Научная статья на тему 'Экономическая эффективность обучения иностранных студентов в российских вузах'

Экономическая эффективность обучения иностранных студентов в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Николай Михайлович

The centre of sociological research at the Ministry of Education of Russia has undertaken the interrogation of foreign students, probationers and post-graduates studying at Russian universities. The results of this interrogation have become the basis of the article where the author studies the main tendencies in changing such parametres as the cost of education, estimation of the cost of education, rate of earnings of the foreign students, etc. Obviously the contingent of foreign students in Russian universities has changed substantially for the last 10 years, as well as their attitude to education and to payment for education. The aim of the article is also the analysis of the factors causing such transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The centre of sociological research at the Ministry of Education of Russia has undertaken the interrogation of foreign students, probationers and post-graduates studying at Russian universities. The results of this interrogation have become the basis of the article where the author studies the main tendencies in changing such parametres as the cost of education, estimation of the cost of education, rate of earnings of the foreign students, etc. Obviously the contingent of foreign students in Russian universities has changed substantially for the last 10 years, as well as their attitude to education and to payment for education. The aim of the article is also the analysis of the factors causing such transformation.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность обучения иностранных студентов в российских вузах»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Н.М.Дмитриев

Министерство образования РФ Ул.

Люсиновская, д.51, Москва, Россия

В советский период в отечественных вузах обучались студенты, стажеры, аспиранты в основном из социалистических стран Восточной Европы и стран социалистической ориентации Азии, Африки и Латинской Америки, и обучение их осуществлялось преимущественно на безвозмездной основе (так называемые госстипендиаты). Отсутствие платы за их обучение не рассматривалось как убытки и обуславливалось политическим и идеологическим факторами тесного сотрудничества и широкого использования в этой группе стран советской техники и оборудования, для работы с которой требовались подготовленные национальные кадры.

Распад СССР, ослабление и утрата Россией большей части прежних политических и экономических связей, прекращение действия многих международных соглашений в области образования, переход к рыночным отношениям, в том числе в сфере оказания образовательных услуг, изменил политику российских вузов в отношении платности образовательных услуг для иностранцев.

За последние 10 лет соотношение иностранных студентов-госстипендиатов (т.е. тех, за кого платит национальное или российское Министерство образования) и обучающихся по контракту (т.е. фактически самостоятельно оплачивающих свое обучение в российском вузе) коренным образом изменилось (см. табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

Изменение численности иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в российских вузах в 1991-2001гг.'

Год Численность иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, человек Доля в %

1991 39301 100,0

1992 35137 89,4

1993 32397 82,4

1994 38031 96,8

1995 44441 113,1

1996 56166 142,9

1997 68019 173,1

1998 57645 146,7

1999 56623 144,1

2000 54520 138,7

2001 61426 156,3

Из-за почти полного перехода российской системы подготовки кадров для зарубежных стран на рыночную основу, несколько изменился и состав иностранных студентов с точки зрения их доходов, в частности, возрос удельный вес выходцев из семей с высоким доходом и уменьшился - с низким (рис.2). Больше всего студентов из семей с высоким уровнем дохода среди лиц, приезжающих из республик Закавказья и из стран Европы, США, Канады и Японии.

1 Данные Министерства образования России.

•Госстипендиаты

■Обучающиеся по контракту

Доля иностранных студентов-госстипендиатов и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов из стран СНГ) в 1991-2000гг., %

Средний доход

Высокий доход

Низкий доход

|го,°

76,5

Состав обучающихся в России иностранных студентов по уровню дохода их семей в 1994г. н в 2001г., %

Структура источников финансирования учебы иностранных студентов в российских вузах за последнее десятилетие также претерпела существенные изменения. Они заключаются прежде всего в увеличении доли тех, кто самостоятельно или с помощью родителей, родственников оплачивает свою учебу. Эта группа иностранных студентов составляет сегодня почти 60%. Сокращается удельный вес обучающихся бесплатно (рис. 3).

Материальная, а также психологическая значимость фактора: кто платит за учебу — сам студент (его родители) или «посторонний» (национальное или российское министерство образования, учебное заведение, предприятие, фонд) несомненно накладывает отпечаток на отношение к учебе иностранных студентов и их требовательность к качеству профессиональной подготовки.

