Научная статья на тему 'Интернет-технологии в системе художественного образования'

Интернет-технологии в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова И. М.

В статье рассмотрена проблематика внедрения и использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Анализируются возможности интернет-технологий в обучении и воспитании творческой личности. Рассматриваются вопросы готовности личности к профессиональному саморазвитию в предложенном аспекте инновационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в системе художественного образования»

2. Виноградский В.Г. Многоуровневая информационная компетентность будущих учителей / В.Г. Виноградский, М.Ю. Виноградская, В.Н. Зиновьева. - Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2009. - С. 254.

3. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности [Электронный ресурс] / A.A. Вербицкий. - Режим доступа: www.academy.odoportal.ru/ docu-ments/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm.

4. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», - 2003. -192 с.

6. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Власова И.М.*

Ростовский технологический институт сервиса и туризма (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса,

г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрена проблематика внедрения и использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Анализируются возможности интернет-технологий в обучении и воспитании творче -ской личности. Рассматриваются вопросы готовности личности к профессиональному саморазвитию в предаоженном аспекте инновационных технологий обучения.

Термин «модернизация» сегодня чрезвычайно актуален и применим практически к любой области жизнедеятельности человека в социуме. Однако модернизация рождается самим обществом, в котором технологии яв-

* Доцент кафедры «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий», кандидат педагогических наук.

ляются его неотъемлемой частью, выступающей главным индикатором научно-технического прогресса.

В философском словаре технология трактуется как сложная развивающаяся система артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями. Информационные технологии (ИТ) занимают стержневое место в этой системе. Чем выше уровень современных технологий, тем большую роль в ней играет ИТ (примером могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов, телематика и т.п.). Специфической чертой современных высоких технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости.

Известный отечественный теоретик литературы и культуры В.М. Шкловский относил к важнейшим особенностям современности изобретение «приборов общности восприятия», к которым он причислял кино, радио и телевидение. Еще в большей степени общность восприятия создается через Интернет, образующий сетевое пространство, внутри которого разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации. Интернет базируется на принципе высочайшей степени оперативности, актуальности, возможности быстрой смены или замены информации, мгновенного распространения, тотального охвата. Он основывается на принципе полной гласности и прозрачности [1].

Интернет обслуживает все области человеческой деятельности. Для саморазвивающейся личности Интернет - это, прежде всего источник многогранной и обширной информации теоретического и прикладного характера. Одним из источников являются электронные библиотеки, содержащие цифровые варианты традиционных печатных изданий и специально созданные электронные ресурсы.

Возникшее открытое свободное информационное сетевое общество развивается вместе с развитием интернет-технологий. Информационное общество призвано решать задачи совместной концентрации информации, обмена опытом в разных областях человеческой деятельности. Чаты и форумы позволяют включать значительное количество коммуникантов с соответствующими интересами в коммуникационное пространство. Интерактивность предоставляет разнообразные средства для общения представителей профессионального сообщества, это глобальная информационная энциклопедия - Википедия, как новая форма интерактивного поведения, в основе которой лежит профессионализм и альтруизм участников. Это -электронная почта, форумы профессиональной направленности, Интернет-конференции, поисковые системы, игры, социальные сети. Социальные сети требуют особого внимания, как новая форма виртуального общения, некий параллельный мир, новое культурно-виртуальное простран-

ство. Участниками интернет-коммуникации могут являться люди, которые лично не знакомы и не планируют познакомиться. В связи с этим, сеть усиливает фактор анонимности общения, исследователи прогнозируют дальнейшее влияние сетевого прогресса на традиционные формы общения и психологию общения. Проблема фактора личностного и безличностного приобретает важное значение также в системе дистанционного образования.

Специалисты в области интернет-технологий прогнозируют в скором будущем формирование виртуальных клубов, которые приведут к формированию новых интернет-сообществ, взаимодействие в которых приведет к радикальным изменениям в социуме, будут выстроены новые социальные конструкты - произойдет социальная адаптация к новому миру.

