Научная статья на тему 'Методология проектирования патриотического воспитания при подготовке военных кадров'

Методология проектирования патриотического воспитания при подготовке военных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ЗАКОНЫ ТЕОРИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / METHODOLOGY / LAWS / LAWS OF THE THEORY OFPATRIOTICEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко С. И.

В данной статье рассматриваются проблемы развития теории патриотического воспитания в военных образовательных учреждениях России. Обосновывается идея о том, что патриотическое воспитание при подготовке военных кадров ведёт к повышению социального статуса военнослужащих России. В статье автор утверждает, что методологической основой теории патриотического воспитания являются законы и категории. Прослеживается факт того, что предлагаемые к исследованию специфического характера законы, выявленные на основе поиска закономерностей, обобщения фактов и явлений, систематизации знаний об образовательном процессе в военных учреждениях, могут помочь открыть законы глобального характера, но уже после отражения их в сознании общества. Целью статьи является анализ изучения военной науки, которая имеет свою методологию, требующую исследования и познания через практическую деятельность, например, в процессе подготовки военных кадров. Подготовку военных кадров можно назвать мировым процессом. Каждое государство рассматривает теорию патриотического воспитания своих военных кадров по-своему. Однако в процессе непрерывного реформирования образовательных военных организаций можно обнаружить идентичные взаимосвязи, определяющие общие закономерности. В статье предлагается авторская интерпретация ключевых направлений теории патриотического воспитания военнослужащих, на основе которых автором определены законы патриотического воспитания в образовательных военных учреждениях. Общие законы развития теории патриотического воспитания позволяют конструировать общую коммуникационную среду, что способствует консолидации, развитию принципов толерантности и гуманизма. Специфические законы теории патриотического воспитания, подтверждают уровень экономического, культурного и политического развития государства. Выявление закономерностей в процессе воспитания и подготовки военных кадров ведёт к созданию доступной образовательной среды, в которой действуют единые локальные и общие законы развития. В статье делается вывод о том, что исследование специфических военных законов и закономерностей, например, в теории патриотического воспитания, необходимо проводить сразу в нескольких направлениях: структурном: внутреннем и внешнем; административном; информационно-техническом. Однако не во всех военных образовательных учреждениях учитываются все перечисленные направления интегративно. Знание законов и закономерностей, утверждает автор, позволит обсудить проблемы создания условий для патриотического воспитания во всех вузах страны и для всех категорий военнослужащих. Определённые автором устойчивые взаимосвязи и различного рода зависимости, имеющие место при активизации патриотического воспитания в военном деле, позволяют установить ряд субъективных закономерностей процесса патриотического воспитания, которые обосновывают законы с точки зрения методологии педагогической науки. В статье также проанализированы некоторые аспекты системы патриотического воспитания, как аргумент существования существенных закономерностей её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY FOR PROJECTING PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL

This article discusses the problems of the theory of patriotic education in military educational institutions of Russia. The paper substantiates the idea that the patriotic education of military personnel in the course of their training leads to a higher social status of servicemen in the country. The author states that the methodological basis of the theory of patriotic education are realized in laws and categories. The work mentions that the lawscan help to discover the laws of a global nature, but only after their reflection in the consciousness of the society. The purpose of this paper is the analysis of the study of military science, which has its own methodology, which requires research and knowledge through practical activities, for example, in the training of military personnel. Training of military staff can be called a global process. Each state shall consider the theory of patriotic education of its military personnel in its own way. However, in the process of continuous reforming of education in military organizations one can found identical relationships that define the general laws. The article presents the author's interpretation of key trends in the theory of patriotic education of military personnel, on the basis of which the author defines the laws of patriotic education in educational military institutions. The general laws of development of the theory of patriotic education permit to construct a common communication environment that contributes to the consolidation and development of the principles of tolerance and humanism. Specific laws of the theory of patriotic education confirm the level of economic, cultural and political development of the state. Identification of patterns in the process of education and training of military personnel leads to the creation of an accessible learning environment, which have uniform local and general laws of development. The article concludes that the study of specific laws and the laws of war, for example, in the theory of patriotic education should be carried out in several directions: structural, internal and external; administrative and information technology. However, not all military educational institutions use all listed direction integratively. The knowledge of the laws and regularities, as the author says, will give an opportunity to discuss the problem of creating conditions for patriotic education in all universities of the country and for all categories of servicemen.Thus, the certain stable relationships and various dependencies, occurring during activation of patriotic education in military affairs, allow setting a number of subjective regularities of patriotic education that justify laws in terms of methodology of pedagogy. The article also analyzes some aspects of the system of patriotic education as an argument for the existence of significant patterns of its development.