Наибольшая доля иностранных студентов, чью учебу оплачивают родители и родственники, обучается в вузах провинциальных городов европейской части России. В московских вузах преобладают студенты, чью учебу оплачивают национальные министерства образования (см. табл. 2). Учеба небольшой части студентов (6-7%) финансируется из двух источников (например, частично национальное министерство, частично родители).

Больше всего самостоятельно (с помощью родителей) оплачивающих своё образование среди студентов, приехавших из европейских республик СНГ, китайцев и арабов. Студенты из западноевропейских стран, США, Канады, Японии чаще других пользуются грантами, возможностями учебы по направлениям фирм и предприятий. Учебу латиноамериканских и афро-азиатских студентов финансируют преимущественно национальные министерства образования (табл. 3).

Среди осваивающих различные профессии за свой счет обучаются прежде всего врачи, специалисты в области культуры, юристы, строители и архитекторы.

Средняя стоимость годичного обучения для иностранцев составляет сегодня 1880 американских долларов, т.е. за семь лет она увеличилась на 630 долларов (в 1994г. средняя цена учебы на коммерческой основе в вузе для иностранных студентов составляла, по нашим расчетам, 1250 долларов в год). При этом, стоимость обучения в Москве примерно на 1000 долларов выше, чем в вузах региональных городов, особенно Европейской части России (табл. 4).

Как оценивают опрошенные размер оплаты за свою учебу?

Каждый второй считает ее вполне нормальной, каждый пятый (прежде всего, оплачивающие учебу самостоятельно) — чрезмерно высокой, а почти каждый третий (в основном те, кто ничего не платит, либо за него платит национальное министерство образования) затрудняется ответить или считает размер этой оплаты невысоким (рис. 4, табл.5).

Оплачивает национальное Минобразования

Оплачивает предприятие, направившее ка учебу

Оплачивают сами студенты, стажеры, аспиранты

Обучаются без оплаты, по приглашению Российского Минобразования, на основании межвузовских соглашений, на бюджетном

27,5

>7

3,7

3,7

7,4

49,3

Таблица2

Источники финансирования Вузы

Москвы Санкт- Петер- бурга и м К Й о У Й к К Е У ы Ь о 2 № ° ^ а а и В & л а о Поволжья и Северного Кавказа Урала, Сибири и Дальнего Востока

Оплачивает национальное

министерство образования 54,1 13,5 15,3 17,5 СО о" СЧ

Получили грант на учебу 2,4 0,0 5,6 5,0 4,7

Оплачивает предприятие, 3,5 0,0 0,0 5,0 9,4

направившее на учебу

Оплачивают родители и 34,1 59,5 66,7 45,0 46,9

родственники

Студенты (аспиранты) сами 4,7 8,1 8,3 5,0 12,5

оплачивают свою учебу

Другие источники оплаты 0,0 5,4 1,4 17,5 1,6

Обучаются без оплаты, по

приглашению Минобразования

РФ, по межвузовскому 7,1 13,5 5,6 7,5 6,3

соглашению

Таблица3

Источники финансирования обучения иностранных студентов, стажеров, аспирантов, приехавших на учебу в Россию _____________________________________________из различных стран, %________________________________________

Источники финансирования обучения в вузе Из какой страны приехали на учебу

Украина Белоруссия Молдавия Страны Закавказ (Азербайджан Армения, Грузия) Бывшие среднеазиатск ие республики СССР (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, туркмения, Узбекистан) Страны Балтии (Латвия, Литва, Бывшие соцстраны Восточной Европы Страны Европы, США, Канада, Япония Страны Ближнего Востока и Северной Африки Китай Другие азиатски страны Азии Страны Латинск Америки Страны Черной Африки

Оплачивает национальное

министерство образования

11,1 10.0 10.0 20,0 21,1 0,0 30.8 14,8 15,9 9,7 40,9 75.0 43,2

Получили фант на учебу

0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 15,4 22,0 2,3 0,0 0,0 0,0 2,5

Оплачивает предприятие,

направившее на учебу 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 12,2 12,7 о,о 6,5 2,3 0,0 2,5