Многочисленные сайты, блоги, дистанционное образование, интерактивные учебники, различные обучающие информационные системы, тренажеры и многое другое является объектом Интернет-технологий, задачей которых является повышение уровня информационной грамотности и культуры населения.

В связи с этим, эффективность образовательного процесса напрямую зависит от внутренней готовности личности педагога и студента к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию в аспекте новых образовательных парадигм и инновационных технологий обучения. Студенты художественных специальностей работают с иными технологиями по сравнению с предшественниками, что может привести к необратимой интеллектуально-творческой трансформации художника. В связи с этим, обозначилась определенная опасность, связанная с коммерциализацией современного искусства. Живопись, например, «... начинает применяться уже не с точки зрения своих внутренних возможностей или своего языка. Скорее всего, она встраивается в другие формы существования, в другие искусства - ту же инсталляцию, к примеру [2]. Очевидно, что профессиональную подготовку дизайнеров-проектировщиков сложно представить без освоения компьютерных технологий. Этим объясняется появление новых требований к подготовке специалистов в области дизайна, что в свою очередь предполагает адаптацию академических дисциплин художественно -эстетического цикла к подготовке специалистов. По мнению Б. Галлеева: «Для того чтобы результаты работы с компьютером могли стать художественными, должна произойти «субъективизация», т.е., художественно-технологическое освоение нового инструментария, позволяющего воплощать в итоге, пусть уже по-иному, с помощью иного языка - все тот же заведомо «субъективный образ объективного мира» [3]. Иными словами, на развитие искусства и миропонимания субъекта искусства активное влияние оказывают информационные технологии.

Возможности качественного обновления всей системы подготовки специалистов творческих профессий расширяются за счет использования воз-

можно стей интернет-технологий, которые позволяют получать обширную информацию необходимую для профессионального совершенствования, грамотно анализировать ее, систематизировать и применять, что предполагает достаточно высокий уровень информационной культуры пользователя Интернет-ресурсами. Соответственно студент повышает степень своей активности, самостоятельности и ответственности, умения адекватно в соответствии со своими образовательными потребностями формулировать образовательные цели и задачи, способы их реализации. Кандуков A.C. выделяет группу компонентов, которые определяют готовность студентов к дальнейшему профессиональному образованию: ценносто-мотивацион-ный компонент, опыт саморазвития и саморегуляции, творческий компонент, рефлексивный компонент.

Какие же интернет-технологии используются сегодня для решения ряда педагогических проблем? Это: дистанционное обучение; интернет-коммуникации (тематические форумы, чаты, конференции); статические интернет-ресурсы (библио-, видео-, аудио-, медиатеки); интернет-публикации; динамические интернет-ресурсы: интернет приложения, тесты, обучающие программы, презентации и т.д. Однако еще раз напомним, что в использовании возможностей интернет-технологий есть опасность трансформации деятельности художника в сторону коммерциализации, унификации не только художественно-пластических средств и образов, но и в целом - культурных, эстетических, жизненных ценностей. На наш взгляд, для качественного обучения специалистов в области дизайна необходимо сохранять и развивать традиционные технологии и методики художественного образования.

Для студентов художественных специальностей важным представляется организовать систему обучения как процесс осмысления эстетического потенциала компьютерного проектирования. Погружение в пространство творчества предполагает создание иной среды проектирования благодаря мультимедиа. Мультимедиа открывает новые возможности художественно-проектной деятельности, являясь логическим этапом развития «инструментального» использования компьютера. Мы рассматриваем мультимедиа как совокупность компьютерных технологий, использующих такие информационные среды как графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты. В данном аспекте мультимедийные технологии могут рассматриваться нами только в интеграции с высоким искусством основанном на академической традиции, для чего необходимо понимание специфических ценностей его образного языка, возникновении внутренней потребности общения с ним.

