УДК 069.6
РОЛЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» В СОЦИОПРОСТРАНСТВЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Каплунов Валерий Александрович, директор ГАУК КО Музей-заповедник «Томская Писаница», соискатель, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Данная статья освещает опыт создания первого в Сибири музея-заповедника на базе археологического памятника Томская писаница. Представлен анализ различных сторон деятельности музея-заповедника. Исследуется роль основного музейного объекта - недвижимого памятника археологического наследия - Томская писаница. В статье раскрываются сущность, содержание и социокультурная направленность работы каждого из десяти музейных комплексов, анализируется роль музейных праздников, раскрываются новые музейные технологии. В статье продемонстрировано, что музейные комплексы являются основой для других направлений в работе музея-заповедника: обрядовых языческих и православных праздников, тематических выставок и большого количества различных музейных мероприятий. Отмечается, что в период начавшихся в конце прошлого века в России поисков новых форм и типов музейной деятельности музей-заповедник «Томская Писаница» стал первым в стране комплексным музеем, показав себя как музей нового типа, наиболее полно отвечающий интересам современного общества, о чем свидетельствует его растущая популярность. Сформулированы следующие основные принципы успешного функционирования комплексных музеев-заповедников: наличие исторически ценного памятника или достаточно известного исторического ландшафта; значительная территория, достаточная для функционального зонирования.
Ключевые слова: музей-заповедник, Томская писаница, музейный комплекс, музейное пространство.
THE ROLE OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA" IN THE SOCIAL SPACE OF KEMEROVO REGION AND WESTERN SIBERIA
Kaplunov Valeriy Aleksandrovich, Director of the Museum-reserve "Tomskaya Pisanitsa," Applicant, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article illustrates the experience of creating the first in Siberia museum-preserve on the basis of archaeological monument Tomskaya Pisanitsa.
The article analyzes the various aspects of the activities of the open air museum. The role of the main museum object as an immovable monument of archaeological heritage - Tomskaya Pisanitsa - is examined.
The essence, content and sociocultural orientation of each of the ten museum complexes, role of museum festivals, new technologies of the museum are analyzed. The article demonstrates that the museum complexes are the basis for other areas of activity in the museum-preserve: ritual pagan and Orthodox holidays, thematic exhibitions and a lot of various museum activities.
It is noted that at the end of the last century when the search of new forms and types of Museum activities began in Russia, the Museum-reserve "TomskayaPisanitsa" became the first in the country comprehensive Museum, showing itself as a Museum of a new type that best meets the interests of modern society, as evidenced by its growing popularity. The following basic principles for a successful functioning of a complex of museums are formulated: the presence of historically valuable monument, well-known landscape, large area for functional zoning.
Keywords: Museum-reserve, Tomskaya Pisanitsa, museum complex, museum space.
Основанный Постановлением Правительства РСФСР в феврале 1988 года «Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская Писаница"» отметил в 2013 году свое 25-летие. Эта дата позволяет в научном плане проследить опыт создания, особенности развития и место данного музея в социокультурном пространстве региона, а также его вклад в практику и теорию музейного дела в Сибири и в стране.
Основой музея-заповедника стал широко известный в России и за рубежом археологический памятник - Томская писаница [7]. В 1970-е годы научному сообществу, общественности и административным органам Кузбасса стало очевидным, что древнее святилище с петроглифами нуждается в охране. Памятник катастрофически разрушался в результате мощного антропогенного воздействия. Этому способствовали юридическая и фактическая незащищенность объекта историко-культурного наследия, близость областного центра, судоходная в то время река, дорожная сеть, доступность памятника и археологическая безграмотность населения, а также отсутствие представления о ценности уникального памятника историко-культурного наследия [3, с. 36-38; 4; 6, с. 114-116].
Принципиальным был вопрос о том, какой музей создавать: археологический, музей одного памятника или же создать на базе недвижимого памятника археологии, используя пространство вокруг Томской писаницы, комплексный музей истории, культуры и природы.
