Научная статья на тему 'Мотивация абитуриентов 2015 года при поступлении в Нижегородскую государственную медицинскую академию'

Мотивация абитуриентов 2015 года при поступлении в Нижегородскую государственную медицинскую академию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / АБИТУРИЕНТЫ / ENTRANTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потемина Татьяна Евгеньевна, Ловцова Любовь Валерьевна, Яркова Наталья Александровна, Московцева Ольга Михайловна, Волкова Светлана Александровна

Цель исследования: проанализировать мотивацию абитуриентов 2015 года при поступлении в ГБОУ ВПО «Нижегородскую государственную медицинскую академию Минздрава России». Было проведено одномоментное анкетирование 200 абитуриентов (168 девушек и 32 юношей), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2015 году. Полученные данные можно использовать для более детального исследования, направленного на изучение мотивации абитуриентов при выборе ими конкретного ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потемина Татьяна Евгеньевна, Ловцова Любовь Валерьевна, Яркова Наталья Александровна, Московцева Ольга Михайловна, Волкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of applicants of 2015 when entering Nizhny Novgorod State Medical Academy

OBJECTIVE: to analyze the motivation of applicants in 2015 to enroll in Medical University «Nizhny Novgorod State Medical Academy, Russian Ministry of Health» for admission in 2015. Cross-sectional survey was conducted 200 entrants (168 girls and 32 boys) who are planning to come to the Nizhny Novgorod State Medical Academy (NizhSMA) in 2015. The data obtained can be used for a more detailed study aimed at investigating the motivation of applicants when choosing a particular university.

Текст научной работы на тему «Мотивация абитуриентов 2015 года при поступлении в Нижегородскую государственную медицинскую академию»

СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.046.2(470.341)

МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ 2015 ГОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В НИЖЕГОРОДСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ АКАДЕМИЮ

Т.Е. Потемина, Л.В. Ловиова, Н.А. Яркова, О.М. Московиева, С.А. Волкова,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Яркова Наталья Александровна - e-mail: n.yarkova@mail.ru

Цель исследования: проанализировать мотивацию абитуриентов 2015 года при поступлении в ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России». Было проведено одномоментное анкетирование 200 абитуриентов (168 девушек и 32 юношей), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2015 году. Полученные данные можно использовать для более детального исследования, направленного на изучение мотивации абитуриентов при выборе ими конкретного вуза.

Ключевые слова: медицинское образование, мотивация, абитуриенты.

OBJECTIVE: to analyze the motivation of applicants in 2015 to enroll in Medical University «Nizhny Novgorod State Medical Academy, Russian Ministry of Health» for admission in 2015. Cross-sectional survey was conducted 200 entrants (168 girls and 32 boys) who are planning to come to the Nizhny Novgorod State Medical Academy (NizhSMA) in 2015. The data obtained can be used for a more detailed study aimed at investigating the motivation of applicants when choosing a particular university.

Key words: medical education, motivation, entrants.

Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения [1]. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека. Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориен-таций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования. Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми. Вопросам изучения мотивации выбора профессии уделяется особое внимание [2]. Актуальность темы объясняется

тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности академии, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста [3, 4].

В настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, меняются вслед за этим и запросы абитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться уже совершенно незначащим фактором. Следовательно, высшие учебные заведения должны четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям [4]. Таким образом, определение мотивации выпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на их выбор вуза.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Цель исследования: проанализировать мотивацию абитуриентов 2015 года при поступлении в медицинский вуз на примере ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России».

Материал и методы

Было проведено одномоментное анкетирование 200 абитуриентов (168 девушек, что составляет 84%, и 32 юношей - 16%), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2015 году. Опрос был проведен в «День открытых дверей» (декабрь 2014 года).

Всем респондентам было предложено ответить на 13 вопросов различной направленности. Полученные данные были обработаны с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты исследования

Распределение респондентов по признаку местности проживания выглядит следующим образом: 42% опрошенных абитуриентов (84 человека) проживают в ближайших городах Нижегородской области (Кстово, Дзержинск, Павлово), 78 человек (39%) - в Нижнем Новгороде, 38 человек (19%) - в других регионах страны.

При анализе среднего балла аттестата были получены следующие данные: больше половины абитуриентов (53%) окончили среднюю общеобразовательную школу, второй по популярности вариант ответа - лицей, гимназия (28%), замыкает тройку популярных ответов «школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Подавляющее большинство респондентов (88%) имеют хорошую успеваемость в школе, из них отличную, без четверок - 21%, больше пятерок, есть четверки - 33%, примерно поровну пятерок и четверок - 15%, в основном четверки -19%. Удовлетворительную успеваемость отметил всего 1% участников опроса в отличие от опрошенных абитуриентов в 2014 году, когда таким образом ответили 12% респондентов [4].

