Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в учебном процессе: анализ состояния'

Мультимедийные технологии в учебном процессе: анализ состояния Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тверезовская Н. Т.

В статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в учебном процессе: анализ состояния»

5. Максимова В.Н. Акмеологическое проектирование образовательных систем // Акмеология. Научно-практический журнал. - 2002. - № 1 (2). - Январь-март. - С. 36-42.

6. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. - Иваново: ИПКиППК, 2001.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ

© Тверезовская Н.Т.*

Национальный университет биоресурсов и природопользования, Украина, г. Киев

В статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных технологий в учебном процессе.

Образовательный идеал XXI века радикально отличается от классического, который основывается на энциклопедичности знаний. В настоящее время в новой образовательной парадигме пересмотрены ориентиры и приоритеты высшего образования: из прагматичных узкоспециализированных на приобретение обобщенных знаний о глубинных, существенных связях, из примата знаний на развитие общей культуры и научных знаний мышления. Изменяется и акцент в формулировке целей образования, направленный на формирование такой системы и структуры умственной, практической и моральной деятельности, которая даст возможность студентам самостоятельно ориентироваться в потоке учебной и научной информации, свободно адаптироваться в новых социально-экономических и технических условиях.

Мультимедиа - полноценное объединение компьютерных и других новых информационных технологий: видео-, аудио-, фото-, кино-, телекоммуникаций (телефон, телевидение, радиосвязь), без учета возможностей текста и графики как статической, так и динамической (анимации). В этом контексте мультимедиа трактуется как информационная среда, предназначенная для создания, обработки и передачи информации, имеющая определенное физическое представление. Успешное сращива-

♦ Профессор кафедры Методики обучения, доктор педагогических наук, профессор

ние телекоммуникационных сетей с компьютером, стремительный рост их качества и количества превращает трансляционные сети в интерактивные, создает единое мировое информационное мультимедиа-пространство. Важной частью этого пространства является сеть Internet и ее гипермедиа-система Word Wide Web.

Не отрицая традиционную форму обучения, предусматривающую живое творческое и воспитательное общение, мультимедиа имеет новый позитивный потенциал. Значительно повышается эффективность самостоятельной работы студентов (СРС), новых форм дистанционного общения с помощью компьютерных сетей, которые уже доказали свою эффективность в учебе (дают возможность использовать разнообразные базы данных, виртуальные библиотеки, виртуальную реальность, элементы искусственного интеллекта, позволяют проводить виртуальные эксперименты с дорогим оборудованием, которое не всегда может быть доступно тому или другому ВНЗ).

Индивидуальная самостоятельная учебная деятельность является главным условием и средством развития профессиональной направленности студента, который «под руководством учебной программы» знакомится с целями обучения, структурой и объемом знаний, рациональными средствами решения задач, изучает основы теории, сопоставляет свои успехи с поставленными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности. Таким образом, внедрение мультимедийных учебных программ является одним из путей оптимизации управления индивидуальной самостоятельной работой [3].

Исходные концептуальные положения относительно содержания и организации обучения в высшей школе основываются на Законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании», основных принципах Национальной доктрины развития образования Украины, Национальной программы информатизации.

Теоретические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных авторов (А. Ашеров, И. Булах, Р. Гуревич, О. Довгялло, К. Доулинг, Г. Кедрович, В. Клочко, Г. Козлакова, В. Кухаренко, Е. По-лат, И. Роберт) по вопросам применения средств новых информационных технологий в учебном процессе свидетельствуют о возможности повышения эффективности обучения. Отмечая бесспорную ценность проведенных в этой отрасли исследований, стоит отметить, что в них не достаточно рассматриваются вопросы реализации индивидуально ориентированной самостоятельной работы студентов в вузах с помощью средств мультимедиа.

Реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации, количества учебных дисциплин при стабильных сроках обучения нуждаются в поиске решений ряда серьезных проблем. Ключевой из

их является разработка и внедрение новых образовательных технологий, которые находят выражение в создании качественно других средств обучения, в том числе компьютерных словарей для обучения языку специальности, формирования профессиональной культуры специалиста.

