Научная статья на тему 'Мотивационно-целевое управление совместной деятельностью преподавателя и курсантов военного образовательного учреждения'

Мотивационно-целевое управление совместной деятельностью преподавателя и курсантов военного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / ТЕОРИЯ МОТИВОВ / MOTIVATIONAL MANAGEMENT / TARGET MANAGEMENT / JOINT-VALUED ACTIVITIES / TREE OF GOALS / THE THEORY OF MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко Сергей Иванович, Шаталова Наталья Петровна

Статья посвящена проблемам мотивации при постановке целей совместной воспитательной деятельности в процессе подготовки военных кадров. Рассмотрены: проблемы организации совместной деятельности курсантов; необходимость их обучения конструированию дерева целей для проектирования траектории личных действий в совместной с преподавателем работы. Даны рекомендации по решению поставленных проблем, ссылаясь на проектирование теории мотивационного поля в воспитании военных кадров. Цель: рассмотрение вопроса о построении модели совместной деятельности, как инновационной формы воспитания военных кадров. Метод или методология проведения работы: теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения, формальный педагогический метод. Результаты. В статье вводится понятие «мотивационно-целевое управление», которое рассматривается применительно к организации и проведению совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Авторы дают теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы. Предлагают краткое описание модели мотивационно-целевого управления и дают рекомендации по внедрению модели в образовательный процесс военного учреждения. Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения авторов, обладающие новизной, имеются научные выводы, направленные на раскрытие и решение проблем по организации совместной деятельности всех субектов образовательного процесса. Область применения результатов: общая педагогика; история педагогики и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MOTIVATIONS AND OF PURPOSES BY OBJECTIVES BY JOINT ACTIVITY OF TEACHER AND STUDENTS OF MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Article deals with problems of motivation when setting goals together educational activities in the training of military personnel. Considered: the problem of organizing joint activities of students; the need to design their learning objectives tree for the design trajectory personal action in collaboration with the teacher work. The recommendations for the solution of the problems, referring to the design theory of motivation in the education field of military personnel. Purpose: the consideration of innovative forms of education in ennyh-frames. Methodology: theoretical modeling; the method of ownership of observation; formal pedagogical method. Results. We introduce the concept «management of motivations and of purposes» which is considered in relation to the organization and conduct of joint activities of students and tea-chers training military establishments. The authors give a comparative analysis of the work colleagues as part of the problem. The authors make a brief description of the model «management of motivations and of purposes». Make recommendations for the implementation of the model in the educational process of the military institution. The article has scientific value, as it contains a generalization of the authors, there are scientific conclusions aimed at solving problems on the organization of joint activities of all persons of educational process. Practical implications: general pedagogy, history of pedagogy and education.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-целевое управление совместной деятельностью преподавателя и курсантов военного образовательного учреждения»

Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-28 УДК 37.035

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Фоменко С.И., Шаталова Н.П.

Статья посвящена проблемам мотивации при постановке целей совместной воспитательной деятельности в процессе подготовки военных кадров. Рассмотрены: проблемы организации совместной деятельности курсантов; необходимость их обучения конструированию дерева целей для проектирования траектории личных действий в совместной с преподавателем работы. Даны рекомендации по решению поставленных проблем, ссылаясь на проектирование теории мотивационного поля в воспитании военных кадров.

Цель: рассмотрение вопроса о построении модели совместной деятельности, как инновационной формы воспитания военных кадров.

Метод или методология проведения работы: теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения, формальный педагогический метод.

Результаты. В статье вводится понятие - «мотивационно-целевое управление», которое рассматривается применительно к организации и проведению совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Авторы дают теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы. Предлагают краткое описание модели мотивационно-целевого управления и дают рекомендации по внедрению модели в образовательный процесс военного учреждения.

Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения авторов, обладающие новизной, имеются научные выводы, направленные на раскрытие и решение проблем по организации совместной деятельности всех субектов образовательного процесса.

Область применения результатов: общая педагогика; история педагогики и образования.

Ключевые слова: мотивационное управление; целевое управление; совместная деятельность; дерево целей; теория мотивов.

MANAGEMENT OF MOTIVATIONS AND OF PURPOSES BY OBJECTIVES BY JOINT ACTIVITY OF TEACHER AND STUDENTS OF MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Fomenko S.I., Shatalova N.P.

Article deals with problems of motivation when setting goals together educational activities in the training of military personnel. Considered: the problem of organizing joint activities of students; the need to design their learning objectives tree for the design trajectory personal action in collaboration with the teacher work. The recommendations for the solution of the problems, referring to the design theory of motivation in the education field of military personnel.

Purpose: the consideration of innovative forms of education in ennyh-frames.

Methodology: theoretical modeling; the method of ownership of observation; formalpeda-gogical method.

