О.Л. Веревкин МОТИВЫ ПРИЕЗДА ИНОСТРАНЦЕВ НА УЧЕБУ В РОССИЮ
ВЕРЕВКИН Олег Леонидович — сотрудник Центра социального прогнозирования и маркетинга. E-mail: [email protected]
На основании данных опроса иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выявляются мотивы приезда в Россию, проблемы, с которыми иностранцы сталкиваются в нашей стране.
Ключевые слова: мотивы приезда, условия проживания, отношение к иностранцам
Образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений из 130 стран.
Выбирая место получения высшего образования, любой молодой человек должен предварительно решить для себя вопрос: кем быть, какую выбрать в жизни профессию, специальность? Осознанность, обоснованность этого выбора в дальнейшем во многом определяют отношение студентов к учебе, уровень их запросов к содержанию и качеству получаемых в вузе знаний.
Ответы иностранных студентов, опрошенных Центром социологических исследований в 2008 г., свидетельствуют, что их выбор будущей специальности в целом достаточно осознан и аргументирован. Почти 40% респондентов указали, что решили приобрести в российских вузах выбранную профессию потому, что она соответствует их способности и умениям, в среднем каждый третий выбрал (Изучаемую профессию из-за ее высокой престижности, каждый четвертый — потому, что она высокооплачиваемая, каждого седьмого-восьмого опрошенного привлек творческий характер профессии, а также то обстоятельство, что она дает самостоятельность и независимость. Каждому десятому учиться по данной специальности посоветовали родители или это была семейная традиция, а каждого пятого направило учиться именно по этой профессии национальное министерство образования.
245
Несколько примеров индивидуальных высказываний иностранных учащихся о мотивах выбора российского вуза:
1. Студенты из дальнего зарубежья:
— рекомендовали те, кто раньше здесь учился (до 1979 г.), а те, кто учился после (в 8090-х гг.) не рекомендовали ехать в Россию, но я поверил первым (студент Тверского государственного технического университета, из Индии);
— здесь училась моя мама (студентка Калининградского государственного университета, из Германии);
— здесь когда-то учился мой дядя и мне посоветовал (студент Новгородского медицинского университета, из Ливана);
— узнал о нем из рекламных проспектов (студент-филолог Дальневосточного государственного университета, из Китая);
— узнала об этом вузе через Турецкий образовательный фонд (студентка Новосибирского государственного университета, из Турции);
— рекомендовали австрийские преподаватели в моем университете (студент факультета социологии и политологии Ростовского государственного университета, из Австрии);
— узнал об этом вузе из его сайта (стажер Санкт-Петербургского государственного университета, из Чехии);
— приехала получить второе высшее образование, изучить Россию (студентка Самарского международного института рынка, из США);
— хочу хорошо знать русский язык (студентка факультета экономики Российской экономической академии им. Плеханова, из Финляндии).
2. Студенты из стран СНГ и Балтии:
— удобное место учебы, здесь есть родственники (студент Московского автомобильнодорожного института, из Литвы, русский);
— у меня живут в этом городе родственники (студент Сыктывкарского государственного университета, из Украины);
246
— в связи с переездом нашей семьи из Казахстана в Архангельск, на родину моей матери (студент Поморского международного педагогического университета, русский из Казахстана);
— устроили в вуз живущие здесь родственники (студент Самарской государственной экономической академии, из Белоруссии).
Каковы мотивы приезда иностранных граждан для обучения в России?
Высокое качество образования как причина выбора того или иного российского вуза присуще, по результатам исследования, прежде всего вузам Урала, Сибири и Дальнего Востока Престижность дипломов как мотив приезда на учебу в Россию по-прежнему отличает вузы Москвы, в то время как в регионах таким мотивом являются более легкие условия поступления и более низкая оплата учебы. Московские вузы отличаются также наибольшим удельным весом студентов, приехавших по направлению национальных министерств образования, в основном из развивающихся стран.