Оплачивают родители и

родственники 77,8 77,8 80,0 60,0 36,8 50,0 17,5 29,6 67,6 71,0 45,5 25,0 38,3

Студенты (аспиранты) сами

оплачивают свою учебу 0,0 12,0 10,0 0,0 0,0 0,0 8,1 7,6 11,3 19,3 6,8 0,0 6,2

Другие источники оплаты 11,1 0,0 0,0 0,0 10,5 0,0 7,7 10,1 0,0 0,0 2,3 0,0 3,7

Обучаются без оплаты, по

приглашению

Минобразования РФ, по

межвузовскому соглашению 0,0 11,2 0,0 20,0 31,6 50,0 8,3 3,2 2,9 0,0 9,1 25,0 7,4

Таблица4

Средняя (годичная) стоимость обучения иностранных студентов, стажеров, аспирантов в вузах различных городов (регионов) РФ, в $

Средняя стоимость одного года обучения иностранных студентов, стажеров, аспирантов (в долларах США), в целом по вузам России В том числе в вузах:

Москвы Санкт- Петербург а Др. городов Европ. Части России Поволжья и Северного Кавказа Урала, Сибири и Дальнего Востока

1880 2520 1660 1450 1780 1830

Рисунок 4. Оценка иностранными студентами размера оплаты за учебу в российских

вузах, %

Таблица5

Оценка иностранными студентами размера оплаты за своё обучение в российском вузе в

%

Плата за обучение Источники финансирования обучения в вузе

Учебу оплачивает национально министерств образования Получили грант на учебу Направило на учебу предприятие Учебу оплачивают родители и родственник Учебу оплачивают сами Другие источники Обучаюсь без оплаты, по пригл. Рос. Мин-ва образовани я

Чрезмерное

высокая 7,3 9,1 18,2 29,3 43,5 18,2 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормальная 51,2 54,5 72,7 59,2 39,1 21,3 19,6

Невысокая 7,3 9,1 9,1 9,5 17,4 11,7 14,1

Затруднились

оценить 34,2 27,3 0,0 2,0 0,0 48,8 66,3

Выходцы из семей с низким доходом считают стоимость своей учебы завышенной, а студенты из богатых семей — вполне нормальной и даже дешевой (табл. 6). Характерно, что на дороговизну обучения в России чаще сетуют студенты из промышленно развитых стран Западной Европы, Северной Америки, Японии и Китая, и в гораздо меньшей степени -студенты из восточно-европейских стран, стран Балтии, СНГ и Африки (табл. 7).

Таблица 6

Оценка иностранными студентами размера оплаты за свое обучение в российском вузе в зависимости от уровня дохода семьи на Родине, %

Плата за обучение У зовень дохода семьи на родине

Высокий Средний Низкий

Чрезмерно высокая 14,9 20,6 30,4

Нормальная 48,9 50,9 52,2

Невысокая 17,0 6,6 4,3

Затруднились

оценить 19,2 21,9 13,1

Таблица 7

Оценка иностранными студентами из различных стран размера оплаты за своё обучение ____________________________________в_российскомвузе,-%______________________________________

Плата за обучение Из какой страны приехали на учебу

Украина Белорусси Молдавия Страны Закавказья ( Азербайджан, Армения, Грузия) Бывшие среднеазиатск ие республики (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, туркмения, Узбекистан) Страны Балтии Бывшие соцстраны Восточной Европы

Чрезмерно

высокая 22,6 20,3 20,0 20,0 15,8 0,0 7,7

Нормальная 43,9 47,1 40,0 60,0 36,8 50,0 61,5

Невысокая 12,1 14,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Затруднились

оценить 21,4 17,7 40,0 20,0 47,4 50,0 30,8

ПцодолжениетаблицыД

Плата за обучение Из какой страны приехали на учебу

Страны Европы, США, Канада, Япония Страны Ближнего Востока и Северной Африки Китай Другие страны Азии Страны Латинской Америки Страны Черной Африки

Чрезмерно 33,5 18,2 29,0 20,5 25,0 16,0

высокая

Нормальная 29,6 63,6 54,8 59,1 50,0 48,1

Невысокая 17,3 10,4 16,2 6,8 0,0 8,6

Затруднились 19,6 7,8 0,0 13,6 25,0 27,3

оценить

Сравнение оценок размера оплаты за учебу в вузах различных российских городов свидетельствует, что завышенной считает эту оплату каждый третий иностранньй студент,

обучающийся в вузах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Среди обучающихся в московских вузах - каждый шестой-седьмой (табл. 8).

