Научная статья на тему 'Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления'

Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1878
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL AND LEGAL POLICY / A MEANS OF LEGAL POLICY / MUNICIPAL ACTS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсакова С. В.

В статье раскрывается место и роль муниципальных правовых актов в формировании и осуществлении российской правовой политики в сфере местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL LEGAL ACTS AS MEANS OF LEGAL POLICY IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SPHERE

The article reveals the role and place of municipal legal acts in the formation and implementation of the municipal policy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления»

1. 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Корсакова С.В., докторант ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» к.ю.н., доцент

Аннотация. В статье раскрывается место и роль муниципальных правовых актов в формировании и осуществлении российской правовой политики в сфере местного самоуправления.

Ключевые слова: Местное самоуправление, муниципально-правовая политика, средства правовой политики, муниципальные правовые акты

MUNICIPAL LEGAL ACTS AS MEANS OF LEGAL POLICY IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SPHERE

Korsakova S.V., the doctorant of State Educational Establishment of Higher Professional Education «Saratov state academy of law» Candidate of Law sciencc, Assistant professor

Annotation: The article reveals the role and place of municipal legal acts in the formation and implementation of the municipal policy in the Russian Federation. Keywords: Local self-government, municipal and legal policy, a means of legal policy, municipal acts of law

Муниципально-правовая политика (правовая политика в сфере местного самоуправления), являясь особой разновидностью правовой политики, представляет собой опосредованную правом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также местного сообщества по укреплению механизмов участия населения в самоуправлении, созданию организационно-правовых условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований, построению теоретически обоснованной и эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.

Важным средством выражения и закрепления муниципально-правовой политики являются муниципальные правовые акты, которые характеризуются всеми свойствами правовых актов, но представляют собой их особую разновидность. Это обусловлено тремя факторами: во-первых, различиями в содержании вопросов, разрешаемых государством и местным самоуправлением; во-вторых, различиями в юридической природе актов государства и муниципальных образований; наконец, различиями в процедуре принятия решения.

В Федеральном законе № 131-ФЗ 2003 года не только закрепляется право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать правовые акты, но и впервые формулируется понятие муниципального правового акта как решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов

РФ, принятого населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленного, обязательного для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающего либо изменяющего общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Среди муниципальных правовых актов - средств правовой политики в сфере местного самоуправления особое значение приобретает устав муниципального образования. Именно этот акт выступает связующим звеном, через которое конституционные установления и нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Федерации трансформируются в положения нормативных актов муниципальных образований Российской Федерации, что является важным условием единства правовой системы и правовой политики государства.1 Выполняя учредительную роль, устав обеспечивает стабильность и устойчивость развития муниципального образования.

Юридические качества и свойства устава муниципального образования, позволяют определить его место в муниципально-правовой политике. Во-первых, устав муниципального образования - основной документ муниципального уровня, закладывающий начала формирования локальной муниципально-правовой политики, являясь важным ориентиром для деятельности населения, органов муниципальной власти, иных субъектов правовой политики. Устав закрепляет важнейшие права и приоритеты органов местного самоуправления, связанные с их статусом, принципиальные вопросы обеспечения участия граждан в правотворческой и правореализационной деятельности в муниципалитете. Для этого в уставе широко используются нормы-цели, нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-самообязательства, нормы-стимулы, нормы-статусы и нормы-ограничения. Кроме того, заслуживают поддержки нормы устава, которые направлены на утверждение приоритетных направлений развития муниципалитета. Так, например, в ст. 15 Устава города Ростова-на-Дону2 в качестве приоритетных направлений деятельности органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления определены:

а) обеспечение условий жизни в городе, способствующих достижению свободы и неприкосновенности, личного благополучия и социального, культурного, нравственного, духовного развития членов местного сообщества;

1 См.: Сикайло, А.В. Устав муниципального образования как нормативно-правовой акт: правовая природа и особенности реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 3.