Таким образом, внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс соотносится с использованием традиционных графических и живописных средств и приемов в передаче оригинальной творческой идеи и способов ее воплощения. Выстраивая проектную деятельность студентов, мы уделяем большое внимание разработке системы учебной деятельности в

достижении определенного результата при создании виртуального мультимедийного объекта проектирования. Мы пытаемся исключить формализацию творческого подхода при проектировании авторских объектов студентами. Исследователи данной проблематики полагают, что изменить ситуацию можно с помощью самих высоких технологий. В первую очередь, для этого необходимо отказаться от субъективной установки на оппозиционность технического мышления и художественного творчества и разглядеть имманентную гуманистическую сущность техники (О.Г. Яцкж).

Поскольку на окончательный замысел работы влияет графическая подача, то необходимо выбирать программные средства, наиболее адекватно выражающие творческий замысел. Возникающие неожиданные графические, цветовые, пространственные эффекты позволяют экспериментировать с первоначальным вариантом эскиза, максимально увеличивая область поиска возможных решений. На этом этапе обучения важным является умение концентрироваться на выборе оптимального решения конкретного задания.

В учебных заданиях для студентов художественных специальностей должны присутствовать теоретические традиционные и новаторские положения, эмоциональный компонент, формирующий эстетическую потребность в художественном творчестве; оригинальность и новизна художественных решений; перевоплощение утилитарных функций предмета в художественно-эстетические. Оперирование реальными и условными образами компьютерной программы, позволяет студентам проявить эстетическое отношение к действительности, выразив его в художественной форме, в разработке творческого проекта, в котором решается образно-художественная и учебно-техническая задача.

Практика применения интернет-технологий в сфере образования показала, что этот вид информационных технологий позволяет:

- анализировать, синтезировать, использовать информацию из разнообразных интернет-источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, формировать, таким образом, электронный портфолио педагога и студента;

- оперативно обмениваться информацией, идеями, экономя трудо- и время затраты, более оперативно решать профессиональные задачи, расширяя, таким образом свои возможности;

- организовать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых по учебно-методическим вопросам;

- способствовать «погружению» в мультимедийный творческий процесс, что предполагает создание иной среды проектирования благодаря интернет-технологиям;

- создать определенную мегахудожетсвеную среду в условиях совместных всероссийских, международных арт-проектов, нацеленных на проектно-творческую деятельность;

- формировать коммуникативные способности, развивать культуру интернет-общения, воспитывать уважение, толерантность к инакомыслию;

- создавать условия для целостностного психического развития молодежи, понимая, что потребность в творчестве - неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач.

Список литературы:

1. Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. - М., 2001.

2. Петровская Е. Ничего плохого в смерти искусства нет // Журнал «Диалог искусств». - М.: УК Московский музей современного искусства, 2008. - С. 98-101.

3. Галлеев Б. Искусство космического века. Избранные статьи. - Казань: ФЭН, 2002.

ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© Гончарова Т.М.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматривается процесс становления процесса коммуникации, современное состояние информационного общества и обосновывается необходимость развития медиакомпетентности у студентов вузов.

Стремление понимать других и быть понятым окружающими - одна из древнейших мотиваций поведения человека. Многовековую историю человеческого общества характеризует поступательный процесс совершенствования форм и методов сбора, обработки и передачи информации о вселенной, а также средств и возможностей воспринимать и понимать мысли других. Эволюционируя, человечество научилось адекватно усваивать информацию о мире природы и техники, об общественных отношениях. Как отдельная личность, так и общество в целом жизненно заинтересованы не столько в увеличении объема получаемой информации, сколько в повышении эффективности ее передачи и обработки, в расширении возможностей повседневного использования информации. Коммуникация стала мощным фактором развития человеческого общества, активно влияющим на все стороны жизни людей.

* Соискатель кафедры Педагогики, психологии и предметных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.