Идея комплексного музея-заповедника была заложена его основателями в саму концепцию музея [4; 5, с. 189-192]. Она была одобрена Министерством культуры и закреплена Постановлением Правительства РСФСР «О создании историко-культурного и природного музея-заповедника "Томская Писаница" в Кемеровской области». Создание музея-заповедника совпало с довольно сложным и трудным начальным периодом перестройки в стране. Несмотря на это, именно тогда в России оживился интерес к новым музейным формам, с одной стороны, с другой - в стране не было достаточного опыта создания разного типа музеев, в том числе музеев-заповедников. Хотя с 1960-х годов в стране началось движение по созданию музеев-заповедников деревянного зодчества в целях сохранения памятников деревянной архитектуры.
Прошедшие годы развития музея-заповедника «Томская Писаница» показали, что комплексный музей, созданный на базе археологического памятника с наскальными изображениями наиболее полно и всесторонне отвечает современным потребностям общества [8, с. 23-29; 12, с. 109-123].
Уже на первом этапе своего развития, в середине 1990-х годов, музей состоял из музеефици-рованной Томской писаницы, музея наскального искусства, этнографического комплекса «Улус Кезек», археологического музейного комплекса - «Археодром» и комплексов дохристианской культуры - «Славянский мифологический лес» и «Мифология и эпос». Позже, в 2000 году, была открыта музейная зона - «Время и календари», приуроченная к событию смены тысячелетий. Были заложены основы музеефикации природной среды: животного и растительного мира Томской писаницы и региона. При музее заработала «Поляна праздников» и стали проводиться первые праздничные мероприятия: Масленица - проводы зимы, ночь Ивана Купала, Спас - праздник урожая и другие. Музей-заповедник постепенно обретал свои особенности работы с населением, становился комплексным, что, в сущности, было новым в музееведении и практике отечественного музейного дела. В какой-то мере он был похож на музеи-скансены. Музейные комплексы были разными по содержанию и своей культурной направленности, но их объединяло одно - исторический ландшафт музейной территории вокруг древнего природного святилища - Томской писаницы. Культурно-исторический ландшафт хорошо просматривался по береговой линии Томи от устья р. Писаная вниз до последнего распадка с тропой лосиных сезонных перекочёвок и выходом на Поляну праздников. Эта территория в древности, несомненно, была зоной природно-исторического святилища, окружала его. На ней в природной среде трудом коллектива музея-заповедника были созданы экспозиционные комплексы современного музея-заповедника «Томская Писаница». В результате ценный археологический памятник не только стал объектом охраны, каким он был в ХХ веке на основании закона, но и стал активно служить интересам современного общества как своеобразный научный, культурный и образовательный ресурс [9, с. 180-188].
Более чем двадцатилетний опыт развития и функционирования «Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» показал всю приоритетность комплексного музея, созданного на базе археологического памятника в природной среде.
О популярности комплексного музея, о возрастающем интересе к нему свидетельствует постоянно ежегодно увеличивающийся рост посещаемости, начиная с 2000 года: 2000 год - 15,1 тыс. чел.; 2005 год - 42,8 тыс. чел.; 2010 год - 82,8 тыс. чел.; 2013 год - 155,6 тыс. чел. (см. рис. 1).
155,6
2000 Г. 2005 г. 2010Г. 2013 г.
Рисунок 1. Диаграмма роста посещаемости музея-заповедника «Томская Писаница» за 2000-2013 годы
Привлекательность музея-заповедника «Томская Писаница» объясняется многими факторами. Разнообразие музейных комплексов в природной среде обеспечивает удовлетворение познавательного интереса различных групп населения [12, с. 109-123; 14]. Например, школьники и студенты могут не только приобрести новые знания по истории родного края и Сибири в целом, но и актуализировать имеющиеся.