Текст научной работы на тему «Методология проектирования патриотического воспитания при подготовке военных кадров»

Основной формой работы с детьми нами определены коллективные и групповые игровые развивающие занятия. Данная форма не может не диктовать и методический компонент модели, который может быть представлен различными видами игр. Кроме того, в данном комплексе активных методов, имеющих также игровую природу, находятся: метод игровых упражнений, игровых этюдов, коллективной театрализации.

Таким образом, в модели формирования общения детей раннего возраста находит отражение педагогическая система,

Библиографический список

включающая теоретические, организационно-структурные, содержательные компоненты. Реализация данного теоретического конструкта на практике может напрямую или косвенно способствовать процессу формирования коммуникативных умений детей раннего возраста. В связи с этим резонно появление в качестве одного из компонентов модели - результативного, предполагающего выделение показателей и критериев сформированности основных компонентов коммуникативных умений.

1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: 2-е издание. Москва, 2001.

2. Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспекты. Ярославль, 2010.

3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками Москва, 2000.

4. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. Санкт-Петербург, 2005.

5. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности. Available at: http: // toviech.ru

6. Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль, 2006. References

1. Lisina M.I. Obschenie, lichnost'ipsihika rebenka: 2-e izdanie. Moskva, 2001.

2. Belkina V.N. Vzaimodejstvie detej doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami: psihologicheskijipedagogicheskij aspekty. Yaroslavl', 2010.

3. Smirnova E.O. Osobennosti obscheniya s doshkol'nikami Moskva, 2000.

4. Valickaya A.P. Novaya shkola Rossii: kul'turotvorcheskaya model'. Sankt-Peterburg, 2005.

5. Kudryavcev V.T. Fenomen detskoj kreativnosti. Available at: http: // toviech.ru

6. Belkina V.N. Podgotovka studentov k pedagogicheskomu regulirovaniyu vzaimodejstviya detej so sverstnikami. Yaroslavl', 2006.

Статья поступила в редакцию 24.12.14

УДК 378

Fomenko S.I., postgraduate, History and Philosophy Department, Marine State Academy n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novosibirsk, Russia), Е-mail: fomenko.sergei.ivanovich@mail.ru

THE METHODOLOGY FOR PROJECTING PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL. This article discusses the problems of the theory of patriotic education in military educational institutions of Russia. The paper substantiates the idea that the patriotic education of military personnel in the course of their training leads to a higher social status of servicemen in the country. The author states that the methodological basis of the theory of patriotic education are realized in laws and categories.

The work mentions that the lawscan help to discover the laws of a global nature, but only after their reflection in the consciousness of the society. The purpose of this paper is the analysis of the study of military science, which has its own methodology, which requires research and knowledge through practical activities, for example, in the training of military personnel. Training of military staff can be called a global process. Each state shall consider the theory of patriotic education of its military personnel in its own way. However, in the process of continuous reforming of education in military organizations one can found identical relationships that define the general laws.

The article presents the author's interpretation of key trends in the theory of patriotic education of military personnel, on the basis of which the author defines the laws of patriotic education in educational military institutions. The general laws of development of the theory of patriotic education permit to construct a common communication environment that contributes to the consolidation and development of the principles of tolerance and humanism.

Specific laws of the theory of patriotic education confirm the level of economic, cultural and political development of the state. Identification of patterns in the process of education and training of military personnel leads to the creation of an accessible learning environment, which have uniform local and general laws of development.

The article concludes that the study of specific laws and the laws of war, for example, in the theory of patriotic education should be carried out in several directions: structural, internal and external; administrative and information technology. However, not all military educational institutions use all listed direction integratively. The knowledge of the laws and regularities, as the author says, will give an opportunity to discuss the problem of creating conditions for patriotic education in all universities of the country and for all categories of servicemen.Thus, the certain stable relationships and various dependencies, occurring during activation of patriotic education in military affairs, allow setting a number of subjective regularities of patriotic education that justify laws in terms of methodology of pedagogy. The article also analyzes some aspects of the system of patriotic education as an argument for the existence of significant patterns of its development.