- Устав города Ростова-на-Дону (ред. от 15.06.2010). Принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211// [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2011.

Корсакова ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ С.В.

б) гарантирование свободы экономической деятельности для всех жителей города и достижение стабильного экономического роста на основе принципов социально-ориентированного рыночного хозяйства муниципального образования;

в) гарантирование условий для участия членов местного сообщества в городском самоуправлении, в развитии местной демократии на основе политического, идеологического, культурного многообразия, сотрудничества между всеми его участниками.

Исходя из этих положений устава городского поселения, формируется и муниципально-правовая политика, поскольку очевидно, что создание условий для развития муниципального образования - важная не только социально-экономическая, но и правовая задача. Не менее значимы вопросы разработки надежных правовых механизмов, создающих условия для эффективной деятельности муниципальных органов в заданных направлениях.

Во-вторых, устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию в муниципально-правовой политике принципа саморегулирования местного самоуправления.

В-третьих, устав играет определяющую роль в развитии правового регулирования правоотношений в муниципальном образовании, поскольку на его основе разрабатываются и принимаются иные муниципальные правовые акты. Устав - основа для дальнейшего нормотворчества.

И, наконец, устав является средством обеспечения единообразия подходов в правоприменительной и правоохранительной деятельности субъектов муниципально-правовой политики. Важнейшим требованием к уставу является наличие в нем механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм федерального законодательства и законов субъекта РФ. В уставе должны содержаться преимущественно четкие нормы прямого действия. Помимо норм, определяющих структуру органов местного самоуправления, их полномочия по обеспечению прав населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, уставы муниципальных образований включают в себя нормы процессуального характера, регулирующие порядок разработки, принятия и отмены основных актов местного самоуправления, утверждения планов и программ развития муниципального образования, формирования органов местного самоуправления и избрания либо назначения его должностных лиц, разрешения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными физическими и юридическими лицами, и т.п.

В заключении отметим ценностное значение устава муниципального образования как средства формирования муниципально-правовой политики в городских, сельских поселениях и иных муниципалитетах. Так, в преамбуле устава муниципального образования, как правило, отчетливо воплощается совокупная ценностная установка муниципалитета и направленность всех институтов местного самоуправления на реализацию интересов местного сообщества. Например, преамбула Устава города Ростова-на-Дону имеет следующее содержание: «Ростовская-на-Дону городская Дума, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ростовской области, выражая волю и интересы жителей города Ростова-на-Дону, проявляя уважение к историче-

ским, культурным и иным традициям Ростова-на-Дону, утверждая права и свободы жителей города, веру в законность и справедливость, стремясь к наиболее эффективной демократической организации городской жизни на принципах самоуправления, принимает Устав города Ростова-на-Дону». Однако, не только преамбула, но и некоторые положения последующих глав имеют аналогичную смысловую нагрузку. Так, в ст. 6 названного Устава определены «высшая цель и предназначение городского самоуправления» следующим образом: «Городское самоуправление осуществляется для общего блага, социальной и правовой защиты населения города, содействия созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека - жителя города Ростова-на-Дону». Закрепленные уставом муниципального образования ценности, интегрирующие всех жителей муниципального образования - богатых и малоимущих, образованных и малограмотных, людей различных национальностей, культур и вероисповедания, - значимы с точки зрения решения посредством права задач, направленных на усовершенствование основных элементов муниципальной правовой жизни. Они составляют важнейший аспект и муниципального правотворчества, и правоприменения.

Иные муниципальные нормативно-правовые акты также задействованы в ходе осуществления муниципально-правовой политики, только на различных этапах и в разных формах ее реализации.3 Например, средствами-инструментами муниципального правотворчества являются помимо устава регламент представительного органа местного самоуправления и иные акты, определяющие формы нормотворчества, порядок принятия и действия муниципальных правовых актов.4

Обеспечению совместимости различных видов муниципальных правовых актов как ресурсов правовой политики и согласованного взаимодействия всех субъектов по их использованию способствует их систематизация по единым классификационным правилам. Классификация муниципальных правовых актов имеет большое практическое значение в выявлении их сущности, рассмотрении специфических черт отдельных групп актов, особенностей их принятия и оформления.

