Научная статья на тему 'Мотивационные ценности личности'

Мотивационные ценности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2079
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕЛИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ / VALUES / GOALS / NEEDS / PERSON / ORGANIZATION / HR-MANAGEMENT / PERSONNEL MOTIVATION VALUES / VALUES AND AIMS OF A COMPANY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Елена Ивановна

Рассматриваются некоторые особенности формирования ценностей личности и их влияния на мотивацию персонала в организации. Анализируется соотношение личностных и организационных ценностей в процессе управления мотивацией персонала. Обосновывается мнение автора по поводу совершенствования методов воздействия на мотивационные ценности личности в организации, создающие условия более успешного достижения целей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL VALUE MOTIVATION IN ORGANIZATION

The article deals with some characteristics of forming personnel values and its influence on staff motivation in organization. There is an analysis of correlation between personnel and collective values in the process of motivation in hr-management. The author thinks that improving methods of influence on personnel value motivation in organization gives more success in achievement goals of a company.

Текст научной работы на тему «Мотивационные ценности личности»

Е.И. Позднякова

МОТИВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ПОЗДНЯКОВА Елена Ивановна - аспирантка кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (e-mail: kpl07@mail.ru)

Аннотация. Рассматриваются некоторые особенности формирования ценностей личности и их влияния на мотивацию персонала в организации. Анализируется соотношение личностных и организационных ценностей в процессе управления мотивацией персонала. Обосновывается мнение автора по поводу совершенствования методов воздействия на мотивационные ценности личности в организации, создающие условия более успешного достижения целей организации.

Ключевые слова: ценности, цели, потребности, личность, организация, управление персоналом организации, мотивационные ценности личности, ценности и цели организации.

Понятие ценности в настоящее время актуализировалось и приобрело практическую значимость. Активно исследуются проблемы ценностей личности, организации, общества, государства. При этом чаще всего ценность рассматривается как глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на полное понимание, приятие ценности применительно к себе и стимулирующая к достижению определенных целей. Следует отметить, что только осознанные потребности становятся для человека личностной ценностью, а согласование их с ценностями более высокого социального порядка (социальная группа, организация, социум) делают их полноценными социальными ценностями личности. На основе именно этих ценностей работник может воспринимать себя в качестве объекта мотивационного воздействия и субъекта мотива-ционного управления, рассматриваемых как составные части общего процесса социального управления в организации и предметно ориентированного управления персоналом организации.

В процессе своей жизнедеятельности человек формирует в своем сознании определенные эталоны, на основании которых строятся отношения человека к себе, другим людям, к окружающей его социальной среде и т. д. Потребности в достижении этих эталонов становятся для человека ценностью, которые мотивируют его на различные типы поведения. В этом отношении ценности, по мнению А. И. Пригожина, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в структуру личности, как личностные ценности, которые отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Выделив важнейшие признаки

ценностей, А.И. Пригожин приводит общесоциологическое основание для их классификации. Он рассматривает ценности органичные, прочно связанные с природой личности, менять которые невозможно, непозволительно; ценности обретенные, усвоенные под воздействием воспитания, сложившихся обстоятельств; ценности избранные, т. е. определившиеся в сознательном сравнении с другими с пониманием их преимуществ, которые, собственно, являются основой для наиболее субъективных целей1.

С таким пониманием личностных ценностей человек приходит в организацию, где его собственная система ценностей вступает во взаимодействие с организационной. Ценности организации - это специально выработанная идеология, декларируемая руководителями и направленная на формирование единства действий работников, что обеспечивает достижение целей организации. В соответствии с этими ценностями определяются нормы и формы поведения в организации. Задача руководителя состоит в том, чтобы организационные ценности были осознаны и приняты личностью. А для этого необходимо включение работника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности. Только в этом случае ценности организации становятся личностными ценностями, включенными в ее мотивационную структуру.

Единого перечня организационных ценностей не существует, так как внутренняя культура любой организации уникальна и представляет собой совокупность ценностей, норм, форм поведения, традиций присущих только конкретной организации.

Ценности определяют цели - осознанно выбранные ориентиры деятельности. Если цели заданы извне, директивно либо через влияние среды, авторитетов, они могут вызывать на личностном уровне диссонанс в мотивации, ощущение неудовлетворенности трудом, трудности в интерио-ризации организационных ценностей. Если такое положение о трудностях в согласовании личностных и организационных ценностей и целей, приводящих к мотивационным «сбоям», не воспринимается руководителем, то неминуемы проблемы в управленческой деятельности. Когда цель определена правильно и понятна работнику, то она мотивирует его на достижение результата. Намерение достичь цели выражается в сознательном и управляемом побуждении к действию. Таким образом, для управленческого процесса особое значение имеет осознание руководителем первичность ценностей и вторичность целей и что ценности служат основой мотиваци-онного воздействия на деятельность персонала организации.

И содержательные, и процессуальные в реализационном плане теории мотивации базируются на понятии мотивационного процесса, где ценности играют важнейшую роль. Авторы этих теорий стремятся объяснить, поче-

1 См.: Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М.: Дело, 2010. - С. 21 - 22.

му люди в организации, прилагая усилия и выбирая направления для их приложения, ведут себя определенным образом, как необходимо осуществлять управляющие воздействие, чтобы усилия и способности работников были ориентированы на достижение целей организации, а также способствовали удовлетворению их собственных потребностей.

Потребности удовлетворяются с помощью ценностей. Ценность является объектом, способным удовлетворить потребность. Развитие данного подхода к пониманию ценностей в мотивационном процессе представляется следующим образом: во-первых, ценность является генерирующим воздействием на человека по удовлетворению потребностей; во-вторых, ценность — это осознанная необходимость восприятия себя в процессе жизнедеятельности, в-третьих, ценность организации, принятая человеком, является объектом мотивационного воздействия для достижения целей организации и личности.