Особенную актуальность эта тема приобретает, если учесть тот факт, что именно в настоящее время стержнем образования должно стать воспитание личности, способной к творческому труду, самообучению и профессиональному развитию, мобильной в освоении и внедрении новейших наукоемких технологий. Одним из решающих факторов модернизации системы образования является создание нового поколения средств обучения, которые совмещают достижение современной педагогической науки с мощными дидактичными возможностями информационных технологий. Проблемам проектирования и использования средств обучения, исследованию взаимосвязей отдельных компонентов системы дидактичных средств, изучению их влияния на ее результативность посвящены обстоятельные труды Ю. Бабанского, В. Бейлинсона, Т. Габая, В. Евдокимова, Б. Есипова, Л. Зориной, И. Зязюна, В. Краевского, Ч. Куписевича, И. Лер-нера, В. Оконя, М. Скаткина, А. Прокопенко, Г. Хозяинова, Н. Шахмаева, С. Шаповаленко и др.

Внедрение информационных технологий в образование существенно повлияло на систему средств обучения, соотношение и взаимодействие отдельных ее компонентов [1]. Исследованию разных аспектов информатизации обучения посвящены труды Л. Белоусовой, И. Василевского, Б. Гершунского, М. Жалдака, Е. Машбиця, Д. Матроса, М. Патланжонглу, С. Ракова, Н. Розенберга, Н. Тверезовской, О. Филатова, С. Христочевско-го и др. Вместе с тем недостаточно рассмотренными остаются проблемы проектирования компьютерных средств обучения, в частности компьютерных словарей. Учитывая, что за годы информатизации образования накоплен достаточно богатый практический опыт разработки компьютерных дидактичных средств, анализ существующих подходов к созданию учебных компьютерных словарей свидетельствует об отсутствии единой педагогической концепции их проектирования и применения в учебном процессе высшей школы. Чувствуется потребность в проведении обстоятельных теоретических исследований, результаты которых составляли бы дидактичные основы создания качественных электронных словарей.

Уровень дидактичных возможностей современных информационных технологий и компьютеризации высших учебных заведений свидетельствуют о наличии объективных условий для широкого применения компьютерных дидактичных средств в обучении [6]. Однако на практике дидактичный потенциал информационных технологий используется не полностью. Арсенал существующих компьютерных средств обучения не удовлетворяет потребности высшей школы, чувствуется недостаток качест-

венных компьютерных пособий, которые бы отвечали современным педагогическим концепциям.

Изучение имеющейся педагогической практики свидетельствует о преимущественно эмпирическом применении компьютерных дидактичных средств в учебном процессе, что предопределенно почти полным отсутствием таких разработок.

Назрела не только потребность научного обоснования внедрения в учебный процесс отдельных компьютерных дидактичных средств, но и необходимость формирования теоретических основ их построения и применения.

Появление сначала англоязычных, а затем и отечественных электронных познавательных программ, энциклопедий, словарей, оп-line переводчиков, справочников и др., которые предоставляют пользователям принципиально новые возможности чем их традиционные, «бумажные» аналоги, свидетельствует о неуклонном внедрении в учебный процесс информационно-телекоммуникационных технологий. В Украине получили широкое распространение электронные словари разных издательств: Lingvo (ABBYY Software House), Мультилекс (Медиалингва), Polyglossum (ETC - «Электронные и традиционные словари»), Контекст (Информатик) и др.

Но возникает целый ряд причин, по которым эти многочисленные программы, учебники и словари не удовлетворяют требованиям современного пользователя. Вот некоторые основные из них:

- претензия на инновацию в действительности оказывается простой калькой традиционного учебника, словаря или справочника на электронный носитель, при этом грубо нарушаются те требования, которые были учтены при создании печатного издания;

- точность и полнота информации, которая зависит от компетентности разработчика, оставляет желать лучшего, хотя бы потому, что составляют и выпускают электронные учебные пособия специалисты в сфере техники, а не системы образования;

- широкие демонстрационные возможности компьютерной программной продукции сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать ее учебной и полезной;

- использование достижений мультимедиа в разных отраслях знаний (естественные, точные, гуманитарные науки) имеет свою специфику, оценить которую может лишь профессионал в своей области;

- эффективность электронной программной продукции определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренную цель обучения, и основным показателем качества является не эффектность компьютерной программы, а эффективность обучения [2].