В рамках муниципально-правовой политики классификация, во-первых, дает возможность установить взаимосвязь норм, содержащихся в различных муниципальных правовых актах, выстроить иерархию этих норм и, в конечном счете, грамотно их реализовать; во-вторых, способствует более четкому определению требований, предъявляемых к муниципальным право-

3 См.: Багаутдинова, Ю.Б. Муниципально-правовая политика как особая разновидность правовой политики: общетеоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2009. - С. 115116.

4 См., например: Решение Ростовской-на-Дону городской Думы

от 07.12.2010 № 56 «О принятии плана работы Ростовской-на-Дону городской Думы на 2011 год»// Ростов Официальный. -2010. - 15 декабря; Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 29.10.2010 № 827 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ростова-на-

Дону»//Документ опубликован не был. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2011; Постановление Администрации г. Новошахтинска от 06.08.2009 № 1162 «Об определении печатных изданий в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов»// Несветай-ТВ Ориентир-10. -2009. - 19 августа; и др.

вым актам, помогает совершенствовать порядок их издания и осуществлять контроль за соблюдением законности в актах различных видов; и, наконец, обеспечивает научный подход к отбору актов при их типизации и систематизации. В этой связи возрастает роль аккуратно и корректно составленного классификатора муниципальных правовых актов, включающего в себя нормативные, правоприменительные и правоинтерпретационные акты, согласованного с общероссийским Классификатором правовых актов5. Заметим, что частично проблему систематизации муниципальных нормативных правовых актов наравне с иными задачами решает ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.6

Подводя итоги, отметим следующее. При всем разнообразии муниципальных правовых актов - средств муниципально-правовой политики эффективность их применения в качестве инструмента, обеспечивающего достижение поставленных целей, неопределенна и недооценена. Это во многом обусловлено, во-первых, непониманием специфики муниципальных правовых актов как средства правовой политики и официальной формы выражения воли уполномоченного субъекта при помощи правового инструментария; во-вторых, отсутствие четкой системы правовых актов муниципалитета, характеризующейся иерархичностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью; и, в-третьих, невысокой степенью регламентации правотворческой и правореализационной деятельности уполномоченных субъектов. Решение этих проблем должно стать приоритетом современной муниципально-правовой политики.

Список литературы:

1. Багаутдинова Ю.Б. Муниципально-правовая политика как особая разновидность правовой политики: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01/ Багаутдинова Юлия Борисовна - Саратов, 2009. - 170 с.

2. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления /Т.М. Бялкина//Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 36- 43.

3. Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика в современной России: понятие и принципы /С.В. Корсакова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2008. - № 1. - С. 5560.

4. Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика России: теоретико-методологические основы / С. В. Корсакова ; под ред. А. В. Малько ; Рос. акад. наук, Сарат. фил. Ин-та государства и права. - Ростов-на-Дону : РСЭИ, 2010. - 204 с.

5. Корсакова С.В., Малько А.В. Муниципально-правовая политика: сущность, принципы, приоритеты /С.В. Корсакова, А.В. Малько //Правоведение. - 2009. - № 1.- С. 92-105.

6. Малько А.В., Затонский В.А. Правовая политика в сфере местного самоуправления как средство усиления российской государственности /А.В. Малько, В.А. Затонский // Закон. -2006. - № 11. - С. 89-94.

5 См.: Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов»//Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 12. - Ст. 1260.