Key words:methodology, laws, laws of the theory ofpatrioticeducation.

С.И.Фоменко, аспирант каф. истории и философии Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: fomenko.sergei.ivanovich@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ

В данной статье рассматриваются проблемы развития теории патриотического воспитания в военных образовательных учреждениях России. Обосновывается идея о том, что патриотическое воспитание при подготовке военных кадров ведёт к повышению социального статуса военнослужащих России. В статье автор утверждает, что методологической основой теории патриотического воспитания являются законы и категории.

Прослеживается факт того, что предлагаемые к исследованию специфического характера законы, выявленные на основе поиска закономерностей, обобщения фактов и явлений, систематизации знаний об образовательном процессе в военных учреждениях, могут помочь открыть законы глобального характера, но уже после отражения их в сознании общества. Целью статьи является анализ изучения военной науки, которая имеет свою методологию, требующую исследования и познания через практическую деятельность, например, в процессе подготовки военных кадров. Подготовку военных кадров можно назвать мировым процессом. Каждое государство рассматривает теорию патриотического воспитания своих военных кадров по-своему. Однако в процессе непрерывного реформирования образовательных военных организаций можно обнаружить идентичные взаимосвязи, определяющие общие закономерности.

В статье предлагается авторская интерпретация ключевых направлений теории патриотического воспитания военнослужащих, на основе которых автором определены законы патриотического воспитания в образовательных военных учреждениях. Общие законы развития теории патриотического воспитания позволяют конструировать общую коммуникационную среду, что способствует консолидации, развитию принципов толерантности и гуманизма.

Специфические законы теории патриотического воспитания, подтверждают уровень экономического, культурного и политического развития государства. Выявление закономерностей в процессе воспитания и подготовки военных кадров ведёт к созданию доступной образовательной среды, в которой действуют единые локальные и общие законы развития.

В статье делается вывод о том, что исследование специфических военных законов и закономерностей, например, в теории патриотического воспитания, необходимо проводить сразу в нескольких направлениях: структурном: внутреннем и внешнем; административном; информационно-техническом. Однако не во всех военных образовательных учреждениях учитываются все перечисленные направления интегративно. Знание законов и закономерностей, утверждает автор, позволит обсудить проблемы создания условий для патриотического воспитания во всех вузах страны и для всех категорий военнослужащих. Определённые автором устойчивые взаимосвязи и различного рода зависимости, имеющие место при активизации патриотического воспитания в военном деле, позволяют установить ряд субъективных закономерностей процесса патриотического воспитания, которые обосновывают законы с точки зрения методологии педагогической науки. В статье также проанализированы некоторые аспекты системы патриотического воспитания, как аргумент существования существенных закономерностей её развития.

Ключевые слова: методология, закономерности, законы теории патриотического воспитания.

Методологической основой теории патриотического воспитания являются законы и категории. В исследовании процессов воспитания в военных образовательных учреждениях теория патриотического воспитания использует результаты научных теорий естественных и политических наук с целью совершенствования методов патриотического воспитания и создания средств его проектирования.

Благодаря опыту, анализу и исследованиям процесса воспитания в военном образовательном учреждении существующая на сегодняшний день теория патриотического воспитания позволяет вскрыть объективно действующие внутри процессы.

Проектирование патриотического воспитания, его законы и закономерности развития опираются на обоснованные научные рекомендации по совершенствованию системы воспитательного процесса в целом. Рассмотрим сущность и функции законов проектирования патриотического воспитания.

Рассматривая закон как отношение между явлениями в обществе и природе, его повсеместно считают важным, актуальным, устойчивым и непрерывно повторяющимся. Любой закон, в том числе и закон теории патриотического воспитания, по своей сути является одной из многочисленных граней реального мира. Для познания закона теории патриотического воспитания выделим ключевые понятия о существовании этого изучаемого процесса (явления). Формой каждого понятия станет его словесное представление [1].

Для познания закона теории патриотического воспитания дадим чёткое определение его ключевых понятий и выявим условия их существования. Как показывает анализ методологий, описанных в различных источниках, именно такой подход находит отражение в двух классах законов: закон сохранения и закон изменения.