Этому способствует и широкая программа экскурсионного обслуживания. Музей предлагает целый комплекс обзорных и тематических экскурсий. Так, в «Томской Писанице» действует система большого и малого экскурсионного колец. Большое экскурсионное кольцо включает в себя посещение всех экспозиционных комплексов, малое - три экспозиции на выбор посетителя. Чаще всего выбирают «Шорский улус Кезек», «Древнее святилище Томская писаница», «Мифология и эпос народов Сибири» или «Археодром», так как
именно эти комплексы позволяют сформировать у посетителей целостное представление о культуре, истории и быте многих народов, проживавших в разные эпохи на территории Кемеровской области и всей Сибири.
Возможности научно-просветительной и культурно-просветительной работы музея-заповедника «Томская Писаница» обеспечиваются разнообразными музейными комплексами, которыми располагает в настоящее время музей-заповедник.
«Древнее святилище Томская писаница» -
недвижимый памятник археологического наследия - центральный экспонат музея на природе и главная экспозиция. Это первый в Сибири му-зеефицированный памятник наскального искусства. Он обладает рядом особенностей, способствующих его музеефикации. В их числе близость к городу, зрелищность, доступность для осмотра и известность. Первые сведения о «писаных» камнях в Томском уезде относятся к рубежу XVI и XVII веков. Памятник в период первоначального освоения Сибири не обошла ни одна крупная научная экспедиция [10]. Описания памятника содержатся в трудах известных ученых и путешественников XVIII - начала XX веков. В конце 60-х годов XX века изучение петроглифов Томской писаницы продолжили советские ученые Алексей Павлович Окладников и Анатолий Иванович Мартынов, результатом исследований стал монографический труд, посвященный Томской писанице [11]. Писанице на Томи посвящено большое количество научной литературы как в России, так и за рубежом [10], что само по себе делает памятник известным и привлекательным. Сегодня музей-заповедник «Томская Писаница» -это динамично развивающийся современный многопрофильный историко-культурный комплекс. Он успешно сочетает в себе музейную специфику и культурно-просветительскую деятельность. На 156 га уникального исторического ландшафта Притомья расположен ряд экспозиционных комплексов для посетителей, сочетающих в себе как подлинные объекты историко-культурного наследия, так и научно разработанные новоделы. Схема культурно-исторического ландшафта комплексного историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Схема: Культурно-исторический ландшафт комплексного историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»
1. Музейные комплексы:
- Музей петроглифов Азии;
- Археодром;
- Славянский мифологический лес;
- Шорский улус Кезек;
- Мифология и эпос народов Сибири;
- Музей естественной истории.
2. Музейные комплексы:
- Природный комплекс: растения и животные (мини-зоопарк);
- Часовня святых равноапостольных Кирилла и Мефо-дия;
- «Живая археология»;
- Резиденция Кузбасского Деда Мороза (детский комплекс).
5. Научные экспеди- 6. Ежегодные тематические
ции МЗТП:
- Петроглифическая;
- Археологическая;
- Этнографическая.
выставки за пределами МЗТП:
- 2010 год - 78;
- 2011 год - 129;
- 2012 год - 158;
- 2013 год - 140.
3. Научные связи МЗТП
- Академические учреждения:
- СО РАН, ИИМК РАН;
- Высшие учебные заведения г. Кемерово и СФО;
- Музеи России;
- Общественные организации:
- ИКОМ, САИПИ.
7. Конференции
- МЗТП - учредитель и соучредитель ежегодных научных и научно-практических конференций;
- Участие научных сотрудников в конференциях различного уровня.
4. Фондовые коллекции:
Живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства, быта и эногра-фии, нумизматика, археология, микалентные копии наскальных рисунков, редкие книги, документы, естественно-научная коллекция, предметы истории и техники, печатная продукция.
8. Научные и популярные издания
За годы деятельности музея более 120 публикаций.
9. Экскурсии:
- Тематические экскурсии по 12 экспозициям;
- Экскурсионное кольцо;
- Учебные;
- Интерактивные;
- Благотворительные.