Results. We introduce the concept - «management of motivations and ofpurposes» which is considered in relation to the organization and conduct ofjoint activities of students and teachers training military establishments. The authors give a comparative analysis of the work colleagues as part of the problem. The authors make a brief description of the model «management of motivations and of purposes». Make recommendations for the implementation of the model in the educational process of the military institution.

The article has scientific value, as it contains a generalization of the authors, there are scientific conclusions aimed at solving problems on the organization of joint activities of all persons of educational process.

Practical implications: general pedagogy, history of pedagogy and education.

Keywords: motivational management; target management; joint-valued activities; tree of goals; the theory of motives.

В настоящее время многие ученые обращают свой интерес к исследованию процесса совместной деятельности воспитателя и воспитуемого. Все сходятся к единому мнению, что процесс совместной деятельности предопределен едиными целями в поле мотивации, спроектиро-

ванной преподавателем при своевременном учете потенциальных возможностей своих воспитанников. Однако само по себе понятие «цель» трактуется с разных точек зрения и различных подходов (Л.Д. Столяренко, И.В. Кушнир, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров и др.). Наиболее удачным, с нашей точки зрения, является подход Л.Д. Столяренко, в котором цель выступает как субъективная категория, определяемая имеющимся опытом [2]. Цель является конкретным выражением потребности, сформулированной на основе имеющегося опыта, определяя точное функционирование формируемой системы мотивационного поля.

Сравнительный анализ различных теорий указывает на возможность рассматривать цель во взаимодействии двух процессов - мотивации и целеустановки. На данный момент времени существуют две теории мотивации: процессуальная и содержательная. Исходя из того, что базис содержательной теории мотивации - это идентификация внутренних потребностей, побуждающих к деятельности, а базис процессуальной теории мотивации - это факторы, побуждающие к деятельности для достижения конкретных целей, полагаем, будет весьма полезным рассмотреть мотивационно-целевое управление совместной деятельностью.

Процесс совместной деятельности, чаще всего бывает специально организованным, и процесс целеобразования в своем контексте принято рассматривать для конкретной деятельности (воспитательной, учебной, профессиональной) [1]. Одним из видов деятельности, в ходе которой курсанты военного учебного учреждения начинают самостоятельно обучаться целенаправленному мотивационно-целевому управлению, может выступать совместная деятельность. Именно в совместной деятельности процесс формирования умения ставить цель объединяется не только с процессом ее постановки, но и с изучением всех содержательных функций мотивационного поля совместных действий.

Наши наблюдения и изучение организации совместной деятельности курсантов и преподавателей в военного образовательного учреждения показали, что данный аспект в реальной деятельности рассматривается крайне редко. Преподаватели предлагают курсантам лишь задание и генеральная цель, а дерево тактических целей в подавляющем большинстве случаев не рассматривается. Обращение к научной и методической литературе показывает, что проблема разработки дерева целей основанного на мотивах совместной деятельности до настоящего времени практически не разрабатывалась. В связи с чем, курсант при совместной деятельности выступает не как ее субъект, а как объект, на который лишь оказывается определенное воздействие.

Поэтому проблема организации совместной деятельности на основе мотивационно целевого управления, на наш взгляд, является одной из самых актуальных для образовательного

процесса военного образовательного учреждения. Ее решение позволит не только в теории, но и на практике обеспечить осуществление субъект-субъектного подхода в образовании [5].

Единое определение цели деятельности в научных трудах отсутствует, хотя всеми признается то, что цель как основной компонент системы деятельности сама является системным образованием, цель, в отличие от остальных структурных компонентов деятельности, рассматривается как бы вне ее собственной структуры. Имеющиеся в литературе различные подходы к классификации целей деятельности, подразделяющие цели на отдельные группы по ряду формальных признаков, типа степени обобщенности, сроков реализации и пр. (И.А. Васильев, Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина, О.Ю. Гладилина), особенностям формы ее постановки (О.К. Тихомиров, В.А. Якунин), характеру влияния личности на процесс целеобразования (Б.С. Бра-тусь, Н.П. Шаталова, А.А. Грачев), виду деятельности, в ходе которой цель реализуется (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, C. Dweck), к сожалению, не позволяют представить полностью процесс целеобразования в аспекте развернутой деятельности по постановке цели на занятии и, таким образом, не могут быть использованы для анализа и эффективной организации самой деятельности по постановке учебных целей.

Утверждения, встречающиеся во многих литературных источниках, о том, что учебная деятельность носит совместный характер, не подтверждены конкретными доказательствами и не сопровождаются конкретными целенаправленными эмпирическими исследованиями, не изучена специфика учебной деятельности как совместной [6].