Перед анкетированием предполагалось, что большинство участников дня открытых дверей свое решение в отно-

шении избрания вуза уже приняли, поэтому они смогут дать более четкий ответ, что именно повлияло на выбор НижГМА. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Большинство респондентов (47%) называют в качестве основной причины получения высшего профессионального образования то, что они хотят получить больше знаний по специальности, которая их интересует, 29% опрошенных хотят стать дипломированными специалистами, 16% респондентов планируют получить диплом престижного вуза.

В качестве основных критериев выбора вуза половина абитуриентов (50%) выбрали НижГМА в связи с высоким рейтингом среди других высших учебных заведений, для 31% опрошенных было важно местонахождение вуза и 16% оценили возможность получения бесплатного образования (рис. 2). Такой результат достаточно предсказуем: НижГМА соответствует всем критериям, которые были отмечены респондентами (местонахождение, наличие аккредитации, высокий рейтинг вуза, получение качественного образования и т. д.). Необходимо отметить изменения во взглядах абитуриентов 2015 года по сравнению с данными опроса 2014 года, когда в качестве основных критериев выбора вуза 47,9% респондентов выбрали качество образования в НижГМА, на втором месте стояла престижность выбранного учебного заведения (17,6%), а на третьем высокий рейтинг вуза (12,9%) [4].

Для правильного выбора учебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную, качественную и достоверную информацию об интересующих вузах. Основным популярным источником информации в настоящее время среди молодежи является интернет. Основная часть респондентов (87%) узнали всю интересующую информацию о вузе на официальном сайте академии (www.nizhgma.ru). На вопрос: «Как часто Вы посещаете сайт НижГМА?» 42% абитуриентов ответили: «примерно раз в неделю и чаще», 40% - «примерно раз в месяц и чаще», 12% - «чаще, чем раз в квартал, но не чаще 1 раза

РИС. 1.

Причины получения высшего профессионального образования.

Примечание: 1 - хочу стать дипломированным специалистом, 2 - хочу получить диплом престижного вуза, 3 - хочу получить специальность как у родителей, 4 - хочу получить больше знаний по специальности, которая меня интересует, 5 - это возможность познакомиться с людьми и приобрести связи, которые помогут в жизни, 6 - это залог моего материального благополучия, 7 - это нужно моим родителям (друзьям и т. д.), 8 - это престижно, модно, популярно, 9 - это повысит мой социальный статус, 10 - высшее образование в жизни необходимо всем, 11 - другое.

РИС. 2.

Критерии выбора вуза абитуриентами.

Примечание: 1 - местонахождение вуза, 2 - возможность бесплатного обучения, 3 - место вуза в различных рейтингах, 4 - мнение родителей, 5 - возможность совмещать работу и учебу, 6 - материально-техническая база, доступный и скоростной интернет, 7 - вуз государственный, предоставляющий общежитие, 8 - активная внеучебная студенческая жизнь, 9 - стоимость обучения в вузе на внебюджетном месте, 10 - другое.

в месяц». По данным анализа оценки сайта НижГМА абитуриентами и предложений по его усовершенствованию было выявлено, что 88% опрошенных дают сайту оценку «хорошо»: удобная навигация по страницам, информативность, легко найти необходимую информацию, 10% -оценку «удовлетворительно»: представленной информации недостаточно, трудно найти необходимую информацию, 2% - оценку «неудовлетворительно»: есть проблемы с поиском необходимой информации и с загрузкой страниц и файлов сайта.

Следующие по популярности источники информации о НижГМА - это учителя, знакомые, друзья, социальные сети интернет (В контакте, Facebook, Twitter).

Также нам представилось интересным уточнить у будущих студентов интерес к науке и желание заниматься научной деятельностью по окончанию обучения в вузе (рис. 3).

Проведенный анализ показал, что 70% абитуриентов хотят заниматься наукой сразу или в перспективе, 13% -не планируют заниматься наукой по разным причинам и 17% - затрудняются пока ответить по данному вопросу.

При анализе причин, влияющих на выбор абитуриентов при поступлении в НижГМА, было отмечено, что в качестве основной указывался личный выбор (47%), 33% опрошенных отметили решающую роль информации, полученной от представителей вуза (дни открытых дверей и др.), 17% хотят поступать по совету родителей, друзей, знакомых, 8,2% определились с выбором, посещая подготовительные курсы в НижГМА, для 4,2% главной стала реклама вуза.

Анализ выбора абитуриентами факультета академии показал, что самым востребованным остается лечебный -58% (66% в 2014 г.), на втором месте стоит стоматологический 20% (19% в 2014 г.), возросла доля выбора педиатрического - 15% против 6% в прошлом году и фармацевтического - 7% против 5% в прошлом году (рис. 4, 5). И, к сожалению, в 2015 году два факультета - медико-профилактический и факультет высшего сестринского образования - остались вообще не востребованными респондентами. Вероятно, эти факультеты не выбраны абитуриентами в связи с отсутствием информации или неопределенностью места трудоустройства после окончания вуза.