10. Ежегодные массовые мероприятия:
- Крещение;
- Масленица;
- Чыл-Пажи;
- День птиц;
- Пасха;
- Сабантуй;
- Звоны над Томью;
- Троица;
- Иван Купала;
- Праздник сибирского самовара;
- День Рождения Деда Мороза.
12. Музейные услуги:
Лекции, консультации научных сотрудников музея; автостоянка, кафе; фотографирование в исторических и театральных костюмах; чеканка монет на металле (аттракцион «Кузница счастья»); стрельба из лука, лепка изделий из глины; отдых в деревне (аренда домика в деревне); отдых в этнографическом жилище «Монгольская юрта»; конный маршрут (верхом).
11. Сувенирная продукция
- Сувениры народного промысла: берестяные туеса, медали, подвески, изделия из дерева;
- Керамические подвески, амулеты, подсвечники, идолы, плакетки;
- Футболки, зажигалки, брелоки, посуда, ручки, рисунки по коже с символикой музея;
- Микалентные копии, пейзажный уголь;
- Мультимедийная и печатная продукция о музее и другое.
В зимний период:
- Катание на лошадях (в санях, верхом, в фаэтоне);
- Катание на снегоходах;
- Катание с ледяной горки.
В летний период:
Катания: на лошадях (верховая езда, в фаэтоне), автопоезде, мотовездеходе (аттракцион «Багги-кросс»), ква-дроцикле (аттракцион «Квадроцикл»); аттракционы: «Таёжные тропы»; «Катание на зорбе»; «Тарзанка»; планетарий.
Музей наскального искусства Азии является первым в Сибири и России музеем, посвященным только наскальному искусству. На сегодняшний день он располагает большой коллекцией петроглифического материала по Сибири. Экспозиция музея дает общее представление о памятниках наскального искусства Сибири и раскрывает значение и роль наскального искусства как части общечеловеческой культуры.
Комплекс «Археодром» состоит из научных реконструкций древних жилищ эпохи бронзы и раннего железного века, выстроенных по материалам археологических раскопок, и павильона древних погребений от неолита до Средневековья. На конкретном материале, адресованном для всех групп посетителей, раскрываются развитие материальной и духовной культуры, процессы исторического развития на территории Южной Сибири, этнические процессы и их связь с современностью. Музейный комплекс имеет определен-
ную образовательную направленность, доступен для понимания всех слоёв населения.
«Шорский улус Кезек» состоит из комплекса подлинных жилых и хозяйственных построек этого малочисленного тюркоязычного народа, проживающего на юге Кемеровской области: жилой усадьбы, амбаров, также в открытом доступе представлены внутреннее убранство и хозяйственный инвентарь шорцев конца Х1Х-ХХ века. Шорцы верили в различных богов и духов, населяющих Вселенную, поэтому для ознакомления посетителей музея с духовной культурой шор-I ского народа, его обычаями и верованиями в рамках экспозиции был создан целый ряд макетов -дом шамана, свадебный шалаш (одаг), кладбище.
«Мифология и эпос народов Сибири» - это экспозиция исторических реконструкций культовых мест двух основных культурно-исторических и этнических зон Сибири, связанных с природными условиями традиционного обитания в Север-
ной Азии: лесная зона Сибири и горно-степная Южная Сибирь. Данный экспозиционный комплекс включает в себя макеты каменных стел, относящихся к окуневской археологической культуре, оленных камней из сибирских и монгольских степей, тюркских надгробных памятников, а также культовых мест обских угров.
«Славянский мифологический лес» - открытая музейная территория, представляющая собой реконструкцию древнеславянского дохристианского языческого капища. В центре - копия Збручского идола, окружённая круглой площадкой, по краям которой расположены полукруглые выступы для зажигания священных костров. Вокруг копии Збручского идола установлены макеты идолов основных славянских богов: Рода -прародителя вселенной, Рожаниц - небесных хозяек мира, Сварога - отца бога солнца, Ярилы -божества солнца и плодородия, Святовита - бога плодородия, Руевита - божества войны и судьи душ в загробном мире, Велеса - «скотьего бога», Чура - охранителя границ.
