Научная статья на тему 'Анализ мотивации абитуриентов 2014 года при выборе медицинского вуза'

Анализ мотивации абитуриентов 2014 года при выборе медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / АБИТУРИЕНТЫ / MEDICAL EDUCATION / MOTIVATION / ENTRANTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потемина Татьяна Евгеньевна, Ловцова Любовь Валерьевна, Яркова Наталья Александровна, Московцева Ольга Михайловна, Злобин Максим Валерьевич

Цель исследования: определить и проанализировать причины, факторы и иные мотивирующие аспекты, оказывающие решающее влияние на выбор абитуриентами ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России» для поступления в 2014 году. Было проведено одномоментное анкетирование 147 абитуриентов (111 девушек и 36 юношей), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2014 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потемина Татьяна Евгеньевна, Ловцова Любовь Валерьевна, Яркова Наталья Александровна, Московцева Ольга Михайловна, Злобин Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of motivation of graduates in 2014 when choosing medical universities

OBJECTIVE: to identify and analyze the reasons motivating factors and other aspects, which have a decisive influence on the selection of applicants Medical University "Nizhny Novgorod State Medical Academy, Russian Ministry of Health" for admission in 2014. Cross-sectional survey was conducted 147 entrants (111 girls and 36 boys) who are planning to come to the Nizhny Novgorod State Medical Academy (NizhGMA) in 2014.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации абитуриентов 2014 года при выборе медицинского вуза»

УДК 159.9:378:61

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ 2014 ГОДА ПРИ ВЫБОРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Т.Е. Потемина, Л.В. Ловиова, Н.А. Яркова, О.М. Московиева, М.В. Злобин, Д.Н. Морозов,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Яркова Наталья Александровна - e-mail: n.yarkova@mail.ru

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Цель исследования: определить и проанализировать причины, факторы и иные мотивирующие аспекты, оказывающие решающее влияние на выбор абитуриентов ГБОУ ВПО «Нижегородская

государственная медицинская академия Минздрава России» для поступления в 2014 году. Было проведено одномоментное анкетирование 147 абитуриентов (111 девушек и 36 юношей), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2014 году.

Ключевые слова: медицинское образование, мотивация, абитуриенты.

OBJECTIVE: to identify and analyze the reasons motivating factors and other aspects, which have a decisive influence on the selection of applicants Medical University «Nizhny Novgorod State Medical Academy, Russian Ministry of Health» for admission in 2014. Cross-sectional survey was conducted 147 entrants (111 girls and 36 boys) who are planning to come to the Nizhny Novgorod State Medical Academy (NizhGMA) in 2014.

Key words: medical education, motivation, entrants.

Формирование личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения, навыки, компетенции, обозначенные в ФГОС соответствующей специальности, является одной из важнейших задач высшей школы [1-5]. Выбор вуза представляет собой профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни. Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Поэтому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик [2]. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, меняются в след за этим и запросы абитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться уже совершенно ничего не значащим фактом. Следовательно, вузы, чтобы выиграть в конкурентной борьбе друг с другом за будущего студента, должны четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивации выпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на выбор вуза. Актуальность темы объясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве получаемого образования, об успешности социально-психологической адаптации молодых людей к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

Целью данного исследования являются определение и анализ причин, факторов и иных мотивирующих аспектов, оказывающих решающее влияние на выбор абитуриентами ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная меди-

цинская академия Минздрава России» для поступления в 2014 году.

Материал и методы

Было проведено одномоментное анкетирование 147 абитуриентов (111 девушек, что составляет 76%, и 36 юношей -24%), которые планируют поступать в Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА) в 2014 году. Были получены ответы на 15 вопросов различной направленности. Опрос был проведен в День открытых дверей (декабрь 2013 года). Вся информация была обработана с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты исследования

По нашим данным, основные причины выбора профессии врача у абитуриентов, пришедших на День открытых дверей, - это интерес к медицинской профессии -89 (60,5%) человек, и желание продолжить медицинскую династию - 29 (29%) респондентов (рис. 1).