Проблеме управления постановки целей в совместной деятельности посвящено достаточно много как теоретических, так и эмпирических исследований. Например, в работах А.Б. Орлова выявлены отдельные закономерности и этапы этого процесса, в работах Р.Р. Бибриха показаны изменения особенностей детерминации цели и результата совместной деятельности в зависимости от ее характера, в работах О.К. Тихомирова показано изменение степени трудности выбираемой цели в зависимости от доминирующей мотивации. Работы зарубежных учёных (S. Atkinson, H. Heckhousen), указывают на механизмы выбора взаимоотношений между мотивом и объектом цели, при воздействии специфики мотивации на оценку человеком своих возможностей и на механизмы формирования общих целей. Тем не менее, большинство исследований проводилось на основе смоделированных ситуациях, а не в условиях конкретной совместной деятельности.

Хотя никто не отрицает ведущего значения цели в организации совместной деятельности преподавателя и курсантов военных учреждений, однако управление самой деятельностью по постановке целей на основе выстраивания мотивов, изучено недостаточно. До сих пор за

рамками исследования остается и вопрос о том, как цель становится достоянием субъекта совместной деятельности.

При знакомстве с нормативными документами, которыми руководствуется система образования в целом, нетрудно заметить, что в описании нормативных целей образования предлагаются в своей основе только те или иные ключевые компонентя прогнозируемого результата. Сформулированные нормативные цели образования дают представление о результате образовательной деятельности, о способе его достижения только на уровне обобщения. К сожалению, цели, отмеченные в государственных документах, редко совпадают с их аналогами в различных теоретических концепциях [3; 4].

В эмпирических исследований, посвященных изучению субъективных представлений курсантов об участии в мотивационно-целевом управлении совместной деятельностью практически нет. И курсант, по сути, остается не субъектом, а объектом совместных действий в деятельности, хотя и направленной на развитие его личности, конструирование его траектории в этой совместной деятельности.

На основе сказаннного выше, сделаем вывод, что цель преподавателя и курсанта студента не может иметь общее содержание. Едентичным может быть лишь представление о результате совместной деятельности, в то время как характер его достижения всегда будет различным, в связи с тем, что оба субъекта выполняют различные функции в совместной деятельности. При этом результат совместной деятельности преподавателя как организатора процесса все-таки находится «вне субъекта», а результат совместных действий курсантов как «вне», так и «внутри» него.

Формирование основ мотивационно-целевого управления совместной деятельностью необходимо, по нашему мнению, начинать на младших курсах военного учреждения, в противном случае в дальнейшем этот процесс встречает массу трудностей, связанных со спецификой возрастной мотивации. Все это заставляет нас сделать вывод о необходимости проведения в военных учреждениях специальных занятий либо специально организованного обучения с функциональным распределением ролей при организации и осуществлении совместных действий при выполнении грапповых проектных заданий.

Процесс разработки дерева целей на таких занятиях должен носить совместный характер, а не осуществляться преподавателем. Такой подход повысит не только эффективность образования курсантов в целом, но и эффективность формирования умения как принимать цель, поставленную извне, так и самостоятельно ее формулировать. Проектирование траектории самой технологии разработки дерева целей, основанного на мотивах курсантах (как общих,

так и личных) предполагает, несомненно, проведение пропедевтического теоретико-концептуального анализа тактических целей как компонентов совместной деятельности, выявление и анализ ее внутренней структуры мотивов, анализ самого процесса целеобразования и анализ совместных действий по постановке цели.

Бесспорно, что в зависимости от связывающихся с целями мотивов цель приобретает различный личностный смысл, при этом сама цель деятельности определяется индивидуальным мотивом опосредованно (хотя в индивидуальную деятельность она не вторгается извне). На этом этапе важную роль играют личностные ценности. Большинство известных ученых, например, таких как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и пр., отмечают, что ценности обладают реальным мотивационным действием только при условии приобретения ими личностного смысла. Включение мотивации в процесс проектирования управления совместной деятельностью, а от нее к целепостроению, формируя при этом личностно-значимую цель курсанта -считаем весьма важным из всех факторов, обеспечивающих ее принятие любым субъектом деятельности.

Совместная деятельность, которая становится для курсанта личностно-значимой целью, является эффективной, «энерго-экоомичной», ожидаемой.

Дерево целей, как весьма сложный конструкт совметной деятельности, на наш взгляд, должен иметь собственную внутреннюю и внешнюю структуру. К внешней структуре можно отнести образ будущего результата совместной деятельности. К внутренней структуре - представление о характере и способе его достижения. Дерево целей совместной деятельности, способно стать регулирующей системой для выполнения конкретных действий совместной деятельности курсантов и преподавателя.