6 Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (вместе с «Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых ак-тов»)//Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 38. - Ст. 4301. Практика ведения реестров муниципальных правовых актов начинает формироваться и на уровне муниципальных образований. См., например: Решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 03.09.2007 № 77-РН «О реестре муниципальных правовых актов муниципального образования «Ольский район». - [Электрон. ресурс] / Режим доступа: //www.dfoportal.info/area08x/partieia/article-ny7dbb.htm

7. Матузов Н.И., Ушанова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе/Н.В. Матузов, Н.В. Ушанова; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов, 2010. - 392 с.

8. Правовая политика России: теория и практика: монография /Под ред. А.В. Малько, Н.И. Матузова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 752 с.

9. Правовая политика: словарь и проект концепции / Под ред. А.В. Малько; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - 276 с.

References:

1. Bagautdinova U.B. Municipal-legal policy as a special version of legal policy: general-theoretical aspect: the thesis. ... cand. of the judicial sciences: 12.00.01/Bagautdinova Julia Borisovna - Saratov, 2009. - 170 p.

Byalkina T.M. About the system of the legislative regulation of local self-government/T.M. Byalkina //Journal of the Russian law. - 2002. - № 4. - p. 36 43.

Korsakova S.V. Municipal-legal policy in the modern Russia: the concept and principles/S.V. Korsakova //the Legal policy and legal life. - 2008. - № 1. - p. 55-60.

Korsakova S.V. Municipal-legal policy of Russia: theoretical-methodological bases / S. V. Korsakova; Edited by A. V. Malko; Rus. Acad. of Sciences, Sarat. fil. Of the Inst. Of the State and the law. - Rostov-on-Don, 2010. - 204 p.

Korsakova S.V., Malko A.V. Municipal-legal policy: the essence, the principles, the priorities /S.V. Корсакова, A.V.Malko//Jurisprudence. - 2009. - № 1. - p. 92-105.

Malko A.V., Zatonsky V.A.. Legal policy in local self-government sphere as a means of strengthening of the Russian statehood/A.V. Malko, V.A.Zatonsky//The Law. - 2006. - № 11. -p. 89-94.

Matuzov N.I., Ushanova N.V. Possibility and the validity in the Russian legal system/N.V. Matuzov, N.V.Ushanova; Saratov state academy of law. - Saratov, 2010. - 392 p.

The legal policy of Russia: the theory and practice: the monography / Edited by A.V.Malko, N.I.Matuzova. - М: TK Velbi, Publishing house Prospect, 2006. - 752 p.

The legal policy: the dictionary and the concept project / Edited by A.V.Malko; « Saratov state academy of the right». - Saratov: Publishing house «Saratov state academy of the right», 2010. -276 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук, доцента Корсаковой Светланы Владимировны «Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления»

Проблема средств в муниципально-правовой политике, их своевременного и качественного совершенствования, все больше становится актуальной, научно и практически значимой. Без ее должного разрешения невозможно будет оптимизировать механизм правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.

В статье Корсаковой С.В. исследуются малоизученные вопросы места и роли муниципальных правовых актов в правовой политике в сфере местного самоуправления; обозначены проблемы, связанные с полноценным и эффективным применением их в качестве инструмента муниципально-правовой политики. Особо выделен устав муниципального образования как своего рода основное средство осуществления муниципально-правовой политики.

Нельзя не согласиться с авторским тезисом о том, что обеспечению совместимости различных видов муниципальных правовых актов как ресурсов правовой политики способствует их систематизация по единым классификационным правилам. В этой связи, заслу-

Корсакова ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ С.В.

живает внимания предложение автора разработки и внедрения общеродового классификатора муниципальных правовых актов, включающего в себя нормативные, правоприменительные и правоинтерпретационные акты.

В целом, научная статья Корсаковой С.В. «Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления» является самостоятельным, логически выдержанным исследованием, а содержащиеся в ней выводы и предложения должным образом аргументированы и имеют важное научное и практическое значение. Рецензируемая научная работа соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Директор Саратовского филиала института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, д.юн. А.В. Малько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.