На традиционный заключительный вопрос, предложенный абитуриентам 2015 года: «Что я жду от обучения в НижГМА?» были получены следующие ответы: получение профессии, которая востребована и приносит пользу людям - 52% респондентов, получение диплома о высшем образовании - 39%, возможность совмещать обучение и научную деятельность - 5%, ждут веселой студенческой жизни - 2%, возможность приобретения новых друзей и активной общественной деятельности - по 1%.

Заключение

В ходе проведения данного одномоментного анкетирования была проанализирована мотивация абитуриентов 2015 года при поступлении в Нижегородскую государственную медицинскую академию.

В результате по итогам данного исследования были сделаны следующие выводы:

- существует очень высокий спрос на высшее образование;

РИС. 3.

Анализ интересов и желаний абитуриентов к занятию научной деятельностью по окончании обучения в вузе.

Примечание: 1 - да, я интересуюсь наукой, вижу неплохие материальные перспективы в будущем; 2 - возможно, отношение к научной деятельности положительное, перспективы заманчивые; 3 - нет, не планирую научную деятельность после получения высшего образования; 4 - нет, планирую работать по полученной специальности в частном медицинском центре; 5 - нет, планирую работать по полученной специальности в государственном учреждении (поликлиника, больница); 6 - нет, уже работаю, нужен любой диплом о высшем образовании; 7 - затрудняюсь ответить.

РИС. 4.

Выбор факультетов НижГМА, на которых хотели бы обучаться абитуриенты 2015 года.

РИС. 5.

Выбор факультетов НижГМА, на которых хотели обучаться абитуриенты 2014 года.

- главной причиной получения высшего образования является желание получить больше знаний по специальности, которая интересует опрошенных абитуриентов;

- важнейшими критериями при выборе НижГМА были названы: место вуза в различных рейтингах, местонахождение вуза и возможность бесплатного обучения;

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

- официальный сайт НижГМА, знакомые, друзья, родные и социальные сети в интернете (В Контакте, Facebook, Twitter) - это наиболее популярные источники информации для абитуриентов.

- 87% абитуриентов посещают официальный сайт НижГМА. Из них 42% посещают сайт не реже одного раза в неделю, 40% - примерно раз в месяц и чаще, что также позволяет исследователю сделать вывод о его востребованности и необходимости в данном контексте как инструмента информирования абитуриентов о правилах и механизмах поступления в НижГМА. 88% респондентов оценивают работу сайта НижГМА и его полезность для них на «хорошо» и 10% опрошенных абитуриентов ответили «удовлетворительно», то есть вся необходимая информация представлена в достаточно доступной форме;

- большинство респондентов 2015 года по-прежнему хотели бы обучаться на таких престижных факультетах НижГМА, как лечебный, стоматологический и педиатрический. Остальные факультеты (например, фармацевтический и факультет высшего сестринского образования) менее популярны у абитуриентов, возможно, в связи с низкой осведомленностью последних.

Данное исследование наглядно иллюстрирует текущее состояние информационного обеспечения абитуриентов, критерии выбора учебного заведения, определяет степень влияния различных факторов при поступлении и многие другие показатели. Полученные результаты можно использовать для более детального исследования, направленного на изучение мотивации абитуриентов при выборе ими конкретного медицинского вуза. Таким образом, с учетом полученных данных, рекомендуется:

- постоянное обновление страниц официального сайта НижГМА для абитуриентов в связи с высокой посещаемостью, востребованностью и доступностью.

- усилить информационно-агитационную работу среди абитуриентов, уделяя особое внимание факультетам НижГМА, таким как медико-профилактический и высшее сестринское образование;

- продолжить дальнейшее развитие маркетинговой службы по приему в вуз. [JJ

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А., Маколов В.И. Анализ конкурентных позиций национального исследовательского университета. Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1. С. 6-11.

Gus'kova N.D., Nepetina E.A., Makolov V.I. Analiz konkurentnyh pozicij nacional'nogo issledovatel'nogo universiteta. Uneversitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2011. № 1. S. 6-1.

2. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. Психология субъекта профессиональной деятельности. М. 2011. С. 104-128.

Zavalishina D.N. Sposoby identifikacii cheloveka s professiej. Psihologiya sub'ekta professional'noj deyatel'nosti. M. 2011. S. 104-128.

3. Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19-23.

Efimova I.N. Sociologicheskij analiz rynka obrazovatel'nyh uslug s chel'yu vyyavleniya motivacii abiturientov 2011 goda pri vybore vuza. Vestnic Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskoro. 2012. № 4 (1). S. 19-23.

4. Потемина Т.Е., Ловцова Л.В., Яркова Н.А. и др. Анализ мотивации абитуриентов 2014 года при выборе медицинского вуза. Медицинский альманах. 2014. № 3 (33). С. 30-32.

Potemina T.E., Lovcova L.V., Yarkova N.A i dr. Analiz motivacii abiturientov 2014 goda pri vybore medicinskogo vuza. Medicinskij al'manah. 2014. № 3 (33). S. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.