Диагностика ценностей, на основе потребности, позволяет структурировать их в ценностные ряды. Совокупность ценностей, способствующих реализации определенной потребности, представляет собой ценностный ряд. Значимость и приоритетность ценности в ряду, ее персонификация через статусность личности определяет ценность как мотивационную. Ценности имеют различные уровни конкретизации, а потому обладают разной мотивационной силой и своим определенным местом в ценностном ряду мотивационной структуры личности.

Место ценности в ценностном ряду изменчиво в зависимости от различных обстоятельств жизнедеятельности личности и организации. Поэтому группировать ценности необходимо прежде всего ради их диагностики, осуществляемой с целью системного статистического анализа развития и динамики мотивационных ценностей персонала для получения максимально достоверной и объективной информации, поскольку мотивационные ценности могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека как под влиянием внешних, объективных факторов, так и в связи с развитием и изменением личности.

Таким образом, характеристика личности с учетом мотивационных ценностей приобретает большое значение для управленческой деятельности и становится самостоятельной составляющей в оценке персонала, т. е. кроме профессиональных, личностных, деловых и интегральных качеств работника, т. е. его личностного потенциала, дополнительно определяется мотивационная характеристика личности1. Схематически это можно представить следующим образом:

1 См.: Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / Московский психолого-социальный институт.- М.: Флинта, 1998. - С. 182-193.

Схема характеристики личности на основе личностного потенциала и мотивационных ценностей

Мотивационная характеристика личности представляет собой совокупность ценностей, осознанных на основе потребностей, которые имеют определенные уровни доминирования и могут стать ценностными ориентирами для работника в процессе его трудовой деятельности.

Мотивационные ценности формируются не в результате пассивного приспособления человека к социальной среде организации, а в процессе развития личности при активной трудовой деятельности и обеспечивается управлением мотивацией персонала.

Для управления этим процессом целесообразно представить классификацию мотивационных ценностей на основе поэтапной реализации потребностей личности:

ценности на основе потребности — фундаментальные ценности (выживание, надежда на себя, материальное благополучие, семейные, здоровье, стабильность, совмещение должностей, качество работы, производительность) и производные, вторичные ценности (позитивное отношение с коллегами, авторитет и поддержка у руководства, общительность, вера в успех, творчество;

профессионально - ориентированные ценности — конкуренция, деловая агрессия, стремление к профессиональному успеху, непрерывное обучение (повышение общекультурного и профессионального уровня), поддержание деловых контактов с клиентами и партнерами; эффективная корпоративная культура; развитие карьеры; профессиональная компетентность, востребованность и мобильность;

ценности социализации личности — статусность личности, личная результативность; самореализация, уважение к должности и статусу, честь, личностный рост, стремление быть лучшим, информированность, самодостаточность, социальная мобильность и др.

Это не исчерпывающий перечень ценностей, более глубокое представление о них определяет профессиональная специфика деятельности человека в процессе его социализации. Главное — определить подходы к пониманию и значению классификации мотивационных ценностей, поскольку от них трактуется классификация и соотношение мотивов и стимулов1.

Смыслообразующая совокупность мотивационных ценностей, детерминированная целями профессиональной деятельности, представляет мотиваци-онную структуру личности, представляющую собой базовую основу определения модели управленческой задачи руководителя для создания и функционирования системы управления мотивацией персонала организации.

Как управленческая задача мотивация - это создание условий и управление процессом удовлетворения индивидуальных приоритетов потребностей персонала на основе изучения мотивационной структуры личности и динамики ее мотивационных ценностей в соответствии с жизненным ци-

1 См.: Одегов, Ю.Г., Федченко, А.А., Дашкова, Е.С. Мотивация трудовой деятельности.- М.: Альфа - Пресс, 2009. - С. 68 - 85.

клом организации. Другими словами, для удовлетворения потребности работника требуются определенные условия его деятельности в организации (условия труда, благоприятный социальный микроклимат, реализация способностей и умений, повышение квалификации, общественное признание труда, гарантия занятости). Управленческая задача руководителя заключается в создании возможностей для наибольшей реализации потенциала личности через удовлетворение ряда его потребностей.

Для этого необходимо:

формирование мотивационных ценностей персонала, исходя из целей организации;

развитие мотивационных ценностей путем воздействия на их реализацию;

совершенствование мотивационных ценностей с учетом их динамики.

Управленческая задача - это конкретизация управленческой деятельности для достижения конкретных целей. Распределение функций управленческой задачи осуществляется в соответствии с функционально-организационной структурой предприятия. При этом как часть управленческой задачи мотивация персонала, отдельного работника (личности) — это цель постоянно важная.

Таким образом, ценностная мотивация личности в организации выступает инструментом достижения организационных целей, одним из действенных механизмов управления персоналом. Развитие механизмов управления персоналом посредством активизации ценностной мотивации личности работников следует рассматривать в современных условиях как фактор повышения эффективности управленческих процессов в организации.

Список литературы

Атаманчук, Г.В. Управление в жизнедеятельности людей (очерки проблем). - М.: Изд-во РАГС, 2008.

Нравственные основы социального прогресса в России: материалы «круглого стола»/ под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

Одегов, Ю.Г., Федченко, А.А., Дашкова, Е.С. Мотивация трудовой деятельности: учебно-практическое пособие. - М.: Альфа - Пресс, 2009.

Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим.-М.: Дело, 2010.

Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / Московский психолого-социальный институт.- Флинта, 1998.

© Позднякова Е.И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.