Встает вопрос, - почему это сделано здесь, в Сибири, где не было древних славян? Определенную роль в этом вопросе сыграло то, что любой музей действует в поле современности, а современное население Кузбасса и Сибири в целом до 90 % состоит из русских и групп украинцев, белорусов. Уже поэтому мы обязаны показать дохристианские корни современного наследия и тем самым подчеркнуть великую цивилизаторскую культурную, историческую роль православного христианства.
Музей естественной истории возник вместе с музеефикацией Томской писаницы. Он посвящен исторической геологии Земли, недрам Кузбасса и его природным богатствам. Центром круговой экспозиции является стела, на которой изображена геологическая история Земли, хронология геологических периодов, раскрываются особенности каждого периода как времени образования полезных ископаемых, добываемых современной цивилизацией. По кругу экспозиции размещены крупные баннеры с типичными изображениями Земли в тот или иной геологический период. Всю площадь этой круговой экспозиции на природе, на холме рядом с Томской писаницей, справа от спуска на основной объект музея - Томскую писаницу, занимают крупнога-
баритные образцы природных полезных ископаемых Кузбасса: основные марки углей, железные руды, мраморы, различные минералы. Экспозиция в известной степени новаторская, если учесть, что большинство музеев геологического профиля в мире демонстрируют образцы полезных ископаемых и минералов в виде небольших фрагментов в витринах.
Храм-Часовня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построен в 2008 году по инициативе губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева как дар музею-заповеднику. Площадка возле часовни с великолепным видом на реку Томь служит местом проведения православных праздников.
Два объекта музея-заповедника - «Славянский мифологический лес» и Часовня в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия находятся в разных частях музея-заповедника, разделённые центральной дорогой, ведущей от входа к Томской писанице. Это не случайно, их расположение символизирует два мощных культурно-исторических комплекса России и значительной части современной Евразии. Сам храм как крупный центр духовной культуры на территории музея-заповедника планируется снабдить открытой стендовой экспозицией «Христианство в Сибири» из стендов: «Православие в Сибири», «Православие в Кузбассе», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и др.
На площади перед часовней проводятся пасхальные гуляния, основные христианские праздники, фестивали звонарей «Звоны над Томью» и «Дни славянской письменности и культуры».
Экспозиция «Животный и растительный мир Кузбасса». Это необычная музейная экспозиция обозначена в самом названии музея-заповедника - «историко-культурный и природный». Фактически она занимает все природно-ланд-шафтное пространство музея-заповедника. К ней относятся: разработанные биологами КемГУ «тропы познания» растительного мира музея-заповедника, пояснительные тексты перед отдельными деревьями и кустарниками, расположенными вдоль основных дорог на территории музея; единственный в Кемеровской области стационарный мини-зоопарк, где представлены различные виды животных и птиц, обитающих в Кузбассе (лоси, маралы, медведи, волки, лисицы, коршуны и т. д.).
Знакомство с музеем не ограничивается осмотром экспозиций, экскурсиями по объектам показа. В настоящее время очень популярны интерактивные мероприятия, во время которых посетители музея могут принять участие в следующих обрядах: поклонения мировому древу, посвящения в воины Перуна, обрядовых действиях на Троицу, Спас и многих других.
В музее-заповеднике успешно работает интерактивная экспозиция «Живая археология», которая позволяет «погрузить» посетителя в историю, посредством реконструкции древних технологий: стрельба из лука, участие в изготовлении материи на древнем ткацком стане. Кроме того, можно изготовить вручную копию лепного древнего сосуда, поработать на гончарном круге, добыть огонь с помощью трения, поучаствовать в обрядах охотничьей магии. Все это позволяет посетителям музея почувствовать себя на месте «древнего человека».
Неизгладимое впечатление оставляет традиционный «Час лакомства». Он проходит в заповеднике каждое воскресенье. В это время можно покормить диких животных из своих рук. Не меньший интерес, особенно для детей, представляет общение с домашними животными. Такую возможность предоставляет контактный зоопарк «Сельский дворик». Возможность для городских детей пообщаться с домашними животными и покормить их - это новая функция музея открытого типа.