Таблица 8

Оценка иностранными студентами, стажерами, аспирантами размера своей оплаты за обучение в вузах различных городов (регионов) РФ, %

Оплата за обучение Вузы

Москвы Санкт- Петер- бурга Др. городов Европейск ой части России Поволжья и Северного Кавказа Урала, Сибири и Дальнего Востока

Чрезмерно высокая 15,3 16,2 16,7 25,0 31,3

Нормальная 57,6 43,2 52,8 45,0 46,9

Невысокая 4,7 8,1 11,2 12,5 6,3

Затруднились ответить 22,4 32,5 19,3 17,5 15,5

Какой должна быть оптимальная годовая стоимость обучения иностранного студента, стажера, аспиранта?

Сами опрошенные (немалую часть которых, как указывалось ранее, привлекла в Россию именно невысокая стоимость высшего образования, стажировки, аспирантуры) полагают нормальной сумму в среднем до 2000 долларов (табл. 9).

Таблица 9

Оценка иностранными студентами, стажерами, аспирантами ежегодной оплаты своего обучения в российских вузах, в зависимости от её размеров

Плата за обучение Размер ежегодной оплаты, в долларах США

Чрезмерно высокая 2160

Нормальная 1780

Невысокая 1450

Соотнесение оценок размера оплаты за свою учебу с перечнем изучаемых опрошенными специальностей показало, что неоправданно дорогим иностранные студенты считают обучение по гуманитарным профессиям, а также по профессии врача (табл. 10).

Таблица 10

Оценка иностранными студентами, стажерами и аспирантами размера оплаты за учебу в зависимости от изучаемой специальности, %

Оплата за обучение Специальность

Инженер Врач Культура (библиоте чное дело, журналис тика, дизайн и т.д.) Менеджер Педагог Аграрный

Чрезмерно

высокая 11,7 30,2 0,0 22,6 0,0 0,0

Нормальная 61,7 58,5 85,7 47,2 50,0 28,6

Невысокая 10,0 7,5 14,3 8,3 0,0 14,3

Затруднились

оценить 16,6 3,8 0,0 21,9 50,0 57,1

Продолжение таблицы 10.

Оплата за обучение Специальность

Юрист Программист Экономист Строитель, архитектор Физик, математик, химик Гуманитарные специальности

Чрезмерно

высокая 10,0 25,0 13,3 20,0 6,3 37,7

Нормальная 50,0 12,5 46,4 60,0 56,3 39,2

Невысокая 10,0 12,5 5,6 10,0 12,5 3,8

Затруднились

оценить 30,0 50,0 34,7 10,0 24,9 19,3

Представляется, что средняя стоимость годичного обучения иностранцев в российской высшей школе должна быть выше 2000 долларов, ибо действующие в настоящее время в российских вузах расценки на подготовку иностранных студентов, стажеров, аспирантов по техническим, гуманитарным, медицинским специальностям в несколько раз ниже, чем в западноевропейских вузах. Например, высшее медицинское образование на Западе, как отмечалось, стоит в среднем до 20000 долларов в год. Учиться на медицинских факультетах там непросто: процесс обучения длится от 6 до 8 лет, а после первого курса, как, например, во Франции, необходимо выдержать очень сложный экзамен на профессиональную пригодность (не сумевшим это сделать разрешается лишь один раз повторно прослушать курс и вновь попытаться сдать экзамен). Кроме того, во многих странах мира иностранцев вообще не принимают на медицинские факультеты ввиду большой длительности процесса обучения. Поэтому для иностранца, желающего стать дипломированным специалистом-медиком, там требуется вначале получить вид на жительство[1, с.53.].

Цены, по которым российские вузы обучают иностранцев, явно демпинговые (в вузах стран СНГ, которые также стараются привлечь к себе какую-то часть иностранных студентов и аспирантов, цены еще ниже, как, соответственно, ниже и требования к обучающимся). Сегодня в России существуют учебные заведения, где иностранцам предлагается подготовка к защите диссертации за сумму менее 1000 долларов (на Западе это обходится намного дороже:

например, в Великобритании стоимость двухлетнего обучения в докторантуре, завершающегося защитой диссертации, достигает 100000 долларов и более)[2,р.46].