Российские вузы слабо рекламируют за рубежом свои возможности. Самый убедительный для иностранной молодежи источник информации -бывшие выпускники российских вузов. От них получил сведения об Alma Mater в среднем каждый четвертый иностранный студент из числа обучающихся в Европейской части России и лишь один из десяти обучающихся в вузах Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Пол опрошенных иностранных студентов на мотивацию выбора ими профессии существенно не влияет, если не считать того, что среди юношей значительно больше доля лиц, направленных учиться по данной профессии в Россию, чем среди девушек.
Постепенно растет доля тех иностранных студентов, кто выбирает для учебы тот или иной российский вуз в связи с высоким качеством обучения в нем по выбранной профессии. Почему приехавшие в Россию иностранные студенты, аспиранты, стажеры не стали учиться на родине? Судя по ответам опрошенных, в целом каждому четвертому-пятому из них учиться в России предложило национальное министерство образования. Почти 2/5 опрошенных сами хотели учиться именно в России, а каждый пятый, стремясь повидать мир, получить новые впечатления, уехать подальше от родителей, мечтал учиться вообще где-нибудь за границей.
Достаточно серьезным мотивом отъезда на учебу в Россию стало и то, что у каждого шестого опрошенного на родине нет вуза, где можно получить интересующую его
247
специальность, у каждого седьмого — плата за обучение на родине гораздо выше и более высокий конкурс при поступлении.
Основная причина, побудившая многих стажеров и аспирантов продолжить повышение своего профессионального и научного уровня в России (помимо желания учиться именно в нашей стране), заключалась, по их собственной оценке, в отсутствии на их родине условий обучения и совершенствования по интересующей специальности.
Вышеназванные мотивы (причины), повлиявшие на решение опрошенных приехать для получения высшего образования в Россию, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по желаемой специальности указали прежде всего выходцы из стран Балтии, Молдовы, среднеазиатских республик и Казахстана, а предложение национального министерства образования ехать учиться в Россию чаще всего получали граждане стран Африки и Азии. Распределение ответов иностранных студентов, обучающихся на различных факультетах, о причинах, по которым они не стали учиться в вузах на родине, свидетельствует, что твердое желание учиться именно в России, присуще прежде всего тем, кто учится на гуманитарных факультетах (60%, особенно среди изучающих русский язык, русскую литературу, историю, искусство), а также тем, кто овладевает сельскохозяйственными специальностями. Последние, кстати, чаще всего приезжают в Россию по направлению национальных министерств образования. Особая, выгодная, с экономической точки зрения, категория иностранных учащихся — аспиранты и стажеры. Стоимость годичного обучения иностранного аспиранта может быть почти в 2 раза выше, чем обычного иностранного студента при гораздо меньших расходах на его обучение. Именно среди аспирантов и стажеров оказалась наиболее значительная доля выходцев из семей с высоким уровнем дохода. С точки зрения специализации, наибольшей популярностью пользуются аспирантуры и стажировки по гуманитарным специальностям (политика, экономика, право, история, социология, литература, культура России, русский язык и т.д.) — им отдают предпочтение стажеры и аспиранты промышленно развитых стран Запада, а также аграрным (сельскохозяйственным), по которым предпочитают обучаться аспиранты и стажеры преимущественно из стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. Последних (равно как и представителей стран СНГ) интересуют также инженерно-технические и строительные специальности. В советское время иностранные аспиранты и стажеры концентрировались главным образом в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того,
действовал определенный режим ограничения передвижений иностранцев по территории СССР.
После распада Советского Союза, в связи с изменившейся социально-политической ситуацией, снятием многих запретов, касающихся иностранных граждан, стала заметно расти доля зарубежных стажеров и аспирантов в провинциальных российских вузах, где пребывание и обучение намного дешевле. Например, стоимость курса обучения русскому языку в каком-либо из городов Урала, Сибири в 3-5 раз ниже, чем в Москве, а процессы трансформации российского общества не менее интересны и значимы для иностранных студентов. По-мнению ряда иностранных стажеров, аспирантов, докторантов, исследующих различные стороны жизни россиян, подлинная Россия — это Россия провинциальная, а не мегаполисы.