Большое внимание уделяется в музее-заповеднике семейному культурно-познавательному отдыху. Для детей работает музейный комплекс «Сказка», где представлены главные персонажи русских сказок.
В 2013 году исполнилось 10 лет проекту «Резиденция Кузбасского Деда Мороза». С начала декабря до начала марта дети и их родители имеют возможность побывать «В гостях у Сказочного старца», пообщаться с ним, послать письмо Деду Морозу. Ежегодно в Резиденции проходят традиционные Новогодние елки и отмечается Рождество.
За многие годы праздничная культура
стала неотъемлемой частью работы музея-заповедника с посетителями. К проводимым на «Томской Писанице» праздникам относятся: Масленица, Новый год народов Саяно-Алтая -«Чыл-Пажи», татарско-башкирский праздник
«Сабантуй». Праздничные мероприятия, как правило, проходят на музейных территориях отдельных комплексов показа или охватывают всю территорию музея-заповедника и, кроме тематической программы, включают экскурсии и знакомство с экспозициями. Отдельные мероприятия проходят на Поляне праздников, где ежегодно проводятся фестивали авторской песни «Спас на Томи»; выставка ретроавтомобилей; фольклорное шоу «Ночь на Ивана Купала» и много других праздников. Это новое чрезвычайно важное направление в работе музея-заповедника «Томская Писаница». Оно сочетает в себе знакомство с музеем, традиционный опыт и личное участие в зрелищных мероприятиях. Кроме праздников, в выходные дни в музее проходят развлекательные конкурсно-игровые программы - «Дни семейного отдыха». Зимой большой популярностью пользуются катания: на снегоходах, на санях с ледяных горок. Летом в музее-заповеднике можно совершить увлекательные прогулки на свежем воздухе: на катере по реке, на детском поезде по территории музея-заповедника, на велосипеде, в конной повозке и прокатиться верхом на лошади, а также на взрослых и детских мотовездеходах: багги и квадрациклах. Большой популярностью пользуется спортивно-оздоровительный аттракцион - веревочный парк «Таежные тропы». Все это стало возможным при наличии достаточно большой территории культурного ландшафта, которым обладает музей-заповедник «Томская Писаница».
Трудности в работе музеев-заповедников связаны с зимними праздниками в природной среде, поэтому одной из насущных задач музея-заповедника «Томская Писаница» стало развитие инфраструктуры, рассчитанной на работу музея круглый год. Для комфортного пребывания в музее была улучшена дорожно-тропиночная сеть, ее протяженность сейчас более трех километров. На территории музея работает теплое кафе «Монгольская юрта», сеть летних кафе, для семей и небольших групп посетителей в музее имеются рекреационные места с беседками и мангалами. Круглый год работает Губернаторская чайная. Есть помещение для проведения круглых столов, конференций и корпоративов. Фактически, такая инфраструктура призвана круглогодично обеспечивать культурные потребности населения.
Таким образом, за 25 лет коллектив музея-заповедника «Томская Писаница» создал необычные экспозиции в среде исторического ландшафта, сочетая на основе подлинных экспонатов и новоделов традиционные и инновационные методы работы с посетителями и изучая их спрос. Всё это позволило создать музей-заповедник нового типа - комплексный музей, как наиболее полно отвечающий потребностям современного общества [8, с. 23-29; 13].