Решение данной проблемы видим в использовании в учебном процессе нового вида обеспечения - информационно-технологического, который является педагогической системой, включающей две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие, - информационную и технологическую.

Первую из названных составляющих, что обеспечивает содержательный аспект подготовки специалиста в учебном заведении, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления студентам и преподавателю учебной и другой рода информации, содействующей достижению поставленных дидактичных целей.

В качестве информационной составляющей предлагается применение дидактичного компонента информационного обеспечения учебной дисциплины, которая является дидактичной системой, у которой, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и студентом, интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, графика, иллюстративный материал, аудио-видео компоненты, а также совокупность других дидактичных средств и методических материалов, которые обеспечивают и поддерживают учебный процесс.

В качестве составляющей, которая обеспечивает процессуальную сторону подготовки специалиста в учебном заведении, предлагается рассматривать технологическое обеспечение.

Таким образом, разработчики электронных учебных пособий для высшего образования осознают ценность самой идеи виртуальной помощи, будут создавать и внедрять в учебный процесс не «электронные копии» традиционных учебников, словарей, справочников и т.п., а учебно-методические пособия действительно нового типа. Компьютерные словари, созданные на основе мультимедийных технологий и обладающие высокой информационной насыщенностью, обеспечат современную форму подачи материала, окажут консультационную помощь и дистанционное обучение студентам на расстоянии.

Список литературы:

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

2. Тверезовська Н.Т. Проектування експертних систем для навчальних програм // Науково-шзнавальна дiяльнiсть учаснишв освггнього процесу навчальних заклащв рiзних рiвнiв акредитацп. - Кшв: Науковий сви; 2002. - С. 166-175.

3. Хорошевский В.Ф. PIES-технология и инструментарий PIES WorkBench для разработки систем, основанных на знаниях // Новости искусственного интеллекта. - 1993. - № 2. - С. 7-64.

4. Эндрю А. Искусственный интеллект / Пер. с англ. В. Л. Стефанюка. - М.: Мир, 1985. - 265 с.

5. Murray W.R. Control for intelligent tutoring systems: a blackboard-based dynamic instructional planner / Artif. Intell. and Educ.: Proc. 4th Int. Conf. AI and Educ., Amsterdam, 24-26 May, 1989. - Amsterdam etc., 1989. -P. 150-168.

6. Shortliffe E.N. Computer based medical consultations: MYCIN. - N.Y., 1976. - 312 р.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА, ОТВЕЧАЮЩАЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Токарева А.В/

Сургутский государственный университет, г. Сургут

В данной статье раскрываются основные понятия психологического дизайна и пути его применение в структуре педагогического дизайна. Рассматриваем педагогический дизайн - как область науки и практической деятельности при разработке среды образовательного учреждения.

В условиях обновления системы высшего образования педагогический дизайн в условиях образовательной среды приобретает большое значение. К сожалению, сегодня, немногие образовательные учреждения, чётко представляют, что такое «педагогический дизайн», нет однозначного толкования смысла и содержания данного понятия.

Термин «педагогический дизайн» заимствован из иностранной литературы конца ХХ в. Сам термин достаточно интересен, так как в англоязычном варианте он звучит как «instructional design», т.е. разработка, дизайн инструкций. Наиболее удачный вариант - это «learning activities' design», т.е. дизайн учебной деятельности учащихся. Согласно англорусскому словарю, слово instructional переводится, как образовательный, воспитательный, учебный [1], а слово design: 1) замысел, план, стратегию; 2) цель, намерение; 3) замысел, план, проект; 4) чертеж, эскиз, конструкция, рисунок, узор; 4) произведение искусства; 5)творческий проект композицию; 6) внешний вид, исполнение; 7) проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды. [1]. И это намного точнее отра-

♦ Преподаватель кафедры Теории и методики профессионального образования, аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.