Иностранные студенты предпочитают изучать в российских вузах прежде всего инженерно-технические (20,1% опрошенных), медицинские (17,8%) и гуманитарные (17,8%) специальности. В мотивах выбора иностранными студентами того или иного российского вуза сегодня, как и в середине 90-х годов, доминируют два фактора: высокое качество обучения в данном образовательном учреждении и направление министерства образования.
Однако доля приезжающих в российские вузы по направлению национальных органов образования, как отмечалось, неуклонно снижается, а значимость качества обучения и его стоимости, напротив, растет. Анализируя мотивы приезда на учебу в российские вузы юношей и девушек из различных стран, следует обратить внимание на очень важный момент — у большинства опрошенных иностранных студентов (58,4%), по их собственному признанию, фактически не было возможности получить высшее образование по избранной специальности в другом государстве, кроме России. Причины этой ограниченности выбора уже назывались:
— более высокая стоимость высшего образования на родине и в других странах;
— отсутствие на родине обучения по интересующей опрошенного профессии (специальности), особенно тесно связанной с Россией (ее политикой, экономикой, историей, культурой и т.д.);
— более высокое качество обучения по ряду специальностей в России;
— более высокий (сложный) конкурс при поступлении в вуз на родине и, соответственно, более низкий (легкий) в России;
— направление в Россию национальными органами образования (например, в Монголии это делают почти принудительно).
Отсутствие равноценной (по качеству, стоимости) образовательной альтернативы характерно прежде всего для студентов из большинства стран СНГ, Азии, Африки, Арабского Востока и Китая. Что касается безальтернативности обучения на конкретных факультетах российских вузов и по конкретным специальностям, то, по словам опрошенных, фактически не имели иных возможностей получить высшее образование три четверти программистов и гуманитариев, прежде всего русистов и филологов, изучающих русский язык.
Примечательно мнение иностранных студентов, стажеров и аспирантов, приехавших на учебу в Россию в 2006 г.: лишь 29,4% из них полагают, что могли бы поехать на стажировку или на учебу в аспирантуру в другие страны, тогда как 70,6% убеждены, что иного равноценного варианта повышения своей профессиональной и научной квалификации они не имели.
С точки зрения оценки конкурентоспособности российской высшей школы на международном рынке образовательных услуг, важное значение имеют источники информации, из которых иностранные студенты узнают о российских вузах. Обращает на себя внимание снижение информационности всех потенциальных источников сведений и рекламы о российских вузах. Хотя формы рекламы образовательных услуг на международном рынке за последнее время стали разнообразнее (например, многие отечественные вузы участвуют в выставках-ярмарках российских образовательных услуг, обзавелись собственными информационно-рекламными сайтами в Интернете), на характере информированности иностранной молодежи о российских вузах это пока принципиально не сказалось. Относительно новым информационным каналом для студентов — этнических русских из стран СНГ и Балтии — стали проживающие в России родственники, по рекомендации которых часть опрошенных приехала на учебу в различные российские города. Обращает на себя внимание резкое уменьшение «информационного удельного веса» иностранных выпускников российских вузов, которые еще в первой половине 90-х годов были основным источником положительной информации на родине о своей российской Alma Mater (особенно широко она распространялась в странах Азии, Африки, Латинской Америки). На это тип формационно-
250
рекомендательный источник указал каждый третий опрошенный и прежде всего граждане Украины, представители среднеазиатских республик СНГ и арабских стран.
Сами российские вузы, предлагая и рекламируя свои образовательные услуги, должны шире использовать возможности Интернета, участия в международных образовательных проектах, расширять круг зарубежных партнерских вузов.
Литература:
1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 699 с.
2. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в Российских вузах // Мониторинг общественного мнения. - 2004г. - № 3. - С. 85-94
3. Бейзеров В.А. Обучение студентов-иностранцев: основные тенденции на мировом рынке // Экономика образования. - 2008. - N 1. - С. 46-52.
4. Веревкин Л. П. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // Энергия: экономика, техника, экология. - 2006. - N 5. -С. 68-73.