музей деревянного зодчества. Новые ценности из зёрен традиции. Фотоальбом. Архангельск, б/д.

6 Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?». М.: АПРИКТ, РИК. 2003. С. 329.

туризм, экологический, приключенческий, в том 3. числе большой интерес будут представлять тематические парки, а также исторические, этнографические, парки «Живой истории». 4.

Список литературы

1. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования. — URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ ld/16-1-0-144 (дата обращения 06.01.2019).

2. Малые Корелы — Музей деревянного зодчества. Новые ценности из зёрен традиции. 5. ФГУК «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» // Фотоальбом. Архангельск, б/д.

Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?». М.: АПРИКТ, РИК, 2003. 456 с. Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70158682/#ixzz5czRtZuRJ (дата обращения 07.01.2018). Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового пространства. Исторические исследования в России — III. Пятнадцать лет спустя./Под ред. Г. А. Бордюгова. М.: АИРО XXI, 2011. 488 с.

MUSEUM-RESERVES AS THE BASIS FOR THE CREATION OF HISTORICAL THEME PARKS IN TERMS OF THE PROCESS OF VISUALIZING

HISTORY

Nelzina Olga Yuryevna,

senior researcher, Russian research Institute of culturaland their natural heritage.

D. S. Likhachev, Moscow, 129366, Kosmonavtov str., 2, e-mail: olgasviridoff@yandex.ru

Abstract

The article considers the possibility of creating thematic historical parks — cultural and entertainment educational complexes on the basis of existing Museum-reserves as objects that are one of the forms of visualization of history. The main trends of their current state are noted. An example of the «Arkhangelsk state Museum of wooden architecture and folk art «Small Korely» as a basis for the creation of thematic historical parks.

Keywords

Museum-reserve, theme Park, historical past, visualization of history, domestic tourism.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.