Доля поступлений средств за обучение иностранных студентов, стажеров, аспирантов в сопоставлении с бюджетным финансированием вузов невелика и составляла, например, в 1990-х годах, по официально сообщаемым из вузов данным, в среднем 3,5-4%. В федеральном бюджете 2002г. на нужды образования выделена сумма в 78 млрд. рублей, что составляет

0,75% ВВП. Для сравнения укажем, что промышленно развитые страны Европы, Америки, Азии тратят на обучение граждан 6-7% своего ВВП, развивающиеся страны - 4-5%. Это означает, что российские высшие учебные заведения получают значительно меньше средств на свое функционирование и развитие, чем среднестатистическое учебное заведение в остальном мире. Особенно разителен контраст с наиболее благополучными в экономическом отношении странами. Так, если бюджет среднего российского университета составляет от 2 до 6 млн. долларов в год, то небольшой провинциальный колледж сельскохозяйственного профиля в США получает ежегодно 40-50 млн. долларов.

Хронические материальные затруднения высших учебных заведений нередко вынуждают вузовских руководителей с целью минимизации налоговых и иных отчислений от оплаты иностранцами своей учебы, идти на некоторые ухищрения, в частности, создавать «хозрасчетные» структуры, где формально проходит платный процесс аспирантского обучения с последующей защитой диссертации в учёных советах самих вузов.

Получила некоторое распространение и незаконная практика торговли учеными степенями (договорная защита диссертаций), в том числе для граждан СНГ, где выданные в России дипломы более престижны, чем местные

Обращает на себя внимание, что среди иностранных соискателей российских ученых степеней по различным отраслям наук наибольшую привлекательность, особенно для выходцев из стран СНГ, имеет медицина. В 2000г. на нее пришлось четверть всех защит кандидатских диссертаций иностранцами из ближнего зарубежья (кандидатами медицинских наук успешно стали 104 иностранных соискателя, кандидатами экономических наук — 61 и т. д., подробнее см. табл. 11). При этом большинство из них обучалось в российской аспирантуре за счет средств. Обращает на себя внимание, что среди иностранных соискателей российских ученых степеней по различным отраслям наук наибольшую привлекательность, особенно для выходцев из стран СНГ, имеет медицина. В 2000г. на нее пришлось четверть всех защит кандидатских диссертаций из ближнего зарубежья (кандидатами наук успешно стали 104 иностранных соискателя, кандидатами экономических наук - 61 и т.д., подробнее см. табл.11). При этом большинство из них обучалось в российской аспирантуре за счет средств российского федерального бюджета.

Очевидно, что наряду с повышением стоимости подготовки студентов и аспирантов в российской высшей школе, необходимо повышать и его качество, что гораздо сложнее в силу целого ряда субъективных и объективных причин. Тем не менее, целесообразнее конкурировать по стоимостным и качественным показателям не с вузами и аспирантурами стран СНГ (где, например, можно защитить диссертацию долларов за 500), а с западноевропейскими и североамериканскими учебными заведениями.

По нашим подсчетам, в 2001г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты, обучающиеся в российских вузах по контракту (это примерно 70 тысяч человек, среднегодовая стоимость обучения каждого из которых, согласно результатам нашего исследования, составила 1880 долл.) оплатили за свое обучение ориентировочно 131,6 млн. долларов, и еще примерно такую же сумму, или несколько большую - за свое проживание, питание и т.д. (т.е. в среднем около 2000 долл. в год на одного человека). Таким образом получается, что совокупный вклад иностранных студентов в российскую экономику (в качестве оплаты за учебу, проживание и т.д.) составляет приблизительно 250-270 млн. долл. в год, что примерно в 50 раз меньше, чем получают за обучение иностранцев США, в 40 раз меньше, чем получает за свои образовательные услуги иностранцам Великобритания.