Поиск новых направлений в работе - это естественный и постоянный процесс для коллектива музея-заповедника. Без стремления к новому не смогла бы возникнуть в конце прошлого века идея создания комплексного музея-заповедника «Томская Писаница» на базе археологического памятника [13]. Так началась и успешно развивается новая, современная «жизнь» памятника археологии, который стал основой, стержнем комплексного «Историко-культурного и природного музея-заповедника "Томская Писаница"» [2, с. 114-123]. Его особенность заключается в том, что на территории историко-культурного ландшафта развернуты и функционируют совершенно разные историко-культурные комплексы, которые дополняются большим количеством временных передвижных или стационарных тематических выставок, интерактивных площадок, тематических музейных праздников и комплекса культурных и культурно-исторических услуг, предоставляемых различным группам посетителей. Современный комплексный музей-заповедник под открытым небом в природной среде - это принципиально новое, современное учреждение культуры музейного профиля, созданное на базе исторически ценного памятника археологического наследия, соединяющее в себе функции сохранения памятника археологии и его активного использования в современных образовательных, культурно-просветительных и научных целях.
Сейчас, анализируя опыт создания и годы успешного функционирования комплексного
музея-заповедника, интерес к нему населения Кемеровской области и соседних регионов Сибири, научного сообщества в области музеологии и музейного дела, можно сделать некоторые выводы.
Прежде всего, необходимо отметить, что в период начавшихся в конце прошлого века в России поисков новых форм и типов музейной деятельности музей-заповедник «Томская Писаница» стал первым в стране комплексным музеем, показав себя как музей нового типа, наиболее полно отвечающий интересам современного общества, о чем свидетельствует его растущая популярность.
Изучая опыт музея-заповедника «Томская Писаница», можно попытаться сформулировать основные принципы успешного функционирования комплексных музеев-заповедников. Это наличие исторически ценного памятника или достаточно известного исторического ландшафта. Важно, чтобы будущий комплексный музей был обеспечен значительной территорией, достаточной для функционального зонирования: территория памятника (если он есть), территория для создания музейных комплексов и пространство для интерактивных действий, административно-хозяйственного блока.
Очень важно с самого начала, даже до создания комплексного музея-заповедника, провести комплекс мероприятий, связанных с пропагандой самой идеи, концепции будущего музея: брошюры, материалы научных исследований и известные факты и события, связанные с памятным местом, идея необходимости создания музея в средствах массовой информации, выпуск буклетов, значков и сувенирной продукции, проведение на месте будущего музея-заповедника мероприятий с привлечением общественных и молодежных организаций.
Необходимо понять, что памятники и памятные места отечественной истории, культуры есть на каждой территории в каждом регионе страны и задача их музеефикации - местная.
Литература
1. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С. 199-222.
2. Мартынов А. И., Ковешникова Е. А. Новая концепция российских музеев ХХ века // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. - Кемерово; М., 2001. - С. 114-123.
3. Мартынов А. И. Что ждет Томскую писаницу? // Советский музей. - 1989 - № 1. - С. 36-38.
4. Мартынов А. И. Нужен такой музей // Кузбасс. - 1987. - 13 июня.
5. Мартынов А. И. О концепции современного отношения к природно-археологическим ландшафтам Южной Сибири // Мониторинг археологического наследия. - М., 2000. - С. 190-192.
6. Мартынов А. И. О проблемах музеефикации археологических памятников // Хранители наследия. - Барнаул, 2003. - С. 114-117.
7. Мартынов А. И. Томская писаница и музейно-туристический бизнес Кузбасса // Журнал «ТЭК». - 2002. -№ 2 (6). - С. 132-136.
8. Мартынов, А. И., Ковешникова Е. А. Функции музея в основе взаимоотношений музея в обществе // Museums and etnoculturas tourism. III Simposium ICOFOMSIB. - Shangai; Novosibirsk, 2010. - Р. 23-29.
9. Мартынова Г. С., Мартынов А. И. Три «жизни» Томской писаницы // Музеи и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеров. гос. ун-та: мат-лы Междунар. науч. конф. (10-12 нояб. 2011 года Кемерово). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - С. 181-188.
10. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф. Исследователи Томской писаницы. - Кемерово, 2000. - 68 с.
11. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. - М.: Искусство, 1972. - 294 с.
12. Сотникова С. И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. - С. 109-123.
13. Троицкая Т. Н. Музей глазами археолога. - Новосибирск. 2013. - 68 с.
14. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. - М., 1995.
