Научная статья на тему 'Формирование личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм'

Формирование личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
460
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление персоналом / формирование личности на уровнях целей / ценностей / парадигм / самоопределение / целеполагание / goal setting. / human resources management / personality development at the levels of goals / values / paradigms / selfdetermination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скосырева А.С.

Применение схемы формирования личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм в области управления персоналом установило взаимосвязь между личностью и персоналом через целеполагание. Мотивация персонала представлена как стимулирование самореализации личности через трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal development of the staff at levels of goals, values, paradigms

Application of the scheme of identity of a staff at levels of goals, values, paradigms in the human resources management to establish the interconnection of the personality of the staff. It need to consider the motivation of the individual self-realization.

Текст научной работы на тему «Формирование личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3. С. 114-116.

УДК 740:167/168 А. С. Скосы рева

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА УРОВНЯХ ЦЕЛЕЙ, ЦЕННОСТЕЙ, ПАРАДИГМ

Применение схемы формирования личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм в области управления персоналом установило взаимосвязь между личностью и персоналом через целеполагание. Мотивация персонала представлена как стимулирование самореализации личности через трудовую деятельность.

Ключевые слова: управление персоналом, формирование личности на уровнях целей, ценностей, парадигм, самоопределение, целеполагание.

Управление персоналом - относительно молодая отрасль научного знания, несмотря на то что процесс выделения ее в самостоятельную науку завершился в 70-х гг. XX в. Объект изучения - система, включающая личность, персонал, организацию. Основной проблемой современного управления персоналом является формирование психологически гуманного управления работниками. Личность работников является основой нормального функционирования предприятия.

Опираясь на подходы к управлению персоналом Т.Ю. Базарова [1], выделяют три основных подхода к управлению трудовыми ресурсами. Различие между ними основывается на отношении к персоналу как к объекту управления. Одним из условий эффективности экономического подхода является то, что человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано. В рамках этого подхода личность работника не имеет ключевого значения, в качестве объекта управления рассматривается главная функция персонала - труд. Органический подход основан на признании персонала организации в качестве самостоятельного объекта управления. Органическая парадигма выделяет концепцию управления персоналом и концепцию управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом и вывел этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Одной из характеристик данного подхода является, согласно Базарову, концепция управления персоналом, рассматривающая работников через их роли-должности в производстве. Развивающийся в последнее время гуманистический подход исходит из концепции управления человеком, в которой происходит смещение фокуса с должности на самого человека как сложного объекта организации. Этот подход является современным и новым для отрасли управления персоналом, но уже сейчас практика показывает высокие результаты, достигнутые в результате его применения.

Согласно гуманистическому подходу, персонал рассматривается через личность работника. В переводе с латинского persona - это личность. Во многих словарях и литературе эти понятия отождествляют. Каждый человек наделен множеством психофизических качеств, отличающих его от других людей. Эти качества образуют персональность. Персональность -это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, своеобразие психики, неповторимость, уникальность. Под влиянием социума, в процессе активных общественных действий, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самого себя, человек раскрывает свою персональность и воспринимается обществом как личность. В процессе целенаправленно организуемой деятельности, выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, формируется в

© А.С. Скосырева, 2015

Формирование личности персонала на уровнях целей, ценностей, парадигм

115

человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в самореализации (самоактуализации). Самоактуализация личности происходит через преобразование в статус персонала. Самореализация, как высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, проявить себя в обществе влияет на деятельность персонала. Проблема влияния индивидуальных особенностей личности (персоны) усложняет процесс управления персоналом.

В процессе самореализации человек ставит перед собой цели разного уровня, которые приводят его к конечной (генеральной цели). Цели работника и, как следствие, мотивы к трудовой деятельности представляют собой результат осознания субъектом актуальных потребностей. В условиях формирования рыночной экономики, изменений ключевых особенностей менталитета мотивационные черты персонала меняются. В настоящее время отмечаются существенные изменения мотивации персонала, обусловленные переменами образа и ритма жизни работника, характера и способов его взаимодействия с другими людьми.