60,5%

Интерес к Желание Желание Желание иметь Другое

профессии продолжить родителей диплом о

династию высшем

образовании

РИС. 1.

Основные факторы выбора будущей профессии.

Больше половины абитуриентов (56,7%) закончили среднюю общеобразовательную школу, второй по

популярности вариант ответа - лицей, гимназия, замыкает тройку популярных ответов школа с углубленным изучением отдельных предметов. Подавляющее большинство респондентов (66%) имеет хорошую успеваемость (без троек) в школе за последние 2 года, отличную (без четверок) - 22%, удовлетворительную - 12%.

47.9%

17,(5%

■ 12,9% _ 9,5%

6,1% 1.з% 1.з%

1 2 3 4 5 6 7 8

РИС. 2.

Критерии выбора абитуриентами нашего вуза.

(1 - удобное место расположения, 2 - качество образования (высокий уровень подготовки), 3 - престижность вуза,

4 - высокий рейтинг вуза, 5 - обучались родители или друзья,

6 - поступают за компанию с друзьями, 7 - приемлемая стоимость обучения в вузе на внебюджетном месте, 8 - другое).

В качестве основных критериев выбора вуза 47,9% абитуриентов выбрали качество образования в НижГМА, 17,6% - престижность выбранного учебного заведения и 12,9% - высокий рейтинг вуза. При этом 6,1% выбирают вуз по критерию его местонахождения, у 9,5% здесь обучались родители и/или друзья. Остальные критерии варьируются от 3,4 до 1,3% (рис. 2).

Основная часть опрошенных абитуриентов твердо определилась с окончательным выбором вуза - это ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава России. Такой результат достаточно предсказуем: НижГМА соответствует всем критериям, которые были отмечены респондентами (местонахождение, наличие аккредитации, высокий рейтинг, получение качественного образования и т. д.). Тем не менее для «подстраховки» поступающие будут подавать документы в следующие вузы Нижнего Новгорода: 64% в

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; 6% в Нижегородскую государственную сельскохозяйственную академию; 7% в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 5% в Волго-Вятскую академию государственной службы; 5% в Высшую школу экономики; 12% в другие вузы.

Для правильного выбора учебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную, качественную и достоверную информацию об интересующих вузах. Основным популярным источником информации в настоящее время среди молодежи является интернет. Наиболее полные и достоверные данные о нашем вузе размещены на официальном сайте НижГМА (www. nizhgma.ru). На вопрос: «Посещаете ли Вы сайт НижГМА?» 49,6% респондентов ответили положительно, «регулярно» -49,6%, «да, иногда» - 36,7% и никогда не посещали 13,7% из всех опрошенных.

□ лечебный

■ педиатрический

□ медикопрофилактический

□ стоматологический

■ фармацевтический

□ высшее сестринское образование

66%

РИС. 3.

Выбор факультетов НижГМА, на которых хотели обучаться абитуриенты.

Анализ выбора по факультетам показывает, что самым востребованным факультетом среди абитуриентов является лечебный - 66%, на втором месте стоит стоматологический - 19%. Далее примерно одинаково востребованными являются педиатрический - 6%, фармацевтический - 5%, медико-профилактический - 3%, 1% респондентов отдают предпочтение факультету высшего сестринского образования. Выбор абитуриентов, вероятно, связан с тем, что лечебный факультет выпускает врачей наиболее популярных и востребованных специальностей.

На заключительный вопрос, предложенный абитуриентам: «Что я жду от обучения в НижГМА?» были получены следующие ответы: получение профессии, которая востребована и приносит пользу людям - 91,1% респондентов, получение диплома о высшем образовании - 27,2%, ждут веселой студенческой жизни - 25,8%, активной общественной деятельности - 19,7%, возможность приобретения новых друзей - 17%, возможность совмещать обучение и научную деятельность - 14,3% (так как один респондент мог указать несколько ответов, то совокупная сумма превышает общее количество собранных анкет).