В поле действия законов сохранения, каждый исследуемый объект обладает определенными качествами, которые могут изменяться при определенных условиях. То есть исследуемый объект является в некотором роде инвариантом. Знание законов сохранения и изменения играет важную роль и при проектировании патриотического воспитания, поскольку без знания законов сохранения его объектов, организация воспитательного процесса в военных образовательных учреждениях в принципе недопустима.

Не менее важна вторая группа законов: закон изменения и закон развития. С точки зрения этих законов рассматривают-сяусловия изменения количества и его трансформация в новое качество. Законы сохранения и изменениядействуют в рамках рассматриваемого инварианта. А закон изменения и закон раз-витияобусловливают разрушение старого или появление нового объекта и его свойства. Важность знания закона изменения и закона развития для проектирования патриотического воспита-

ния в особых разъяснениях не нуждаются, поскольку всюду все в мире находится в непрерывном движении, а сохранение возможно лишь потому, что вместе с ним всегда наличествует обеспечивающее его изменение [2].

Термин «закон» предопределяет такое понятие, как «закономерность», которое некоторые ученыеотождествляют с ним. Однако под закономерностью необходимо понимать подчиненное закону, хотя и менее устойчивое отношение между объектами или явлениями. Термин «закономерность» лучше всего проявляет себя в тех случаях, когда повторяющиеся связи количественно проявляются не в полном объеме, и в воспитательном процессе военного образовательного учреждения при проектировании конкретно патриотического воспитания курсантов такое встречается нередко [3].

Заметим, что не всякая связь между составными элементами и свойствами патриотического воспитания в процессе военного образования есть закон, так как связь может быть необходимой и случайной, а закон выражает только необходимую связь.

Полагаем, здесь уместно будет рассмотреть генезис еще одного понятия - «сущность». Это понятие родственно понятиям «закон» и «закономерность». Сущность во всех научных источниках рассматривается как одна из форм всеобщности, которая выражает наиболее общие связи и отношения, исследуемого явления. Бесспорно, что законы носят объективный характер. Законы, выражают имеющиеся на данный момент времени отношения вещей и их отражение в сознании общества, а потому их уместно рассмотреть и при проектировании среды воинских коллективов образовательных учреждений. В научном сообществе законы классифицируют на: (1) законы общие; (2) законы универсальные; (3) законы локальные [4].

Законы патриотического воспитания в образовательных учреждениях носят естественно локальный характер, поскольку являются чисто специфическими, то есть относящимися к конкретному объекту исследования. Рассмотрим некоторые из них, которые имеют место в настоящее время.

Закон взаимозависимости информированности и конструктивности тактических целей и задач патриотического воспитания в военном образовательном учреждении отражает связь, которая существует между конструктивностью поставленных на каждом этапе процесса патриотического воспитания задач и объемом используемой для этого информации. Закон показывает, что для достижения тактических целей в процессе патриотического воспитания от исполнителей требуется определенная информированность, связанная с компетентностью субъектов и объектов воспитательного процесса. Недостаток информации одного из субъектов или объектов процесса ведет к деконструктивности всего процесса воспитания в целом.

Закон сохранения целесообразной соотносительности всех структур патриотического воспитания и его проектирования в образовательном военном учреждении обуславливает синхронность всего совокупного ряда конструктов (этапов, условий, субъектов и пр.) его составляющих. Между всеми конструктами, от которого зависит исход патриотического воспитания, должна поддерживаться конструктивная взаимосвязь, обеспечивающая наибольшую эффективность работы, ведущей к достижению генеральных и тактических целей процесса патриотического воспитания в военном учреждении. Закон сохранения целесообразной соотносительности показывает, что в случае дисбаланса возникают бесперспективные структуры, что ведет к задержке достижения цели и выполнения поставленных педагогических задач при патриотическом воспитании военнослужащих. Например, в норме управляемости, которая определяется адекватным числом объектов управления (возлагаемое на одно должностное лицо, одну систему управления) процессом патриотического воспитания, проявляется сам механизм воздействия рассматриваемого закона. Данный закон применим в процессе конструктивного распределения соотношений между правами и обязанностями лиц, несущих непосредственно ответственность за организацию процесса патриотического воспитания. Например, при выборе форм, методов, приемов и способов работы.