Корректно организованный процесс проектирования программы мотивационно-целевого управления совместной деятельностью позволяет оптимизировать сам процесс обучения це-леполаганию на основе следующих действий:

• формирование личностного мотива цели;

• создание суждения о результате и обращение его во внешний конструкт дерева целей -как «результат»;

• создание суждения о характере достижения результата и трансформация его во внутренний конструкт дерева целей - как «мотив достижения»;

• установление количественных характеристик уровня достижений совместной деятельности, оценка которого зависит от опыта курсанта.

Анализ процесса построения дерева целей для совместной деятельности показал, что главным препятствием для обеспечения эффективной совместной деятельности являются проблема влияния мотивационных установок даже самого преподавателя, а не только курсанта на характер задаваемых преподавателем генеральных целей, принятие и понимание их курсантами и отсутствие способов получения эффективной обратной связи. Следовательно, курсант обязан освоить операциональную структуру совместной деятельности и научиться самостоятельно формулировать ее цель.

Анализ теоретической и методической литературы, посвященной проблемам целеобразова-ния и целеполагания, а также проведенный нами анализ деятельности по постановке цели, позволил нам разработать теоретическую модель мотивационно-целевого управления совместной деятельностью, которая состоит из двух взаимосвязанных конструктов: деятельности преподавателя, обеспечивающий формулировку конкретного задания и генеральной нормативной цели; совместной деятельности преподавателя и студентов по созданию дерева целей курсантов по выполнению задания. Каждый аспект постановки тактической цели к тому или иному действию предполагает преимущественное формирование тех или иных аспектов структуры цели, однако для адекватного формирования структуры цели на каждом этапе процесса она должна быть представлена полностью.

Таким образом, проведенные нами исследования позволили разработать функциональную модель мотивационно-целевого управления совместной деятельности курсантов и преподавателей. Описанный нормативный способ реализации модели вполне может быть исследован дальше и внедрен преподавателями в образовательный процесс своего учреждения, поскольку формирует у курсантов умения не только совместно действовать, но и самостоятельно ставить учебную цель, что в целом повышает эффективность образовательной деятельности внутри поля мотивации.

Список литературы

1. Гладилина О.Ю. Среда SCRATCH как опыт синтеза философско-педагогических концепций и компьютерных технологий в свете образовательных стандартов нового поколения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 30.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 27.

3. Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: теория и практика. Монография. - Барнаул: БГПУ, 2007. 297 с.

4. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения. Монография. - Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2011. 204 с.

5. Шаталова Н.П. Развиваем конструктивное обучение // Школьные технологии, 2003. №4. С. 108-113

6. Шаталова Н.П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы, 2006. №5. С. 5660.

References

1. Gladilina O.Ju. Sreda SCRATCH kak opyt sinteza filosofsko-pedagogicheskih koncepcij i komp'juternyh tehnologij v svete obrazovatel'nyh standartov novogo pokolenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 1. 30 р.

2. Stoljarenko L.D. Pedagogicheskaja psihologija. 2-e izd., pererab. i dop. - Rostov n/D: Feniks, 2003.27 р.

3. Shatalova N.P. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noy sisteme shkola-vuz: teoriya i praktika. Monograph. - Barnaul: BGPU, 2007. 297 p.

4. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obucheniya. Monograph. - Krasnoyarsk: Nauchno-inno-vatsionnyy tsentr, 2011. 204 p.

5. Shatalova N.P. Razvivaem konstruktivnoe obuchenie // Shkol'nye tehnologii, 2003. №4. Рр. 108113.

6. Shatalova N.P. Sushhnost' konstruktivnogo obuchenija // Direktor shkoly, 2006. №5. Рр. 56-60. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Фоменко Сергей Иванович, соискатель учёной степени кандидата военных наук при кафедре истории и философии

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова проспект Ленина, 93, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353918, Россия e-mail: foks3@bk.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6825-5511

Шаталова Наталья Петровна, профессор, доцент, кандидат физико-математических наук

Новосибирский государственный университет (Куйбышевский филиал)

ул. Молодёжная, 7, г. Куйбышев, Новосибирская область, 632382, Россия

e-mail: giahp@mail.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3819-4125

DATA ABOUT THE AUTHORS

Fomenko Sergey Ivanovich, Part time Faculty of degree of Candidate of Military Sciences at the Department of History and Philosophy

State Marine University named after Admiral Ushakov 93, Lenin Avenue, Krasnodar, Novorossiysk, 353918, Russia e-mail: foks3@bk.ru

Shatalova Natalya Petrovna, Professor, Associate Professor, Candidate of physical and mathematical sciences

Novosibirsk State Pedagogical University

7, Molodezhnaya street, Kuybyshev, Novosibirskaya Region, 632382, Russia e-mail: giahp@mail.ru

Рецензент:

Жидкова Н.Д., доцент, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Куйбышевский филиал)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.