Цели представляют собой множество желаемых состояний, к которым стремится человек, включая материальное благосостояние, образование, социальный статус, духовное развитие, быт. Выбор приоритетов, определяющий ранжирование целей, задается на следующем уровне, где ведущую роль играют комплексы ценностей. Для выбора комплексов ценностей и принципов их согласования с уровнем целей уместно выделить уровень парадигм [2].

В экономической организации целепола-гание можно представить через дерево целей, мы рассмотрим персонал через форми-

рование личности на уровнях целей, ценностей, парадигм в формате планшетов уровней сознания В.И. Разумова (рис.).

Схема позволяет представить работника как личность и понять цели, а как следствие - мотивы индивида в процессе трудовой деятельности и самоопределения. Это поможет выстроить управление и мотивацию работников персонализированно и эффективно. Мотивы приобретают вид иерархической структуры, подразделяющейся на уровни парадигм, ценностей и целей.

Парадигмы - это уровень субъективного представления человеком своего бытия. На этой ступени сознания у индивида устанавливаются шаблоны мышления. Его предыдущий опыт переходит в константность восприятия повторяющихся, похожих событий в его жизни, которые он оценивает по своей прежней практике, т. е. чаще всего его отношение к повторяющимся событиям будет неизменным. Устоявшиеся взгляды личности влияют на ее трудовую деятельность. Парадигмы в большей степени имеют значение при выборе профессии, области деятельности, характере работы, основополагающих составляющих жизнедеятельности. Руководители организации должны учитывать личностную парадигму работника в первую очередь при расстановке кадров, при составлении карьерограммы. Диагностировать личностные основополагающие взгляды человека можно с помощью анкетирования.

Ценности определяют поведение человека, они закрепляются в сознании и становятся ценностными ориентациями. Ценности имеют ключевое значение при формировании содержательных характеристик мотивации персонала, рамок деятельности, в которой осуществляется самореализация.

Представление формирования личности на уровнях целей, ценностей, парадигм в формате планшетов сознания

116

А.С. Скосырева

Цели выступают следствием ценностных ориентаций личности. Как пишет А.В. Герасимов, «моментом мотивации является осознание субъектом достижимости целей, осознаваемых им как достижимость ценностей» [3]. Мотивы деятельности персонала являются результатом осознания субъектом актуальных потребностей в их ценностной соотнесенности с процессом самореализации.

А.В. Герасимов дает следующее определение мотивам: «Мотивы персонала к труду представляют собой психологические новообразования, выполняющие побудительнооценочную функцию, возникающие как результат проекции в объективную реальность потребностей (необходимостей) и ценностей (возможностей) и определяющие условия жизни и содержательно-регуляторный аспект его самореализации (самоактуализацию)» [3].

Каждая из потребностей (потребность в высоком материальном положении, потребность в безопасности, потребность в самореализации), по А.Х. Маслоу [4], имеют особые смысловые влияния и особенным образом определяют мотивационные отношения персонала к деятельности, что и составляет содержание процесса самоактуализации. В

связи с этим мотивационная политика по отношению к работникам должна строиться с учетом группового или индивидуального характера представленности у людей той или иной базовой потребности.

Схема формирования личности на уровнях целей, ценностей, парадигм (см. рис.) позволила выявить взаимосвязь индивидуальных установок, целей личности с ее трудовой деятельностью, показать важность выявления специалистами по управлению персоналом личностных парадигм, ценностей и целей работников для повышения уровня удовлетворенности персонала и эффективности деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Базаров Т. Ю. Управление персоналом. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИтИ, 2002. 560 с.

[2] Разумов В. И. Личность врача и процессы саморазвития человека и общества // Ом. науч. вестн. 2006. № 3 (37). С. 61-65.

[3] Герасимов А. В. Мотивация персонала к труду как проявление самореализации : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2003. 192 с.

[4] Маслоу А. Х. Мотивация и личность. М., 1954.

С. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.