Отрасли наук Азербайджан Армения Белорусси я Грузия Казахстан Киргизия Молдова Таджи- кистан Туркме- ния Узбеки- стан Украина Всего

Физико-математическая 0 Л 1 1 2 3 1 5 і 1 7 23 5,3

Химическая 1 0 0 0 0 0 1 8 0 0 0 11 2,5

Биологическая 0 1 4 0 6 2 0 10 0 0 5 28 6,4

Геолого-минералогическая 0 0 1 0 1 0 0 1 0 0 0 3 0,7

Техническая 3 1 6 2 14 5 1 7 0 1 3 43 9,9

Сельскохозяйственная 0 0 2 0 3 0 1 4 0 0 2 12 2,8

Историческая 0 0 0 0 4 7 1 7 0 0 3 17 3,9

Экономическая 1 5 1 2 18 2 0 24 0 2 6 61 14,0

Философская 0 1 1 0 2 0 2 5 0 0 2 13 3,0

Филологическая 1 0 1 0 2 3 1 22 1 0 2 33 7,6

Географическая 0 0 1 2 0 0 0 0 0 0 3 6 1,4

Юридическая 0 3 3 0 7 9 0 4 0 0 1 27 6,2

Педагогическая 1 1 5 0 13 0 1 6 0 0 4 31 7,1

Медицинская 7 9 2 5 15 10 0 49 1 1 5 104 23,9

Фармацевтическая 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0,2

Ветеринарная 0 0 0 0 3 0 0 1 1 0 0 5 1,2

Искусствоведческая 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,2

Архитектурная 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическая 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 2 3 0,7

Военная 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 0 3 0,7

Социологическая 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0,5

Политическая 1 0 1 0 1 0 0 4 0 0 0 7 1,6

Культурологическая 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ВСЕГО 15 24 31 12 92 38 9 158 4 5 47 435 100

Рассчитано на основании статистических данных Высшей аттестационной комиссии.

Представляется, что финансовые размеры международного рынка образовательных услуг составляют в настоящее время 60-65 млрд. долларов, около 40% которых (до 25 млрд. долл.) приходятся на США и Великобританию. В эту сумму входят оплата за обучение, проживание, транспортные и иные расходы иностранных студентов, стажеров, аспирантов (докторантов). Финансовая доля России на этом быстро расширяющемся международном рынке «академического капитализма» (который, по некоторым прогнозам, к 2005г. достигнет 90 млрд. долл.) сегодня более чем скромная - 0,4-0,5%, что явно не соответствует образовательному потенциалу российской высшей школы.

Российские вузы, получив полную самостоятельность в вопросах набора иностранных студентов, очутились в определенном информационном вакууме. Ситуация усугубилась и резко снизившимся финансированием высшей школы, по существу поставившим многие педагогические коллективы в условия самовыживания.

Нехватка бюджетных средств и отсутствие единой ценовой политики приведет в широкому распространению демпинговой практики по привлечению иностранных учащихся и стремлению получить хоть какой-то внебюджетный (валютный) доход.

Повышение экономической эффективности обучения иностранных студентов, стажеров и аспирантов в российских вузах, равно как и улучшение международного имиджа российской высшей школы, требуют разработки новой стратегии в этой сфере, координации усилий на уровне Министерства образования России, заинтересованных российских министерств, ведомств и организаций.

Качественное улучшение системы подготовки кадров для зарубежных стран в российской высшей школе, увеличение ее рентабельности неотделимы от реформы и модернизации всей отечественной системы образования, включающей в себя укрепление материально-технической и учебно-методической базы учебных заведений, пересмотр и корректировку учебных программ, создание современных учебников и учебных пособий, повышение заработной платы профессорско-преподавательскому составу, введение новых образовательных стандартов, соответствующих международной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрко Н. Высшие школы Франции: через тернии к звездам // Элитное образование в России и за

рубежом. 2002. № 7-8.

2. Education Guide. Путеводитель по системе образования Великобритании. - British Council.

ECONOMIC EFFICIENCY OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES.

N. M. Dmitriev

Ministry of Education of Russia Lusinovskay str., 51, Moscow, Russia

The centre of sociological research at the Ministry of Education of Russia has undertaken the interrogation of foreign students, probationers and post-graduates studying at Russian universities. The results of this interrogation have become the basis of the article where the author studies the main tendencies in changing such parametres as the cost of education, estimation of the cost of education, rate of earnings of the foreign students, etc. Obviously the contingent of foreign students in Russian universities has changed substantially for the last 10 years, as well as their attitude to education and to payment for education. The aim of the article is also the analysis of the factors causing such transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.