References
1. Gnedovskii M.B. Sovremennye tendentsii razvitiia muzeinoi kommunikatsii [Modern trends in the development of Museum communication]. Muzeevedenie: problem kul'turnoi kommunikatsii v muzeinoi deiatel'nosti [Museology: the problems of cultural communication in museum activities]. Moscow, 1989, pp. 199-222. (In Russ.).
2. Martynov A.I., Koveshnikova E.A. Novaia kontseptsiia rossiiskikh muzeev ХХ veka [The new concept of the Russian museums in the twentieth century]. Kul'turologiia v teoreticheskom iprikladnom izmereniiakh. [Cultural science in theoretical and applied dimensions]. Kemerovo, Moscow, 2001, pp.114-123. (In Russ.).
3. Martynov A.I. Chto zhdet Tomskuiu pisanitsu? [What awaits the TomskayaPisanitsa]. Sovetskii muzei [Soviet Museum], 1989, vol. 1, pp. 36-38. (In Russ.).
4. Martynov A.I. Nuzhen takoi muzei [Such museum is necessary]. Gazeta «Kuzbass» [newspaper «Kuzbass»], 1987, 13 June. (In Russ.).
5. Martynov A.I. O kontseptsii sovremennogo otnosheniia k prirodno-arkheologicheskim landshaftam Iuzhnoi Sibiri [About the concept of the modern relation to natural and archaeological landscapes of Southern Siberia]. Monitoring arkheologicheskogo naslediia [Monitoring of archaeological heritage]. Moscow, 2000, pp. 190-192. (In Russ.).
6. Martynov A.I. O problemakh muzeefikatsii arkheologicheskikh pamiatnikov [About problems of a muzeefikation of archaeological monuments]. Khraniteli naslediia [Keepers of heritage]. Barnaul, 2003, pp. 114-117. (In Russ.).
7. Martynov A.I. Tomskaia pisanitsa i muzeino-turisticheskii biznes Kuzbassa [Tomskayapisanitsa and museum and tourist business of Kuzbass]. Zhurnal "TEK" [Journal "TEK"], 2002, vol. 2 (6), pp. 132-136. (In Russ.).
8. Martynov A.I., Koveshnikova E.A. Funktsii muzeia v osnove vzaimootnoshenii muzeia v obshchestve [Functions of the museum in the basis of relationship of the museum in society]. Museums and etnoculturas tourism. IIISimposium ICOFOMSIB. Shangai; Novosibirsk, 2010, pp. 23-29. (In English).
9. Martynova G.S., Martynov A.I. Tri "zhizni" Tomskoi pisanitsy [Three "lives" of the Tomskayapisanitsa]. Muzei i nauka: k 35-letiiu muzeia "Arkheologiia, etnografiia I ekologiia Sibiri" Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (10-12 noiabria 2011 goda Kemerovo) [Museums and science: to the 35 anniversary of the museum "Archeology, ethnography and ecology of Siberia of the Kemerovo state university. Materials of the International scientific conference (on November 10-12, 2011 goda Kemerovo)]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2011, pp. 181-188. (In Russ.).
10. Martynova G.S., Pokrovskaia A.F. Issledovateli Tomskoi pisanitsy. [Researchers of the Tomskayapisanitsa]. Kemerovo, 2000. 68 p. (In Russ.).
11. Okladnikov A.P., Martynov A.I. Sokrovishcha Tomskikh pisanits [Treasures of Tomskaya pisanitsa]. Moscow, Art Publ., 1972. 294 p. (In Russ.).
12. Sotnikova S.I. Muzeologiia. [Museology]. Moscow, Drofa Publ., 2004, pp. 109-123. (In Russ.).
13. Troitskaia T.N. Muzei glazami arkheologa [The Museum through the eyes of an archaeologist]. Novosibirsk, 2013, 68 p. (In Russ.).
14. Fedorov N.F. Muzei, ego smysl i naznachenie [Museum, its meaning and purpose]. Moscow, 1995. (In Russ.).