Закон синхронности технических средств и структур управления патриотическим воспитанием отражает условия обеспечения качества работы всех подструктур, участвующих в процессе патриотического воспитания. Интенсивность развития инновационных технологий управления воспитательным процессом и внедрение автоматизированных систем в практику управления рождает ряд проблем в системе функционирования всего образовательного процесса. На этом этапе бесспорно важна синхронность в работе техники и интеллектуальной силы. Такую совместимость мы видим в достижении слаженной работы в отделе таких структур процесса патриотического воспитания военнослужащих, как технический отдел, организационно-массовый отдел, программный отдел, информационный отдел и пр.

В заключение отметим, что устойчивые связи, зависимости, существующие в процессе патриотического воспитания в военном учреждении и вообще в военном деле - это и есть объективные законы. По мере развития науки, обобщения и систематизации знаний о строении и функционировании образовательного процесса в военных учреждениях рассматриваемые законы, которые носят локальный характер, вскрываются полнее и глубже по мере их познания и отражения в сознании общества. И только позднее постепенно становятся законами военной науки, необ-

Библиографический список

ходимыми для практической деятельности в подготовке военных кадров.

Таким образом, исследование специфических военных законов и закономерностей, например, в теории патриотического воспитания, считаем необходимым проводить сразу в нескольких направлениях: (1) структурное: внутреннее и внешнее; (2) административное; (3) информационно-техническое. Дадим краткую характеристику каждого из них.

Структурное направление изучает общие законы подготовки патриотично настроенных военнослужащих, поддержания в боевой готовности военных кадров, развития военной деятельности. Эти законы выражают ключевые связи, отношения и зависимости между различными гранями проектирования процесса патриотического воспитания в учебном военном учреждении:

• организационной структуры;

• информационной инфраструктуры;

• технической оснащенности;

• форм и способов организации образовательной деятельности военного учреждения;

• методов и способов принятия решений во время учебных ситуаций при воинской подготовке кадров и военнослужащих;

• условий и методов подготовки и ведения учебных военных операций.

Заметим, что при этом обязательно учитываются и внешние связи, которые оказывают на работу образовательного военного учреждения большое влияние.

Административное направление раскрывает связи и зависимости, которые существуют внутри каждой подсистемы процесса патриотического воспитания в военном образовательном учреждении. Каждая подсистем патриотического воспитания отвечает за соответствующую работу в соединении, части, подразделении как на одном, так и на различных уровнях управления. Кроме того, каждая подсистема патриотического воспитания демонстрирует формы организации и методы работы руководства, начальников: командования, штабов и групп боевого управления.

Информационно-техническое направление обеспечивает анализ возможностей и разработку предложений по использованию достижений в области компьютерной техники информатики, автоматики, информации, электроники и прочих теорий, имеющих результаты в области развития технических средств управления. Такой подход к выявлению, раскрытию, изучению законов и закономерностей теории патриотического воспитания, категорий управления и проектирования ей подтвержден практикой и представляется вполне правомерным и результативным.

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва: Наука, 1988.

2. Фоменко С.И. Современные условия гражданско-патриотического воспитания курсантов военного образовательного учреждения. Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения. Материалы II Международной научно-практической конференции. Дополнительный выпуск. Под редакцией Н.П. Шаталовой. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2014.

3. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров. В мире научных открытий. 2014;11(4), Серия: Социально-гуманитарные науки: 126-138.

4. Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: теория и практика. Барнаул: БГПУ, 2007.

References

1. Babanskij Yu.K. Pedagogika. Moskva: Nauka, 1988.

2. Fomenko S.I. Sovremennye usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya kursantov voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme Shkola-vuz: problemy i resheniya. Materialy II Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Dopolnitel'nyj vypusk. Pod redakciej N.P. Shatalovoj. Krasnoyarsk: OOO «Nauchno-innovacionnyj centr», 2014.

3. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Proektirovanie polya motivacii pri podgotovke voennyh kadrov. Vmire nauchnyh otkrytij. 2014;11(4), Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki: 126-138.

4. Shatalova N.P. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme shkola-vuz: teoriya i praktika. Barnaul: BGPU, 2007.

Статья поступила в редакцию 28.12.14

УДК 37.018.2

Hadzhimuratova A.D., postgraduate, Department of Arts, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia),

Е-mail: Gadjiev82@mail.ru

АESTHETIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF NATIONAL ART CULTURE OF THE CHECHEN REPUBLIC. The paper

discusses the necessity of aesthetic search of the most effective ways, forms and methods to overcome and to correct a low level of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.