После окончания престижного медицинского вуза, такого как НижГМА, выпускники могут стать отличными специалистами в практическом здравоохранении, известными учеными и грамотными преподавателями.

Заключение

По итогам данного исследования были сделаны следующие выводы:

- существует высокий спрос на высшее образование: 96,3% опрошенных абитуриентов планируют поступать только в высшие учебные заведения;

- главной причиной получения высшего образования является желание стать дипломированным специалистом;

- важнейшими критериями при выборе НижГМА были названы: высокий уровень подготовки будущих специалистов, престижность и высокий рейтинг вуза;

- официальный сайт НижГМА - это наиболее популярный источник информации для абитуриентов, на качество и полноту информации которого учебному заведению стоит обратить более пристальное внимание с целью обеспечения максимальной осведомленности абитуриентов;

- 86,3% абитуриентов посещают официальный сайт НижГМА, что является достаточно высоким показателем. Из них 49,6% посещают сайт регулярно, 36,7% иногда, что

5% 1%

IVK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

также позволяет исследователю сделать вывод о его востребованности и необходимости в данном контексте как инструмента информирования абитуриентов о правилах и механизмах поступления в НижГМА;

- при выборе учебного заведения абитуриенты, кроме 1^ете1:, также ориентируются в основном на информацию, полученную от представителей вуза (Дни открытых дверей и др.), совет друзей, знакомых, совет родителей;

- большинство респондентов хотели бы обучаться на таких престижных факультетах НижГМА, как лечебный и стоматологический. Остальные факультеты (например фармацевтический и факультет высшего сестринского образования) менее популярны у абитуриентов, возможно, в связи с плохой осведомленностью последних. В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию вузов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения;

- опрошенные абитуриенты ждут от обучения в НижГМА получения профессии, которая востребована и приносит пользу людям, получения диплома о высшем образовании, веселой студенческой жизни и активной общественной деятельности, возможность приобретения новых друзей, возможность совмещать обучение и научную деятельность.

Полученные результаты можно использовать для более детального исследования, направленного на изучение характеристик и мотивации абитуриентов при выборе ими конкретного вуза, а также влияния рейтинга на выбор вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А., Маколов В.И. Анализ конкурентных позиций национального исследовательского университета. Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1. С. 6-11.

Gus'kova N.D., Nepetina E.A., Makolov V.I. Analiz konkurentnyh pozicij nacional'nogo issledovatel'nogo universiteta. Uneversitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2011. № 1. С. 6-11.

2. Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19-23.

Efimova I.N. Sociologicheskij analiz rynka obrazovatel'nyh uslug s chel'yu vyyavleniya motivacii abiturientov 2011 goda pri vybore vuza. Vestnic Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskoro. 2012. №4 (1). С. 19-23.

3. ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования. М.: «Стандартинформ», 2011. 25 с.

GOST ISO 9001-2011. Sistema menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. М.: «Standartinform», 2011. 25 s.

4. ГОСТ Р ИСО 54732 - 2011 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению. М.: «Стандартинформ», 2012. 28 с.

GOST R ISO 54732 -2011 Menedzhmenta kachestva. Udovletvorennost potrebitelej. Rukovodyashchie ukazaniya po monitoringu I izmereniyu. М.: «Standartinform», 2012. 28 s.

5. Кучер С.Н., Гозман Т.М. Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждением. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием. Барнаул, 2010. 131 с.

KucherS.N., Gozman Т.М. Organizaciya vnutrennegomonitoringakachestva obrazovaniya v obrazovatel'nom uchrezhdeniem. Metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelij obrazovatel'nych uchrezhdenij, specialistov municipal'nych organov upravleniya obrazovaniem. Barnaul, 2010. 131 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.